Наш ижевский пруд схема

Ижевский пруд: описание, интересные факты и фото

Набережная Ижевского пруда и сам водоем являются основной достопримечательностью города. Необходимо отметить, что, кроме звания основного достояния города, пруд является самым большим искусственно созданным водоёмом во всей Европе среди водохранилищ, которые не предназначены для производства электричества.

Длина его составляет около 12 км, ширина варьируется в пределах от 0,5 до 2,5 км. Этот пруд напоминает огромнейшую чашу. Площадь Ижевского пруда — 26 кв. км, вмещается в нем — 76 млн куб. м воды.

Немного истории

Изначальное предназначение водоёма — создание тягловой силы водяных двигателей железоделательного завода.

Создан пруд 10.04.1760 г., его строительство велось силами местных крепостных крестьян.

Изначально плотина выглядела как земляная насыпь. В ее конструкции были предусмотрены прорезы. Через основной прорез подавалась вода на цеховые колеса, которые предназначены для налива. Второй прорез имел значительно меньший размер, именно с его помощью вода попадала на лесопилку. Кроме того, в конструкции плотины предусмотрен водосток.

Уже в 1763 году пруд был полностью сформирован. Вся протяжённость плотины в тот период составляла порядка 280 саженей, а высота — всего 4 единицы. Сам легендарный учёный Паллас во время посещения завода в Ижевске очень достойно оценил плотину и её конструкцию.

Достаточно известным в те времена был Ижевский пруд. Фото современного города не может в полной мере отобразить атмосферу прошлого времени.

В 1775 году плотина оказалась объектом поджога. Сделали это пугачевцы, которые и захватили территорию завода. Пламя охватило лари, колеса, пылевые мельницы, а также оборудование, которое стояло недалеко от плотины. Реставрация завода велась долгих 5 лет.

Ижевский пруд и завод

Спустя некоторое время после начала строительных работ на оружейном заводе, возникла необходимость в более высоком уровне воды в пруду. В связи с этим дамба была увеличена до 646,6 м в длину и до 30 м в ширину. Также вдоль плотины, со стороны водоёма, были забиты сваи, укреплённые продольными брёвнами. В промежуток между построенной стеной и старинной плотиной была заложена глина и речной песок для уплотнения. Вблизи «вешняков» сделано специальное предохранительное заграждение от глыб льда во время спуска воды в весеннюю пору. Эти действия производились силами солдат городских инвалидных рот, работниками завода и наёмниками. За это им платили сущие копейки.

Сложности строительства пруда

Самый верхний слой построенной плотины был укреплён уже в 1834 году, после чего рядом с конструкцией возведено каменное шоссе с водостоком и пешеходные дорожки. По всей протяжённости берегов водоёма были обустроены улицы. Сооружение домов и остальной инфраструктуры велось относительно расположения пруда.

Один из управляющих Ижевским заводом, Бильдерлинг, предложил возвести ещё одну дамбу водоёма. Благодаря его задумке вода, задерживаемая бейшлотом, равномерно восполняла бы её сезонный недостаток. Для нее уже было определено место, выполнены подтверждающие отсутствие ущерба расчёты. Но строительство так и не началось. На 1885 год был назначен фундаментальный ремонт водных сооружений, после чего на длительный период была запрещена переправа повозок и карет по самой плотине.

В связи с ростом авторитетности оружейного завода и началом Первой мировой войны любое передвижение по плотине было строго-настрого запрещено во временной промежуток с 6 часов вечера до 6 часов утра.

Судоходство и пруд

Если в 18-м столетии по водоёму плавали только парусные судна и лодки, которые не наносили вреда экологии, то уже в середине 19-го века начали появляться простенькие буксиры и катера, пересекающие Ижевский пруд. Ижевск превратился в настоящий судоходный порт. Достаточно популярным у широкой общественности стал пироскаф «Иж», длина которого составляет 12 м. Это судно имело колёсное строение, а за счёт наличия одной каюты на нем зачастую перевозили людей на пикники.

Читайте также:  Смотровое стекло для бассейна

Пассажирские катера Ижевском пруду регулярно курсируют и сегодня. Пароход с винтовой конструкцией впервые появился здесь уже в 1916 году, его название — «Шторм». Вскоре у руководства завода и фабрикантов начали появляться красивейшие катера. В летнюю пору через водоём производились систематические рейсы на Воложку, которые длились около 1 часа.

В далёком 1936 году в Ижевск были привезены речные трамвайчики, спустя 35 лет — быстроходные теплоходы, которые затрачивали времени на тот же путь в 5 раз меньше. Глубина Ижевского пруда позволяла передвигаться по нему тяжеловесным суднам с различными грузами.

Пруд и жители Ижевска

Ижевский пруд играл особую роль в жизни ижевских мастеров и рукодельниц. В своих работах они часто изображали местную достопримечательность, что способствовало повышению спроса на их изделия. А это, в свою очередь, приводило к процветанию всего города.

Рыба в Ижевском пруду водилась в большом количестве. Водоем изобиловал щукой, карасями, лещами, плотвой и окунем. Рыбалка в этих местах являлась очень прибыльным занятием. Но вскоре количество рыбы стало стремительно уменьшаться. Это и дало толчок для искусственного ее разведения. В рамках оздоровления водоема в пруд был запущен толстолобик, но условия ему не подошли, и рыба погибла. В дальнейшем было принято решение разводить те разновидности, которые ранее жили в пруду. В основном это щука, окунь и плотва.

Политика и пруд

Ижевский пруд издавна был популярнейшим местом для событий революционной направленности. Здесь частенько организовывались стрельбы, политические занятия, маёвки. Все эти действия очень умело маскировались под отдых на природе и пикники, проходившие на живописном берегу.

1906 год в истории Ижевска ознаменовался неким плавучим митингом, в котором участвовали порядка 150 лодок социалистов. В конкретном случае городская полиция была бессильна.

За всю свою историю существования много подобных событий видел Ижевский пруд. Фото, к сожалению, не может в полной мере передать тот факт, что водоем является живым организмом и до сих пор хранит в себе атмосферу прошлого.

Загадочная история Ижевского водоёма

Достаточно мистично появление этого замечательного пруда. Преобладающая часть исследователей и историков считают, что на северо-западе от Ижевска находились овраги, которые искусственным образом углублены вниз. Эти впадины после начала строительства знаменитой Ижевской плотины были затоплены. Основная версия происходящего говорит о том, что водоём был выкопан крепостными работниками, которые вследствие тяжелейших работ умирали. Но единственно верный ответ можно дать, лишь досконально исследовав дно пруда.

В последнее время оно тщательно очищается от донного ила для проведения исследований.

Заводской пруд — гордость удмуртского народа

Годом основания заводского пруда принято считать 1763 год, когда начал функционировать завод по производству металла. Удмуртский народ воспринял этот водоём как некое чудо, благодаря конструкции колёс, которые вращались силой воды. Настоящее произведение искусства представляла собой набережная Ижевского пруда. Ещё до строительства ГЭС именно это водохранилище считалось одним из самых масштабных искусственных водоёмов.

Работники завода были связаны с водохранилищем как в рабочее время, так и во время отдыха. Благодаря им пруд получил множество названий, характеризующих окрестности и прилегающую местность.

Форма и положение берегов водоёма предопределили географию улиц города и окрестностей. Пруд внёс свои коррективы не только в архитектурные постройки и памятные места, но и в характер ижевских жителей. Благодаря соседству с огромным, переменчивым и игривым прудом, всем местным жителям характерны необъятная широта души, авантюризм, тяга ко всему новому и романтический настрой.

Читайте также:  Стационарный бассейны с подогревом для дачи

Секретные материалы

Необходимо отметить, что, начиная с 1811 года, поблизости заводского водоёма существовал ещё один, так называемый резервный пруд. Его использовали для запуска мельницы. Создал этот пруд Ф. Поппе.

1919 год в истории Ижевского пруда был ознаменован тем, что в торжественной обстановке, при огромном количестве зрителей, двуглавый орел был снят с башни завода и утоплен в водоёме.

Спустя 37 лет после этого случая под грифом «совершенно секретно» на дно водоёма был опущен памятник самому Сталину, находившийся напротив местного дворца культуры и отдыха.

Клад на дне водоёма

Воистину мистическим и уникальным является Ижевский пруд, о котором и в современности ходят легенды. Одна из наиболее популярных — про Чертову яму, которая имеет неимоверную глубину. Ее глубина — более 15 метров. Географически она расположена поблизости пос. Воложка. Огромное количество людей утонуло именно на этом месте, но ни единого тела до сих пор не нашли.

По словам рыбаков, они регулярно видят там огромнейших ящеров, щук и всевозможных чудовищ. Эти сказания еще больше вдохновляют посетить Ижевский пруд. Рыбалка, правда, здесь может таить в себе некую опасность.

Ходят слухи и легенды о двуглавом орле из бронзы, который ранее красовался на верхушке одной из башен завода. Иллюминация освещала эту интересную статую в тёмное время суток и делала орла потрясающе красивым. В период большевистской власти орла неоднократно сбрасывали и вновь возвращали на привычное место. Но после одной из попыток сброса на огромную глубину водоёма его так и не могут отыскать уже много десятков лет.

Болезнь Ижевского пруда

Методы для самоочищения водоёма природного характера, с точки зрения экологов, начали работать со сбоями с 1960 года. На тот момент этому вовсе не придали серьёзного значения, и проблемы стали накапливаться и усугубляться.

Тревожный звонок последовал в 2003 году, когда вода в кранах жителей начала издавать неприятный запах. В свою очередь, водоснабжение вплотную было связано с местным прудом. Основной проблемой стало гниение водорослей из-за огромного числа однотипной органики.

Уже в следующем году для борьбы с этой проблемой в водоём было выпущено более 5 тонн толстолобика, который не прижился в этом пруду. Спустя ещё один год для положительного выхода из ситуации в пруд подселили определённые водоросли, которые боролись с цветением. Но, к сожалению, этот метод также оказался неэффективным.

Препятствует полноценному очищению водоема глубина Ижевского пруда, которая достигает 12 метров.

Согласно подсчётам Ижевского водоканала, в летний период 2014 года количество этих водорослей превышало допустимые нормы в 2,5 раза. По мнению экологов, в текущем году нежелательный партеногенез водорослей приостанавливали осадки, которые обновляли и увеличивали отметку воды в водоёме. Поэтому, согласно планам руководства водоканала, для его очищения планируют использовать марганцевание и углевание.

План по спасению

Из-за жары пруд заселяется вредоносными микроорганизмами. Температура Ижевского пруда достигает 30 градусов. Вывод водоема из экологической катастрофы начинается в текущем году и будет выполняться на протяжении трех лет. Этот проект был разработан Удмуртским министерством охраны природных ресурсов. Огромное внимание будет уделено растительности и очистке дна. Благодаря этим действиям, значительно снизится уровень фосфорных соединений, которые влекут за собой развитие губительных водорослей, что, в свою очередь, приведёт к восстановлению экологического равновесия. Стоимость работ составит порядка 500 миллионов рублей. Удмуртия сможет профинансировать лишь третью часть суммы, остальные деньги будут выделяться из федеративного бюджета.

Также один из спасительных проектов для Ижевского водоёма представляет собой создание резервного водоёма в районе Воложки. Этот пруд и будет собирать воды весеннего сезона, которые систематически будут опускать в основной водоём, дабы снизить пагубное влияние водорослей.

В финансовом плане цена работ составит порядка 1 млрд рублей, но пока этот проект отложен до момента выделения необходимой суммы. Тем временем окутывает местных жителей и гостей города своими теплыми объятиями Ижевский пруд. Температура воды в нем всего на несколько градусов ниже температуры воздуха.

Читайте также:  Охрана воздушного бассейна при теплоснабжении

Пляжный отдых на Ижевском пруду

Любой водоем в городе жители рассматривают как место пляжного отдыха. Такая же участь постигла и пруд, который изначально был создан для промышленных целей. Сегодня здесь можно купаться, загорать и даже ловить рыбу.

Несмотря на то что вода уже давно не соответствует санитарным нормам, пляж Ижевского пруда не пустеет. Для людей купание в водоеме не представляет опасности, так как в воде немного повышена кислотность. Это не является причиной закрытия пруда.

Можно ли купаться в Ижевском пруду сегодня? Можно. Это утверждают местные власти и санитарные службы.

Источник

Наш ижевский пруд схема

Не прошло и года, как некто умеющий создал понятный, доступный фильм на основе данной темы, за что ему спасибо:

автор видео конечно некоторые моменты подогнал под идею своего канала ))) ,но общая суть более чем передана.
В данной же теме вопрос пруда (а точнее 2-х ижевских прудов) раскрывается намного шире и логически упорядоченнее.
———-
Этот 1 пост в обратном хронологическом порядке развития темы.
———-
С 343 поста вновь изменено название темы: «Ижевский пруд — отработанный карьер железной руды. Доменные печи все еще рядом стоят!». В нем разъяснения данного названия:
https://izhevsk.ru/forummessage/72/5921041-0.html
Автор видео из 64 поста по ссылке утверждает, что это доменная печь Кажимского железоделательного завода:

ничего не напоминает.

———-
До 343 поста тема еще раз меняла название и называлась: «В Ижевске ДВА пруда. Дорога по дну к бывшему отработанному карьеру железной руды»
———-
В 213 и 220 постах фото с разных ракурсов дороги к предполагаемому карьеру руды от ТЭЦ 1 по дну Ижевского пруда.

———-
Объяснение имеющегося названия темы о том, что в Ижевске ДВА пруда в посте 138 и ниже. В 144 посте, крупное фото ВТОРОГО ПРУДА и не откуда-нибудь, а из Ижевского архива.
———-
«Тема: Ижевский, Воткинский, Камбарский, Пудемов пруды — отработанные карьеры железной руды! » — Так называлась эта тема до 137 поста.
———-
(После первой страницы обязательно прочтите 108-117 посты про Кабарский 1761г, Пуденовский 1759 г железоделательные заводы и их пруды. А в 20 км от Удмуртии есть еще железоделательный завод с прудом и общим хозяином с Пуденовским ЖДЗ 120 пост)
———-
Так же в теме есть новое толкование появления слова Удмурт и то как оно превратилось в слово Вотяк пост 127-128
———-
Собственно начало темы:
Утверждается, что Ижевский пруд копали руками, про Воткинский как-то тихо молчат.
История Воткинского железоделательного завода начинается в 1759 году, а Ижевского в 1760:
https://iz-article.ru/jelezo.html
Утверждается, что работали они на привозной руде горы Благодать на Урале (город Кушва).
На секундочку посмотрим на карту:

ни одного прямого водного сообщения железные дороги в России по официальной версии с 1830-х годов.

Выдержка из ссылки выше:
«Начиналось рождение ижевского железа у Благодати, где плавили пудовые болванки первосортного чугуна, грузили в коломенки. Огромные приземистые баржи, бравшие до 12 тысяч пудов, плыли по Чусовой и Каме до Гольян. Чугун переваливали в телеги, и в телегах везли через увалы в Ижевский завод. «

Они совсем 36нутые там были что ли. Вокруг куча рек, куча мест где можно запрудить, а они в Ижевск да в Воткинск.
———-
А вот если железа было нужно много, а залежи его были в строго определенных местах, вот тут уже вырисовываются причины постройки заводов у мест залежей руды.
———-
Собственно остатки той самой горы Благодать:

заливаем водой и получаем ракурс со стороны Строителя.

Источник

Оцените статью