- Безопасность морских грузоперевозок
- Доля морских перевозок в мировом грузообороте по оценкам различных агентств колеблется от 62% до 91%. Логично, что при таких показателях безопасности морских перевозок грузов уделяется особое внимание. Каждый этап перевозки грузов подробно расписан в правилах и инструкциях.
- Нормативная база
- Виды генеральных грузов
- Общие требования безопасности при перевозке генеральных грузов
- Общие требования к безопасности судов
- Общие требования к безопасности груза
- Безопасность портовой инфраструктуры
- Документация в безопасности морских грузоперевозок
- Роль персонала в безопасности морских перевозках
Безопасность морских грузоперевозок
Доля морских перевозок в мировом грузообороте по оценкам различных агентств колеблется от 62% до 91%. Логично, что при таких показателях безопасности морских перевозок грузов уделяется особое внимание. Каждый этап перевозки грузов подробно расписан в правилах и инструкциях.
Нормативная база
Документы, регламентирующие действия участников, утверждены на международном, региональном и национальном уровнях.
Глобальным документом, регулирующим безопасность морских перевозок, является Международная конвенция SOLAS 74 «Международная конвенция по охране человеческой жизни на море», последние изменения в документ были внесены в январе 2016 г.
На уровне ЕС действует пакет нормативных документов «Морской пакет 1986 г.», включающий в себя требования по организации морских перевозок, в том числе и грузовых. Отличительная черта европейского морского законодательства – динамика, в документы постоянно вносятся изменения, актуализирующие требования.
В России действуют «Правила безопасности морской перевозки грузов», утверждённые приказом Минтранса №ВР-1/п с изменениями от 06.07.2012 г.-1П
Правила дифференцируются в зависимости от перевозимого товара. Они распространяются отдельно на перевозку:
Наиболее всеобъемлющие требования предъявляются к безопасности перевозки генеральных грузов.
Виды генеральных грузов
Для лучшего понимания предмета определимся, какие грузы относятся к генеральным, обобщая, это:
- металлопрокат, во всём его многообразии;
- железобетонные изделия;
- упакованные штучные изделия, в коробках, мешках, ящиках, ПЭТ-упаковке;
- контейнеры;
- машины и механизмы;
- лес и пиломатериалы;
- фасованные сыпучие (цемент, мука и т.п. в мешках);
- фасованные жидкости и газы (бочки, танк-контейнеры).
Общие требования безопасности при перевозке генеральных грузов
Требования безопасности морских перевозок генеральных грузов распространяются на:
- суда;
- непосредственно груз;
- портовую инфраструктуру;
- технологию погрузоразгрузочных работ;
- документацию;
- персонал (как портовые работники, так и экипаж судна;
- инспектирующие, согласовывающие и утверждающие органы компаний, участвующих в грузоперевозках.
Все объекты, обеспечивающие безопасность морских грузоперевозок грузов, должны эксплуатироваться в исправном состоянии, соответствовать требованиям нормативной документации и описаниям (правила, инструкции, руководства по эксплуатации, упаковочные спецификации и т.д.).
Общие требования к безопасности судов
Морские суда, предназначенные для генеральных грузов, должны эксплуатироваться в строгом соответствии с их назначением. Судовладелец должен обеспечить своевременное обслуживание и ремонт судна, в том числе и регулярную верификацию технического состояния. Инспекцию судов на соответствие требованиям безопасности проводит уполномоченная независимая организация. По результатам инспекции составляется документ, свидетельствующий о соответствии или несоответствии судна нормативным требованиям. Перед началом погрузочных работ администрация порта должна подписать Акт готовности судна к погрузке.
Общие требования к безопасности груза
Груз, предназначенный для перевозки морским транспортом, должен иметь элементы крепления, обеспечивающие его надёжную фиксацию в трюме или на палубе. Тара и упаковка должны обеспечить сохранность груза от утери, разгерметизации и порчи. На тару должна быть нанесена маркировка, соответствующая требованиям безопасности, в первую очередь, это касается опасных грузов. По качеству и количеству груз должен соответствовать прилагаемой документации. Груз, требующий особого режима хранения, должен быть дополнительно подготовлен для обеспечения безопасной морской перевозки.
Безопасность портовой инфраструктуры
Здания, сооружения, машины и механизмы, участвующие в погрузоразгрузочных операциях в порту, должны эксплуатироваться в исправном состоянии и применяться по назначению. Машины и механизмы должны проходить регулярное техническое обслуживание и периодическое освидетельствование. Инспекцию должны проводить уполномоченные независимые организации. Результаты соответствия или несоответствия должны документироваться.
Безопасность погрузоразгрузочных работ в порту
Погрузоразгрузочные работы должны выполняться в строгом соответствии с утверждёнными инструкциями. При проведении работ необходимо учитывать.
Транспортные характеристики груза:
- центр тяжести;
- наличие элементов для крепления;
- вид упаковки/тары;
- вес и габаритные размеры груза;
- очерёдность/последовательность разгрузки в транзитных портах и порту назначения;
- совместимость размещения разных грузов в одном трюме.
- возможность смещения груза при качке;
- возможность попадания воды на груз при шторме;
- схема размещения груза в трюме и на палубе, с целью недопущения крена.
Документация в безопасности морских грузоперевозок
Документы, обеспечивающие морские грузоперевозки, оформляются в соответствии с утверждёнными правилами. Их форма, содержание, согласование и утверждение регламентированы на законодательном и корпоративном уровнях.
Документы составляются, согласовываются и утверждаются грузоотправителем и должны содержать, как минимум:
- полную информацию о грузе;
- сведения о грузоотправителе;
- грузополучателе;
- грузоперевозчике;
- Наименование судна;
- порт отправления;
- назначения;
- требования к укладке и креплению;
- правила предосторожности;
- сертификаты соответствия.
Роль персонала в безопасности морских перевозках
На каждом этапе морских грузоперевозок к выполнению работ должен допускаться только специально обученный и имеющий определённый опыт работы персонал. Квалификация персонала должна регулярно актуализироваться и подтверждаться через процедуры аттестации. Результаты аттестации должны документироваться.
Персонал должен выполнять обязанности, руководствуясь должностными и рабочими инструкциями. Полномочия и ответственность сотрудников должны быть разделены на каждом этапе морских грузоперевозок. Инспектирование и контроль как инструмент обеспечения безопасности. Периодическое инспектирование и контроль являются неотъемлемой часть каждого этапа в обеспечении безопасности морских перевозок грузов. Контроль возлагается на непосредственных исполнителей операций и на их руководителей, для этого в должностные инструкции внесены необходимые требования.
Инспектирование выполняют уполномоченные специализированные независимые организации. Результаты контроля и инспектирования обязательно документируются.
Источник