Морской транспорт северо западного

Северо-Западный бассейн

Каждый из пяти морских бассейнов России имеет определённую географическую обособленность и выход на мировые морские пути. Главным фактором, определяющим место морского бассейна в единой транспортной системе страны, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна.

Район тяготения бассейна подразделяется на внутренний и внешний. Под внутренним районом тяготения бассейна подразумевают один или несколько экономических районов страны, откуда вывозится продукция или куда она ввозится через морские порты данного бассейна. Внутренний район сочетается с внешним районом тяготения бассейна – укрупненным регионом Мирового океана, внешнеторговые связи с государствами которого осуществляются через порты бассейна.

Масштабы морских перевозок конкретного бассейна характеризуются грузооборотом портов, объемом перевозок и грузооборотом флота.

Крупнейшим морским бассейном является Северо-Западный, осваивающий 48% (выше 110 млн. т) российских внешнеторговых и транзитных грузопотоков, приходящихся на долю морского транспорта. Основным недостатком уровня развития портовых перегрузочных комплексов региона служит дефицит мощностей, вызванный исторически сложившимся приоритетным развитием морских портов Прибалтики, обоснованным с точки зрения функционирования единого государства. Именно тогда были построены нефтепровод, нефтегавань, специализированный комплекс калийных удобрений в Вентспилсе, морская железнодорожная паромная переправа в Клайпеде, мощный порт Мууга как часть Большого порта Таллинн, мощности для перевалки крупнотоннажных контейнеров в Рижском порту и др.

В настоящее время дефицит производственных мощностей в морских портах Северо-Запада резко сократился, и к 2005 году они обеспечат переработку 56% (вместо 30% в начале 90-х годов) всех российских и транзитных грузопотоков, освоенных морскими портами этих стран.

В ближайшее десятилетие планируется полностью ликвидировать дефицит портовых мощностей. Продолжится строительство новых портов – Усть-Луга и Приморск. В порту Усть-Луга будет введен специализированный угольный терминал мощностью 8 млн. т/год. Планируется сооружение специализированного комплекса по переработке минеральных удобрений (5,5 млн. т), комплекса для перевалки лесоматериалов (1,1 млн. т), контейнеров (4,5 млн. т), генгрузов (2,6 млн. т), нефтепродуктов. Будет организовано регулярное грузопассажирское, автомобильно-железнодорожное паромное сообщение Усть-Луга – Балтийск – Засниц (Германия), а также построены железнодорожные и автомобильные подходы к порту и произведены дноуглубительные работы, обеспечивающие прием крупнотоннажных судов дедвейтом до 70 тыс. т.

Читайте также:  Прайм расследование на море

В Приморске после ввода в эксплуатацию в конце 2001 года первой очереди порта с пропускной способностью 12 млн. т сырой нефти в год, мощность поэтапно увеличилась до 30,5 млн. т, а в 2006 году будет достигнута проектная мощность в 62 млн. т/год. Распределительно-перевалочный комплекс нефтепродуктов сооружен в порту Высоцк. Эти мощности явятся перевалочными пунктами Балтийской трубопро­водной системы, реализуемой совместно Минэнерго, Минтрансом и ОАО «Транснефть» для нового направления, соединяющего страны Се­веро-Западной Европы с Тимано-Печорским, Западно-Сибирским и Ура­ло-Поволжским районами добычи нефти.

Более чем в 2 раза возрастут производственные мощности старей­шего на Северо-западе Морского порта Санкт-Петербург, к 2010 г. они превысят 60 млн. т. Углубление подходов к порту позволит прини­мать крупнотоннажные суда дедвейтом до 40 тыс. т. Реконструируются автомобильные и железнодорожные подходы к порту, а также железно­дорожные станции Автово и Новый порт. С целью удовлетворения по­требностей в пассажирских перевозках предусматривается реализация программы «Морской фасад Санкт-Петербурга».

Перспективы развития имеет Калининградский порт, его глубины будут увеличены, а в районе Балтийска планируется постройка глубо­ководного района с терминалом и упомянутой дорожно-автомобильной паромной переправой Усть-Луга – Калининград – порты Германии.

Важное значение для Северо-Западного региона имеют порты Вы­борг и Высоцк. В порту Высоцк в 2004 г. введена в эксплуатацию пер­вая очередь распределительно-перевалочного комплекса «Лукойл-II» для
экспорта нефти и нефтепродуктов мощностью 4,7 млн. т/год, полная
проектная мощность которого составит около 12 млн. т/год.

Северный бассейн.

Основным направлением развития Се­верного региона является регулярное судоходство на трассах Северного морского пути и его превращение в международный коридор между странами Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского бассейнов. Это связано с обновлением ледокольного флота и пополнением его су­дами класса УЛ и УЛА, а также освоением ресурсов нефти, газа, горно-химического сырья и лесных ресурсов. Роль Северного морского пути возрастает с ростом объема перевозок нефтеналивных грузов из Тимано-Печорского региона, бассейнов Оби и Енисея, морского шельфа полу­острова Ямал. В Мурманском порту предусмотрено строительство специализированного угольного терминала.

Читайте также:  Римское право договоры займа морской займ

Важной проблемой Арктического региона является восстановление роли Архангельского порта, реконструируемого в двух направлениях: строительстве железной дороги (Белкамур), связывающей Архангельск с Уралом, и взаимовыгодном сотрудничестве с норвежским портом Керкинес, где российские грузы будут перегружаться в крупнотоннажные суда и следовать в Северную Европу и Америку.

Источник

Инфраструктура. Основные пассажирские и грузоперевозки Северо-Западного ФО приходятся на железнодорожный, речной и морской транспорт

Основные пассажирские и грузоперевозки Северо-Западного ФО приходятся на железнодорожный, речной и морской транспорт. Судоходные реки имеют важной значение для внутрирайонных перевозок.

Крупнейшими морскими портами СЗФО являются Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Выборг.

Важное значение для Северных регионов Северо-Западного ФО имеет трубопроводный транспорт.

Автомобильный транспорт, развитый в западных областях СЗФО, имеет внешнеторговое значение.

Грузооборот автотранспортных предприятий СЗФО ставит округ на 4-е место в РФ по объему грузовых перевозок в период 2003 г. (Таблица 6).

Таблица 6. Грузооборот крупных и средних предприятий автомобильного транспорта. в 2003 году

Млн. тонно-км В % к 2002г. Удельный вес в общем объеме грузооборота, % Доля в СЗФО
Российская Федерация 11 044,4 100,2
Северо-Западный федеральный округ 1 357,8 103,4 12,3
Республика Карелия 36,3 63,4 0,3 2,7
Республика Коми 169,6 110,1 1,5 12,5
Архангельская область 170,0 116,0 1,5 12,5
в том числе Ненецкий авт.округ 0,2 91,3 0,0 0,0
Вологодская область 41,0 107,1 0,4 3,0
Калининградская область 7,5 51,1 0,1 0,6
Ленинградская область 94,3 145,7 0,9 6,9
Мурманская область 36,8 120,6 0,3 2,7
Новгородская область 171,9 116,0 1,6 12,7
Псковская область 39,7 82,5 0,4 2,9
г.Санкт-Петербург 590,6 96,7 5,3 43,5
1) Незначительные расхождения итогов от суммы слагаемых объясняются округлением данных

Вследствие географического положения Северо-Западного ФО, ряд территорий которого недостаточно освоен и заселен, предприятия связи округа занимают достаточно скромные позиции в России. Но в то же время округ с большим отрывом первенствует в Росси по трафику электронной почты, что объясняется прохождением через территорию округа каналов связи, по которым идет обмен информации с зарубежными странами. По доходам от услуг связи за январь-сентябрь 2003 года Северо-Западный федеральный округ занимает 2-е место среди ФО Российской Федерации (Таблица 7).

Читайте также:  Температура черного моря россии

Таблица 7. Доходы от услуг связи за январь- сентябрь 2003 году

Млн. рублей В % к январю –сентябрю 2002 г. (в фактически действовавших ценах) Удельный вес в общем объеме доходов % Доля в СЗФО
Российская Федерация 275 507,6 142,2
Северо-Западный федеральный округ 34 043,2 137,7 12,4
Республика Карелия 807,7 140,2 0,3 2,4
Республика Коми 1 353,5 139,5 0,5 4,0
Архангельская область 1 309,2 123,5 0,5 3,8
в том числе Ненецкий авт.округ 65,8 130,8 0,0 0,2
Вологодская область 985,1 124,4 0,4 2,9
Калининградская область 1 390,4 118,4 0,5 4,1
Ленинградская область 1 205,8 133,7 0,4 3,5
Мурманская область 1 389,5 131,1 0,5 4,1
Новгородская область 656,3 128,0 0,2 1,9
Псковская область 537,0 123,5 0,2 1,6
г.Санкт-Петербург 24 408,8 141,5 8,9 71,7

Источник

Оцените статью