ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Костер
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Ветер задувает свечу
и раздувает костер
КНИГА ПЕРВАЯ. ВТОРЖЕНИЕ
Чем дольше не был в доме, где вырос и оставил свои ранние годы, тем беспокойнее стучит сердце, когда опять приближаешься к родному порогу.
Кажется, давно уже все позабылось, поросло мхом и грибами, да вдруг выглянет на повороте дороги какая-нибудь дряхлолетняя сосна, по которой карабкался мальчишкой, висел где-то на суку, под небесами, посвистывая Соловьем-разбойником, — и сами собой остановятся ноги.
Глядишь, глядишь на разлапую вершину и дивишься: да неужели ты все еще прежняя, какой была тогда? А я-то думал — уже больше ничего не повстречаешь былого, все переменилось или ушло. Но забвение — только дымка: дунет ветром — ее нет.
Так чувствовал себя Матвей Веригин, когда приехал на побывку к отцу на Смоленщину.
Ему повезло: у самой станции Белорусской дороги на рассвете его прихватил порожний грузовик с попутчицей-старушкой, успевшей занять местечко в кабине шофера, и баюкал в кузове скрипом, лязгом, хрустом своих разношенных мослов и суставов, пока не отмахал километров двадцать пять по жесткому уже грунту проселка с лужами в низинах после майского первого дождя.
Когда пришло время слезать, Матвей описал ногой, словно циркулем, полкруга через борт машины, упрочил ступню на заднем колесе, выбрал другую ногу и, балансируя ею, достал из кузова пиджак, сложенный подкладкой кверху. Спрыгнув наземь, он отошел от дороги, пощупал траву, глянул на ладонь — не сырая ли? — положил пиджак, вернулся, опять стал на колесо, выжал бицепсом в воздух, как гирю за ушко, веский чемоданчик, отнес его тоже на траву. Мгновение он постоял над вещами, потом нагнулся, переложил пиджак с травы на чемодан и пошел к шоферу, следившему за ним из своей деревянной кабины.
О цене Матвей сговорился на станции, но тут решил вместо условленной трешницы предложить два рубля, и так как свинство это было ему вполне понятно, то он попробовал обосновать предложение тем, что сам — московский шофер и потому может ожидать сочувствия.
— Та-ак. С добрым утром, — сказал шофер, косясь на своего пассажира.
Матвей улыбнулся. Улыбка его была во весь рот, сияющая зубами, похожими на набор образцов у зубного техника, но душевная и веселая.
— Чего оскалился? Ты, может, в Москве попутчиков задаром возишь?
— Я в Москве на должности.
— Мы тоже не единоличники.
— У нас в Москве за работу налево милиция права отбирает, — сказал Матвей будто, между прочим, и начал полегоньку отряхивать брюки от соломинок.
Шофер толкнул дверцу своей будки, свесил ноги в бурых сапогах наружу, внимательно посмотрел на Матвеевы туфли с резиновыми подошвами в палец толщиной.
— Тут пока милицию сыщешь, шины-то свои до пяток стопчешь, — сказал он не то с угрозой, не то с презрением к модным туфлям.
— Нет в тебе, друг, профессионального товарищества, — упрекнул Матвей.
— В тебе, вижу, есть: обманывать…
— Нехорошо говоришь, — сказал Матвей прискорбно.
— Кончай бобы разводить. Плати, как поладили. Мне ехать.
— Я у тебя со всего кузова грязь собрал. А костюм до сих пор не надеванный.
Матвей шагнул в сторону; чтобы увидеть за шофером лицо попутчицы и вызвать ее сочувствие. Но старушка, довольная нечаянной остановкой, дремала.
— На подушках привык! На «эмке». — насмешливо сказал шофер.
— Нет, брат, я на «кадиллаке». У меня хозяин выше вон этой елки, — опять улыбнулся Матвей. Он тряхнул головой в сторону лесной опушки, над зубчиками вершин которой вымахивала одинокая черная макушка ели, — глянешь — сломишь шапку.
Тогда шофер, будто озаренный солнечными искрами, прыснувшими от зубов Матвея, вдруг тоже улыбнулся.
— Ты, выходит, жук порядочный… — проговорил он с мягким одобрением.
— Ладно, — ответил Матвей, — получай сполна свое счастье.
Он вынул из жилетного кармана тонко спрессованную пачку бумажек, отсчитал три рубля, сровнял их по краям, протянул шоферу.
— Спасибо, что подвез, хороший человек.
Засовывая деньги на самое донышко нагрудного кармана гимнастерки, шофер спросил:
— Так ты, говоришь, из Коржиков?
— Коржицкий, — довольно сказал Матвей. — И отец коржицкий, и дед. Кузнецы были. Я и сам кузнецом был, до армий.
— Постой, — сказал шофер и спрыгнул на дорогу. — Это не твой отец в сельпо работает?
— Во Всходах? А то чей же? Илья Антоныч, — уважительно отвеличал отца Матвей. — Я у него старший из троих сынов.
— Так я ж его знаю. Он хворый, что ли?
— Ага, правильно, знаю.
— Вот видишь. А ты с меня деньги взял, как таксист, — еще раз сверкнул зубами Матвей.
Шофер засмеялся, влез к себе в будку, грохнул дверцей, выкрутил влево баранку, включил мотор, крикнул через окошко, быстро оглядывая Матвея с головы до ног:
— С такого не грех взять. В Москве наркома возишь?
— Видал или нет, кого вожу? — опять кивнул Матвей на елку.
— Ну, топай в свои Коржики. Счастливо!
Шум удалявшегося грузовика угасал постепенно, но как будто не угас совсем, а незаметно перешел в иное, слитное движение звуков. Это подул утренний ветер. Новый шум был не жесткий: листья берез и осин еще не выросли вполне и чуть шелестели, нежно касаясь друг друга липкой поверхностью.
В рябизне лоснившихся зайчиков прочерчивались полунагие розовые стебли, раскачиваемые ветром, и казалось — слышно было, как стебли ласково хлещут и прищелкивают по молодой листве. Весь этот шелест несся поверх леса, а по самой чаще, низом, глухо пробирался шорох еловых лап, окропленных остриями почек, пестревших своей оранжевой чешуей.
За говором деревьев Матвею неожиданно почудился кипучий лесной шум, который, бывало (загуляй только над землей большой ветер), манил бродить и бродить без конца, и воспоминание было так ощутимо резко, что у Матвея скользнул по спине холодок, и он, поеживаясь, вздохнул во всю полноту легких и надел пиджак.
Запахи, которыми он дышал, едучи в грузовике, — пережженного масла, бензина, суперфосфата и еще каких-то удобрений, перебывавших за весну в кузове, — все это развеялось без следа. Благоухание
Источник
Текст книги «Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать»
Автор книги: Ольга Марченко
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 11 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Урок 5. Стиль
Богатство слов есть необходимое условие хорошего слога.
До этого урока наш тренинг касался только сферы actio – произношения. Обратимся теперь к третьему этапу риторического действия – элокуции, или выражению. Это не что иное, как способность облечь наши мысли и чувства в конкретные слова и фразы, создать текст, стилистически его обработать и украсить.
Известен афоризм: «Стиль – это сам человек». Поспорить трудно. Как продолжение этого обобщения предложим следующее размышление М. Чехова: «Стиль есть единство всех тех средств, способов и форм, которыми в данном произведении искусства выражена духовная идея…»
Очень многозначное сегодня слово стиль в древности означало заостренную с одного конца палочку, стержень из дерева, кости или металла. Острым концом писали на восковых дощечках, а другим, закругленным разравнивали воск, чтобы писать снова. Совет «Почаще поворачивай стиль!» означал: исправляй, улучшай, совершенствуй.
Слово-звук, слово-образ, слово-понятие – умение использовать эти три ипостаси слова сделает нашу речь богаче, образнее, а значит, выразительнее, убеди тельнее. Не напрасно понятие «элокуция» отождествляется с понятием «красноречие». Красноречие, несомненно, зависит от лексического и фразеологического богатства каждого человека и стилистической гибкости при пользовании им. «Слово – великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем» (П. С. Пороховщиков).
. Читая книги, держите под рукой бумагу и карандаш. Ведите дневник. Выписывайте в него интересные мысли, выражения, речевые обороты, афоризмы, яркие высказывания. Сам процесс составления заметок обостряет ваше внимание, тренирует память. Словарный запас увеличивается от соприкосновения с кладовыми большой литературы. Записи по интересующим вас темам лучше делать на карточках, чтобы потом использовать их в выступлении. Вовремя и кстати приведенные афоризмы, сентенции, каламбуры, парадоксы, фразеологизмы, идиоматические выражения, цитаты, крылатые слова и выражения являются эмоционально-экспрессивными средствами речи, обладают особой способностью влиять, убеждать, служат дополнительным доказательством вашего мнения. «Разве не правда, что звонкая цитата соблазняет нас больше, чем правдивая речь?» (М. Монтень). Не случайно говорят: «Цитирование – лучший способ мыслить оригинально». «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А. С. Пушкин).
Пусть среди записей появится и эта:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал.
Упражнения
«Синонимы»
Из всех лексических средств наибольшими стилистическими возможностями обладают синонимы – слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения.
. Подберите синонимы к прилагательному упоительный.
Например, очаровательный, пленительный, прекрасный, бесподобный, чудесный, дивный, волшебный и т. д.
. Подберите слова, близкие по смыслу к глаголу говорить.
Например, витийствовать, ораторствовать, молвить, сообщать, вещать, нести, трепаться, замечать, ронять, городить, вопить, восклицать, долдонить, горланить, рявкать, шептать, стрекотать, басить, брюзжать, шушукаться, верещать, скулить, мямлить, скандировать, чеканить, бубнить, частить, кудахтать, мурлыкать, трещать, щебетать, объявлять, молоть, плести, изрекать, бормотать, ввертывать и др.
Придумывая на ходу синонимы и произнося их, постарайтесь пере дать стилистический оттенок, который привносит предложенный вами глагол, наполнить реплику своим отношением.
Потренируем память (напомним: четвертый этап риторического действия – это запоминание). Усложним условие игры; от участников понадобятся еще большая внутренняя сосредоточенность и внимание. Каждый следующий участник повторяет все названные глаголы в том же порядке, в котором они звучали до него, вложив в подтекст сомнение. Свой же вариант глагола мы предлагаем в конце как единственно верный и неоспоримый. Таким образом, если третий участник повторяет всего два глагола, то десятый вынужден повторить в точности цепочку из девяти глаголов и т. д.
Выберите для игры в синонимы другие слова, например:
знаменитый, известный, большой…
красивый, привлекательный, симпатичный…
дорога, путь, тропа…
аккуратный, добросовестный, старательный…
засмеялся, прыснул, хихикнул, захохотал…
действия, старания, затеи…
врач, лекарь, спаситель….
дождь зашумел, зашелестел, застучал, забарабанил, пошел, заморосил, хлынул…
Д. С. Лихачев признавался, что он с неделю подбирал следующие фразеологизмы: вопрос зарождается, поднимается, выдвигается, касается, разрабатывается, излагается, ставится на обсуждение, ставится ребром, становится наболевшим, исчерпывается, снимается.
. Проанализируйте, чем отличаются данные однокорневые синонимы в эмоционально-стилистическом отношении. Придумайте с ними предложения, выделяя это различие.
Как замечал А. С. Пушкин, «язык неистощим в соединении слов».
Установите, что позволяет противопоставить друг другу синонимы в данных отрывках:
«А у Ули глаза были большие, темно-карие, – не глаза, а очи».
«Он не ел, а вкушал».
«Двуличен он! избави боже:
Напрасно поклепал глупца.
На этой откровенной роже
Нет и единого лица».
– Чай, Палагея-то рада-радешенька, что помер он…
Некоторые поправ ляли:
– Не помер, а – издох.
Отрывок из статьи В. Маяковского «Как делать стихи» наглядно показывает, с каким упорством подбирает автор выражение для того, чтобы точно передать свою мысль и чувство:
«Без всяких комментариев приведу постепенную обработку слов в одной строке:
1) наши дни к веселью мало оборудованы;
2) наши дни под радость мало оборудованы;
3) наши дни под счастье мало оборудованы;
4) наша жизнь к веселью мало оборудована;
5) наша жизнь под радость мало оборудована;
6) наша жизнь под счастье мало оборудована;
7) для веселий планета наша мало оборудована;
8) для веселостей планета наша мало оборудована;
9) не особенно планета наша для веселий оборудована;
10) не особенно планета наша для веселья оборудована;
11) планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;
и, наконец, последняя, 12-я –
12) для веселия планета наша мало оборудована.
Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких слов».
Важное качество речевой культуры – ее точность и ясность. Одно из условий достижения этого качества – правильное понимание смысла употребляемых слов, их буквального значения.
. Дайте собственное объяснение следующих слов, после чего сравните их с тем, которое найдете в словаре иностранных слов, выпишите для себя их значения:
Для достижения такого качества речи, как правильность, очень важно различать в речи паронимы (греч. para – «возле, при»; onyma – «имя») – слова, которые принадлежат к одной части речи, близкие по звучанию, но различные по значению. Паронимы могут различаться приставками (оплатить – уплатить), суффиксами (существо – сущность). По лексическому значению паронимы могут быть с небольшими смысловыми различиями (длинный – длительный), а также резко различающиеся по смыслу (дефектный и дефективный). Например, слова дружеский и дружественный имеют общее значение «выражающий дружбу». Но в слове дружественный есть дополнительный оттенок значения – некоторая официальность. Когда речь идет о друзьях, используется слово дружеский. Когда же речь заходит о народах, тогда употребляется слово дружественный. Паронимы являются одним из источников трудностей словоупотребления. Их значения уточняйте в словарях.
. Придумайте предложения, используя слова:
Чтобы различать слова, запомните: Надевать одежду, одевать Надежду.
Поэтические возможности нашей речи проявляют себя в использовании тропов. Тропы (греч. – «оборот, поворот») – это употребление слов (словосочетаний, предложений) в переносном значении. Тропы увеличивают смысловую емкость высказывания, делают мысль более яркой, выразительной, обогащают речь художественно.
. Выпишите из произведений художественной литературы примеры использования образных выражений.
Тропами являются эпитет (образное, художественное определение), метафора (скрытое сравнение, перенесение свойств одного круга явлений на другой), сравнение (сопоставление двух или нескольких предметов, явлений), аллегория (иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ), гипербола (преувеличение свойств, размеров, возможностей), литота (намеренное преуменьшение), перифраз (замена предмета описанием его признаков) и др.
«Старость так относится к жизни, как вечер к дню, поэтому можно назвать вечер „старостью дня”, а старость – „вечером жизни”».
«какому юноше, опутанному сетями соблазна»;
«опасность не исчезает, глубже проникает в вены и внутренние органы-государства»;
«Помпей вывел вашу державу из границ земли и довел до пределов неба».
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Куда, куда вы удалились,
весны моей златые дни;
Меж тем как мы, враги Гимена,
В домашней жизни зрим один
Ряд утомительных картин;
Как пена, грудь ее бела.
«Каждое слово – это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждет, пока кто-нибудь не произнесет это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обертки и вырвутся наружу сотни значений…»
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в годы труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Упражнения
«Эпитеты»
. Подберите эпитеты для слова глаза.
сапфирные (А. С. Грибоедов)
сердоликовые (Л. Н. Толстой)
васильковые (С. А. Есенин)
стеклянные, оленьи, агатовые, хитрющие, медовые, лучистые, оливковые, бездонные, бесцветные и т. д.
Красочное определение усиливает выразительность и образность речи, подчеркивает признаки предмета, обогащает содержание высказывания. Эпитет (греч. – «прибавленное, приложенное») не случайно называют «эмоциональным титулом» существительного (шутка гласит: нет такого хорошего существительного, которое нельзя было бы испортить прилагательным).
Произносите по очереди свои словосочетания, наполняйте внутренним видением, а значит, и отношением, подтекстом, создаваемый образ.
Замечено, что если выступающий хочет воздействовать на разум слушателей, то он использует имена существительные, на волю – глаголы, на эмоции – прилагательные.
. Какое настроение создают прилагательные в отрывке из стихотворения Э. Рязанова? Перескажите своими словами о состоянии автора.
Хочется легкого, светлого, нежного,
раннего, хрупкого и пустопорожнего,
и безрассудного, и безмятежного,
напрочь забытого и невозможного.
Хочется рухнуть в траву непомятую,
в небо уставить глаза завидущие
и окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать все живущее.
. Найдите разнообразные эпитеты к одному из имен существительных: роза, дожди, дорога, голос и др. Как они передают ваше отношение? Передавайте «приложенными» определениями образ, характер предмета или явления, постарайтесь мысленно увидеть его, почувствуйте себя художником, рисующим картину:
Роза гордая, стыдливая, царственная, поникшая, брошенная…
Дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, косые, серые…
Чтобы ярко, живо, передавая свое настроение, рассказывать о том, что мы видим вокруг, нужно научиться пользоваться словами так же, как художник красками. В художественных текстах всегда использовалась «символика цвета». Каждый из нас подберет цвет, чтобы охарактеризовать радость и скуку, разные психологические состояния.
. Найдите примеры использования цвета различными авторами и проанализируйте символическое значение белого, черного, красного…
«и никнет кисть рябины желто-красной»,
«непоправимо белая страница»
Давайте вспомним феерию А. Грина «Алые паруса» и еще раз увидим оттенки алого и нахождение истинного цвета – цвета Мечты:
«Грэй побывал в трех лавках, придавая особенное значение точности выбора, так как мысленно видел уже нужный цвет и оттенок. В двух первых лавках ему показали шелка базарных цветов, предназначенные удовлетворить незатейливое тщеславие; в третьей он нашел образцы сложных эффектов. Хозяин лавки радостно суетился, выкладывая залежавшиеся материи, но Грэй был серьезен, как анатом. Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный, густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные – в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» – «прекрасно» – «великолепно» – «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана; что приносил лавочник, было хорошо, но не вызывало ясного и твердого „да”. Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя ‹…› Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было также ни синевы, ни тени – ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения».
. Найдите и выпишите у своих любимых поэтов и писателей эпитеты, которыми они характеризуют речь, язык, слово.
Познакомьтесь с отрывком из статьи К. Бальмонта «Русский язык (Воля как основа творчества)», который приведен ниже.
«Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится, и мечется, и уманивает сердце далеко за степь, пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в Синее Море, – из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы, языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово – Воля. ‹…› Это слово – самое дорогое и всеобъемлющее».
Выбор слов для описания того или иного события задает цену впечатлениям, отражает отношение автора текста к описываемым явлениям. Интересный эксперимент приведен Р. Роликом в книге «Тезисы с комментариями. К основам эстетики». Следующие три текста наглядно показывают, как может измениться описание прекрасного пейзажа.
«Недвижный пруд лежал, окольцованный крутыми берегами. Дремучие ветлы, намертво сковавшие корнями плотину, как по отвесу, ниспускали свинцовые ветви к воде. На выступах берегов клонились березы, готовые ухнуть в пруд вместе с подмытыми корнями. Позади них темнел вековой парк с шапками лиственниц посередине, кучно подброшенными в поднебесье. Ряска зеленой крупой накрыла заводи, и, рассекая ее, точно перенизанные ниткой, скользили друг за дружкой сахарные утки. Рыболов в колпаке из газеты тихонько шугал их удилищем, чтобы не мешали. Грачи летели, и там, где все отражалось вниз головой, летели их отражения вверх животами».
«Круглый пруд со всех сторон имел крутые берега, и поверхность воды в пруде была гладкой. На заводях вода была покрыта ряской (ряска – водяное растение с очень мелкими зелеными листочками). На плотине росли старые ветлы. Их корни вросли в плотину и тем самым прочно укрепили ее. Ветки ветел свисали к поверхности пруда под углом 90 градусов. На выступах берегов росли березы. Корни берез были так подмыты водой, что березы сильно наклонились и вскоре должны были упасть в пруд. Дальше от берега был не менее чем столетний парк, который казался темнее берез. В центре парка, среди других деревьев, росла группа близко стоявших друг к дружке высоких лиственниц с густыми кронами. По заводям, одна за другой, плавало несколько белых уток. Их отгонял (осторожно, по-видимому) удилищем рыболов. На рыболове была самодельная шапка из газеты. В воде отражались пролетавшие над прудом грачи».
Во втором описании природы удержана вся без исключения объективная информация, все факты, однако пейзаж перестал быть привлекательным.
«Круглый пруд с крутыми берегами был похож на кастрюлю с заплесневевшими щами. По ядовитой зелени ряски, затянувшей заводи, как кусочки белого сала, нанизанные зачем-то на одну нитку, друг за дружкой скользили утки. Рыболов в шутовском колпаке из газеты изредка воровскими движениями отгонял их удилищем, опасаясь за свой улов. Над прудом, на выступах берега застыли в лакейски-покорном поклоне еле держащиеся на подмытых корнях и готовые рухнуть в воду березы, а на плотине, вцепившись корнями в ее старое тело, угрюмо нахохлились ветлы с седыми космами ветвей, бессильно свесившихся к воде. Над прудом пролетали грачи, и их отражения в местах, не тронутых плесенью ряски, казались барахтающейся вверх животами издыхающей дичью.
И на весь этот тлен с равнодушным презрением взирали пушистые головы лиственниц, сгрудившихся тесной кучкой посередине одряхлевшего парка и вознесшихся над его темной стеной – подальше от этого чуждого им мира запустения и смерти».
Как видим, в пейзаже, представленном в третьем описании, совсем не осталось красоты русской природы.
. Придумайте речь, которая бы начиналась словами: «Не правда ли, это настоящее чудо природы…». Удивите собеседников своим открытием. Опишите состояние природы, максимально используя тропы и эмоционально-экспрессивные средства речи. Уместное употребление их поможет достичь вашему описанию наглядности, «зримости», образной передачи впечатлений. Картины природы должны получиться цветные, оживленные звуками и запахами. Переживая «муки слова», заботясь о том, «чтобы сравнение было верно» (Л. Толстой), мы сможем по-настоящему осознать цену единственно точного, нужного слова, а не красивости и цветистости ради них самих. (Помните, как тургеневский Базаров одергивал Кирсанова: «О друг мой, Аркадий Николаевич! Об одном прошу тебя: не говори красиво».)
Предварительно почитайте красочные описания природы в художественной литературе.
«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное – мирно всплывает из-под узкой и длинной тучи, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило».
Интересны размышления разных авторов о красоте и загадках природы, они также полезны в работе над этой темой.
«Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше мы осознаем, что она наполнена жизнью, и что жизнь есть тайна».
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней все – душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Быть может, вся природа –
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа –
Различность голосов?
Быть может, вся природа –
Лишь числа и черты.
Быть может, вся природа –
Желанье красоты.
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
О, человек, склонив колени,
Благодари в восторге небеса,
Что зришь еще один рассвет сирени
И слышишь птиц весенних голоса.
Земля цветет, вчера еще нагая,
Цветет душа, ее цветам внемля,
Нисходит в сердце радость всеблагая:
Ценней бессмертья – смертная земля.
Один лишь раз живя на этом свете
И землю ощущая столько раз,
Забудь о судьбах будущих столетий,
Вся жизнь твоя в лучах раскрытых глаз.
«Человек, став Человеком, увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, серые нити дождя в пасмурный осенний день, – увидел и изумился, пошел по земле, удивляясь… Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет человеческая красота».
«Природа не знает непластичности. Прибой волн, качание ветки, бег лошади, смена дня на вечер, внезапный вихрь, покой горных пространств, бешеный прыжок водопада, тяжелый шаг слона, уродство форм бегемота – все это пластично; здесь нет конфуза, смущения, неловкой напряженности, выучки, сухости».
Приведем примеры самостоятельных работ на тему «Чудо природы»:
Чудо природы
Не правда ли, это настоящее чудо природы – роса?
Приходилось ли вам видеть летним утром целое поле алмазов? Под ярким, еще не горячим солнцем, сочная зелень, издали чуть седоватая от росы… Тишина! От легчайшего дуновения ветерка качнутся травинки и вспыхнут разными цветами алмазы… то тут, то там… Ну это ли не чудо? Вроде обычные капли воды, а сколько в них прелести и загадки!
А как приятно умыться утренней росой, ощутить ее свежесть на губах, а потом побежать по ней босиком! Бежишь, а в глазах рябит от многообразия этих радужных бусинок у тебя под ногами! Да, да, именно радужных! Каждая из них вобрала в себя все многообразие цвета радуги.
Особенно красива роса на нитях паутины. Будто сотни и тысячи ограненных бриллиантов соединили тончайшими нитями в большое ожерелье.
Можно любоваться и любоваться этим чудом природы. Но утреннее солнце припекает все жарче. И капельки росы одна за другой гаснут, словно звезды на вечернем небосклоне.
До новой встречи, мое драгоценное чудо из чудес!
Чудо природы
Не правда ли, какое чудо – сны?
Не правда ли, какое чудо – осень?
Давайте вместе у любого спросим.
А есть ли что, прекраснее весны?
А может быть, всего прекрасней дождь,
Иль падающий снег, метель, морозы…
А может быть, вас восхищают грозы,
И бархатом укутанная ночь?
Вопрос такой нам задали, держись,
Но на него ответа быть не может,
Пока мы все, и я, конечно, тоже
Вдруг не поймем, какое чудо – жизнь!
Чудес в природе не бывает,
Все чудеса обречены.
Прекрасен снег, но он растает,
Лишь зазвенит капель весны.
Весна подарит нам подснежник
И грома первого раскат.
Подснежник… Он завянет прежде,
Чем птицы с юга прилетят.
Вернутся птицы, защебечут,
Заполнят пением сады.
А летний день так быстротечен,
Уж осени видны следы.
Царица осень листопадом
Укроет землю как ковром.
Но дождь и вечная прохлада –
Что чудного, скажите, в том?
Так вот, чудес не существует!
Они – воображенья плод!
А солнце, тучи, ветер дует –
Обычный календарный год.
Чудеса на свете есть,
Чудеса и там, и здесь.
Посмотри на лес, на луг,
И на север, и на юг!
Чтоб увидеть чудеса,
Посмотри на небеса.
Там особое есть чудо!
От тебя скрывать не буду:
Тайна светлая небес,
Это чудо из чудес!
Водят звезды круглый год
Вокруг солнца хоровод!
И твоя душа, малыш,
В час, когда ты сладко спишь,
Раскрывается цветком –
Лепесток за лепестком!
Воображение развивает способность к творчеству. Мысленные представления помогают нам рисовать картины природы, удивляться и постигать ее чудеса. Как о поэтическом источнике писал о воображении Ф. Лорка:
«Для меня воображение – это синоним способности к открытию. Воображение выхватывает и проясняет фрагменты невидимой реальности ‹…› Родная дочь воображения – метафора; иногда она рождается в мгновенной вспышке интуиции, озаренная долгой тоской предчувствия ‹…› Поэтическое воображение изменяет суть вещей, они обретают свой истинный смысл, проявляют отношения, о которых мы раньше и не подозревали. Но всегда, всегда, всегда воображение оперирует только фактами четкой, вполне конкретной действительности ‹…› Воображение – первая ступенька и основа всякой поэзии ‹…› Поэт знает, что воображение поддается тренировке; гимнастика воображения может обогатить его, увеличить антенну восприятия света и усилить волну передачи. Он слышит шум великих рек, его лоб овевает дыхание камышей, колышущихся „нигде”. Поэт хочет услышать диалог насекомых под невиданными растениями. Хочет уловить музыку соков, струящихся в темном молчании по огромным стволам деревьев».
«Читайте простонародные сказки, молодые писатели, – писал А. С. Пушкин, – чтоб видеть свойства русского языка». Лучшие свойства русского языка мы видим в сказках самого А. С. Пушкина. Исполнение отрывков из них также позволит найти гармонию между словом и звуком. Не правда ли, кажется, так и слышна разговорная, яркая, озорная интонация самого автора?
. Почитаем друг за другом (по одной строчке или двухстишию) хорошо известные с детства строчки, начинающие поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». В исполнении текста ансамблем, очень важно слышать друг друга, передавать друг другу эстафету, поддерживая общее действие:
– У лукоморья дуб зеленый;
– Златая цепь на дубе том:
– И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
– Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
– Там чудеса: там леший бродит,
– Русалка на ветвях сидит;
– Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
– Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
– Там лес и дол видений полны;
– Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из волн выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
– Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
– Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
– В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
– Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
– Там царь Кащей над златом чахнет;
– Там русский дух… там Русью пахнет!
– И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел. И кот ученый
Свои мне сказки говорил.
– Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
. А теперь попробуйте строчки, которые только что исполнили, т. е. собственные отрывки пушкинского текста, пересказать своими словами в прозе. Постарайтесь сохранить колорит сказочного стиля речи. Можно начать, например, так: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В некотором царстве, в некотором государстве в полной невиданных чудес стране под названием Лукоморье рос огромный-преогромный волшебный дуб…»
«Изучение старинных песен, сказок необходимо для знания свойств русского языка».
«Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг и, слава богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований. Альфиери изучал итальянский язык на флорентийском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком».
Кажется, все знают высказывание Аполлона Григорьева: «Пушкин – наше все». Но неполное, оно не выражает полностью того смысла, которое предстает перед нами, когда мы читаем его целиком:
«А Пушкин – наше все: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами».
Несомненно, «золотыми кладовыми» для обучения богатству и лаконичности речи являются пословицы и поговорки.
Пословица – краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически и грамматически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирована житейская мудрость. В. И. Даль называет пословицу, дающую художественно-меткую, оригинальную, сочную оценку определенных жизненных явлений, маленькой притчей. В его сборник «Пословицы русского народа» вошло 37 тысяч пословиц, распределенных по темам.
Поговорка – принятое, ходячее выражение, часто иносказательное, не являющееся цельной фразой, предложением (чем отличается от пословицы).
. Соберите пословицы и поговорки на различные темы (используйте словари русских пословиц и поговорок).
Слово, язык, речевое поведение
Язык разум открывает.
Человеческое слово стрелы острее.
Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Не спеши языком – торопись делом.
Ласковым словом и камень растопишь,
Хорошо веревка длинная, а речь короткая.
Язык до Киева доведет.
Язык мой – враг мой.
За твоим языком не поспеешь босиком.
Выпустил словечко – не догонишь на крылечке.
Сказанное слово серебряное, не сказанное – золотое.
Поговорка – цветок, пословица – ягодка.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Работа, труд
Не скучай работой, а скучай заботой.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Труд человека кормит.
На «нет» и суда нет.
Сделал дело – гуляй смело.
Где цветок, там и медок.
Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Дружба
Неизведанный друг нехорош для услуг.
Знаючи недруга, не зови на пир.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Короткий счет – длинная дружба.
Старый друг лучше новых двух.
Один в поле не воин.
Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
«… способность человеческой души, которая сказывается в созиданье присловий, пословиц и поговорок и ‹…› переходит в создание песни и целостной, мирообъемлющей, жизненной мудрости ‹…› Ум и чувство, ища исхода в слове, всегда желают многогранности. Смотря в зеркало народной речи, легко противопоставлять одну пословицу другой, оспаривать одну поговорку другою. Народная речь именно о пословице говорит пословицами. Пословица недаром молвится. Пословица плодуща и живуща. От пословицы не уйдешь. Пословица не судима».
Повторим уже использовавшуюся нами в первом уроке форму словесного действия – диалог. Попробовать отточенную стилистику устной речи, ощутить естественную последовательность речевого процесса (сначала мысль, потом слово), потренировать гибкость интонации в словесном взаимодействии вы сможете с помощью диалогов, составленных из пословиц и поговорок.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Источник