Моря черноморско азовского бассейна

Бассейн Черного и Азовского морей

Черное море занимает собою поверхность около 411 540 км при средней глубине около 1197 м. Черное море окружено сушей почти со всех сторон и сообщается со Средиземным морем только посредством узкого и похожего на реку Босфорского пролива. Оно представляет собою очень правильный и глубокий бассейн с очень простым релье­фом дна. Везде к его берегам прилегает неширокая и мелкая прибреж­ная полоса моря глубиною менее 150 м. Вслед за этими глубинами дно моря начинает быстро и круто понижаться и скоро доходит до 1200 м; затем идет уже основная, громадная и ровная площадь моря с глуби­нами около 1500 м. Наибольшая длина Черного моря в направлении с востока на запад — 1160 километров; наибольшее протяжение с севера на юг — 600 километров; наиболее узкое место между Крымом и лежащим к югу побережьем Турции — 270 км. Черное море не замер-

Глава 2. Риски разливов нефти на море

зает. На непродолжительное время покрывается льдом только северо­западный угол моря под Одессой.

На севере Черное море соединено узким и мелким Керченским про­ливом с Азовским морем.

В последнее десятилетие Азовское море стало беспокоить острыми экологическими проблемами. В связи с сокращением стока Дона и Куба­ни в море возросла соленость воды. Приток черноморской воды через Керченский пролив усилил этот процесс. Из-за увеличения солености море перестало замерзать, что приводит к переохлаждению и гибели цен­ных промысловых рыб. Вода также сильно загрязнена морским транс­портом и стоками с материка.

В настоящее время Черное море, наряду с Азовским, является морс­ким регионом с наибольшим антропогенным прессом в Европе. Повы­шенному уровню загрязнения способствует ряд не только антропоген­ных, но и природных факторов. К природным факторам можно отнести:

— особое географическое положение, характеризующееся удаленнос­
тью от океана;

— специфику гидрологического режима Черного моря — ограничен­
ный водообмен с соседними морскими бассейнами, значительное
расслоение вод по плотности, замедленный вертикальный обмен
водных масс;

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

большую площадь водосбора, которая охватывает территорию стран
Европы и Малой Азии и составляет 2,3 млн км ;

— наличие в северо-западной части моря обширной мелководной шель-
фовой зоны.

Все страны с тяжелым экономическим положением, имеющие выход к Черному морю, хотят решить свои экономические проблемы за счет транспортировки нефти. Проведено или запланировано строительство мно­жества терминалов, причем часто это делается наспех и с нарушениями нормативов и законодательств. Согласно Конвенции МАРПОЛ 73/78 [24], Черное море определено как «особый район» относительно предотвра­щения загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Уже сейчас Черное море принимает около 8 процентов всего объема нефтяного загрязнения ми­рового океана.

Шельфы Черного и Азовского морей еще мало изучены, но уже есть подтверждения о возможной перспективности нефтеразработок в этом районе.

В 2001 год подтверждаются прогнозы геологоразведчиков о том, что на украинском шельфе в северо-западной части Черного моря имеются крупные запасы углеводородов. В ходе разведочного бурения с помо­щью самоподъемной плавучей буровой установки «Сиваш» на структу­ре «Олимпийская», расположенной около острова Змеиный на глубине более 2,5 км, было открыто новое нефтегазовое месторождение.

В 2002 году на шельфе Черного моря у берегов Грузии было обнару­жено крупное месторождение нефти. В Грузинском национальном агент­стве по регулированию добычи нефти и газа, запасы нового месторожде­ния оцениваются в 200 миллионов тонн нефти в акватории Черного моря и 400 миллионов тонн — на береговой части.

«Роснефть» подписала соглашение о совместном проекте с Total по геологоразведке на Туапсинском прогибе в российском секторе шельфа Черного моря. Этот участок недр площадью 12 000 кв. км расположен в нескольких километрах от берега на глубине от 500 до 2000 м. Это уже второй проект подобного рода, в который Total вступает в России. В январе 2002 года компания подписала соглашение с «ЮКОСом» о совместном изучении перспективного участка Вал Шатского. Он рас­положен на черноморском шельфе между Сочи и Крымом примерно на тех же глубинах, что и Туапсинский прогиб, — до 2000 м. Если нефть найдут, эти проекты окажутся очень выгодными с точки зрения близости к рынкам сбыта, поскольку доставка, например, западно­сибирской нефти до Черного моря обходится в 3 доллара за баррель [101, 109].

Поскольку старейшие месторождения Кубани уже выработаны на 90%, «Роснефть» планирует постепенно перебираться с суши на море — разра­батывать шельф Азовского и Черного морей.

Глава 2. Риски разливов нефти на море

Черное и Азовское моря как возможные акватории нефтегазодобычи начали изучаться с середины прошлого века. Однако открытие крупных нефтегазоносных провинций в Сибири на шельфах северных и дальне­восточных морей привело к ограничению объемов геологоразведочных работ в южных морях. В последние годы как государственные, так и негосударственные предприятия вновь проявили интерес к поискам не­фти и газа в пределах Азово-Черноморского бассейна.

Насущной проблемой на настоящий момент является качественное проведение оценки ресурсного потенциала этих акваторий с учетом все­го объема накопленной информации, включая и большой массив новей­ших данных геофизики и глубокого бурения с целью определения и обо­снования государственной стратегии их освоения в ближайшем буду­щем. Под дном Азовского и Черного морей прогнозируются значительные (до 3

4 млрд т.у.т.) ресурсы углеводородного сырья, ожидается возмож­ность открытия здесь крупных и даже гигантских по запасам месторож­дений. Хотя поисково-разведочные работы на море дороже, чем на суше, но их освоение по ряду параметров может оказаться дешевле, чем на суше, особенно в условиях прекрасно развитой береговой инфраструкту­ры и близрасположенных крупных потребителей топливно-энергетичес­кого сырья.

Добыча и транспортировка нефти и газа из южных регионов страны высокорентабельна. В то же время южные моря являются источником значительных биоресурсов, а их побережье широко используется для оз­доровления и отдыха граждан нашей страны и зарубежья. Все это обус­лавливает необходимость взвешенного подхода к освоению и разработке на их шельфах месторождений полезных ископаемых, чтобы не нару­шить природного экологического равновесия [113].

Читайте также:  Необычный пруд своими руками

На ближайшее время (до 2010 года) предполагается в пределах аква­торий и транзитных зон указанного региона провести значительные объе­мы геологоразведочных работ.

Несмотря на отмечаемое в последние годы снижение сбросов загряз­няющих веществ в водные объекты бассейнов морей Черного и Азовско­го морей с территории Российской Федерации, экологическую обстанов­ку в регионе можно охарактеризовать как напряженную. Основными ис­точниками загрязнения Азовского моря и водных объектов его бассейна являются предприятия химической и угольной промышленности, оро­шаемое земледелие, особенно рисовые чеки, водный транспорт в период навигации.

Загрязненность морской среды Черного моря традиционно определя­ется количеством нефти и нефтепродуктов, попавших в море в результа­те аварий на судах или с промышленными стоками. Основными посто­янно действующими источниками загрязнения моря являются морские порты, судо- и вагоностроительные заводы, нефтеперерабатывающие пред-

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

приятия и предприятия по обеспечению нефтепродуктами нефтеперева-лочные базы, муниципальные сооружения очистки сточных вод.

В бассейне Черного моря есть по настоящему «узкие места» и, в пер­вую очередь, проливы Босфор и Дарданеллы.

Несмотря на то, что система управления движением в проливах Босфор и Дарданеллы — одна из самых совершенных в мире, различ­ного рода аварии и даже гибель судов происходят регулярно — по несколько раз в год. В 1996 году через Босфор было перевезено 60 млн тонн нефти. В 2003 году этот поток увеличился более чем вдвое и достиг 134 млн тонн. Сейчас каждый день через центральную часть Стамбула, в котором проживает 13 млн человек, в среднем проходит до 15 крупнотоннажных танкеров. При сохранении сложившихся темпов увеличения объемов добычи и экспорта российской и казахской нефти, к 2010 году потребность в перевозке нефти через турецкие проливы увеличится еще на 50% [101].

Этому будет способствовать наращивание мощности Каспийского тру­бопроводного консорциума (КТК), которая к 2014 году может достичь 67 млн тонн в год. Кроме того, согласно «Энергетической стратегии Рос­сии до 2020 года» предполагается увеличение мощностей нефтяных тер­миналов Новороссийска и Туапсе до 59 млн тонн в год. Вполне возмож­но, это произойдет гораздо раньше. Определенный дополнительный вклад в поток танкеров через турецкие проливы даст реверс трубопровода Одес­са — Броды.

Для снижения вероятности тяжелой катастрофы в связи с танкерны­ми перевозками через турецкие проливы рассматривается вопрос о стро­ительстве обходных трубопроводов.

Нефтеэкспортеры несут большие убытки в связи с перегруженностью проливов Босфор и Дарданеллы. В ноябре 2002 года на прохождение одним танкером проливов в северном направлении уходило в среднем 7

8 дней, в южном направлении — 4-6 дней. На переходе из Черного моря в Средиземное образовывались настоящие заторы из танкеров. В январе 2004 для прохождения танкерами проливов требовалось в сред­нем уже 20-25 дней.

Возросший объем нефтеэкспорта и введенные Турцией ограничения в Босфоре перманентно ухудшают положение черноморских портов и не­умолимо приближают размер убытков, которые несут нефтеэкспортеры, к критическому рубежу. Нефтеэкспортеры теряют на черноморско-сре-диземноморском направлении в среднем 12 долларов на каждой тонне нефти. Суммарные потери российских нефтяных компаний из-за ужес­точения Турцией правил прохода танкеров через Босфор и Дарданеллы в 2003 году составили около 700 млн долларов.

Объемы перекачки нефти и нефтепродуктов через бассейн Черного моря нарастают с каждым годом (рис. 12). Это объясняется ситуацией,

Глава 2. Риски разливов нефти на море

складывающейся на мировом нефтяном рынке — происходит нарастание объемов экспорта Каспийской нефти, компенсирующее сокращение ее добычи в регионе Северного моря, ведутся поиски более выгодных мар­шрутов экспорта российской нефти Волго-Уральских и Западно-Сибир­ских месторождений в новой постсоветской ситуации.

На Черном море уже существует несколько крупных нефтеналивных и нефтепогрузочных терминалов: в Грузии — в Супсе, Батуми; в Рос­сии — в Туапсе, Новороссийске; на Украине — в Одессе (порт «Юж­ный»); в Румынии — в Констанце; в Болгарии — в Бургасе. Ежегодно на этих терминалах перегружается свыше 60 млн тонн нефти и неф­тепродуктов.

Функционирует терминал КТК в Новороссийске. Его первоначаль­ная пропускная способность составила 28 млн тонн нефти в год, поз­днее ее планируется довести до 67 млн, то есть более 200 тыс. тонн в сутки. Это даст увеличение вдвое объемов всей перекачиваемой через Черное море нефти. Также в настоящее время ведется реконструкция с увеличением мощности терминала в Туапсе, идут работы по расши-

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

рению терминала «Южный» (Украина), суммарная мощность которого будет составлять 58 млн тонн, проектируется терминал Кулеви в Гру­зии, планируется реконструкция терминала в Батуми, расширение тер­минала «Шесхарис» (Новороссийск). Создается новый терминал на Таманском полуострове.

В течение ближайших 10 лет объем перекачки нефти с учетом увели­чения экспорта с каспийских месторождений может увеличиться до 150-180 млн тонн.

Увеличение объемов перевалки нефти через терминалы Украины, Рос­сии, Грузии, Турции, Румынии и Болгарии превратили Черное море в важный трансконтинентальный коридор. Строительство новых и рекон­струкция существующих терминалов Причерноморских стран приведет в ближайшее десятилетие к росту ежегодных объемов нефтеперевозок в Черноморском бассейне до 220-250 млн тонн, что создает потенциаль­ную угрозу возникновения крупномасштабных разливов нефти в Азово-Черноморском бассейне.

Дата добавления: 2014-12-30 ; просмотров: 44 ; Нарушение авторских прав

Источник

ОСНОВНЫЕ МОРСКИЕ БАССЕЙНЫ СТРАН СНГ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ

Инфраструктура морского транспорта во всем мире — сложное многоотраслевое хозяйство, в котором основное место занимают транспортный флот, морские порты, судоремонтные и судостроитель­ные верфи и заводы.

После распада СССР, новые независимые государства, бывшие республики СССР, получили часть имущества бывшего Минморфлота Советского Союза (флот, морские порты, судостроительно-судоремон-тные заводы и др.). Они стали самостоятельно развивать свой морской флот и порты, осваивать новые грузопотоки, внедрять новые техноло­гии перевозки и переработки грузов в морских портах, включая кон­тейнерные, строить новые перегрузочные комплексы и порты.

Черноморско-Азовский морской бассейн

После распада СССР, выход к Черному и Азовскому морям полу чили Грузия, Молдавия (через Дунай), Россия и Украина; на бере­гах Черного моря располагаются Болгария, Румыния, Турция.

Читайте также:  Страны бассейна каспийского моря

Черноморско-Азовский бассейн является мощной базой для флотов нескольких стран; на его берегах расположены крупные глу­боководные порты, сосредоточившие на своих причалах значитель­ные экспортные и транзитные грузопотоки. Через порты Черного и Азовского морей осуществляются внешнеторговые связи ряда неза-имых государств СНГ.

Порты Черноморско-Азовского бассейна перерабатывают более 200 млн. т различных грузов.

Благодаря выгодному географическому положению бассейн имеет большое народнохозяйственное значение как для Украины, так и для других стран, расположенных на его берегах.

К бассейну непосредственно примыкают высокоразвитые эко­номические районы Украины: угольно-металлургическая база — Дон­басс и Криворожье, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие, машиностроительные и энергетические центры, крупные сельскохозяйствённые районы Южной Украины, Кубани и Закавказья, продукция которых имеет большой спрос на мировом и внутреннем рынках, I Благодаря хорошим климатическим условиям в Черноморско-Азовс-ком бассейне расположено большое количество санаториев, домой ] отдыха, туристских баз, что способствовало развитию туризма и морских пассажирских перевозок.

Достаточно хорошо оснащенные морские порты находятся от­носительно близко к наиболее оживленным международным морс­ким путям.

В сфере тяготения портов Черного и Азовского морей находят­ся весь бассейн Средиземного моря (страны Европы, Африки и Ма­лой Азии), а также выход к Персидскому заливу, в Индийский и Ти­хий океаны к странам Ближнего и Дальнего Востока, Восточной Африки, Австралии и Америки.

По Черному морю проходят важные морские пути, связывающие порты Украины, Российской Федерации и Грузии с портами Ру­мынии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии и Турции.

Физико-географическая и навигационная характе­ристика бассейна

Черноморско-Азовский бассейн (рис. 27) охватывает Черное и Азовское моря, соединенные Керченским проливом.

Черное море вытянуто с запада на восток и имеет наибольшую длину по параллели вершины залива Бургас 620 миль. Наибольшая ширина моря по меридиану 31°12′ в. д. — 332 мили, а наименьшая ширина его по меридиану мыса Сарыч — 144 мили. Площадь Чернен о моря составляет около 410 000 км 2 , а общая длина береговой черты 2 200 миль.

Черное море представляет собой глубоководный бассейн с крутыми склонами.Найболее мелководная северо –заподная часть моря Центральная часть моря имеет глубины 2000-2200м Найбольшая глубина Черного моря 2243-средняя 1272м.


Грунт в прибрежных районах состоит из гальки, гравия и пв( I На глубинах 20-30 м песок становится илистым, а еще глубже ш степенно переходит в глинистый ил. Особенностью Черного щт является отсутствие жизни (кроме бактерий) на глубинах более 200 I где вода насыщена сероводородом.

Берега Черного моря малоизрезанные, здесь нет крупных мм вов и бухт. Самыми большими являются заливы Каркинитский, 1(ц-ламитский, Феодосийский, Таманский, Синопский, Бургасский, ( >тч ский, а также Днепро-Бугский лиман.

Самые большие бухты — Новороссийская, Самсунская, Сснщ топольская и Геленджикская.

Черное море бедно островами. Наиболее значительными и I ння являются Змеиный (в 20 милях от дельты р. Дунай), Кефкен (в 50 ми лях восточнее пролива Босфор) и Березань у входа в Днепро-Бугский: • лиман.

Климат в северной части Черного моря умеренный, а в южной субтропический. Самая низкая температура воздуха зимой в северной части моря в отдельных случаях достигает 25-30°С ниже нуля», тогда как в южной части она не бывает ниже 5-10°С. Наивысшим им температура летом почти повсеместно достигает 35-37°С. Низкая и температура держится недолго.

Штормы на Черном море наблюдаются зимой (частота шторми! вых дней достигает 3-5, а на западном побережье — до 15 дней в месяц). Летом штормы бывают редко. Наибольшие размеры волн отмечались в глубоководной восточной части, где длина волны достигали150-200 м, а максимальная высота — 5-6 м.

Течения Черного моря характеризуются единой циркуляции! водных масс. Основное течение Черного моря хорошо выражено ■ расстоянии 2-5 миль от берега и охватывает все море кольцом шириной от 20 до 50 миль. Течения в этой зоне характеризуются большой устойчивостью и сравнительно большими скоростями -0,5-1,0 уз. При сильном ветре скорости течения могут достигать 2-3 уз. Наиболее I Чв1 IX) основное течение Черного моря имеет вид замкнутой циркуляции, где движение происходит против часовой стрелки параллельно побережью.

Кроме того, особенностью некоторых портов (Сочи, Сухуми, Поти, Туапсе, Батуми) является наличие внутри портов так называемых «тягунов» -течений, создающих значительные помехи грузовым операциям.

Берега Черного моря по своему виду разнообразны. От устья Дунай до Севастопольской бухты берег сравнительно невысокий, востоку он заметно повышается.

Южный берег Крыма горист, местами горы подходят к береговойI черте отвесными скалами. От Феодосии до Керченского пролива идет холмистое, переходящее в равнину побережье.

Восточный берег Черного моря тоже гористый. Начиная от порта Анапа тянутся отроги главного Кавказского хребта. Прибрежные три непрерывно повышаются и достигают наивысшей точки в раойне портов Туапсе и Сочи (около 2000 м).

Западные Понтийские горы с наибольшими высотами до 4000 м. По мере приближения к проливу Босфор высота гор понижается до 300 м.

Ледяной покров на Черном море наблюдается лишь в отдель­но и незначительных по площади районах. Наиболее устойчивый лед, затрудняющий навигацию, появляется в районе к северу от линии порт Констанца — мыс Тарханкут и в районе Керченского пролива. В суровые зимы. граница льдов близка к изобате 50 м и проходит вдоль западного побережья от мыса Тарханкут к проливу Босфор.

Днепро-Бугский лиман замерзает в декабре и освобождается от него в начале марта. Наибольшая толщина льда у Николаева и Херсена) 35 см (редко 50-60).

В Черное море впадают крупные судоходные реки Дунай И |Днепр. Дунай доступен для морских судов на участке от гирла до 170-■ километраметра — до румынского порта Браила. Заход судов в р. Дунай ограничивается глубинами, поддерживаемыми

. на Сулимском лимане-7,5м

Сулинском баре (Румыния) — 7,3 м. Приморская часть Дуная имеет I природные условия, близкие к черноморским. Замерзает в среднем I один раз в пять лет на 30-60 дней в году (с декабря по март).

Днепр для морских судов доступен только до Херсона, а дли судов смешанного морского-речного плавания -до Запорожья. В ни* ней части река замерзает в декабре и вскрывается ото льда в марте,

Читайте также:  Бассейн для малышей крылатское

Азовское море представляет собой мелководный, круглой фор мы водоем с вытянутым на восток Таганрогским заливом. Наиболь шая длина по параллели — 150 миль, а ширина по меридиану порт» Бердянск — 78 миль. Наибольшая глубина 13-14 м, а в Таганрогском заливе — 7,4 м. Мелководность вызвала необходимость создания сети судоходных каналов и проведения на них постоянных дноуглубитеш. ных работ.

Площадь Азовского моря 37 600 км 2 .

Вода в море сильно опреснена. Реки Кубань и Дон несут много ила, который заносит фарватеры.

В Азовском море наблюдается постоянное течение против часо­вой стрелки, скорость которого не превышает 0,5 уз.

На судоходство в Азовском море оказывают большое влияние колебания уровня воды. Так, в районе Мариуполя северо-восточные ветры понижают уровень воды — амплитуда колебания его достигает 1,8 м, а на подходах к Ростову — 2,4-2,7 м.

Опресненные воды Азовского моря больше подвержены замер­занию. Море начинает покрываться льдом в Таганрогском заливе в начале декабря, а в феврале почти вся поверхность моря находится подо льдом. Толщина льда на севере, в Таганрогском заливе, 50-110 см, на юге, в Керченском проливе — 20-40 см.

Керченский пролив, соединяющий Черное море с Азовским, имеет протяженность 22 мили, ширина его колеблется от 5 до 23 миль. Наибольшие глубины при входе в пролив 10 м на севере и 18 м на юге. К середине пролива глубины уменьшаются до 5,5 м. Для плава­ния больших судов через мелководную часть прорыт Керчь-Еникаль-ский канал.

Течения в проливе зависят от ветров и стока воды из Азовского моря. При южных ветрах оно направлено из Черного моря в Азов­ское, а при северных — из Азовского моря. Скорость течения в широ­кой части пролива до 0,5 уз, а в узких частях — до 3 уз. Пролив замер-иет в конце декабря и полностью очищается ото льда в конце февраля в начале марта. Сравнительно прочный лед бывает только в суро■ые зимы. Зимой в проливе стоят частые и продолжительные туманы. Плавание больших судов осуществляется, как правило, по каналу, а в зимний период — с помощью ледоколов.
Связь Черноморско-Азовского бассейна с другими бассейнами и Мировым океаном
Черноморско-Азовский бассейн является закрытым. Он связан С Атлантическим и Индийским океанами единственным путем через босфор, Мраморное море и Дарданеллы, Эгейское и Средиземное
моря и далее через пролив Гибралтар или Суэцкий канал.
^ Пролив Босфор — узкий, напоминающий извилистую реку, длинои 16 миль. Его ширина колеблется от 0,4 до 2 миль. Глубины на середине пролива от 27,5 до 120 м, подходы к проливу глубоководны , плавание вдоль берегов безопасно. Бухты удобны для якорной стоянки судов. г

У южного входа в пролив в удобной естественной гавани Золо­той Рог расположен турецкий город и порт Стамбул. Пролив входит в акваторию этого порта. В проливе Босфор существуют два течения -поверхностное (менее соленые воды) из Черного моря в Мраморное и глубинное (более соленые воды), направленное из Мраморного моря в Черное^Скорости поверхностного течения, затрудняющего плава­ние, колеблются от 0,8 до 3,0 уз (в самых узких местах до 4-6 уз)

Суда могут проходить через пролив в любое время суток и года Лоцманская проводка не обязательна.

Между проливами Босфор и Дарданеллы расположено Мрамор­ное море. 1 у

Пролив Дарданеллы соединяет Мраморное море с Эгейским Это извилистый, узкий и глубоководный пролив длиной около 65 миль шириной от 0,7 до 20 миль. Глубины в проливе от 29 до 106 м Под­ходы к проливу глубоководные, плавание вблизи берегов безопасно

В проливе существует двухслойное течение: поверхностное слое воды до 20 м) направлено из Мраморного моря в Эгейское и глубоководное — из Эгейского в Мраморное. Скорость поверхностно­го течения колеблется от 1 до 3 узлов. Плавание в проливе свободное и в навигационном отношении относительно безопасно

Черноморско-Азовский бассейн, кроме того, соединяется с другими европейскими бассейнами внутренними водными путями.

Через северные порты бассейна проходят международные транс­портные коридоры (МТК).

Международный транспортный коридор, по определению группы экспертов ООН — часть национальной или международной транс­портной системы, которая обеспечивает значительные международ ные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными геогра- \ фическими районами; включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих в данном на-правлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.

Значительные усилия в разработке условий осуществления транспортной деятельности в МТК предпринимает Европейская кон] ференция министров транспорта (ЕКМТ), объединяющая министров транспорта европейских и некоторых других стран.

На межгосударственном уровне в Европе решается задача обес­печения оптимального использования особенностей каждого вида транспорта для повышения экономической эффективности транспорт­ной системы, обслуживающей международные перевозки. МТК не толь­ко конкретные направления перевозок — это транспортные системы, позволяющие перераспределять грузопотоки с одного вида транспор­та на другой, обеспечивая по всем коридорам упрощенный таможен­ный и фитосанитарный режим, возможность постоянного слежения за грузом в каждом звене транспортного процесса. При этом с целью пре­сечения контрабанды и провоза запрещенных к перевозке грузов транс­портники тесно сотрудничают со спецслужбами разных стран.

Приоритетные направления транспортных связей между Вос­током и Западом Европы, характеризующиеся крупными устойчивы­ми грузопотоками, были определены ЕКМТ в ] 994 году и получили название «Критские коридоры» (по месту проведения общеевропей­ской конференции по транспорту); в 1997 году к ним добавился еще один и в настоящее время существует 10 МТК.

Выгодное географическое положение портов Черноморско-Азов­ского бассейна (только через территорию Украины проходит четыре из десяти важнейших транспортных артерий континента — третий, пятый, седьмой и девятый международные транспортные коридоры (рис. 28), а также коридоры Европа-Кавказ-Азия (ТКАСЕСА) и «Север Юг»Балтийское- Черное море.

Средняя протяженность пути Одесса-Батуми 565 миль,Херсон Батуми-605 миль.

Источник

Оцените статью