Морской транспорт классификация и технико эксплуатационная характеристика грузовых судов

Технико-эксплуатационные характеристики транспортных судов

К технико-эксплуатационным характеристикам (ТЭХ) судна относятся сле­дующие данные о нем:

  1. класс Регистра, назначение судна, способы грузообработки;
  2. линейные размерения судна, осадка по летнюю грузовую марку;
  3. объемно-массовые характеристики судна;
  4. грузовые характеристики судна;
  5. регистровая вместимость судна;
  6. тип и мощность главного двигателя, род топлива;
  7. расход топлива на ходу судна и стоянке;
  8. техническая скорость судна и дальность плавания.

Классификация судов по назначению и способам грузообработки

Разделение типов судов по назначению Все транспортные суда подразделяются на пассажирские (имеющие 12 и более пассажирских мест) и грузовые. В свою очередь, грузовые суда подразделяются на сухогрузные, наливные и комбинированные.

а) Сухогрузные суда Универсальные суда, предназначенные для перевозки генеральных грузов. Лесовозы — суда, предназначенные для перевозки палубного лесного груза и грузов в трюмах.

Контейнеровозы — суда, предназначенные для перевозки грузов в кон­тейнерах международного образца и имеющие ячеистые направляющие конструк­ции в трюмах.Суда с горизонтальным способом грузообработки:

  1. накатные суда — суда типа Ro-Ro (Roll on,-‘Roll off), предназначенные для пере­возки различной техники на палубах, включая верхнюю палубу;
  2. паромы — суда, предназначенные для регулярной перевозки пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава и/или безрельсового транспорта (с грузом или без груза).Рефрижераторные суда, предназначенные для перевозки режимных грузов. Навалочные — суда для перевозки навалочных грузов:
  3. балкеры — суда для перевозки навалочных грузов с УПО > 0,56 м 3 /т;
  4. рудовозы — суда для перевозки тяжелых навалочных грузов с УПО

По свойству пожарной безопасности все нефтеналивные суда (танкеры) разде­ляются на две категории:

  1. танкер < 60 °С— судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и ниже и с давлением паров по Рейду ниже атмосферного;
  2. танкер > 60 °С — судно, предназначенное для перевозки наливом нефпродуктов с температурой вспышки более 60 °С.

Кроме того, к наливным судам относятся химовозы и газовозы. Химовозы — суда, предназначенные для перевозки наливом опасных химиче­ских грузов;

Газовозы — суда, предназначенные для перевозки наливом сжиженных газов.

в) Комбинированные суда Комбинированные суда — суда, предназначенные для перевозки наливом сы­рой нефти, нефтепродуктов, а также навалочно-насыпных грузов:

  1. нефтерудовозы — суда типа 00 (oil/ore — нефть/руда);
  2. нефтенавалочники — суда типа ОБО (oil/bulk/ore — нефть/навал/руда).

По способу погрузки и разгрузки различают суда:

  1. с вертикальной погрузкой через палубные грузовые люки типа Lo-Lo (Lift on/Lift off)
  2. с горизонтальным способом погрузки — накатом через бортовые порты или по спе-
  3. циальным помостам (рампы) через бортовые, кормовые или носовые порты типа Ro-Ro (Roll on/Roll off); — с погрузкой комбинированным способом — суда типа Lo-Ro.
  4. По степени приспособленности к перевозке тех или иных видов груза транс­портные суда подразделяются на узкоспециализированные, суда широкой специали­зации, комбинированные и универсальные. Особую группу составляют многоцеле­вые суда типа Lo-Ro. Они приспособлены в композитном варианте загрузки к одно­временной перевозке нескольких видов груза: в трюмах — навалочного или гене­рального груза (тарно-штучный, пакетированный и др.), на накатной палубе — под­вижной техники, на верхней палубе — контейнеров, или в отдельности каждого вида груза, в частности, к эксплуатации в контейнерном варианте. Данные суда обладают высокой эксплуатационной гибкостью.
  5. Линейные размерения судна
  6. К линейным размере ниям, в первую очередь, относятся габаритные размере­ния судна:
  7. длина наибольшая Lmax — расстояние по горизонтали между крайними на­ружными точками форштевня и кормы судна;
  8. й _ » £й
  9. ширина наибольшая — расстояние между крайними точками борта
  10. судна в самой широкой его части, обычно на миделе (середине судна);
  11. высота борта Dmin — расстояние по вертикали от наружной кромки киля до верхней палубы, измеренное на миделе.
  12. высота судна Нтах — расстояние по вертикали от наружной кромки киля до самой высокой точки судна (клотика мачты). Вычитая из этой величины осадку, по­лучают высоту надводной части судна, т.е. высоту, позволяющую определить воз­можность прохождения судна под мостами;
  13. высота надводного борта F — расстояние по вертикали, назначает Регистр, с ее помощью определяется летняя грузовая ватерлиния и наносится Международная грузовая марка;
  14. F — это расстояние от верхней кромки палубы на миделе вниз по вертикали до линии летней грузовой ватерлинии, определяющее запас плавучести судна;
  15. осадка судна по летнюю грузовую марку d — расстояние, измеренное на ми­деле судна от наружной кромки киля до верхней кромки линии летней грузовой ва­терлинии;
  16. избыточный надводный борт F„j6 — назначает Регистр в том случае, если суд­но не, удовлетворяет требованиям Регистра по непотопляемости или продольной прочности или остойчивости на больших углах крена;
  17. длина судна между перпендикулярамиLil— расстояние по горизонтали между носовым и кормовым перпендикулярами, опущенными на плоскость летней грузовой ватерлинии в точке стыка ее со штевнями. С помощью этой характеристи­ки рассчитывается водоизмещение судна.

Источник

1. Эксплуатационно-технические характеристики морских транспортных судов.

1.1. Тенденции развития морских транспортных судов — специализация и универсализация.

Наибольшая экономическая эффективность работы судна достигается, когда оно наилучшим образом приспособлено к определенному виду перевозки, т.е. когда оно специализировано. Однако, чтобы специализировать судно на определенном виде перевозок, не­обходимы устойчивые и достаточно большие объемы этих перевозок. Использование специализированного судна на разных видах перевозок может оказаться неэффективным. Поэтому до появления на мировых морских путях устойчиных и мощных пассажиропотоков и грузопото­ков по отдельным видам грузов в мировом транспортном флоте не было строго специализированных морских транспортных судов.

Интенсивная специализация морских транспортных судов по виду пере­возимого груза объяснялась следующими основ­ными причинами:

1) возникновением в результате развития капитализма устойчивого разделения труда по видам деятельности, что при­вело к образованию устойчивых и мощных грузо­потоков;

2) развитием и усилением монополистического капитала, приведшего к созданию крупнейших монополий особенно в области металлургической и нефтяной промышленности, которые начали осуществлять перевозки необ­ходимого сырья собственным флотом, а также созданием крупных судоход­ных компаний;

3) научно-техническим прогрессом в области судостроения, решив­шим вопросы создания специализированных судов, максимально приспособлен­ных для надежной и экономичной перевозки отдельных групп грузов.

Строительство универсальных судов было вызвано стремлением сократить балластные пробеги специализированных судов, которые, как правило, имеют загрузку в од­ном направлении.

1.2. Классификация судов.

Классификация судов морского флота может быть произведена в зависимости от их назначения, конструктивного исполнения, вида двигателя и движителя, способа погрузи и разгрузки и ряда других особенностей.

По назначению суда могут быть разделены на транс­портные, служебно-вспомогательные, специальные и суда техни­ческого флота. Основной группой является транспортный флот, который состоит из пассажирских, грузопассажирских и грузовых судов.

Грузовые суда по роду перевозимого груза подразделяются на налпвные, сухогрузные и комбинированные. Среди наливных раз­личают суда для перенозки сырой нефти, нефтепродуктов, смазоч­ных масел, пищевых масел и жиров, пресной воды, вина, спирта, химических продуктов н сжиженных газов.

По степени специализации все суда могут быть подразделены на узкоспециализированные, комби­нированные и универсальные.

По способу погрузки и разгрузки различают суда:

с вертикальной погрузкой через палубные грузовые люки;

с горизонтальной погрузкой посредством автопогрузчиков и других средств береговой механизации через бортовые порты или по специальным помостам (аппарелям) через бортовые, кормовые или носовые порты—накатом, с погрузкой судна методом докования (теплоход «Стахановец Котов»);

имеющие собственный грузовой конвейер в нижней части во­ронкообразных грузовых трюмов, на которых навалочный груз из трюмов ссыпается под собственной тяжестью и потом выгружа­ется на причал по дополнительному транспортному мосту;

с приемом и выдачей жидких грузов по системам судовых трубопроводов (танкеры и суда для перевозки сжиженных га­зов) ;

с комбинированными и прочими способами погрузки-разгрузки.

По расположению МКО суда разли­чаются со средним, полукормовым и кормовым расположением главных двигателей.

По конструктивному типу суда разделяют на полнонаборные — с минимальным надводным бортом и с избыточным надводным бортом.

Наличие у судна класса Регистра обозначается в Клас­сификационном свидетельстве, Регистровой книге морских судов, паспорте судна и других документах основным символом класса, состоящим из знака (звездочка в кружке) и проставляе­мых перед ним букв: КМ (корпус и главные механизмы) — для самоходных судов; К (корпус) — для несамоходных судов.

Если судно было построено без надзора классификационного органа, а затем ему присваивается класс Регистра, то буквы символа заключаются в скобки (КМ).

Все морские суда подразделяют на имеющие и не имеющие ледовый класс:

УЛА (усиленный ледовый арктический), допускающий самостоятельное плавание в сплошном и крупнобитом льду толщиной до 0,5 м, а также плавание за ледоколом в течение всего навигацион­ного периода в арктических и антарктических морях;

УЛ (усиленный ледовый) — плавание за ледоколом или само­стоятельно в битом льду в течение всего навигационного периода в арктических морях либо в подобных по ледовым условиям райо­нах;

Л1 (ледовый первый) — плавание за ледоколом или самостоя­тельно в битом разреженном льду в неарктических северных за­мерзающих морях (Белое и подобные моря) либо в подобных по ледовым условиям районах;

Л2 (ледовый второй) — плавание за ледоколом или самостоя­тельно в разреженном мелкобитом льду в Балтийском море, либо в подобных по ледовым условиям районах;

ЛЗ (ледовый третий)—плавание за ледоколом или самостоя­тельно в мелкобитом льду в Балтийском море в легких ледовых условиях, в Черном море либо в подобных по ледовым условиям районах.

Суда, не имеющие ледового класса, не должны допускаться к работе в ледовых условиях.

К основному символу класса у судов, которые удовлетворяют требованиям о непотопляемости, добавляется соответственно один из знаков (цифра единица, двойка или тройка в рамочке), который показывает число любых смежных отсеков, при затоплении кото­рых судно остается на плаву.

К основному символу класса добавляют­ся знаки, характеризующие районы плавания. Все мор­ские суда делятся по районам плавания на:

1) суда неограниченного района плавания;

2) суда ограниченного района плавания, плавающие в открытых морях с удалением от места убежища до 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища до 400 миль, в закрытых мо­рях—без ограничения; к символу класса добавляется знак I;

3) суда ограниченного района плавания, плавающие в откры­тых морях с удалением от места убежища до 50 миль и допустимым расстоянием между местами убежища до 100 миль, в закрытых мо­рях—с установлением границ для каждого района; к символу класса добавляется знак II;

4) суда ограниченного района плавания—смешанного «река — море» плавания, эксплуатирующиеся на внутренних водных путях, а также в морских районах на волнении не более 6 баллов с уда­лением от места убежища (к символу класса добавляется знак III СП):

в открытых морях до 50 миль и с допустимым расстоянием меж­ду местами убежища до 100 миль;

в закрытых морях до 100 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища до 200 миль;

5) суда ограниченного района плавания—III: портового, рей­дового и прибрежного плавания с установлением границ для каж­дого района и погодных ограничений для каждого судна, при кото­рых обязательно возвращение в убежище; к символу класса добав­ляется знак III.

Классификация судов по степени их автоматизации:

класс А1 означает более высокую степень автоматизации, при которой судно может эксплуатироваться без постоянной вахты не только в машинном отделении, но и также в центральном посту управления и контроля (ЦПУ);

класс А2 означает относительно более низкую степень автома­тизации, при которой судно может эксплуатироваться без постояннои вахты в машинном помещении, но с постоянной вахтой в ЦПУ.

За символом класса могут указываться также дополнительные характеристики, если они признаются Регистром необходи­мыми для лучшего обозначения конструктивных особенностей или специальных качеств судна.

Источник

Читайте также:  Канапе в морском стиле
Оцените статью