4.2 Системы счета направлений в море
В зависимости от конкретных задач судовождения применяются следующие системы счета направлений:
Круговая система счета направлений. В этой системе счета плоскость истинного горизонта делится на 360 градусов, причем за начало принято направление на север (норд истинный) и счет ведется от истинного меридиана по направлению движения часовой стрелки (от 0до 360). При этом направление на восток будет Е = 90, на югS= 180, на западW= 270и на северN= 360(0).
Полукруговая система счета направлений. В этой системе счет направлений ведут от главных румбовNилиSв сторону востока Е или западаWот 0до 180, записывая какN120OилиS120OилиS60OилиS60W.
Четвертная система счета направлений. В этой системе счет направлений ведут от главных румбовNилиSв каждой четверти от 0до 90, присваивая обозначение наименований четверти и записывая как 30NOили 30SO; или 50SWили 50NW.
Румбовая система счета направлений. Румбовая система пришла из эпохи парусного флота, когда высокая точность в отсчете направлений не требовалась.
В румбовой системе счет ведется от направления на север (N) по часовой стрелке в румбовых величинах, а не в градусах. В этой системе истинный горизонт делится на 32 части (румба). НаправленияN,S,E,Wназываются главными, а направленияNO,SO,SW,NWназываются четвертными. Остальные 24 румба являются промежуточными. Угол между двумя смежными направлениями получил название румба, величина которого в градусной мере составляет:
.
Румбовая система счета применяются в основном при определении направлений течения и ветра, а также в навигационных пособиях для обозначения направления между ориентирами (лоциях). Слово «румб» используется также как термин, обозначающий направление на любую точку в море.
Перевод направления из одной системы в другую производится логическим путем.
В основном направления приводят к системе кругового счета:
Отсчет в круговом счете
4.3 Направления относительно диаметральной плоскости судна и направления на предмет
Положение судна принято фиксировать углом между диаметральной плоскостью (ДП) судна и плоскостью истинного меридиана. Диаметральная плоскость (ДП) это условная вертикальная продольная плоскость, делящая корпус судна на две симметричные части (левый и правый борт). Она пересекается с плоскостью истинного горизонта (Н) по прямой линии – линии истинного курса.
Истинный курс (ИК)это двугранный угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна. Если направления брать для плоскости истинного горизонта (Н), то определение истинного курса будет проще – плоский угол между нордовой частью истинного меридиана и носовой частью ДП судна.
Истинный пеленг (ИП)это двугранный угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и плоскостью вертикала, проходящей через судно, центр Земли и ориентир, или на плоскости истинного горизонта — плоский угол между нордовой частью истинного меридиана и направлением на ориентир.
Пеленг, отличающийся от истинного направления на 180, называется обратным истинным пеленгом (ОИП). ОИП = ИП180.
Угол между носовой частью диаметральной плоскости и линией пеленга называется курсовым углом (КУ).
В круговом счете истинный курс и истинный пеленг отсчитываются от 0на северной части истинного меридиана, а курсовой угол от носовой части ДП судна (по часовой стрелке). В полукруговом счете ИК и ИП, как правило, не считаются, исключая азимут (название применяется к направлениям вместо пеленга). Курсовой угол считается от носовой части ДП судна (линия истинного курса) от 0 до 180на правый (пр/б) и левый (л/б) борт. Если курсовой угол ориентира равен90, то говорят, что ориентир находится на траверзе судна. В четвертном счете ИК, ИП, КУ, кроме азимута не считается. Соотношение между ИК, ИП, и КУ выражается формулой:
Если курсовой угол получится больше 180, нужно взять дополнение до 360и сменить наименование курсового угла (КУ пр/б на КУ л/б и наоборот). Если при расчете получается, что истинный пеленг больше 360 градусов, то нужно вы честь из результата 360. В том случае, если КУИК и он левого борта, то к ИК прибавляют 360.
Эта формула расчета курсового угла позволяет определить не только величину, но и наименование курсового угла (если результат имеет знак (-), то КУ будет л/б, а если знак (+), то КУ будет пр/б.
NИ
ИП
КУ
ОИП Рис.1.17
Источник
2.3. Истинные направления и их соотношения
2.3.1. Истинный курс, истинный пеленг, курсовой угол
При нахождении судна в море, деятельность судоводителя непосредственно связана с определением направления движения судна, а также с определением направлений на подвижные (соседние корабли, суда, самолеты, вертолеты) и неподвижные (береговые ориентиры, буи, бочки и пр.) объекты.
Рассмотрим, как эти направления определяются?
Направление движения судна характеризуется его истинным курсом.
Покажем это на рис. 2.7 для чего:
Рис. 2.7. Истинный курс судна
- проведем северную часть истинного меридиана наблюдателя, находящегося на судне С → С-NИ;
- продолжим носовую часть продольной оси симметрии судна → С-К, тогда:
– истинный курс судна есть ничто иное, как направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и носовой частью продольной оси судна.
Истинный курс судна измеряется в круговой системе счета направлений от 0° до 360° (по часовой стрелке) и обозначается – как ИК.
Направление на объект наблюдения определяется или относительно носовой части продольной оси судна (курсовой угол), или относительно северной части истинного меридиана наблюдателя (истинный пеленг).
Истинным пеленгом называется горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между северной частью истинного меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Истинный пеленг на ориентир
Истинный пеленг, также как и истинный курс, измеряется в круговой системе счета направлений от 0° до 360° по часовой стрелке и обозначается как ИП.
Обратный истинный пеленг (ОИП) – это направление, отличающееся от истинного пеленга на 180°.
Если ИП на маяк 95°, то ОИП (с маяка на судно) 275° (рис. 2.8).
ОИП = ИП ± 180°
Курсовым углом называется горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между носовой частью продольной оси судна (ДП судна) и направлением из точки наблюдения на объект (ориентир).
Курсовой угол измеряется в полукруговой системе счета направлений от 0° до 180° левого (л/б) и правого (пр/б) бортов (рис. 2.9).
Рис. 2.9. Курсовой угол
Курсовой угол обозначается – как КУ или q.
При вычислениях курсовому углу правого борта (КУ пр/б) придается знак «+», а курсовому углу левого борта (КУ л/б) – знак «–».
Курсовые углы, равные 90° (90° пр/б, 90° л/б) получили название «траверзных» курсовых углов.
Курсовые углы, равные 45° (45° пр/б, 45° л/б) – «крамбола».
Курсовые углы, равные 135° (135° пр/б, 135° л/б) – «раковина» или «подзор».
Все истинные направления (ИК, ИП, КУ) связаны между собой соотношениями, которые легко установить из рис. 2.10.
Рис. 2.10. Истинные направления
При решении задач по данным формулам необходимо знать, что:
- Если при вычислениях ИК или ИП получается результат более 360°, то из полученного результата необходимо вычесть 360°.
Например: ИК = 270°, КУ = 130° пр/б, ИП = ? ИП = ИК + КУ = 270° + 130° = 400° – 360° = 40° Ответ: ИП = 40°. - Если при вычислениях ИК или ИП получится отрицательный результат, необходимо к полученному результату прибавить 360°.
Например: ИК = 40°, КУ = 70° л/б, ИП = ? ИП = ИК + КУ = 40° + (–70°) = 40° – 70° = –30° + 360° = 330° Ответ: ИП = 330°. - Если при вычислениях значение курсового угла (КУ) получается более 180°, то необходимо полученный результат отнять от 360°, а наименование КУ изменить на противоположное.
ИП = 340°, ИК = 40°, КУ = ? КУ = ИП – ИК = 340° – 40° = 300° пр/б, 360° – 300° = 60° л/б
Кратко рассмотрим устройство штурманского транспортира.
Транспортир штурманский служит для измерения направлений в море на карте относительно истинного меридиана и представляет из себя полукруг, разделенный на 180° с линейкой, расположенной по диаметру круга. На середину внутреннего среза линейки нанесен центральный штрих, являющийся центром транспортира. Полукруг транспортира разбит на градусные деления. Надписи десятков градусов сделаны двойными цифрами, обозначающими взаимно противоположные направления (рис. 2.11).
Рис. 2.11. Оцифровка транспортира штурманского
А как провести на карте линию по заданному направлению?
Для проведения на карте линии по заданному направлению необходимо (рис.2.12):
Рис. 2.12. Проведение на карте линии заданного направления
- К ближайшему от точки (из которой будет проводиться линия заданного направления) меридиану прикладываем транспортир с параллельной линейкой таким образом, чтобы на меридиане находился центральный штрих транспортира(*) и значение заданного направления(**). Параллельная линейка должна плотно прилегать верхним своим срезом к нижней кромке транспортира.
- Удерживая параллельную линейку отодвигаем транспортир в сторону.
- Последовательным перемещением верхней и нижней частей параллельной линейки добиваемся совмещения верхнего среза линейки с точкой, из которой должна быть проведена линия заданного направления.
- От точки по срезу линейки проводим карандашом линию, которая и будет соответствовать заданному направлению (перед тем как проводить линию необходимо убедиться, что она будет проведена именно в ту, а не в обратную сторону).
Для определения направления проложенной на карте линии необходимо:
- Приложить параллельную линейку (ее верхний срез) к линии на карте, направление которой (линии) необходимо снять.
- К верхнему срезу линейки приложить транспортир так, чтобы центральный штрих совпал с меридианом (рис. 2.12) и снять отсчет со шкалы транспортира:
- если линия направлена вверх – отсчет необходимо снимать с внешней оцифровки шкалы (290°);
- если линия направлена вниз – отсчет необходимо снимать с внутренней оцифровки шкалы транспортира (110°).
Источник