Недвижный пруд лежал окольцованный крутыми берегами впр ответы
КНИГА ПЕРВАЯ. ВТОРЖЕНИЕ
Чем дольше не был в доме, где вырос и оставил свои ранние годы, тем беспокойнее стучит сердце, когда опять приближаешься к родному порогу.
Кажется, давно уже все позабылось, поросло мхом и грибами, да вдруг выглянет на повороте дороги какая-нибудь дряхлолетняя сосна, по которой карабкался мальчишкой, висел где-то на суку, под небесами, посвистывая Соловьем-разбойником, — и сами собой остановятся ноги.
Глядишь, глядишь на разлапую вершину и дивишься: да неужели ты все еще прежняя, какой была тогда? А я-то думал — уже больше ничего не повстречаешь былого, все переменилось или ушло. Но забвение — только дымка: дунет ветром — ее нет.
Так чувствовал себя Матвей Веригин, когда приехал на побывку к отцу на Смоленщину.
Ему повезло: у самой станции Белорусской дороги на рассвете его прихватил порожний грузовик с попутчицей-старушкой, успевшей занять местечко в кабине шофера, и баюкал в кузове скрипом, лязгом, хрустом своих разношенных мослов и суставов, пока не отмахал километров двадцать пять по жесткому уже грунту проселка с лужами в низинах после майского первого дождя.
Когда пришло время слезать, Матвей описал ногой, словно циркулем, полкруга через борт машины, упрочил ступню на заднем колесе, выбрал другую ногу и, балансируя ею, достал из кузова пиджак, сложенный подкладкой кверху. Спрыгнув наземь, он отошел от дороги, пощупал траву, глянул на ладонь — не сырая ли? — положил пиджак, вернулся, опять стал на колесо, выжал бицепсом в воздух, как гирю за ушко, веский чемоданчик, отнес его тоже на траву. Мгновение он постоял над вещами, потом нагнулся, переложил пиджак с травы на чемодан и пошел к шоферу, следившему за ним из своей деревянной кабины.
О цене Матвей сговорился на станции, но тут решил вместо условленной трешницы предложить два рубля, и так как свинство это было ему вполне понятно, то он попробовал обосновать предложение тем, что сам — московский шофер и потому может ожидать сочувствия.
— Та-ак. С добрым утром, — сказал шофер, косясь на своего пассажира.
Матвей улыбнулся. Улыбка его была во весь рот, сияющая зубами, похожими на набор образцов у зубного техника, но душевная и веселая.
— Чего оскалился? Ты, может, в Москве попутчиков задаром возишь?
— Я в Москве на должности.
— Мы тоже не единоличники.
— У нас в Москве за работу налево милиция права отбирает, — сказал Матвей будто, между прочим, и начал полегоньку отряхивать брюки от соломинок.
Шофер толкнул дверцу своей будки, свесил ноги в бурых сапогах наружу, внимательно посмотрел на Матвеевы туфли с резиновыми подошвами в палец толщиной.
— Тут пока милицию сыщешь, шины-то свои до пяток стопчешь, — сказал он не то с угрозой, не то с презрением к модным туфлям.
— Нет в тебе, друг, профессионального товарищества, — упрекнул Матвей.
— В тебе, вижу, есть: обманывать…
— Нехорошо говоришь, — сказал Матвей прискорбно.
— Кончай бобы разводить. Плати, как поладили. Мне ехать.
— Я у тебя со всего кузова грязь собрал. А костюм до сих пор не надеванный.
Матвей шагнул в сторону; чтобы увидеть за шофером лицо попутчицы и вызвать ее сочувствие. Но старушка, довольная нечаянной остановкой, дремала.
— На подушках привык! На «эмке». — насмешливо сказал шофер.
— Нет, брат, я на «кадиллаке». У меня хозяин выше вон этой елки, — опять улыбнулся Матвей. Он тряхнул головой в сторону лесной опушки, над зубчиками вершин которой вымахивала одинокая черная макушка ели, — глянешь — сломишь шапку.
Тогда шофер, будто озаренный солнечными искрами, прыснувшими от зубов Матвея, вдруг тоже улыбнулся.
— Ты, выходит, жук порядочный… — проговорил он с мягким одобрением.
— Ладно, — ответил Матвей, — получай сполна свое счастье.
Он вынул из жилетного кармана тонко спрессованную пачку бумажек, отсчитал три рубля, сровнял их по краям, протянул шоферу.
— Спасибо, что подвез, хороший человек.
Засовывая деньги на самое донышко нагрудного кармана гимнастерки, шофер спросил:
— Так ты, говоришь, из Коржиков?
— Коржицкий, — довольно сказал Матвей. — И отец коржицкий, и дед. Кузнецы были. Я и сам кузнецом был, до армий.
— Постой, — сказал шофер и спрыгнул на дорогу. — Это не твой отец в сельпо работает?
— Во Всходах? А то чей же? Илья Антоныч, — уважительно отвеличал отца Матвей. — Я у него старший из троих сынов.
— Так я ж его знаю. Он хворый, что ли?
— Ага, правильно, знаю.
— Вот видишь. А ты с меня деньги взял, как таксист, — еще раз сверкнул зубами Матвей.
Шофер засмеялся, влез к себе в будку, грохнул дверцей, выкрутил влево баранку, включил мотор, крикнул через окошко, быстро оглядывая Матвея с головы до ног:
— С такого не грех взять. В Москве наркома возишь?
— Видал или нет, кого вожу? — опять кивнул Матвей на елку.
— Ну, топай в свои Коржики. Счастливо!
Шум удалявшегося грузовика угасал постепенно, но как будто не угас совсем, а незаметно перешел в иное, слитное движение звуков. Это подул утренний ветер. Новый шум был не жесткий: листья берез и осин еще не выросли вполне и чуть шелестели, нежно касаясь друг друга липкой поверхностью.
В рябизне лоснившихся зайчиков прочерчивались полунагие розовые стебли, раскачиваемые ветром, и казалось — слышно было, как стебли ласково хлещут и прищелкивают по молодой листве. Весь этот шелест несся поверх леса, а по самой чаще, низом, глухо пробирался шорох еловых лап, окропленных остриями почек, пестревших своей оранжевой чешуей.
За говором деревьев Матвею неожиданно почудился кипучий лесной шум, который, бывало (загуляй только над землей большой ветер), манил бродить и бродить без конца, и воспоминание было так ощутимо резко, что у Матвея скользнул по спине холодок, и он, поеживаясь, вздохнул во всю полноту легких и надел пиджак.
Запахи, которыми он дышал, едучи в грузовике, — пережженного масла, бензина, суперфосфата и еще каких-то удобрений, перебывавших за весну в кузове, — все это развеялось без следа. Благоухание почвы с ее травами, смолистой хвои, пряной бересты оживило, как после речного купанья, все его тело.
— Ах, мать честная! — выговорил он, сладко расправляя плечи и руки.
От развилки дорог, на которой он стоял, до Коржиков считалось десять верст — это Матвей хорошо знал. В окрестных местах он прежде с отцом, потом в одиночку гонял зайцев, а изредка ходил и по перу. Тут были обширные лесные участки и вперемежку с ними — привольные поляны, закустившиеся вырубки со старыми ягодниками — и стол и дом для дичи.
Пройдя недалеко, Матвей увидел широкий склон, наполовину под мелколесьем осинника с березняком, наполовину под свежими пнями. Матвей тотчас признал это пространство, но представилось оно ему таким, каким было, когда он только начал, со слезами, увязываться за отцом на охоту, еще без ружья.
Там, где теперь вперегонки рвались кверху зелеными конусами молодые деревца, тогда кудрявились кусты по колено человеку, а на просторе нынешних пней стеною высился бор, отступивший сейчас вдаль от оголенного склона.
Вот на самом краю былых кустов, на выходе из бора, Илья Антоныч когда-то и показал сыну одним примерным выстрелом сноровку настоящего охотника, и выстрел этот словно заново прогремел над ухом Матвея, едва открылось ему знакомое место…
Тот день был неудачным. Уже темнело, а Матвейка (отец звал его так в детстве) все таскал за спиной сетчатую сумку с дюжиной подобранных от скуки боровиков, не думая больше ни о какой добыче. Выводки давно разбились. Молодая и старая птица одинаково была напугана бродившими весь август охотниками и так крепко держалась в гуще подлеска, что не сразу взлетала даже из-под носа собаки. Илье Антонычу наскучило носить ружье наперевес, ложей под мышкой, и он перекинул его за плечо. Когда Матвейка с отцом вышли на открытое, довольно светлое пространство лесной вырубки, сумрак позади слил весь бор в сплошную массу, и только стволы крайних деревьев чуть теплились косым закатным светом.
Источник
УПРАЖНЕНИЯ
«СИНОНИМЫ»
Из всех лексических средств наибольшими стилистическими возможностями обладают синонимы — слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения.
. Подберите слова, близкие по смыслу к глаголу говорить.
Например, витийствовать, ораторствовать, молвить, сообщать, вещать, нести, трепаться, замечать, ронять, городить, вопить, восклицать, горланить, рявкать, шептать, стрекотать, басить, брюзжать, шушукаться, верещать, скулить, мямлить, скандировать, чеканить, бубнить, частить, кудахтать, мурлыкать, трещать, щебетать, объявлять, молоть, плести, изрекать, бормотать, ввертывать и др.
Придумывая на ходу синонимы и произнося их, постарайтесь передать стилистический оттенок, который привносит предложенный вами глагол, наполнить реплику своим отношением.
Потренируем память (напомним: четвертый этап риторического действия — это запоминание). Усложним условие игры; от участников понадобятся еще большая внутренняя сосредоточенность и внимание. Каждый следующий участник повторяет все названные глаголы в том же порядке, в котором они звучали до него, вложив в подтекст сомнение. Свой же вариант глагола мы предлагаем в конце как единственно верный и неоспоримый. Таким образом, если третий участник повторяет всего два глагола, то десятый вынужден повторить в точности цепочку из девяти глаголов и т.д.
Выберите для игры в синонимы другие слова, например:
знаменитый, известный, большой.
красивый, привлекательный, симпатичный.
дорога, путь, тропа.
аккуратный, добросовестный, старательный.
засмеялся, прыснул, хихикнул, захохотал.
действия, старания, затеи.
врач, лекарь, спаситель.
дождь зашумел, зашелестел, застучал, забарабанил, пошел,заморосил, хлынул.
(Д. С. Лихачев признавался, что он с неделю подбирал следующие фразеологизмы: вопрос зарождается, поднимается, выдвигается, касается, разрабатывается, излагается, ставится на обсуждение, ставится ребром, становится наболевшим, исчерпывается, снимается).
. Проанализируйте, чем отличаются данные однокорневые синонимы в эмоционально-стилистическом отношении. Придумайте с ними предложения, выделяя это различие.
Как замечал А. С. Пушкин, «язык неистощим в соединении слов». Установите, что позволяет противопоставить друг другу синонимы в данных отрывках:
«А у Ули глаза были большие, темно-карие, — не глаза, а очи».
А. Фадеев «Он не ел, а вкушал».
«Двуличен он! Избави боже: Напрасно поклепал глупца. На этой откровенной роже нет и единого лица».
«Чай, Палагея-торада-радешенька, что помер он. » Некоторые поправляли: «Не помер, а — издох».
Важное качество речевой культуры-ееточность и ясность. Одно из условий достижения этого качества — правильное понимание смысла употребляемых слов, их буквального значения.
. Дайте собственное объяснение следующих слов, после чего сравните их с тем, что найдете в словаре иностранных слов, выпишите для себя их значение:
Поэтические возможности нашей речи проявляют себя в использовании тропов. Тропы(греч. — «оборот, поворот») — это употребление слов (словосочетаний, предложений) в переносном значении. Тропы увеличивают смысловую ёмкость высказывания, делают мысль более яркой, выразительной, обогащают речь художественно.
. Выпишите из произведений художественной литературы примеры использования образных выражений.
Тропами являются эпитет(образное, художественное определение), метафора(скрытое сравнение, перенесение свойств одного круга явлений на другой), сравнение (сопоставление двух или нескольких предметов, явлений), аллегория(иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ), гипербола (пре-
увеличение свойств, размеров, возможностей), литота (намеренное преуменьшение), перифраз (замена предмета описанием его признаков) и др. Например:
«старость так относится к жизни, как вечер к дню, поэтому можно назвать вечер «старостью дня», а старость — «вечером жизни»
«какому юноше, опутанному сетями соблазна»; «опасность не исчезает, глубже проникает в вены и внутренние органы государства»;
«Помпеи вывел вашу державу из границ земли и довел до пределов неба»
«улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»;
«куда, куда вы удалились, весны моей златые дни»;
«меж тем как мы, враги Гимена, в домашней жизни зрим один ряд утомительных картин»;
«как пена, грудь ее бела»
«Каждое слово — это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждет, пока кто-нибудь не произнесет это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обертки и вырвутся наружу сотни значений. »
Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка
та же добыча радия. В грамм добыча,
единого слова ради тысячи тонн
словесной руды. Но как
слов этих жжение рядом
слова-сырца. Эти слова
приводят в движение тысячи лет
. Подберите эпитеты для слова глаза. Например:
сердоликовые (Л. Толстой)
стеклянные, оленьи, агатовые, хитрющие, медовые, лучистые, оливковые, бездонные, бесцветные и т.д.
Красочное определение усиливает выразительность и образность речи, подчеркивает признаки предмета, обогащает содержание высказывания. Эпитет (греч. — «прибавленное, приложенное») не случайно называют «эмоциональным титулом» существительного (шутка гласит: нет такого хорошего существительного, которое нельзя было бы испортить прилагательным).
Произносите по очереди свои словосочетания, наполняйте внутренним видением, а значит и отношением, подтекстом создаваемый образ. Замечено, что если выступающий хочет воздействовать на разум слушателей, то он использует имена существительные, на волю — глаголы, на эмоции — прилагательные.
Найдите разнообразные эпитеты к выбранным словам (роза, дожди, дорога, голос и др.). Как они передают ваше отношение? Передавайте «приложенными» определениями образ, характер
предмета или явления, постарайтесь мысленно увидеть его, почувствуйте себя художником, рисующим картину:
Роза гордая, стыдливая, царственная, поникшая, брошенная.
Дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, косые.
. Найдите и выпишите у своих любимых поэтов и писателей эпитеты, которыми они характеризуют речь, язык, слово. Начните с отрывка из статьи К. В. Бальмонта «Русский язык (Воля как основа творчества)», который приведен ниже:
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится, и мечется, и уманивает сердце далеко за степь, пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в Синее Море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы, языка живого, сотворенного и однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово -Воля. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее».
. Подберите синонимы к прилагательному упоительный. Например, очаровательный, пленительный, прекрасный, бесподобный, чудесный, дивный и т.д.
Выбор слов для описания того или иного события задает цену впечатлениям, отражает отношение автора текста к описываемым явлениям. Интересный эксперимент приведен Р. Роликом в книге «Тезисы с комментариями. К основам эстетики». Следующие три текста наглядно показывают, как может измениться описание прекрасного пейзажа.
«Недвижный пруд лежал, окольцованный крутыми берегами. Дремучие ветлы, намертво сковавшие корнями плотину, как по отвесу, ниспускали свинцовые ветви к воде. На выступах берегов клонились березы, готовые ухнуть в пруд вместе с подмытыми корнями. Позади них темнел вековой парк с шапками лиственниц посередине, кучно подброшенными в поднебесье. Ряска зеленой крупой накрыла заводи, и, рассекая ее, точно перенизанные ниткой, скользили друг за дружкой сахарные утки. Рыболов в колпаке из газеты тихонько шугал их удилищем, чтобы не мешали. Грачи летели, и там, где все отражалось вниз головой, летели их отражения вверх животами».
К. Федин А это вариации:
«Круглый пруд со всех сторон имел крутые берега, и поверхность воды в пруде была гладкой. На заводях вода была покрыта ряской (ряска — водяное растение с очень мелкими зелеными листочками). На плотине росли старые ветлы. Их корни вросли в плотину и тем самым прочно укрепили ее. Ветки ветел свисали к поверхности пруда под углом 90 градусов. На выступах берегов росли березы. Корни берез были так подмыты водой, что березы сильно наклонились и вскоре должны были упасть в пруд. Дальше от берега был не менее чем столетний парк, который казался темнее берез. В центре парка, среди других деревьев, росла группа близко стоявших друг к дружке высоких лиственниц с густыми кронами. По заводям, одна за другой, плавало несколько белых уток. Их отгонял (осторожно, по-видимому) удилищем рыболов. На рыболове была самодельная шапка из газеты. В воде отражались пролетавшие над прудом грачи».
Во втором описании природы удержана вся без исключения объективная информация, все факты, однако пейзаж перестал быть привлекательным.
«Круглый пруд с крутыми берегами был похож на кастрюлю с заплесневевшими щами. По ядовитой зелени ряски, затянувшей заводи, как кусочки белого сала, нанизанные зачем-то на одну нитку, друг за дружкой скользили утки. Рыболов в шутовском колпаке из газеты изредка воровскими движениями отгонял их удилищем, опасаясь за свой улов. Над прудом, на выступах берега застыли в лакейски-покорном поклоне еле держащиеся на подмытых корнях и готовые рухнуть в воду березы, а на плотине, вцепившись корнями в ее старое тело, угрюмо нахохлились ветлы с седыми космами ветвей, бессильно свесившихся к воде. Над прудом пролетали грачи, и их отражения в местах, не тронутых плесенью ряски, казались барахтающейся вверх животами издыхающей дичью
И на весь этот тлен с равнодушным презрением взирали пушистые головы лиственниц, сгрудившихся тесной кучкой посередине одряхлевшего парка и вознесшихся над его темной стеной — подальше от этого чуждого им мира запустения и смерти».
Как видим, в пейзаже, представленном в третьем описании, совсем не осталось красоты русской природы.
. Придумайте речь, которая бы начиналась словами: «Не правда ли, это настоящее чудо природы». Удивите собеседников своим открытием. Опишите состояние природы, максимально используя тропы и эмоционально-экспрессивные средства речи. Уместное употребление их поможет достичь вашему описанию наглядности, «зримости», образной передачи впечатлений. Картины природы должны получиться цветные, оживленные звуками и запахами. Переживая «муки слова», заботясь о том, «чтобы сравнение было верно» (Л. Толстой), мы сможем по-настоящему осознать цену единственно точного, нужного слова, а не красивости и цветистости ради них самих. (Помните, как тургеневский Базаров одергивал Кирсанова: «О друг мой, Аркадий Николаевич! Об одном прошу тебя: не говори красиво.»)
Предварительно почитайте красочные описания природы в художественной литературе.
«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное—мирно всплывает из-под узкой и длинной тучи, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило».
Интересны размышления разных авторов о красоте и загадках природы, они также полезны в работе над этой темой.
«Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше мы осознаем, что она наполнена жизнью, и что жизнь есть тайна»
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней все — душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Быть может, вся природа –
Быть может, вся природа –
Быть может, вся природа –
Лишь числа и черты.
Быть может, вся природа –
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
О, человек, склонив колени,
Благодари в восторге небеса,
Что зришь еще один рассвет сирени
И слышишь птиц весенних голоса.
Земля цветет, вчера еще нагая,
Цветет душа, ее цветам внемля,
Нисходит в сердце радость всеблагая:
Ценней бессмертья — смертная земля.
Один лишь раз живя на этом свете
И землю ощущая столько раз,
Забудь о судьбах будущих столетий,
Вся жизнь твоя в лучах раскрытых глаз.
«Человек, став Человеком, увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, серые нити дождя в пасмурный осенний день, — увидел и изумился, пошел по земле, удивляясь. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет человеческая красота».
В. А. Сухомлинский
Приведем примеры самостоятельной работы обучающихся на тему «Чудо природы»:
Не правда ли, какое чудо — сны! Не правда ли, какое чудо — осень ? Давайте вместе у любого спросим. А есть ли что, прекраснее весны? А может быть, всего прекрасней дождь, Иль падающий снег, метель, морозы. А может быть, вас восхищают грозы, и бархатом укутанная ночь ? Вопрос такой нам задали, держись, Но на него ответа быть не может, Пока мы все, и я, конечно, тоже Вдруг не поймем, какое чудо-жизнь!
Чудес в природе не бывает, Все чудеса обречены. Прекрасен снег, но он растает, Лишь зазвенит капель весны. Весна подарит нам подснежник И грома первого раскат. Подснежник. Он завянет прежде, Чем птицы с юга прилетят. Вернутся птицы, защебечут, Заполнят пением сады. А летний день так быстротечен, Уж осени видны следы. Царица осень листопадом Укроет землю как ковром. Но дождь и вечная прохлада —Что чудного, скажите, в том? Так вот, чудес не существует! Они — воображенья плод! А солнце, тучи, ветер дует —Обычный календарный год.
Воображение развивает способность к творчеству. Мысленные представления помогают нам рисовать картины природы, удивляться и постигать ее чудеса. Как о поэтическом источнике писал о воображении Ф. Лорка:
«Для меня воображение — это синоним способности к открытию. Воображение выхватывает и проясняет фрагменты невидимой реальности Родная дочь воображения — метафора; иногда она рождается в мгновенной вспышке интуиции, озаренная долгой тоской предчувствия Поэтическое воображение изменяет суть вещей, они обретают свой истинный смысл, проявляют отношения, о которых мы раньше и не подозревали. Но всегда, всегда, всегда воображение оперирует только фактами четкой, вполне конкретной действительности Воображение — первая ступенька и основа всякой поэзии Поэт знает, что воображение поддается тренировке; гимнастика воображения может обогатить его, увеличить антенну восприятия света и усилить волну передачи Он слышит шум великих рек, его лоб овевает дыхание камышей, колышущихся «нигде». Поэт хочет услышать диалог насекомых под невиданными растениями. Хочет уловить музыку соков, струящихся в темном молчании по огромным стволам деревьев».
«Читайте простонародные сказки, молодые писатели, — писал А. С. Пушкин, -чтоб видеть свойства русского языка». Лучшие свойства русского языка мы видим в сказках самого А. С. Пушкина. Исполнение отрывков из них также позволит найти гармонию между словом и звуком. Не правда ли, кажется, так и слышна разговорная, яркая, озорная интонация самого автора?
Почитаем друг за другом (по одному-двухстишию) хорошо известные с детства строчки, начинающие поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». В исполнении текста ансамблем, очень важно слышать друг друга, передавать друг другу эстафету, поддерживая общее действие:
— У лукоморья дуб зеленый;
— Златая цепь на дубе том:
— И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом;
— Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит.
— Там чудеса: там леший бродит,
— Русалка на ветвях сидит;
— Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;
— Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей:
— Там лес и дол видений полны;
— Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных Чредой из волн выходят ясных, И с ними дядька их морской;
— Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя;
— Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря;
— В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит;
— Там ступа с Бабою-Ягой Идет, бредет сама собой;
— Там царь Кащей над златом чахнет;
— Там русский дух. там Русью пахнет!
— И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел. И кот ученый Свои мне сказки говорил.
— Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету.
. А теперь попробуйте строчки, которые только что исполнили, т.е. собственные отрывки пушкинского текста, пересказать своими словами в прозе. Постарайтесь сохранить колорит сказочного стиля речи. Можно начать, к примеру, так: «В некотором царстве, в некотором государстве в полной невиданных чудес стране под названием Лукоморье рос огромный-преогромный волшебный дуб. »
«Изучение старинных песен, сказок необходимо для знания свойств русского языка».
«Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг и, слава богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований. Альфиери изучал итальянский язык на флорентийском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком».
А. С. Пушкин. Из статей и заметок. «Опровержение на критики».
Несомненно, «золотыми кладовыми» для обучения богатству и лаконичности речи являются пословицы и поговорки.
Пословица- краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически и грамматически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирована житейская мудрость. В. И. Даль называет пословицу, дающую художественно-меткую, оригинальную, сочную оценку определенных жизненных явлений, маленькой притчей.
Поговорка — принятое, ходячее выражение, часто иносказательное, не являющееся цельной фразой, предложением (чем отличается от пословицы).
И! Соберите пословицы и поговорки на различные темы (используйте словари русских пословиц и поговорок).
Например, на темы
СЛОВО, ЯЗЫК, РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Язык разум открывает.
Человеческое слово стрелы острее.
Пулей попадешь в одного, а метким словом — в тысячу.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Не спеши языком —торопись делом.
Ласковым словом и камень растопишь,
Хорошо веревка длинная, а речь короткая.
Язык до Киева доведет.
Язык мой — враг мой.
За твоим языком не поспеешь босиком.
Выпустил словечко — не догонишь на крылечке.
Сказанное слово серебряное, несказанное — золотое.
Поговорка — цветок, пословица — ягодка.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Не скучай работой, а скучай заботой.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Труд человека кормит.
На «нет» и суда нет.
Сделал дело — гуляй смело.
Где цветок, там и медок.
Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Неизведанный друг нехорош для услуг.
Знаючи недруга, не зови на пир.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Короткий счет — длинная дружба.
Старый друг лучше новых двух.
Один в поле не воин.
Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
«. способность человеческой души, которая сказывается в сози-данье присловий, пословиц и поговорок и переходит в создание песни и целостной, мирообъемлющей, жизненной мудрости Ум и чувство, ища исхода в слове, всегда желают многогранности. Смотря в зеркало народной речи, легко противопоставлять одну пословицу другой, оспаривать одну поговорку другою. Народная речь именно о пословице говорит пословицами. Пословица недаром молвится. Пословица плодуща и живуща. От пословицы не уйдешь. Пословица не судима».
Повторим уже использовавшуюся нами в первом уроке форму словесного действия—диалог. Попробовать отточенную стилистику устной речи, ощутить естественную последовательность речевого процесса (сначала мысль, потом слово), потренировать гибкость интонации в словесном взаимодействии вы сможете с помощью диалогов, составленных из пословиц и поговорок.
«ДИАЛОГ ПО ДУШАМ»
Жена — Як тебе голублюсь, а ты ко мне тетеришься.
Муж — В семье не без урода.
Жена — Посватался да спрятался?
Муж — Вместе тесно, а врозь скучно. Не вижу—
душа мрет, увижу — с души прет.
Жена — Злобный муж всем не дюж!
Муж — Выбрала молодца, не пеняй на отца.
Жена — На работу так-сяк, а на еду—мастак!
Муж — Где пирог, там и лег.
Жена — Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, находишься без рубашки.
Муж — Не наше дело горшки лепить, а наше дело горшки колотить
Жена — У всякого Федорки свои отговорки.
Столкновение, борьбу двух мнений полезно разыграть в законченной сценке, этюде. Смелее увлекайте собеседника меткостью, силой и красотой образного слова. Ставя перед собой задачи, используйте действенную природу русского фольклора: поучайте, признавайтесь, намекайте, предостерегайте, призывайте, подкалывайте, убеждайте, насмехайтесь, попрекайте, настаивайте.
«ДИАЛОГ ПО ДЕЛУ»
Бездельник — Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Работник — Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Бездельник — Посеяно с лукошко, а выросло немножко.
Работник — Делать как-нибудь, так никак и не будет.
Бездельник — Работа не волк, в лес не убежит.
Работник — Без дела жить, только небо коптить.
Бездельник — Где блины — там и мы.
Работник — Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Бездельник — Гулять и плясать против нас не сыскать.
Работник — Сидит Елеся, ноги свеся.
Выразительность высказывания усиливается при использовании фразеологизмов. Фразеологические обороты— это воспроизводимые в готовом виде языковые конструкции. Они эмоциональны, помогают коротко передать весьма сложное содержание, часто придают речи ироническую окраску, могут быть использованы и в трансформированном виде, с иным значением для усиления экспрессии высказывания.
. Попробуйте найти фразеологические обороты в художественной литературе (примеры могут быть взяты из эпистолярной литературы). Например:
«Первый данный блин вышел, кажется, комом»;
«Во всю ивановскую трачу деньги, которые получил за своего «Иванова»»;
«Все собираюсь написать Вам, да, видно, моя повивальная бабка имела дело сначала с ленью, а потом уже со мной».
. Пользуясь фразеологическим словарем русского языка, определите значение данных фразеологических оборотов:
Источник