ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Медовый дождь
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Сладков Николай Иванович
В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту.
А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам.
А можно и так ходить — ни за нем. И тогда — и только тогда! — откроется тебе настоящая красота леса.
Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы всё понять.
Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев — словно двенадцать разных стран. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима и лазоревая весна.
Мы летим вокруг Солнца.
Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья — что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны — странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие…
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…
А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны — и обернётся зверёк простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь — рассыплется в прах.
Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.
Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их — поторопись. А то дунет ветер — поминай как звали!
КАК МЕДВЕДЯ ПЕРЕВОРАЧИВАЛИ
Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день — метель, что ни ночь — мороз. Зиме конца- краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.
Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок — так солнце повернёт на лето.
Лопнуло у птиц и зверей терпение.
Пошли Медведя будить:
— Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?
Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.
— Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!
— Не-ет, — промычал Лось, — с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем — перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, — шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.
Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:
— А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.
Тут Белая Куропатка запричитала:
— А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл — что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп — и готово!
— Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.
Белка терпела-терпела — не вытерпела:
— Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!
— Четыре, пять, шесть! — насмехается Медведь. — Вот напугала! А ну — кыш отседова! Спать мешаете.
Поджали звери хвосты, повесили птицы носы — начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:
— Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по- хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите — я его мигом переверну!
— Ты, Медведя?! — ахнули звери.
— Одной левой лапкой! — похваляется Мышь.
Юркнула Мышь в берлогу — давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.
— Ой, не могу! — завывает. — Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!
А пар из берлоги — как дым из трубы.
Мышка высунулась и пищит:
— Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.
Источник
Лесные тайнички (сборник) (34 стр.)
Жалейкин и жабы
Жалейкин увидал в огороде жабу.
– Противная ядовитая тварь! – сказал он. – Вот уж кого мне не жалко. Говорят, и бородавки от них бывают! Я их всех быстро выпровожу из огорода! Нечего грязными лапами по капусте да по салату скакать!
Но как только не осталось в огороде жаб, так на капусте завелись гусеницы. А весь салат обглодали слизни. Слизней тоже развелось видимо-невидимо.
Остался Жалейкин без капусты и без салата. Да ещё и самого по грядкам заставили ползать и голыми руками собирать противных гусениц, личинок и слизней.
Но кому охота день-деньской ползать по огороду! Другие ребята небось рыбу ловят, в речке купаются или ягоды собирают, грибы и орехи.
Отправился в лес с корзинкой и Жалейкин. Только не за грибами и ягодами, а за… жабами! Полкорзинки у болота набрал, даже и не поморщился.
Выпустил жаб в огород: пусть огород от вредителей очищают. А сам побежал купаться. И никаких бородавок на руках у него не появилось, потому что выдумки это всё!
Жалейкин и пруд
Побежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул! Кто-то на берегу не залил костёр, бумажки и тряпки не собрал, не закопал банки и склянки.
– Вот неряха! – вскричал Жалейкин. – Как ему не жалко портить такой бережок? Придётся мне навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в воду.
Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.
Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.
Хотел Жалейкин как лучше, а вышло – хуже.
Всякое дело с умом делать надо. И уж если одно делаешь, то и другое не порть!
Жалейкин и щука
Запустили рыбаки в пруд карпов. Пусть себе растут и толстеют!
Жалейкин уже тут как тут! И сразу же высмотрел в пруду щуку.
«Щука же всех карпов в пруду переловит! – ужаснулся он. – Её немедленно надо поймать. Рыбаки мне только спасибо скажут».
Поймал Жалейкин щуку, а рыбаки его за это чуть не побили!
– Щука же совсем маленькая, наши карпы не по зубам ей! Мы нарочно её в пруд запустили, чтобы она мелкую рыбу вылавливала. Сорная рыба карпов корм поедает! Щучка пугала бы наших карпов, гоняла бы их потихоньку, а у них от этого аппетит был бы лучше, и они быстрее бы росли! Вот сколько вреда ты наделал из-за своей бестолковой жалости!
И рыбаки прогнали с пруда Жалейкина, а щуку снова пустили в воду.
Жалейкин и муравьи
Увидел Жалейкин плакат «Муравьи – друзья леса». Прочитал и ахнул: как же он этого раньше не знал! По незнанию собственными руками не раз муравейники разорял, по доброте муравьиными яйцами рыб прикармливал.
А сколько раз видел, как раскапывали муравейники зелёные дятлы. Видел и не вмешивался: дятлов жалел.
Раз застал на муравейнике большой тетеревиный выводок. Тетеревята принимали на муравейнике солнечные ванны и склёвывали муравьев. И он их даже не прогнал!
«А уж как, наверное, вредят открытым муравейникам ветры и проливные дожди! Но теперь больше этому не бывать! Я защищу полезных муравьёв. За дело!»
Все муравейники на опушке Жалейкин завалил зелёной травой. Стали они похожи на стожки сена.
Муравейники в лесу Жалейкин надёжно укрыл еловым лапником. Как шалашики стали. Дятлы и тетерева теперь до них не доберутся, рыболовы их не найдут, а ветры и ливни не повредят. Радуйтесь, муравьи!
Но муравьи что-то не радуются. Под лапником и травой завелись на муравейниках сырость и плесень. Муравьи стали болеть, куколки их не прогревались на солнце.
– Что же ты, Жалейкин, наделал? – поймал его за ухо лесник. – Ты что, плакаты мои не читал? Дожди и ветры муравьям не помеха: купол муравейника – надёжная крыша. Птицы и звери для них полбеды. А вот твои стожки и шалашики – беда непоправимая. И если ты им добра хочешь, не мешай им по-своему жить. Они ведь друзья леса!
Жалейкин и чайки
Отправился Жалейкин на озеро рыбу ловить. Удочку на плечо, садок в руку.
Хорошо рыба клюёт! Вот-вот садок станет полным.
Но тут Жалейкин заметил, что чайки тоже ловят в озере рыбу. «Вот вредные птицы! – рассердился Жалейкин. – Того и гляди, оставят меня без рыбы! А что, если я разорю все чаячьи гнёзда? Рыбы станет так много, что буду я ходить на рыбалку сразу с двумя удочками и с тремя садками! И других рыболовов порадую».
Отвадил Жалейкин чаек от озера. Но рыбы в озере с каждым летом становилось почему-то не больше, а всё меньше и меньше. А скоро она и совсем клевать перестала.
Чайки, оказалось, вылавливали только больную и слабую рыбу. И без них вся здоровая рыба в озере стала болеть и чахнуть.
Осталось озеро без красивых чаек, а Жалейкин – без рыбы. Теперь на озере и с одной удочкой делать нечего. Спохватился Жалейкин, да поздно!
Жалейкин и сорняки
«Возьмусь-ка за верное дело – объявлю войну сорнякам. Уж за это все мне скажут спасибо».
С палкой, как с шашкой, набросился Жалейкин на репейники. Полетели по сторонам колючие головы!
«И со жгучей крапивой расправлюсь: не кусай за руки, не кусай за ноги!
А теперь примусь за ядовитые лютики, за куриную слепоту. Ишь какими золотыми цветочками прикинулись, а от самих один только вред!
И мухоморы притворились безобидными, как божьи коровки, а сами ядовитее змей! Ещё и путаются под ногами!»
«Жалейкин, что же ты так безжалостно всё громишь? Уж не белены ли объелся?»
«Воюю с вредителями – рву и топчу! И белену опасную, и васильки-сорняки, и полынь горькую, и разные мухоморы. Нечего их жалеть! С корнем выдеру, чтоб и духу их не осталось!»
«Сорняки жалеть нечего – себя пожалей. Весь в царапинах, синяках и ожогах. Ведь своё же лекарство уничтожаешь. И от ушибов, и от ожогов. Сорняки эти ещё и полезнейшие лекарственные растения. Чем просто губить их – лучше бы собирал. Опять, не подумав, развоевался!»
«А что долго раздумывать? Раз сорняк – то и с корнем его! Всем глаза намозолили, у всех в печёнке сидят! Сердце разрывается, на них глядя! Нервы мои не выдерживают!»
«Тебе бы только с корнем выдрать! А из корней репейника, например, можно сделать лекарство от ревматизма.
Тебе бы только с глаз долой, а из сорняков-васильков делают прекрасные примочки для глаз.
Тебе бы только духу не было! А духовитая полынь лихорадку лечит.
У тебя сорняки в печёнке сидят, а из лопуха получают отличное лекарство для печени.
Сердце у тебя разрывается, нервы твои не выдерживают! А ты прими капли из горицвета.
Проглоти порошок из мухомора – и всё сразу пройдёт.
Заживут царапины от лекарства из крапивы.
Пройдут синяки и ушибы от лекарства из белены».
«Не везёт мне в жизни, хоть плачь! И пожалеть меня, Жалейкина, некому…»
«Помогать беспомощным надо. И обиженных надо жалеть. И не в том твоя беда, что ты жалеешь и помогаешь. Беда твоя в том, что берёшься ты за дело недолго думая! А всякое дело надо делать подумав. Семь раз примерь – раз отрежь. Так-то вот!»
Источник
Урок чтения на тему: Николай Иванович Сладков «Жалейкин и пруд»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок чтения во втором классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Н. Сладков «Жалейкин и пруд»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок чтения во втором классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме Н. Сладков «Жалейкин и пруд» | 56 КБ |
Презентация к уроку чтения по теме Н. Сладков «Жалейкин и пруд». | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения во 2 классе
Тема: Н. Сладков «Жалейкин и пруд».
- Познакомить с рассказом Н. Сладкова «Жалейкин и пруд». Совершенствовать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Коррекция внимания, памяти, словесно-логического мышления, развитие устной связной речи на основе обогащения и активизации словарного запаса детей.
- Воспитание интереса к чтению, любви к природе и природе родного края.
Оборудование : учебник С.Ю. Ильина, презентация, компьютер, картинки солнышек, коробка с книгами.
-Станьте ровно. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку чтения. 1 СЛАЙД
-Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
-Тихо и правильно сядьте.
-Какое у вас настроение? Покажите солнышко. Итак, настроение у всех хорошее. Это замечательно. К уроку все готовы.
II. Работа над чистоговоркой
Сейчас мы поработаем над чистоговоркой для того, чтобы красиво и правильно говорить и читать тексты. 2 СЛАЙД
В водоёме караси.
Вот поймать бы карася!
-Скажите, ребята, какой звук вам чаще всего встретился в этой чистоговорке? [с]
-Расскажите, что вам известно об этом звуке? (Согласный, глухой, мягкий, свистящий, парный.)
-В каком слове чаще всего встретился этот звук? (Карась.)
-Кто такой карась?
-Правильно, карась это рыба. Посмотрите, как она выглядит. 3 СЛАЙД
-Где он обитает? Водится ли в нашей реке такая рыба?
- Актуализация пройденного материала
У: А сейчас мы повторим то, что уже изучили.
Посмотрите на картинку, 4 СЛАЙД там появились какие-то слова: Буду делать хорошо и не буду плохо. Прочитайте это предложение вслух.
У: Почему на картинке появилось это предложение? Где вы слышали это предложение?
Д: Так называется раздел, по которому мы работаем.
У: Посмотрите, на картинке появился портрет Агнии Барто. 5 СЛАЙД
У: Какие произведения вы знаете Агнии Барто? 6 СЛАЙД. На слайде вы видите названия ее нескольких произведений, но какое из них было задано на дом? Какое было домашнее задание? (Выучить наизусть). 7 СЛАЙД
У: Давайте послушаем несколько человек. Молодцы вы порадовали Агнию Барто! 8 СЛАЙД
- Изучение нового материала.
У: А мы продолжаем наш урок, но сначала немножко отдохнём!
У: Ребята, посмотрите, у нас появилась какая-то коробка! В ней что-то живёт, давайте ее откроем и узнаем, что же там находится!
(Дети открывают и достают от туда книги)
У: Прочитайте название книги и назовите автора этой книги.
(Читают и выставляют на доску).
У: Кто автор всех этих книг? Правильно Николай Сладков. Посмотрите на портрет Николая Сладкова, а я вам расскажу про него немного. 9 СЛАЙД
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц. Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в «Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе . Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом. В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Для читателя, искренне влюбленного в книги Николая Сладкова, самая большая радость — проникнуться уважением к окружающему миру, осознать свои чувства. Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова — «Серебряный хвост». » Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
У: Сейчас мы познакомимся с одним из его рассказов, который называется «Жалейкин и пруд». Я прочитаю вам этот рассказ, а вы внимательно его послушайте, чтобы ответить на вопрос: «В какое время года происходили события в этом рассказе?». 10 СЛАЙД
У: Читает рассказ «Жалейкин и пруд».
Ответы детей на поставленный вопрос.
Слово на доске и демонстрация в картинках:
11 СЛАЙД Склянки – небольшой стеклянный сосуд с горлышком.
12 СЛАЙД Неряха – человек, имеющий неаккуратный внешний вид.
13 СЛАЙД Пруд – водоем в естественном и выкопанном углублении, а также запруженное место в реке.
14 СЛАЙД Хлам – негодные старые вещи, все бесполезное, ненужное. 15 СЛАЙД
Чтение рассказа учениками по частям с анализом каждой части. Учебник, страница 152.
Вопросы и задания к первой части рассказа:
- Куда однажды побежал Жалейкин?
- Что он увидел на берегу?
- Как он назвал этого человека?
- Что решил сделать мальчик?
Вопросы и задания ко второй части рассказа:
- Каким снова стал бережок и пруд?
- Кто прибежал на пруд? Что случилось с купальщиками?
- Что стало с лесками и крючками рыболовов?
- А что случилось с рыбами, которые жили в пруду?
Вопросы и задания к третьей части рассказа:
- Как хотел сделать Жалейкин? А что получилось?
- Как нужно делать всякое дело?
Молодцы, давайте теперь немного отдохнём!
Работа по вопросам:
— Что однажды увидел Жалейкин на пруду? Найдите, что об этом говорится в рассказе, и прочитайте.
— Как Жалейкин решил навести порядок? Что он сделал с мусором? Найдите и прочитайте.
— Что случилось с купальщиками? Найдите и прочитайте.
— Помог ли Жалейкин рыболовам? Почему?
— Почему рыбы в пруду стали болеть и задыхаться?
— Объясни, как ты понимаешь выражение «всякое дело с умом делать надо».
— Как бы ты поступил на месте Жалейкина?
V. Закрепление изученного.
У: Ребята посмотрите на картинку. 16 СЛАЙД . Что на ней изображено? (Красивая природа).
Скажите, приятно смотреть, когда вокруг нас чистая и красивая природа?
У нас тоже в Илире есть река, за которой мы должны ухаживать. Осталось совсем немного времени и начнёт оттаивать снег, растает лед и на берегах реки мы с вами увидим много мусора, хлама.
— Кто кидает этот мусор? (Люди).
— Какие это люди? Как назвал их Николай Сладков? (неряхи).
— Как вы думаете, а можно было избежать захламлённых мусором берегов нашей реки? Как? (Не сорить людям, не кидать мусор).
-Вы рисовали картинки о природе, давайте из наших маленьких картинок создадим свою большую, красивую и чистую природу.
У: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который называется «Маленькое, большое море». Посмотрите внимательно этот мультфильм, чтобы ответить на вопрос: «Какой хороший поступок совершили герои этого мультфильма?»
Работа над вопросом к мультфильму.
У: Наш урок подходит к концу, но подождите! Что это появилось у нас на доске?
Пословица. Прочитайте её. (Всякое дело с умом делать надо)
— Где вы слышали сегодня на уроке эту пословицу?
— Что она означает?
— Пословица – это мудрое народное высказывание, которое нужно запомнить. Я надеюсь, что вы запомните эту пословицу и будете следовать с нею по жизни. Именно пословицы учат людей хорошим поступкам, и становиться хорошими людьми.
— Что мы повторили на уроке?
— Какие задания выполняли?
-Что было особенно интересным для вас?
VII. Домашнее задание:
Домашнее задание: прочитать выразительно это произведение: 5 человек прочитать и нарисовать рисунок.
VIII. Оценивание детей.
-Давайте вспомним наши солнышки и скажите, если понравился наш урок, поднимите солнышко.
Источник