Моря земли 2 класс

Конспект урока окружающего мира на тему «Моря» (2 класс)

1. Знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу соленых водоемов – морей.

2. Обучение способам самостоятельного приобретения и применения полученных знаний.

3. Развитие интереса к изучению Мирового океана.

4. Воспитание экологической культуры младших школьников.

3) дары моря (мел, рыбные консервы, ракушки, бусы из жемчуга и т.д.);

4) картины с изображением видов моря;

5) фотогазета «Я и море» (фотографии второклассников, привезенные с отдыха на море);

6) демонстрационный макет водоема, выполненный из цветной бумаги;

7) макеты островов, выполненные детьми из пластилина;

8) рефераты, выполненные учащимися по собственному выбору;

9) аудиозапись песни «Ты слышишь, море» (А. Зацепин, М. Пляцковский).

I. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.

— Вспомните, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

— Что такое остров? Приведите примеры и покажите на карте или глобусе.

— Что такое полуостров? Приведите примеры и покажите на карте или глобусе.

— Чем остров отличается от материка?

— Кто приготовил дополнительный материал к уроку?

2. Сообщения детей с демонстрацией макетов из пластилина о географическом положении острова Мадагаскар, о населении острова Великобритания, о животных полуострова Калифорния и т.д. При этом географические точки обязательно показываются на карте или глобусе.

3. Проверка домашнего задания в учебнике-тетради (с 48, задание 2).

— Сколько островов вы нашли на контурной карте?

— Какие названия придумали для них?

Дети обсуждают названия и отмечают наиболее интересные.

II. Постановка проблемной ситуации.

Предложить детям рассмотреть выставку даров моря и ответить на вопросы:

— Что объединяет все эти предметы? (Они имеют отношение к морю)

— Какое отношение к морю имеет кусочек мела, бусы из жемчуга?

— Итак, тема сегодняшнего урока «Моря».

III . Актуализация знаний.

1. Чтение детьми своих рассказов о поездке на море, напечатанных в гимназическом журнале «Шторм», просмотр «морских» фотографий.

— Кто еще отдыхал на море? Поделитесь своими впечатлениями.

— Вы уже многое знаете о морях, а давайте вспомним, какие еще водоемы вы знаете.

— Чем отличается река от озера?

— Как происходит круговорот воды в природе?

3. Работа с картой полушарий и глобусом.

— Покажите на карте океан, который почти полностью расположен за Полярным кругом.

— Найдите на глобусе океаны, омывающие Австралию.

— Покажите океан, расположенный к западу от Африки.

IV . «Открытие» детьми новых знаний.

1. «Нахождение» в комиксах первого свойства морей.

— Вы отлично подготовлены к изучению новой темы, продолжим дальнейшее знакомство с морями. Откройте учебники на с. 49, рассмотрите комиксы, сочините сказку о Драконе-Водохлебе и постарайтесь сами найти в данном сюжете одно важнейшее свойство морей.

— Итак, о какой особенности морей знал Мудрый Лев?

— Запишите это свойство в учебнике-тетради на с. 49.

На доске вывешивается табличка с надписью:

Моря соединяются с океанами и друг с другом.

Читайте также:  Пляжные курорты грузии возле моря

— Посмотрите на макет (см. вверху).

— Является ли водоем, расположенный в центре макета, морем?

— Не могли бы вы побыть в роли старика Хоттабыча и превратить этот закрытый водоем в море с помощью синего лоскутка?

— Скажите, а частью какого океана является это море? (Океана В.)

— Итак, о каком свойстве морей вы сейчас узнали?

2. Знакомство на опыте с особенностью сообщающихся сосудов и применение этого знания к характеристике морей.

— А теперь прочтите второе свойство морей:

Уровень воды во всех морях одинаков.

— Попробуем доказать это на опыте. Вода в сосудах находится на одном уровне?

Учитель снимает прищепку с резиновой трубки.

— Что произошло с уровнем воды в бутылках?

— Подтвердил данный опыт второе свойство морей?

— Запишите его в учебнике-тетради (с. 50, задание 2).

3. Выведение третьего свойства морей на основе ранее проведенного опыта.

— Чтобы узнать третье свойство морей, вспомним опыт с соленой водой в блюдце. Вы установили, что при испарении воды концентрация соли повышалась. Почему?

— А теперь тарелка совсем сухая, только кристаллы соли остались на дне. Если мы снова нальем в это блюдце воду, то она будет пресная или соленая? Почему?

— На дне этого «водоема» нет кристаллов (учитель наливает воду в другое блюдце). Какая в нем будет вода? Почему?

— Вообразите, что эти «водоемы» соединены между собой т.е. являются морями. Подумайте, какая будет в них вода – пресная или соленая? Почему?

— Запишите самостоятельно третью особенность морей (с. 50, задание 4).

На доске вывешивается табличка с надписью:

Моря – большие водоемы с соленой водой.

— Как вы считаете, все моря в одинаковой степени соленые или нет?

— От чего это зависит? (От химического состава дна, от подводных течений, от направления ветров, от впадающих рек и т.д.)

V . Самостоятельная работа с проверкой в классе («Блицтурнир»).

На доске написаны вопросы и варианты ответов. Учащиеся записывают на листочке правильный ответ:

1. Что преобладает на поверхности земли?

2. Связано с океаном, не связано с океаном.

3. Моря какого океана не омывают Африку?

3. Индийского, Тихого, Атлантического.

4. Какое море находится в Южном полушарии?

4. Средиземное, Баренцево, Коралловое.

5. Какой продукт добывают в море?

5. Шоколад, творог, креветки.

6. Нуждаются ли моря в охране и защите?

VI . Подведение итогов урока.

1. После проверки выслушиваются мнения ребят по последнему вопросу. Дети приводят примеры того, как можно повредить морю и его обитателям.

2. Домашнее задание.

— Чтобы защитить море, нужно его хорошо изучить, поэтому получите домашнее задание. Кто желает, сделайте из пластилина макет Черного моря, подготовьте рассказ о море по выбору или разработайте маршрут морского путешествия из Мурманска в Японию (с. 52, задание 5).

3. Оценивание работы учащихся на уроке.

Негромко звучит песня «Ты слышишь, море».

— Кто из ребят заслужил своей отличной работой на уроке право принять участие в морской экспедиции, и какой вид транспорта необходим для этого?

Ребята выбирают нескольких человек, и они снимают с доски бумажные кораблики с отметкой «5», которые были на ней прикреплены.

Читайте также:  Водный транспорт морские маршруты

Источник

Урок окружающего мира «Вода на Земле. Океаны и моря». 2-й класс

1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;
2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;
3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.

1) развивать память, логическое мышление;
2) способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.

1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;
2) воспитание любви к Родине.

Учащиеся должны знать, что такое море и океан, а также уметь распознавать моря и океаны на физической карте.

Оборудование: мультимедийный проектор, для опыта: стаканчики, палочки, соль, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.

ХОД УРОКА

I. Орг момент.

Проверь, дружок,
Всё в порядке:
книжки, ручки и тетрадки?

II. Повторение ранее изученного материала по разделу “Формы поверхности Земли”.

– Мы живём на планете Земля. (Слайд № 2 )

– Назовите основные формы поверхности Земли. (Слайд № 3)

– О какой форме поверхности земли идет речь?

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака. (гора) (Слайд № 4)

– Есть ли в нашей области горы? (Слайд № 5)

Есть леса, но нету гор. (равнина) (Слайд № 6)

– Какие бывают равнины? (плоские и холмистые) (Слайд № 6)

– Назовите сходство гор и холмов. (Слайд № 7) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина).

– Определите холм и ли гора? (Слайд 8) В чём их отличие?

– Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. (Слайд № 9) (Горы – коричневым, а равнины – зелёным)

– А почему тогда нашу землю называют “ Голубой планетой?” (Слайд № 10)

III. Работа по теме урока.

Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Вы уже, наверно, догадались, что будем изучать?

Тема урока “Вода на Земле. Океаны и моря”. (Слайд №11)

1) Вводное слово учителя: Да на нашей планете больше воды, чем суши. (Слайд № 12)

(Посмотрите диаграмму в рабочей тетради с.4)

– Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле? (Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 10 частей. То 3 части займёт суша и 7 частей вода.)

Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.

2) Работа по карте полушарий. (Слайд № 12)

– Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны – это огромные пространства воды.

– Какие мы знаем океаны? (показ)

Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем.

Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение:

– А что больше по площади поверхности океан или море?

– А по количеству? (морей много, их 50, а океанов – 5).

(Закрепление понятий – океан, море.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Показать, как вода движется в океане – волнами).

3) Работа по карте РОССИИ: (Слайд №13) Россия большая держава, омывают её 3 океана. (Показ)

– Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать).

Читайте также:  Морские суда закрытая граница

– Какой русский художник любил изображать море? (Айвазовский) (Слайд № 14, 15)

4) Исследовательская работа.

Морей много. И вода в них МОРСКАЯ.

– Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. (проблемн. ситуация)

Давайте проведём исследование.

Опыт. В стаканчики с водой добавим немного морской соли, размешаем. (Работа в паре)

– Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. (Вода – растворяет соль, поэтому морская вода солёная)

– А как нам обратно получить соль? (проблемн. ситуация)

(Опыт описан в рабочей тетради с. 4.)

– А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы на море живём

– Стойте, стойте, далеко нельзя заплывать!

– Какие правила поведения на море знаете?

– А что нам советует учебник.

Работа по учебнику с. 5. Правила поведения на море.

5) О роли воды и богатств морей и океанов в жизни человека.

Вся жизнь на нашей планете связана с водой. (Слайд №16)

Учитель: Почему так говорят “ Кругом вода, а с питьем беда”? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая.

Солёная, а как же там обитают различные животные? (предположения детей)

– Многие живые существа приспособились жить в морской воде.

– Каких морских обитателей знаете? (Слайд №17)

– Как люди используют богатства морей и океанов? (Слайд №18)

– Рыба — один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (Слайд №19)

Из морских водорослей тоже делают продукты питания и лекарства. Добывают из них йод, красящие вещества. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец. Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений. (Показ раковин)

На побережье строят санатории, дома отдыха. (Слайд № 20, 21)

По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. Рассматривание рис. На 7 стр. учебника.

– НО! ВНИМАНИЕ! Морю угрожают опасности. Как вы думаете – какие? (Ответы)

– Да, морю угрожают 2 опасности – загрязнение различными отходами и избыточная добыча рыбы. (Слайд № 22, 23)

Учитель: Какой же вывод из этого следует? (Ответы)

Вывод: не мусорить, не загрязнять, а охранять моря и океаны. (Слайд № 24)

IV. Подведение итогов урока.

Самостоятельная работа. (Слайд №25)

Учитель: Давайте выясним, что же мы узнали сегодня на уроке. Для этого каждый из вас заполнит карточку – тест. (Вывод-итог зачитывается вслух). См. приложение № 1.

Домашнее задание: (Слайд № 26) с.7 учебника. Сочинить “Сказку о рыбаке и рыбке” на новый лад.

  1. Какие “цветные” моря есть на Земле?
  2. В каком море охотятся, судя по его названию.
  3. Какое море есть “среди земли”?
  4. Есть ли “неживое” море?

Рефлексия. – Что нового узнали? – Что было интересно на уроке?

Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно – то прикрепите на доску голубую капельку, а если хотите узнать больше – то белую. (Дети прикрепляют и получается “ручеёк”)

– Что у нас получилось? (ручеёк, речка) А о них мы узнаем на следующем уроке.

Источник

Оцените статью