Н сладков жалейкин пруд

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Медовый дождь

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Сладков Николай Иванович

В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту.

А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам.

А можно и так ходить — ни за нем. И тогда — и только тогда! — откроется тебе настоящая красота леса.

Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы всё понять.

Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев — словно двенадцать разных стран. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима и лазоревая весна.

Мы летим вокруг Солнца.

Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья — что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны — странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие…

Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…

А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны — и обернётся зверёк простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь — рассыплется в прах.

Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.

Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их — поторопись. А то дунет ветер — поминай как звали!

КАК МЕДВЕДЯ ПЕРЕВОРАЧИВАЛИ

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день — метель, что ни ночь — мороз. Зиме конца- краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.

Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок — так солнце повернёт на лето.

Лопнуло у птиц и зверей терпение.

Пошли Медведя будить:

— Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?

Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

— Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!

— Не-ет, — промычал Лось, — с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем — перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, — шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.

Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

— А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Тут Белая Куропатка запричитала:

— А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл — что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп — и готово!

— Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.

Белка терпела-терпела — не вытерпела:

— Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

— Четыре, пять, шесть! — насмехается Медведь. — Вот напугала! А ну — кыш отседова! Спать мешаете.

Поджали звери хвосты, повесили птицы носы — начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:

— Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по- хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите — я его мигом переверну!

— Ты, Медведя?! — ахнули звери.

— Одной левой лапкой! — похваляется Мышь.

Юркнула Мышь в берлогу — давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.

— Ой, не могу! — завывает. — Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!

А пар из берлоги — как дым из трубы.

Мышка высунулась и пищит:

— Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.

Источник

Читайте также:  Угольные бассейны 19 века

Лесные тайнички (сборник) (34 стр.)

Жалейкин и жабы

Жалейкин увидал в огороде жабу.

– Противная ядовитая тварь! – сказал он. – Вот уж кого мне не жалко. Говорят, и бородавки от них бывают! Я их всех быстро выпровожу из огорода! Нечего грязными лапами по капусте да по салату скакать!

Но как только не осталось в огороде жаб, так на капусте завелись гусеницы. А весь салат обглодали слизни. Слизней тоже развелось видимо-невидимо.

Остался Жалейкин без капусты и без салата. Да ещё и самого по грядкам заставили ползать и голыми руками собирать противных гусениц, личинок и слизней.

Но кому охота день-деньской ползать по огороду! Другие ребята небось рыбу ловят, в речке купаются или ягоды собирают, грибы и орехи.

Отправился в лес с корзинкой и Жалейкин. Только не за грибами и ягодами, а за… жабами! Полкорзинки у болота набрал, даже и не поморщился.

Выпустил жаб в огород: пусть огород от вредителей очищают. А сам побежал купаться. И никаких бородавок на руках у него не появилось, потому что выдумки это всё!

Жалейкин и пруд

Побежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул! Кто-то на берегу не залил костёр, бумажки и тряпки не собрал, не закопал банки и склянки.

– Вот неряха! – вскричал Жалейкин. – Как ему не жалко портить такой бережок? Придётся мне навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в воду.

Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.

Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.

Хотел Жалейкин как лучше, а вышло – хуже.

Всякое дело с умом делать надо. И уж если одно делаешь, то и другое не порть!

Жалейкин и щука

Запустили рыбаки в пруд карпов. Пусть себе растут и толстеют!

Жалейкин уже тут как тут! И сразу же высмотрел в пруду щуку.

«Щука же всех карпов в пруду переловит! – ужаснулся он. – Её немедленно надо поймать. Рыбаки мне только спасибо скажут».

Поймал Жалейкин щуку, а рыбаки его за это чуть не побили!

– Щука же совсем маленькая, наши карпы не по зубам ей! Мы нарочно её в пруд запустили, чтобы она мелкую рыбу вылавливала. Сорная рыба карпов корм поедает! Щучка пугала бы наших карпов, гоняла бы их потихоньку, а у них от этого аппетит был бы лучше, и они быстрее бы росли! Вот сколько вреда ты наделал из-за своей бестолковой жалости!

И рыбаки прогнали с пруда Жалейкина, а щуку снова пустили в воду.

Жалейкин и муравьи

Увидел Жалейкин плакат «Муравьи – друзья леса». Прочитал и ахнул: как же он этого раньше не знал! По незнанию собственными руками не раз муравейники разорял, по доброте муравьиными яйцами рыб прикармливал.

А сколько раз видел, как раскапывали муравейники зелёные дятлы. Видел и не вмешивался: дятлов жалел.

Раз застал на муравейнике большой тетеревиный выводок. Тетеревята принимали на муравейнике солнечные ванны и склёвывали муравьев. И он их даже не прогнал!

«А уж как, наверное, вредят открытым муравейникам ветры и проливные дожди! Но теперь больше этому не бывать! Я защищу полезных муравьёв. За дело!»

Все муравейники на опушке Жалейкин завалил зелёной травой. Стали они похожи на стожки сена.

Муравейники в лесу Жалейкин надёжно укрыл еловым лапником. Как шалашики стали. Дятлы и тетерева теперь до них не доберутся, рыболовы их не найдут, а ветры и ливни не повредят. Радуйтесь, муравьи!

Но муравьи что-то не радуются. Под лапником и травой завелись на муравейниках сырость и плесень. Муравьи стали болеть, куколки их не прогревались на солнце.

– Что же ты, Жалейкин, наделал? – поймал его за ухо лесник. – Ты что, плакаты мои не читал? Дожди и ветры муравьям не помеха: купол муравейника – надёжная крыша. Птицы и звери для них полбеды. А вот твои стожки и шалашики – беда непоправимая. И если ты им добра хочешь, не мешай им по-своему жить. Они ведь друзья леса!

Жалейкин и чайки

Отправился Жалейкин на озеро рыбу ловить. Удочку на плечо, садок в руку.

Хорошо рыба клюёт! Вот-вот садок станет полным.

Но тут Жалейкин заметил, что чайки тоже ловят в озере рыбу. «Вот вредные птицы! – рассердился Жалейкин. – Того и гляди, оставят меня без рыбы! А что, если я разорю все чаячьи гнёзда? Рыбы станет так много, что буду я ходить на рыбалку сразу с двумя удочками и с тремя садками! И других рыболовов порадую».

Отвадил Жалейкин чаек от озера. Но рыбы в озере с каждым летом становилось почему-то не больше, а всё меньше и меньше. А скоро она и совсем клевать перестала.

Чайки, оказалось, вылавливали только больную и слабую рыбу. И без них вся здоровая рыба в озере стала болеть и чахнуть.

Осталось озеро без красивых чаек, а Жалейкин – без рыбы. Теперь на озере и с одной удочкой делать нечего. Спохватился Жалейкин, да поздно!

Читайте также:  Самоклеющаяся заплатка для бассейна как клеить

Жалейкин и сорняки

«Возьмусь-ка за верное дело – объявлю войну сорнякам. Уж за это все мне скажут спасибо».

С палкой, как с шашкой, набросился Жалейкин на репейники. Полетели по сторонам колючие головы!

«И со жгучей крапивой расправлюсь: не кусай за руки, не кусай за ноги!

А теперь примусь за ядовитые лютики, за куриную слепоту. Ишь какими золотыми цветочками прикинулись, а от самих один только вред!

И мухоморы притворились безобидными, как божьи коровки, а сами ядовитее змей! Ещё и путаются под ногами!»

«Жалейкин, что же ты так безжалостно всё громишь? Уж не белены ли объелся?»

«Воюю с вредителями – рву и топчу! И белену опасную, и васильки-сорняки, и полынь горькую, и разные мухоморы. Нечего их жалеть! С корнем выдеру, чтоб и духу их не осталось!»

«Сорняки жалеть нечего – себя пожалей. Весь в царапинах, синяках и ожогах. Ведь своё же лекарство уничтожаешь. И от ушибов, и от ожогов. Сорняки эти ещё и полезнейшие лекарственные растения. Чем просто губить их – лучше бы собирал. Опять, не подумав, развоевался!»

«А что долго раздумывать? Раз сорняк – то и с корнем его! Всем глаза намозолили, у всех в печёнке сидят! Сердце разрывается, на них глядя! Нервы мои не выдерживают!»

«Тебе бы только с корнем выдрать! А из корней репейника, например, можно сделать лекарство от ревматизма.

Тебе бы только с глаз долой, а из сорняков-васильков делают прекрасные примочки для глаз.

Тебе бы только духу не было! А духовитая полынь лихорадку лечит.

У тебя сорняки в печёнке сидят, а из лопуха получают отличное лекарство для печени.

Сердце у тебя разрывается, нервы твои не выдерживают! А ты прими капли из горицвета.

Проглоти порошок из мухомора – и всё сразу пройдёт.

Заживут царапины от лекарства из крапивы.

Пройдут синяки и ушибы от лекарства из белены».

«Не везёт мне в жизни, хоть плачь! И пожалеть меня, Жалейкина, некому…»

«Помогать беспомощным надо. И обиженных надо жалеть. И не в том твоя беда, что ты жалеешь и помогаешь. Беда твоя в том, что берёшься ты за дело недолго думая! А всякое дело надо делать подумав. Семь раз примерь – раз отрежь. Так-то вот!»

Источник

Урок чтения на тему: Николай Иванович Сладков «Жалейкин и пруд»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок чтения во втором классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Н. Сладков «Жалейкин и пруд»

Скачать:

Вложение Размер
Урок чтения во втором классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Н. Сладков «Жалейкин и пруд» 56 КБ
Презентация к уроку чтения по теме Н. Сладков «Жалейкин и пруд». 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2 классе

Тема: Н. Сладков «Жалейкин и пруд».

  1. Познакомить с рассказом Н. Сладкова «Жалейкин и пруд». Совершенствовать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию текста.
  2. Коррекция внимания, памяти, словесно-логического мышления, развитие устной связной речи на основе обогащения и активизации словарного запаса детей.
  3. Воспитание интереса к чтению, любви к природе и природе родного края.

Оборудование : учебник С.Ю. Ильина, презентация, компьютер, картинки солнышек, коробка с книгами.

-Станьте ровно. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку чтения. 1 СЛАЙД

-Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

-Тихо и правильно сядьте.

-Какое у вас настроение? Покажите солнышко. Итак, настроение у всех хорошее. Это замечательно. К уроку все готовы.

II. Работа над чистоговоркой

Сейчас мы поработаем над чистоговоркой для того, чтобы красиво и правильно говорить и читать тексты. 2 СЛАЙД

В водоёме караси.

Вот поймать бы карася!

-Скажите, ребята, какой звук вам чаще всего встретился в этой чистоговорке? [с]

-Расскажите, что вам известно об этом звуке? (Согласный, глухой, мягкий, свистящий, парный.)

-В каком слове чаще всего встретился этот звук? (Карась.)

-Кто такой карась?

-Правильно, карась это рыба. Посмотрите, как она выглядит. 3 СЛАЙД

-Где он обитает? Водится ли в нашей реке такая рыба?

  1. Актуализация пройденного материала

У: А сейчас мы повторим то, что уже изучили.

Посмотрите на картинку, 4 СЛАЙД там появились какие-то слова: Буду делать хорошо и не буду плохо. Прочитайте это предложение вслух.

У: Почему на картинке появилось это предложение? Где вы слышали это предложение?

Д: Так называется раздел, по которому мы работаем.

У: Посмотрите, на картинке появился портрет Агнии Барто. 5 СЛАЙД

У: Какие произведения вы знаете Агнии Барто? 6 СЛАЙД. На слайде вы видите названия ее нескольких произведений, но какое из них было задано на дом? Какое было домашнее задание? (Выучить наизусть). 7 СЛАЙД

У: Давайте послушаем несколько человек. Молодцы вы порадовали Агнию Барто! 8 СЛАЙД

  1. Изучение нового материала.

У: А мы продолжаем наш урок, но сначала немножко отдохнём!

У: Ребята, посмотрите, у нас появилась какая-то коробка! В ней что-то живёт, давайте ее откроем и узнаем, что же там находится!

(Дети открывают и достают от туда книги)

У: Прочитайте название книги и назовите автора этой книги.

(Читают и выставляют на доску).

У: Кто автор всех этих книг? Правильно Николай Сладков. Посмотрите на портрет Николая Сладкова, а я вам расскажу про него немного. 9 СЛАЙД

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц. Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в «Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе . Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом. В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Для читателя, искренне влюбленного в книги Николая Сладкова, самая большая радость — проникнуться уважением к окружающему миру, осознать свои чувства. Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова — «Серебряный хвост». » Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

У: Сейчас мы познакомимся с одним из его рассказов, который называется «Жалейкин и пруд». Я прочитаю вам этот рассказ, а вы внимательно его послушайте, чтобы ответить на вопрос: «В какое время года происходили события в этом рассказе?». 10 СЛАЙД

У: Читает рассказ «Жалейкин и пруд».

Ответы детей на поставленный вопрос.

Слово на доске и демонстрация в картинках:

11 СЛАЙД Склянки – небольшой стеклянный сосуд с горлышком.

12 СЛАЙД Неряха – человек, имеющий неаккуратный внешний вид.

13 СЛАЙД Пруд – водоем в естественном и выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.

14 СЛАЙД Хлам – негодные старые вещи, все бесполезное, ненужное. 15 СЛАЙД

Чтение рассказа учениками по частям с анализом каждой части. Учебник, страница 152.

Вопросы и задания к первой части рассказа:

  1. Куда однажды побежал Жалейкин?
  2. Что он увидел на берегу?
  3. Как он назвал этого человека?
  4. Что решил сделать мальчик?

Вопросы и задания ко второй части рассказа:

  1. Каким снова стал бережок и пруд?
  2. Кто прибежал на пруд? Что случилось с купальщиками?
  3. Что стало с лесками и крючками рыболовов?
  4. А что случилось с рыбами, которые жили в пруду?

Вопросы и задания к третьей части рассказа:

  1. Как хотел сделать Жалейкин? А что получилось?
  2. Как нужно делать всякое дело?

Молодцы, давайте теперь немного отдохнём!

Работа по вопросам:

— Что однажды увидел Жалейкин на пруду? Найдите, что об этом говорится в рассказе, и прочитайте.

— Как Жалейкин решил навести порядок? Что он сделал с мусором? Найдите и прочитайте.

— Что случилось с купальщиками? Найдите и прочитайте.

— Помог ли Жалейкин рыболовам? Почему?

— Почему рыбы в пруду стали болеть и задыхаться?

— Объясни, как ты понимаешь выражение «всякое дело с умом делать надо».

— Как бы ты поступил на месте Жалейкина?

V. Закрепление изученного.

У: Ребята посмотрите на картинку. 16 СЛАЙД . Что на ней изображено? (Красивая природа).

Скажите, приятно смотреть, когда вокруг нас чистая и красивая природа?

У нас тоже в Илире есть река, за которой мы должны ухаживать. Осталось совсем немного времени и начнёт оттаивать снег, растает лед и на берегах реки мы с вами увидим много мусора, хлама.

— Кто кидает этот мусор? (Люди).

— Какие это люди? Как назвал их Николай Сладков? (неряхи).

— Как вы думаете, а можно было избежать захламлённых мусором берегов нашей реки? Как? (Не сорить людям, не кидать мусор).

-Вы рисовали картинки о природе, давайте из наших маленьких картинок создадим свою большую, красивую и чистую природу.

У: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который называется «Маленькое, большое море». Посмотрите внимательно этот мультфильм, чтобы ответить на вопрос: «Какой хороший поступок совершили герои этого мультфильма?»

Работа над вопросом к мультфильму.

У: Наш урок подходит к концу, но подождите! Что это появилось у нас на доске?

Пословица. Прочитайте её. (Всякое дело с умом делать надо)

— Где вы слышали сегодня на уроке эту пословицу?

— Что она означает?

— Пословица – это мудрое народное высказывание, которое нужно запомнить. Я надеюсь, что вы запомните эту пословицу и будете следовать с нею по жизни. Именно пословицы учат людей хорошим поступкам, и становиться хорошими людьми.

— Что мы повторили на уроке?

— Какие задания выполняли?

-Что было особенно интересным для вас?

VII. Домашнее задание:

Домашнее задание: прочитать выразительно это произведение: 5 человек прочитать и нарисовать рисунок.

VIII. Оценивание детей.

-Давайте вспомним наши солнышки и скажите, если понравился наш урок, поднимите солнышко.

Источник

Оцените статью