Анализ и оценка морского транспорта в России
Морской транспорт – это вид транспорта, который осуществляет перевозку пассажиров и транспортировку грузов по водным (морским и океаническим) путям сообщения.
Общие сведения о морском транспорте
До сих пор одним из главных инструментов достижения государствами мира своих экономических и социальных целей является морской транспорт. В особенности это касается России – самой большой по площади территорий страны мира. В настоящее время морской транспорт занимает третье место по грузообороту в России, уступая только железнодорожному и трубопроводному видам транспорта.
Морской транспорт представляет собой инфраструктуру внешнеэкономической деятельности государства. За его счет страны получают немалые объемы валютных средств. Это обусловлено тем, что основное предназначение морского транспорта сейчас заключается в перевозке экспортно-импортных грузов.
Для России также характерно преобладание внешних (заграничных) перевозок грузов над внутренними (каботажными). Последние имеют большое значение только в прибрежных районах Северного Ледовитого и Тихого океанов. В основном каботаж является малым, т.е. плавают в рамках одного морского бассейна вдоль берегов. Перевозка между портами, которые разделены береговыми территориями других государств и располагаются в разных морских бассейнах, (так называемый, большой каботаж) распространена слабо.
Главные преимущества морского транспорта перед другими видами транспорта заключаются в следующем:
- перевозки пассажиров и грузов по морю относительно других видов транспорта более дешевые;
- морские суда (в частности, танкеры) характеризуются наибольшей единичной грузоподъемностью;
- морские пути отличаются практически неограниченной пропускной способностью;
- морским перевозкам присуща небольшая удельная энергоемкость.
В то же время при анализе морского транспорта необходимо обращать внимание на существующие недостатки, которые заставляют граждан и организаций тщательно подходить к выбору вида транспорта, предполагаемого к использованию. Основными недостатками являются:
- высокая зависимость морского транспорта от природно-климатических условий (в большей степени это играет роль в морских акваториях, которые подвержены замерзанию);
- необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего комплекса портовой инфраструктуры;
- основные экономические районы и центры многих стран мира (в том числе, России) сильно удалены от морских побережий;
- сфера применения морского транспорта ограничивается относительно слабыми экономическими и внешнеторговыми связами со странами, которые расположены на достаточном расстоянии от мест нахождения морских портов.
Характеристика состояния морского транспорта в современной России
В настоящее время в Российской Федерации действуют 39 портов и 22 портовых пункта. Совокупная протяженность причалов превышает 60,5 тысяч километров. Крупнейшими портами нашей страны являются Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Владивосток, Находка, Ванино и др.
В последние несколько лет активизировалась работа по добыче полезных ископаемых и иных природных ресурсов в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В связи с этим в сфере морского транспорта была обеспечена круглогодичная навигация на Ямал, Новую Землю, в Норильск. Наиболее значимыми портами с этой точки зрения являются Певек, Тикси, Игарка, Дудинка.
60% портов, которые расположены в Российской Федерации, из-за недостаточных глубин не способны принимать крупнотоннажные суда (т.е. суда, которые имеют большую грузоподъёмность). Производственные мощности отечественных портов позволяют удовлетворить только 54% потребности переработки грузов. Поэтому оставшиеся экспортно-импортные грузы приходится перерабатывать в Прибалтике, Украине, Грузии, Азербайджане.
Возможности Советского Союза по использованию морского транспорта в международной торговле были несоизмеримо больше, чем у современной России. Его распад на несколько независимых государств привел к тому, что большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов бассейнов Балтийского и Черного морей фактически оказалась заграницей.
На данный момент Российская Федерация располагает 216 перегрузочными комплексами сухогрузов и 26 – наливных судов. В распоряжении нашей страны после 1990-х гг. оставался только один припортовый элеватор по приемке импортного зерна и один специализированный комплекс по приемке импортного сахара-сырца. Отсюда следовала необходимость решения стратегически важной задачи – создание современных комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа.
По совокупному объему грузоподъёмности торговый флот России занимает в мире седьмое место (дедвейт равняется 16,5 млн. т.). Однако имеет место сильная физическая изношенность большей части судов, поэтому они не могут заходить в порты иностранных государств.
Более 2,5 тыс. судов в России относятся к категории рыболовных и рыботранспортных. Еще 1,1 тыс. судов предназначена для перевозки генеральных грузов, а 245 судов – это нефтетанкеры. Отечественный флот испытывает дефицит судов современных типов, таких как контейнеровозы, лихтеровозы, морские паромы, суда комбинированного типа, суда типа «Ро-Ро» (т. е. с горизонтальной погрузкой и выгрузкой).
Специфика внешней торговли России и перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего, нефтяных. Кроме того, большими удельными весами располагают такие категории грузов, как леса, хлеба, каменный уголь, руды, строительные материалы.
По мнению экспертов, структура транспортного флота России очень нерациональна. Проблемы отечественного морского транспорта требуют незамедлительного решения, так как они оказывают большое влияние на социально-экономическую ситуацию в стране.
Источник
Инфраструктура морского транспорта
Большое значение для морского транспорта имеет точечная инфраструктура, то есть морские порты. Их первоначальное расположение определяет направление водных дорог, так как все морские акватории принципиально используются с коммуникационной целью. Отдельные водные дороги, соединяющие порты создают линейную инфраструктуру этой отрасли транспорта. Элементом, соединяющим точечную инфраструктуру морского транспорта с его линейной инфраструктурой является портовая акватория, на территории которого находятся: Рейд порта, аванпорт, каналы и портовые бассейны. В последнее время можно заметить явление укрепления позиции определённых морских портов. Это вызвано деятельностью некоторых операторов, организующих транспорт таким способом, чтобы сократить число портов, в которых прибивает судно. Такая деятельность является следствием стремления к рационализации постоянных издержек мореплавания, которое растут в последние годы вследствие тенденции к увеличению размера судна. Судна заезжают в избранные порты в конкретной стране или регионе. Это ставит более высокие требования к перевозчикам, обслуживающим доставочный транспорт на территории базы данного порта. Инфраструктура всех видов транспорта, обслуживающих базу, является одним из элементов конкуренции морских портов между собой. Она должна быть связана в сфере используемых перевозных технологий (например, контейнерных) с портовой инфраструктурой и обеспечивать постоянное соединение порта с территорией страны или региона.
У морских портов есть огромное значение для развития международной торговли, особенно в межконтинентальных отношениях. В мировой точечной инфраструктуре морского транспорта выделяются морские порты с большом транзитном значением и удобном положении в отношении к обслуживаемой базе.К наиболее важным морским портам данного типа можно отнести следующие:
В Европе: Роттердам, Антверпен, Гамбург, Бремен, Гавр, Щецин/Свиноустье, Гданьск, Гдыня, Рига, Таллин, Триест, Риекэн, Генуя и Марсель;
В Северной Америке: Монреаль и Ванкувер в Канаде, Бостон, Нью-Йорк, Мяйами, Тампе, Нью -Орлеан, Хьюстон / Галвестон, Лос Анжелес / Лонг Бич и Сиэтл в США;
В Южной Америке: Рио де Жанейро и Сантос в Бразилии, Буэнос Айрес в Аргентине, Антофагасте и Арице в Чили и Моллендо в Перу;
В Азии: Искандер в Турции, Латаке в Сирии, Бейрут в Ливане, Хайфе в Израиле, Ларнаке на Кипре, Акабе в Иордании, Бангкок в Таиланде, Сингапур в Сингапуре, Гонконг в Китае, Йокохама, Нагоя и Кобэ в Японии;
В Африке: Александрия в Египте, Джибути в Джибути, Момбасе в Кении, Дар-эс-Салам в Танзании, Мапуто в Мозамбике, Дурбан, Порт Элизабет и Кейптауне в ЮАР, Понте Нуар в Конго, Порт Харцурт и Лагос в Нигерии, Абиджан на Побережье Слоновой Кости, Дакар в Сенегале;
В Австралии: Мельбурн и Сидней.
Огромное значение, как элементы линейной инфраструктуры, имеют для международного мореплавания три больших морских канала:
Суэцкий Канал, соединяющий Средиземное Море с Красным Морем;
Панамский Канал, соединяющий Тихий Океан с Атлантическим Океаном;
Кильский Канал, соединяющий Балтийское Море с Северным Морем.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник