Технико-эксплуатационные характеристики транспортных судов
К технико-эксплуатационным характеристикам (ТЭХ) судна относятся следующие данные о нем:
- класс Регистра, назначение судна, способы грузообработки;
- линейные размерения судна, осадка по летнюю грузовую марку;
- объемно-массовые характеристики судна;
- грузовые характеристики судна;
- регистровая вместимость судна;
- тип и мощность главного двигателя, род топлива;
- расход топлива на ходу судна и стоянке;
- техническая скорость судна и дальность плавания.
Классификация судов по назначению и способам грузообработки
Разделение типов судов по назначению Все транспортные суда подразделяются на пассажирские (имеющие 12 и более пассажирских мест) и грузовые. В свою очередь, грузовые суда подразделяются на сухогрузные, наливные и комбинированные.
а) Сухогрузные суда Универсальные суда, предназначенные для перевозки генеральных грузов. Лесовозы — суда, предназначенные для перевозки палубного лесного груза и грузов в трюмах.
Контейнеровозы — суда, предназначенные для перевозки грузов в контейнерах международного образца и имеющие ячеистые направляющие конструкции в трюмах.Суда с горизонтальным способом грузообработки:
- накатные суда — суда типа Ro-Ro (Roll on,-‘Roll off), предназначенные для перевозки различной техники на палубах, включая верхнюю палубу;
- паромы — суда, предназначенные для регулярной перевозки пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава и/или безрельсового транспорта (с грузом или без груза).Рефрижераторные суда, предназначенные для перевозки режимных грузов. Навалочные — суда для перевозки навалочных грузов:
- балкеры — суда для перевозки навалочных грузов с УПО > 0,56 м 3 /т;
- рудовозы — суда для перевозки тяжелых навалочных грузов с УПО
По свойству пожарной безопасности все нефтеналивные суда (танкеры) разделяются на две категории:
- танкер < 60 °С— судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и ниже и с давлением паров по Рейду ниже атмосферного;
- танкер > 60 °С — судно, предназначенное для перевозки наливом нефпродуктов с температурой вспышки более 60 °С.
Кроме того, к наливным судам относятся химовозы и газовозы. Химовозы — суда, предназначенные для перевозки наливом опасных химических грузов;
Газовозы — суда, предназначенные для перевозки наливом сжиженных газов.
в) Комбинированные суда Комбинированные суда — суда, предназначенные для перевозки наливом сырой нефти, нефтепродуктов, а также навалочно-насыпных грузов:
- нефтерудовозы — суда типа 00 (oil/ore — нефть/руда);
- нефтенавалочники — суда типа ОБО (oil/bulk/ore — нефть/навал/руда).
По способу погрузки и разгрузки различают суда:
- с вертикальной погрузкой через палубные грузовые люки типа Lo-Lo (Lift on/Lift off)
- с горизонтальным способом погрузки — накатом через бортовые порты или по спе-
- циальным помостам (рампы) через бортовые, кормовые или носовые порты типа Ro-Ro (Roll on/Roll off); — с погрузкой комбинированным способом — суда типа Lo-Ro.
- По степени приспособленности к перевозке тех или иных видов груза транспортные суда подразделяются на узкоспециализированные, суда широкой специализации, комбинированные и универсальные. Особую группу составляют многоцелевые суда типа Lo-Ro. Они приспособлены в композитном варианте загрузки к одновременной перевозке нескольких видов груза: в трюмах — навалочного или генерального груза (тарно-штучный, пакетированный и др.), на накатной палубе — подвижной техники, на верхней палубе — контейнеров, или в отдельности каждого вида груза, в частности, к эксплуатации в контейнерном варианте. Данные суда обладают высокой эксплуатационной гибкостью.
- Линейные размерения судна
- К линейным размере ниям, в первую очередь, относятся габаритные размерения судна:
- длина наибольшая Lmax — расстояние по горизонтали между крайними наружными точками форштевня и кормы судна;
- й _ » £й
- ширина наибольшая — расстояние между крайними точками борта
- судна в самой широкой его части, обычно на миделе (середине судна);
- высота борта Dmin — расстояние по вертикали от наружной кромки киля до верхней палубы, измеренное на миделе.
- высота судна Нтах — расстояние по вертикали от наружной кромки киля до самой высокой точки судна (клотика мачты). Вычитая из этой величины осадку, получают высоту надводной части судна, т.е. высоту, позволяющую определить возможность прохождения судна под мостами;
- высота надводного борта F — расстояние по вертикали, назначает Регистр, с ее помощью определяется летняя грузовая ватерлиния и наносится Международная грузовая марка;
- F — это расстояние от верхней кромки палубы на миделе вниз по вертикали до линии летней грузовой ватерлинии, определяющее запас плавучести судна;
- осадка судна по летнюю грузовую марку d — расстояние, измеренное на миделе судна от наружной кромки киля до верхней кромки линии летней грузовой ватерлинии;
- избыточный надводный борт F„j6 — назначает Регистр в том случае, если судно не, удовлетворяет требованиям Регистра по непотопляемости или продольной прочности или остойчивости на больших углах крена;
- длина судна между перпендикулярамиLil— расстояние по горизонтали между носовым и кормовым перпендикулярами, опущенными на плоскость летней грузовой ватерлинии в точке стыка ее со штевнями. С помощью этой характеристики рассчитывается водоизмещение судна.
Источник
1. Эксплуатационно-технические характеристики морских транспортных судов.
1.1. Тенденции развития морских транспортных судов — специализация и универсализация.
Наибольшая экономическая эффективность работы судна достигается, когда оно наилучшим образом приспособлено к определенному виду перевозки, т.е. когда оно специализировано. Однако, чтобы специализировать судно на определенном виде перевозок, необходимы устойчивые и достаточно большие объемы этих перевозок. Использование специализированного судна на разных видах перевозок может оказаться неэффективным. Поэтому до появления на мировых морских путях устойчиных и мощных пассажиропотоков и грузопотоков по отдельным видам грузов в мировом транспортном флоте не было строго специализированных морских транспортных судов.
Интенсивная специализация морских транспортных судов по виду перевозимого груза объяснялась следующими основными причинами:
1) возникновением в результате развития капитализма устойчивого разделения труда по видам деятельности, что привело к образованию устойчивых и мощных грузопотоков;
2) развитием и усилением монополистического капитала, приведшего к созданию крупнейших монополий особенно в области металлургической и нефтяной промышленности, которые начали осуществлять перевозки необходимого сырья собственным флотом, а также созданием крупных судоходных компаний;
3) научно-техническим прогрессом в области судостроения, решившим вопросы создания специализированных судов, максимально приспособленных для надежной и экономичной перевозки отдельных групп грузов.
Строительство универсальных судов было вызвано стремлением сократить балластные пробеги специализированных судов, которые, как правило, имеют загрузку в одном направлении.
1.2. Классификация судов.
Классификация судов морского флота может быть произведена в зависимости от их назначения, конструктивного исполнения, вида двигателя и движителя, способа погрузи и разгрузки и ряда других особенностей.
По назначению суда могут быть разделены на транспортные, служебно-вспомогательные, специальные и суда технического флота. Основной группой является транспортный флот, который состоит из пассажирских, грузопассажирских и грузовых судов.
Грузовые суда по роду перевозимого груза подразделяются на налпвные, сухогрузные и комбинированные. Среди наливных различают суда для перенозки сырой нефти, нефтепродуктов, смазочных масел, пищевых масел и жиров, пресной воды, вина, спирта, химических продуктов н сжиженных газов.
По степени специализации все суда могут быть подразделены на узкоспециализированные, комбинированные и универсальные.
По способу погрузки и разгрузки различают суда:
с вертикальной погрузкой через палубные грузовые люки;
с горизонтальной погрузкой посредством автопогрузчиков и других средств береговой механизации через бортовые порты или по специальным помостам (аппарелям) через бортовые, кормовые или носовые порты—накатом, с погрузкой судна методом докования (теплоход «Стахановец Котов»);
имеющие собственный грузовой конвейер в нижней части воронкообразных грузовых трюмов, на которых навалочный груз из трюмов ссыпается под собственной тяжестью и потом выгружается на причал по дополнительному транспортному мосту;
с приемом и выдачей жидких грузов по системам судовых трубопроводов (танкеры и суда для перевозки сжиженных газов) ;
с комбинированными и прочими способами погрузки-разгрузки.
По расположению МКО суда различаются со средним, полукормовым и кормовым расположением главных двигателей.
По конструктивному типу суда разделяют на полнонаборные — с минимальным надводным бортом и с избыточным надводным бортом.
Наличие у судна класса Регистра обозначается в Классификационном свидетельстве, Регистровой книге морских судов, паспорте судна и других документах основным символом класса, состоящим из знака (звездочка в кружке) и проставляемых перед ним букв: КМ (корпус и главные механизмы) — для самоходных судов; К (корпус) — для несамоходных судов.
Если судно было построено без надзора классификационного органа, а затем ему присваивается класс Регистра, то буквы символа заключаются в скобки (КМ).
Все морские суда подразделяют на имеющие и не имеющие ледовый класс:
УЛА (усиленный ледовый арктический), допускающий самостоятельное плавание в сплошном и крупнобитом льду толщиной до 0,5 м, а также плавание за ледоколом в течение всего навигационного периода в арктических и антарктических морях;
УЛ (усиленный ледовый) — плавание за ледоколом или самостоятельно в битом льду в течение всего навигационного периода в арктических морях либо в подобных по ледовым условиям районах;
Л1 (ледовый первый) — плавание за ледоколом или самостоятельно в битом разреженном льду в неарктических северных замерзающих морях (Белое и подобные моря) либо в подобных по ледовым условиям районах;
Л2 (ледовый второй) — плавание за ледоколом или самостоятельно в разреженном мелкобитом льду в Балтийском море, либо в подобных по ледовым условиям районах;
ЛЗ (ледовый третий)—плавание за ледоколом или самостоятельно в мелкобитом льду в Балтийском море в легких ледовых условиях, в Черном море либо в подобных по ледовым условиям районах.
Суда, не имеющие ледового класса, не должны допускаться к работе в ледовых условиях.
К основному символу класса у судов, которые удовлетворяют требованиям о непотопляемости, добавляется соответственно один из знаков (цифра единица, двойка или тройка в рамочке), который показывает число любых смежных отсеков, при затоплении которых судно остается на плаву.
К основному символу класса добавляются знаки, характеризующие районы плавания. Все морские суда делятся по районам плавания на:
1) суда неограниченного района плавания;
2) суда ограниченного района плавания, плавающие в открытых морях с удалением от места убежища до 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища до 400 миль, в закрытых морях—без ограничения; к символу класса добавляется знак I;
3) суда ограниченного района плавания, плавающие в открытых морях с удалением от места убежища до 50 миль и допустимым расстоянием между местами убежища до 100 миль, в закрытых морях—с установлением границ для каждого района; к символу класса добавляется знак II;
4) суда ограниченного района плавания—смешанного «река — море» плавания, эксплуатирующиеся на внутренних водных путях, а также в морских районах на волнении не более 6 баллов с удалением от места убежища (к символу класса добавляется знак III СП):
в открытых морях до 50 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища до 100 миль;
в закрытых морях до 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища до 200 миль;
5) суда ограниченного района плавания—III: портового, рейдового и прибрежного плавания с установлением границ для каждого района и погодных ограничений для каждого судна, при которых обязательно возвращение в убежище; к символу класса добавляется знак III.
Классификация судов по степени их автоматизации:
класс А1 означает более высокую степень автоматизации, при которой судно может эксплуатироваться без постоянной вахты не только в машинном отделении, но и также в центральном посту управления и контроля (ЦПУ);
класс А2 означает относительно более низкую степень автоматизации, при которой судно может эксплуатироваться без постояннои вахты в машинном помещении, но с постоянной вахтой в ЦПУ.
За символом класса могут указываться также дополнительные характеристики, если они признаются Регистром необходимыми для лучшего обозначения конструктивных особенностей или специальных качеств судна.
Источник