Бассейн Черного и Азовского морей
Черное море занимает собою поверхность около 411 540 км при средней глубине около 1197 м. Черное море окружено сушей почти со всех сторон и сообщается со Средиземным морем только посредством узкого и похожего на реку Босфорского пролива. Оно представляет собою очень правильный и глубокий бассейн с очень простым рельефом дна. Везде к его берегам прилегает неширокая и мелкая прибрежная полоса моря глубиною менее 150 м. Вслед за этими глубинами дно моря начинает быстро и круто понижаться и скоро доходит до 1200 м; затем идет уже основная, громадная и ровная площадь моря с глубинами около 1500 м. Наибольшая длина Черного моря в направлении с востока на запад — 1160 километров; наибольшее протяжение с севера на юг — 600 километров; наиболее узкое место между Крымом и лежащим к югу побережьем Турции — 270 км. Черное море не замер-
Глава 2. Риски разливов нефти на море
зает. На непродолжительное время покрывается льдом только северозападный угол моря под Одессой.
На севере Черное море соединено узким и мелким Керченским проливом с Азовским морем.
В последнее десятилетие Азовское море стало беспокоить острыми экологическими проблемами. В связи с сокращением стока Дона и Кубани в море возросла соленость воды. Приток черноморской воды через Керченский пролив усилил этот процесс. Из-за увеличения солености море перестало замерзать, что приводит к переохлаждению и гибели ценных промысловых рыб. Вода также сильно загрязнена морским транспортом и стоками с материка.
В настоящее время Черное море, наряду с Азовским, является морским регионом с наибольшим антропогенным прессом в Европе. Повышенному уровню загрязнения способствует ряд не только антропогенных, но и природных факторов. К природным факторам можно отнести:
— особое географическое положение, характеризующееся удаленнос
тью от океана;
— специфику гидрологического режима Черного моря — ограничен
ный водообмен с соседними морскими бассейнами, значительное
расслоение вод по плотности, замедленный вертикальный обмен
водных масс;
Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
— большую площадь водосбора, которая охватывает территорию стран
Европы и Малой Азии и составляет 2,3 млн км ;
— наличие в северо-западной части моря обширной мелководной шель-
фовой зоны.
Все страны с тяжелым экономическим положением, имеющие выход к Черному морю, хотят решить свои экономические проблемы за счет транспортировки нефти. Проведено или запланировано строительство множества терминалов, причем часто это делается наспех и с нарушениями нормативов и законодательств. Согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78 [24], Черное море определено как «особый район» относительно предотвращения загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Уже сейчас Черное море принимает около 8 процентов всего объема нефтяного загрязнения мирового океана.
Шельфы Черного и Азовского морей еще мало изучены, но уже есть подтверждения о возможной перспективности нефтеразработок в этом районе.
В 2001 год подтверждаются прогнозы геологоразведчиков о том, что на украинском шельфе в северо-западной части Черного моря имеются крупные запасы углеводородов. В ходе разведочного бурения с помощью самоподъемной плавучей буровой установки «Сиваш» на структуре «Олимпийская», расположенной около острова Змеиный на глубине более 2,5 км, было открыто новое нефтегазовое месторождение.
В 2002 году на шельфе Черного моря у берегов Грузии было обнаружено крупное месторождение нефти. В Грузинском национальном агентстве по регулированию добычи нефти и газа, запасы нового месторождения оцениваются в 200 миллионов тонн нефти в акватории Черного моря и 400 миллионов тонн — на береговой части.
«Роснефть» подписала соглашение о совместном проекте с Total по геологоразведке на Туапсинском прогибе в российском секторе шельфа Черного моря. Этот участок недр площадью 12 000 кв. км расположен в нескольких километрах от берега на глубине от 500 до 2000 м. Это уже второй проект подобного рода, в который Total вступает в России. В январе 2002 года компания подписала соглашение с «ЮКОСом» о совместном изучении перспективного участка Вал Шатского. Он расположен на черноморском шельфе между Сочи и Крымом примерно на тех же глубинах, что и Туапсинский прогиб, — до 2000 м. Если нефть найдут, эти проекты окажутся очень выгодными с точки зрения близости к рынкам сбыта, поскольку доставка, например, западносибирской нефти до Черного моря обходится в 3 доллара за баррель [101, 109].
Поскольку старейшие месторождения Кубани уже выработаны на 90%, «Роснефть» планирует постепенно перебираться с суши на море — разрабатывать шельф Азовского и Черного морей.
Глава 2. Риски разливов нефти на море
Черное и Азовское моря как возможные акватории нефтегазодобычи начали изучаться с середины прошлого века. Однако открытие крупных нефтегазоносных провинций в Сибири на шельфах северных и дальневосточных морей привело к ограничению объемов геологоразведочных работ в южных морях. В последние годы как государственные, так и негосударственные предприятия вновь проявили интерес к поискам нефти и газа в пределах Азово-Черноморского бассейна.
Насущной проблемой на настоящий момент является качественное проведение оценки ресурсного потенциала этих акваторий с учетом всего объема накопленной информации, включая и большой массив новейших данных геофизики и глубокого бурения с целью определения и обоснования государственной стратегии их освоения в ближайшем будущем. Под дном Азовского и Черного морей прогнозируются значительные (до 3
4 млрд т.у.т.) ресурсы углеводородного сырья, ожидается возможность открытия здесь крупных и даже гигантских по запасам месторождений. Хотя поисково-разведочные работы на море дороже, чем на суше, но их освоение по ряду параметров может оказаться дешевле, чем на суше, особенно в условиях прекрасно развитой береговой инфраструктуры и близрасположенных крупных потребителей топливно-энергетического сырья.
Добыча и транспортировка нефти и газа из южных регионов страны высокорентабельна. В то же время южные моря являются источником значительных биоресурсов, а их побережье широко используется для оздоровления и отдыха граждан нашей страны и зарубежья. Все это обуславливает необходимость взвешенного подхода к освоению и разработке на их шельфах месторождений полезных ископаемых, чтобы не нарушить природного экологического равновесия [113].
На ближайшее время (до 2010 года) предполагается в пределах акваторий и транзитных зон указанного региона провести значительные объемы геологоразведочных работ.
Несмотря на отмечаемое в последние годы снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты бассейнов морей Черного и Азовского морей с территории Российской Федерации, экологическую обстановку в регионе можно охарактеризовать как напряженную. Основными источниками загрязнения Азовского моря и водных объектов его бассейна являются предприятия химической и угольной промышленности, орошаемое земледелие, особенно рисовые чеки, водный транспорт в период навигации.
Загрязненность морской среды Черного моря традиционно определяется количеством нефти и нефтепродуктов, попавших в море в результате аварий на судах или с промышленными стоками. Основными постоянно действующими источниками загрязнения моря являются морские порты, судо- и вагоностроительные заводы, нефтеперерабатывающие пред-
Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
приятия и предприятия по обеспечению нефтепродуктами нефтеперева-лочные базы, муниципальные сооружения очистки сточных вод.
В бассейне Черного моря есть по настоящему «узкие места» и, в первую очередь, проливы Босфор и Дарданеллы.
Несмотря на то, что система управления движением в проливах Босфор и Дарданеллы — одна из самых совершенных в мире, различного рода аварии и даже гибель судов происходят регулярно — по несколько раз в год. В 1996 году через Босфор было перевезено 60 млн тонн нефти. В 2003 году этот поток увеличился более чем вдвое и достиг 134 млн тонн. Сейчас каждый день через центральную часть Стамбула, в котором проживает 13 млн человек, в среднем проходит до 15 крупнотоннажных танкеров. При сохранении сложившихся темпов увеличения объемов добычи и экспорта российской и казахской нефти, к 2010 году потребность в перевозке нефти через турецкие проливы увеличится еще на 50% [101].
Этому будет способствовать наращивание мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которая к 2014 году может достичь 67 млн тонн в год. Кроме того, согласно «Энергетической стратегии России до 2020 года» предполагается увеличение мощностей нефтяных терминалов Новороссийска и Туапсе до 59 млн тонн в год. Вполне возможно, это произойдет гораздо раньше. Определенный дополнительный вклад в поток танкеров через турецкие проливы даст реверс трубопровода Одесса — Броды.
Для снижения вероятности тяжелой катастрофы в связи с танкерными перевозками через турецкие проливы рассматривается вопрос о строительстве обходных трубопроводов.
Нефтеэкспортеры несут большие убытки в связи с перегруженностью проливов Босфор и Дарданеллы. В ноябре 2002 года на прохождение одним танкером проливов в северном направлении уходило в среднем 7
8 дней, в южном направлении — 4-6 дней. На переходе из Черного моря в Средиземное образовывались настоящие заторы из танкеров. В январе 2004 для прохождения танкерами проливов требовалось в среднем уже 20-25 дней.
Возросший объем нефтеэкспорта и введенные Турцией ограничения в Босфоре перманентно ухудшают положение черноморских портов и неумолимо приближают размер убытков, которые несут нефтеэкспортеры, к критическому рубежу. Нефтеэкспортеры теряют на черноморско-сре-диземноморском направлении в среднем 12 долларов на каждой тонне нефти. Суммарные потери российских нефтяных компаний из-за ужесточения Турцией правил прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы в 2003 году составили около 700 млн долларов.
Объемы перекачки нефти и нефтепродуктов через бассейн Черного моря нарастают с каждым годом (рис. 12). Это объясняется ситуацией,
Глава 2. Риски разливов нефти на море |
складывающейся на мировом нефтяном рынке — происходит нарастание объемов экспорта Каспийской нефти, компенсирующее сокращение ее добычи в регионе Северного моря, ведутся поиски более выгодных маршрутов экспорта российской нефти Волго-Уральских и Западно-Сибирских месторождений в новой постсоветской ситуации.
На Черном море уже существует несколько крупных нефтеналивных и нефтепогрузочных терминалов: в Грузии — в Супсе, Батуми; в России — в Туапсе, Новороссийске; на Украине — в Одессе (порт «Южный»); в Румынии — в Констанце; в Болгарии — в Бургасе. Ежегодно на этих терминалах перегружается свыше 60 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
Функционирует терминал КТК в Новороссийске. Его первоначальная пропускная способность составила 28 млн тонн нефти в год, позднее ее планируется довести до 67 млн, то есть более 200 тыс. тонн в сутки. Это даст увеличение вдвое объемов всей перекачиваемой через Черное море нефти. Также в настоящее время ведется реконструкция с увеличением мощности терминала в Туапсе, идут работы по расши-
Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
рению терминала «Южный» (Украина), суммарная мощность которого будет составлять 58 млн тонн, проектируется терминал Кулеви в Грузии, планируется реконструкция терминала в Батуми, расширение терминала «Шесхарис» (Новороссийск). Создается новый терминал на Таманском полуострове.
В течение ближайших 10 лет объем перекачки нефти с учетом увеличения экспорта с каспийских месторождений может увеличиться до 150-180 млн тонн.
Увеличение объемов перевалки нефти через терминалы Украины, России, Грузии, Турции, Румынии и Болгарии превратили Черное море в важный трансконтинентальный коридор. Строительство новых и реконструкция существующих терминалов Причерноморских стран приведет в ближайшее десятилетие к росту ежегодных объемов нефтеперевозок в Черноморском бассейне до 220-250 млн тонн, что создает потенциальную угрозу возникновения крупномасштабных разливов нефти в Азово-Черноморском бассейне.
Дата добавления: 2014-12-30 ; просмотров: 44 ; Нарушение авторских прав
Источник
ОСНОВНЫЕ МОРСКИЕ БАССЕЙНЫ СТРАН СНГ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ
Инфраструктура морского транспорта во всем мире — сложное многоотраслевое хозяйство, в котором основное место занимают транспортный флот, морские порты, судоремонтные и судостроительные верфи и заводы.
После распада СССР, новые независимые государства, бывшие республики СССР, получили часть имущества бывшего Минморфлота Советского Союза (флот, морские порты, судостроительно-судоремон-тные заводы и др.). Они стали самостоятельно развивать свой морской флот и порты, осваивать новые грузопотоки, внедрять новые технологии перевозки и переработки грузов в морских портах, включая контейнерные, строить новые перегрузочные комплексы и порты.
Черноморско-Азовский морской бассейн
После распада СССР, выход к Черному и Азовскому морям полу чили Грузия, Молдавия (через Дунай), Россия и Украина; на берегах Черного моря располагаются Болгария, Румыния, Турция.
Черноморско-Азовский бассейн является мощной базой для флотов нескольких стран; на его берегах расположены крупные глубоководные порты, сосредоточившие на своих причалах значительные экспортные и транзитные грузопотоки. Через порты Черного и Азовского морей осуществляются внешнеторговые связи ряда неза-имых государств СНГ.
Порты Черноморско-Азовского бассейна перерабатывают более 200 млн. т различных грузов.
Благодаря выгодному географическому положению бассейн имеет большое народнохозяйственное значение как для Украины, так и для других стран, расположенных на его берегах.
К бассейну непосредственно примыкают высокоразвитые экономические районы Украины: угольно-металлургическая база — Донбасс и Криворожье, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие, машиностроительные и энергетические центры, крупные сельскохозяйствённые районы Южной Украины, Кубани и Закавказья, продукция которых имеет большой спрос на мировом и внутреннем рынках, I Благодаря хорошим климатическим условиям в Черноморско-Азовс-ком бассейне расположено большое количество санаториев, домой ] отдыха, туристских баз, что способствовало развитию туризма и морских пассажирских перевозок.
Достаточно хорошо оснащенные морские порты находятся относительно близко к наиболее оживленным международным морским путям.
В сфере тяготения портов Черного и Азовского морей находятся весь бассейн Средиземного моря (страны Европы, Африки и Малой Азии), а также выход к Персидскому заливу, в Индийский и Тихий океаны к странам Ближнего и Дальнего Востока, Восточной Африки, Австралии и Америки.
По Черному морю проходят важные морские пути, связывающие порты Украины, Российской Федерации и Грузии с портами Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии и Турции.
Физико-географическая и навигационная характеристика бассейна
Черноморско-Азовский бассейн (рис. 27) охватывает Черное и Азовское моря, соединенные Керченским проливом.
Черное море вытянуто с запада на восток и имеет наибольшую длину по параллели вершины залива Бургас 620 миль. Наибольшая ширина моря по меридиану 31°12′ в. д. — 332 мили, а наименьшая ширина его по меридиану мыса Сарыч — 144 мили. Площадь Чернен о моря составляет около 410 000 км 2 , а общая длина береговой черты 2 200 миль.
Черное море представляет собой глубоководный бассейн с крутыми склонами.Найболее мелководная северо –заподная часть моря Центральная часть моря имеет глубины 2000-2200м Найбольшая глубина Черного моря 2243-средняя 1272м.
Грунт в прибрежных районах состоит из гальки, гравия и пв( I На глубинах 20-30 м песок становится илистым, а еще глубже ш степенно переходит в глинистый ил. Особенностью Черного щт является отсутствие жизни (кроме бактерий) на глубинах более 200 I где вода насыщена сероводородом.
Берега Черного моря малоизрезанные, здесь нет крупных мм вов и бухт. Самыми большими являются заливы Каркинитский, 1(ц-ламитский, Феодосийский, Таманский, Синопский, Бургасский, ( >тч ский, а также Днепро-Бугский лиман.
Самые большие бухты — Новороссийская, Самсунская, Сснщ топольская и Геленджикская.
Черное море бедно островами. Наиболее значительными и I ння являются Змеиный (в 20 милях от дельты р. Дунай), Кефкен (в 50 ми лях восточнее пролива Босфор) и Березань у входа в Днепро-Бугский: • лиман.
Климат в северной части Черного моря умеренный, а в южной субтропический. Самая низкая температура воздуха зимой в северной части моря в отдельных случаях достигает 25-30°С ниже нуля», тогда как в южной части она не бывает ниже 5-10°С. Наивысшим им температура летом почти повсеместно достигает 35-37°С. Низкая и температура держится недолго.
Штормы на Черном море наблюдаются зимой (частота шторми! вых дней достигает 3-5, а на западном побережье — до 15 дней в месяц). Летом штормы бывают редко. Наибольшие размеры волн отмечались в глубоководной восточной части, где длина волны достигали150-200 м, а максимальная высота — 5-6 м.
Течения Черного моря характеризуются единой циркуляции! водных масс. Основное течение Черного моря хорошо выражено ■ расстоянии 2-5 миль от берега и охватывает все море кольцом шириной от 20 до 50 миль. Течения в этой зоне характеризуются большой устойчивостью и сравнительно большими скоростями -0,5-1,0 уз. При сильном ветре скорости течения могут достигать 2-3 уз. Наиболее I Чв1 IX) основное течение Черного моря имеет вид замкнутой циркуляции, где движение происходит против часовой стрелки параллельно побережью.
Кроме того, особенностью некоторых портов (Сочи, Сухуми, Поти, Туапсе, Батуми) является наличие внутри портов так называемых «тягунов» -течений, создающих значительные помехи грузовым операциям.
Берега Черного моря по своему виду разнообразны. От устья Дунай до Севастопольской бухты берег сравнительно невысокий, востоку он заметно повышается.
Южный берег Крыма горист, местами горы подходят к береговойI черте отвесными скалами. От Феодосии до Керченского пролива идет холмистое, переходящее в равнину побережье.
Восточный берег Черного моря тоже гористый. Начиная от порта Анапа тянутся отроги главного Кавказского хребта. Прибрежные три непрерывно повышаются и достигают наивысшей точки в раойне портов Туапсе и Сочи (около 2000 м).
Западные Понтийские горы с наибольшими высотами до 4000 м. По мере приближения к проливу Босфор высота гор понижается до 300 м.
Ледяной покров на Черном море наблюдается лишь в отдельно и незначительных по площади районах. Наиболее устойчивый лед, затрудняющий навигацию, появляется в районе к северу от линии порт Констанца — мыс Тарханкут и в районе Керченского пролива. В суровые зимы. граница льдов близка к изобате 50 м и проходит вдоль западного побережья от мыса Тарханкут к проливу Босфор.
Днепро-Бугский лиман замерзает в декабре и освобождается от него в начале марта. Наибольшая толщина льда у Николаева и Херсена) 35 см (редко 50-60).
В Черное море впадают крупные судоходные реки Дунай И |Днепр. Дунай доступен для морских судов на участке от гирла до 170-■ километраметра — до румынского порта Браила. Заход судов в р. Дунай ограничивается глубинами, поддерживаемыми
. на Сулимском лимане-7,5м
Сулинском баре (Румыния) — 7,3 м. Приморская часть Дуная имеет I природные условия, близкие к черноморским. Замерзает в среднем I один раз в пять лет на 30-60 дней в году (с декабря по март).
Днепр для морских судов доступен только до Херсона, а дли судов смешанного морского-речного плавания -до Запорожья. В ни* ней части река замерзает в декабре и вскрывается ото льда в марте,
Азовское море представляет собой мелководный, круглой фор мы водоем с вытянутым на восток Таганрогским заливом. Наиболь шая длина по параллели — 150 миль, а ширина по меридиану порт» Бердянск — 78 миль. Наибольшая глубина 13-14 м, а в Таганрогском заливе — 7,4 м. Мелководность вызвала необходимость создания сети судоходных каналов и проведения на них постоянных дноуглубитеш. ных работ.
Площадь Азовского моря 37 600 км 2 .
Вода в море сильно опреснена. Реки Кубань и Дон несут много ила, который заносит фарватеры.
В Азовском море наблюдается постоянное течение против часовой стрелки, скорость которого не превышает 0,5 уз.
На судоходство в Азовском море оказывают большое влияние колебания уровня воды. Так, в районе Мариуполя северо-восточные ветры понижают уровень воды — амплитуда колебания его достигает 1,8 м, а на подходах к Ростову — 2,4-2,7 м.
Опресненные воды Азовского моря больше подвержены замерзанию. Море начинает покрываться льдом в Таганрогском заливе в начале декабря, а в феврале почти вся поверхность моря находится подо льдом. Толщина льда на севере, в Таганрогском заливе, 50-110 см, на юге, в Керченском проливе — 20-40 см.
Керченский пролив, соединяющий Черное море с Азовским, имеет протяженность 22 мили, ширина его колеблется от 5 до 23 миль. Наибольшие глубины при входе в пролив 10 м на севере и 18 м на юге. К середине пролива глубины уменьшаются до 5,5 м. Для плавания больших судов через мелководную часть прорыт Керчь-Еникаль-ский канал.
Течения в проливе зависят от ветров и стока воды из Азовского моря. При южных ветрах оно направлено из Черного моря в Азовское, а при северных — из Азовского моря. Скорость течения в широкой части пролива до 0,5 уз, а в узких частях — до 3 уз. Пролив замер-иет в конце декабря и полностью очищается ото льда в конце февраля в начале марта. Сравнительно прочный лед бывает только в суро■ые зимы. Зимой в проливе стоят частые и продолжительные туманы. Плавание больших судов осуществляется, как правило, по каналу, а в зимний период — с помощью ледоколов.
Связь Черноморско-Азовского бассейна с другими бассейнами и Мировым океаном
Черноморско-Азовский бассейн является закрытым. Он связан С Атлантическим и Индийским океанами единственным путем через босфор, Мраморное море и Дарданеллы, Эгейское и Средиземное
моря и далее через пролив Гибралтар или Суэцкий канал.
^ Пролив Босфор — узкий, напоминающий извилистую реку, длинои 16 миль. Его ширина колеблется от 0,4 до 2 миль. Глубины на середине пролива от 27,5 до 120 м, подходы к проливу глубоководны , плавание вдоль берегов безопасно. Бухты удобны для якорной стоянки судов. г
У южного входа в пролив в удобной естественной гавани Золотой Рог расположен турецкий город и порт Стамбул. Пролив входит в акваторию этого порта. В проливе Босфор существуют два течения -поверхностное (менее соленые воды) из Черного моря в Мраморное и глубинное (более соленые воды), направленное из Мраморного моря в Черное^Скорости поверхностного течения, затрудняющего плавание, колеблются от 0,8 до 3,0 уз (в самых узких местах до 4-6 уз)
Суда могут проходить через пролив в любое время суток и года Лоцманская проводка не обязательна.
Между проливами Босфор и Дарданеллы расположено Мраморное море. 1 у
Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное море с Эгейским Это извилистый, узкий и глубоководный пролив длиной около 65 миль шириной от 0,7 до 20 миль. Глубины в проливе от 29 до 106 м Подходы к проливу глубоководные, плавание вблизи берегов безопасно
В проливе существует двухслойное течение: поверхностное (ъ слое воды до 20 м) направлено из Мраморного моря в Эгейское и глубоководное — из Эгейского в Мраморное. Скорость поверхностного течения колеблется от 1 до 3 узлов. Плавание в проливе свободное и в навигационном отношении относительно безопасно
Черноморско-Азовский бассейн, кроме того, соединяется с другими европейскими бассейнами внутренними водными путями.
Через северные порты бассейна проходят международные транспортные коридоры (МТК).
Международный транспортный коридор, по определению группы экспертов ООН — часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международ ные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными геогра- \ фическими районами; включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих в данном на-правлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.
Значительные усилия в разработке условий осуществления транспортной деятельности в МТК предпринимает Европейская кон] ференция министров транспорта (ЕКМТ), объединяющая министров транспорта европейских и некоторых других стран.
На межгосударственном уровне в Европе решается задача обеспечения оптимального использования особенностей каждого вида транспорта для повышения экономической эффективности транспортной системы, обслуживающей международные перевозки. МТК не только конкретные направления перевозок — это транспортные системы, позволяющие перераспределять грузопотоки с одного вида транспорта на другой, обеспечивая по всем коридорам упрощенный таможенный и фитосанитарный режим, возможность постоянного слежения за грузом в каждом звене транспортного процесса. При этом с целью пресечения контрабанды и провоза запрещенных к перевозке грузов транспортники тесно сотрудничают со спецслужбами разных стран.
Приоритетные направления транспортных связей между Востоком и Западом Европы, характеризующиеся крупными устойчивыми грузопотоками, были определены ЕКМТ в ] 994 году и получили название «Критские коридоры» (по месту проведения общеевропейской конференции по транспорту); в 1997 году к ним добавился еще один и в настоящее время существует 10 МТК.
Выгодное географическое положение портов Черноморско-Азовского бассейна (только через территорию Украины проходит четыре из десяти важнейших транспортных артерий континента — третий, пятый, седьмой и девятый международные транспортные коридоры (рис. 28), а также коридоры Европа-Кавказ-Азия (ТКАСЕСА) и «Север Юг»Балтийское- Черное море.
Средняя протяженность пути Одесса-Батуми 565 миль,Херсон Батуми-605 миль.
Источник