География морского транспорта для России
Морская протяженность границы — 40 тыс. км. Выход к 3м океанам. Географич положение обуславливает его использование морск. транспорта: строительство новых портов, зависимость от ледового режима.
Морской транспорт для РФ доминирует во внешне торговых перевозках (60%)
Большой и малый каботаж (малы — в пределах 1 моря и 1 гос-ва//большой — в коридорах неск. морей и гос-в) Для Сев и Вост побережья РФ малый больше большого.
С распадом СССР изменилась география распределения товарной структуры.
Сегодня основными партнерами являются Зап. Европа, США, Китай, Азия
- более жесткие требования к кач-ву перевозок
- изменяется роль дорогостоящ товаров
- растет экспорт цв. мет, хим. прома, цел-бум, нефть и продуктов
Положительные тенденции:
- создан российский международны регистр судов (197 судов, дедвейт — 890 тыс.т, 42 судна -( 43% дедвейта.) часть вернулась из офшора
- интенсивное обновление нефтеналивного флота под иностранными флагами
Основные проблемы морского флота РФ:
- Растет возраст судов под российск флагами.
- ежегодное падение тоннажа нац. флота РФ — рост доли под иностр флагами
- миним участие отечеств флота в перевозках внешнеторговых грузов со странами НЕевропы
- нехватка портовых комплексов на Балтийском и Черном морях
Состав морского флота РФ
На 1.012012 Морской флот подконтрольный РФ:
- Под флагом РФ 1063ед. дедвейт 5.152 млн.т.
- Флот под иностр флагами 356 судов, дедвейт 14820 млн. т.
- Всего морск. флот под контроле РФ 1419 судов, дедвейт 19972 млн.т.
Структура морского флота РФ
- Транспортный флот
- Обеспечив безопасность (спасательный, ледоколы, вспомогательный, прир-охранный)
- Рыболовецкий
- Научноисследовательский флот
Морской транспорт РФ распределен по морским судоходствам (т.е. по приписке судов) Северное, Мурманское, Балтийское (спб и калининград), Новороссийское, Северо-каспийское, Дальневосточн, Сахалинск, Камчатск, Приморск и Арктическ, ОАО «Софкамфлот» — флот компаний под иностр флагами.
По назначению флота РФ и составу судов:
сухогрузный (68% РФ иностр 8%) и наливной, лесовозы, универсальные суда,балкеры, контейнеровозы, ледоколы, паромы
наливной: нефтетанкеры (иностр флот 85%, ср возраст до 7 лет) в мире 37%, в РФ 63%
Балкеры — 35.5%, Контейнерн 12.5% (в РФ 2.5%)
Флот офшорных компаний — 10-11 лет, в основном нефтетанкеры
Совком флот — росс флот под иностр флагами
Средний возраст РФ флота — 25 лет, в мире 18-19 лет.
3 Типа судов: однокорпусные, с 2м дном, двукорпусные — только они имеют право заходить в порты большинства заруб. Портов.; в рф пока еще разрешены с двойным дном
Морские порты мира, Европы, рф
Морской порт — один из основных элементов транспортной системы, связывает различные виды транспорта (даже авиа и трубопроводы)
за 20 лет: потеря портов Прибалтики, Украины, Азербайджана
Созданы проекты балт. трубопров системы (приморск) строится Усть-Луга, Лукойл построил Высоцк.
Приватиз и акциониров морских портов. Сейчас почти все частные за исключ важнейших нефтеналивных.
Образование экспедиторских, транспортных, складских компаний, обеспечивающих логистику грузопотоков.
На гос. уровне созданы: морские организации портов (статистика, таможня, погранзоны, эко и просто безопасность, администрирование и порядок)
Причальные стенки — гос. имущ часть пирсов.
Пространственная структура портово-хоз комплекса: схема овалы
В морских портах постоянно конкурируют грузоотправители.
Основные функции портов: погрузочно-разгрузочная; транспортно-распределительная; промышленно-производственная
В роттердаме и Амстердаме НПЗ с другими предприятиями
Осн. транспортно-технологическая схема портового терминала. Терминалы различаются по гурзам: между зонами связующие зоны внутрипортовой транспортировки
В основном для грузовых терминалов. Для нефти нет складской зоны
Тыловая зона: администрация, складские, экспедиторские
Административно-территориальная структура морского порта:
- Морск администрация порта МАП (капитан порта, службы контроля, таможенное оформление груза, слуюбы безопасности (эко, радиац и.т.д.))
- Терминалы, специализированны по видам грузов. Разделяются по причалам (номер)
- Площадки для складирования грузов и складские помещения
- Коммерческие компании, страховые, экспедиторские и другие, для отработки транспортировки грузов
Крупнейшие портово-промышленные комплексы Европы:
- Роттердам(порт-хаб) грузоооборот более 385 млн.т/год; импорт — 272,экспорт — 113. Рост перевалки нефтепродуктов. Рост контейнерных грузов. Пром зона 10.5 га.Основные нефтехим компании: Shell; BP и др. 20 промышл. компаний имеют здесь свои производственные мощности. Осн сырье — нефть + хим продукты.
- Антверпен (Бельгия) более 160 млн.т./год. В дельте как и Роттердам. Имп-82/эксп-76. Нефть и нефтепродукты. Большая доля контейнерных и RoRo грузов. ПРомзона — 3.5 га. Центр хим прома. Ок 12 ж/д направлений.
Крупнейшие мировые порты по грузообороту/специализации.
Около 2000 портов в мире. большая часть в Атлантике, По кол-ву перевозимых грузов лидирует Тихий океан. Из 15 крупнейших портов 12 на побережье Т.О. (в основном Китайские). Меньшая роль у Индийского океана.
- Шанхай 560 (Китай)
- Сингапур 484
- Нингбо 472 (Китай)
- Роттердам 385
- Гуанчжоу 340 (Китай)
- Тянь-Изинь 309 (Китай)
- Циньдао 265Циньхуан Гдао 246 (Китай)
- Гонг-Конг 245 (Китай)
- Пусан 243 (Ю.Корея)
США: Ю.Луизиана(более 200); Хьюстон (200);Н-Йорк; Н.Орлеан; Лонг Бич; Фила(более 50)
Европа: Роттердам (385); Антверпен(160); Гамбург (более 100); Марсель; Амстердам
Ю.Америка: Бразилия (Тубаран, Итажан,Сантус)
Африка: угольн — Richard’s Bay ЮАР
Ближн. Восток: Дубай ОАЭ
Источник
Морской транспорт
Морской транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных[5]) линиях. Территория нашей страны омывается более чем десятью морями и имеет непосредственный выход в три океана. Морской транспорт используется в основном как межконтинентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется прежде всего как круизный.
На 01.01.1999 г. в состав морского транспорта России входило 162 госпредприятия и акционерных общества, в том числе 10 судоходных акционерных компаний, 10 портов, 11 судоремонтных заводов и три вуза.
Россия входит в десятку крупнейших морских стран мира по количеству судов (на первом месте Япония, затем Панама, Греция, Либерия, Китай, Кипр и Россия). На международном рынке перевозок генеральных (основных) грузов существует Фрахтовая Международная Конференция – монопольная организация, в которую входят около 300 судовладельческих конференций. Она контролирует 500 направлений и 90 % грузовладельцев. На морском транспорте работает приблизительно 30 тыс. экспедиторских компаний. Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфично – это морские линии (линейное судоходство), определенные, заранее установленные направления, используемые для проходки судов.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:
– возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота;
– небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;
– низкая себестоимость перевозки;
– незначительные затраты энергии (топлива) благодаря гладкости пути;
– практически неограниченная пропускная способность;
– высокий уровень механизации перегрузочных работ;
– в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в несколько раз.
Относительные недостатки морского транспорта:
– довольно низкие скорости (измеряются в узлах[6]);
– некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, течений, ледоставов в устьях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути – с февраля-марта по октябрь-ноябрь);
– необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;
– ограниченное применение в прямом сообщении;
– невысокая эффективность в малом каботаже;
– возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.
Технология работы морского транспорта:
– линейная – закрепление судов за определенными портами и работа по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных работ;
рейсовая (трамповая) – суда работают по времени, согласованному с заказчиками;
– фрахт – разовые сдачи в наем для отдельных перевозок во внешней торговле без перехода права собственности. Применяется часто для перевозок грузов третьих стран.
Технология погрузочно-разгрузочных работ отличается тем, что зачастую при нехватке мощности или глубины портов перегрузку приходится производить в акватории порта:
– у береговых причалов, оборудованных стационарными швартовыми устройствами, плавучими причалами (понтонами), дебаркадерами (набережными, вынесенными на сваях в акваторию порта);
– у рейдов, т.е. причалов на якорях, прочно закрепленных в акватории порта;
– у мест якорной стоянки судов.
Проблемы развития морского транспорта: повышение скорости судов; создание новых и модернизация старых типов подвижного состава; развитие системы «река–море», «Ро-Ро», паромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и других специализированных судов; внедрение новых силовых установок; совершенствование навигационных систем управления (до 30 % аварий происходит из-за их несовершенства); строительство плавучих причалов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов; расширение ледокольного парка; строительство трубопроводов в акватории портов; увеличение грузоподъемности кранов (в России максимальная грузоподъемность у крана «Витязь» – 1600 т, в Японии используются краны грузоподъемностью до 3000 т) и др.
Контейнеры в 5–8 раз ускоряют перевалку грузов, так как норма перегрузки 20-тонного контейнера – 1,5 мин при механизированной перегрузке большегрузными портовыми кранами, т. е. за один час можно переработать 800 т груза, на что при использовании другой тары необходимо 75 ч. Производительность труда на погрузке-разгрузке повышается в 10–15 раз. За рубежом 50% тарно-штучных грузов возят в контейнерах. Контейнеровозы можно конструировать на 5000 единиц, но время перегрузки снижает эффект от контейнеризации. В судах типа «Ро-Ро» для ускорения перегрузки используют самоходную технику или грузовые лифты для вертикального перемещения грузов.
Классификация подвижного состава морского транспорта представлена на рис. 4.
Максимальная грузовместимость определяется при максимальной осадке (в морской терминологии дедвейт). Для наливных судов максимальная грузовместимость равна 564,7 тыс. т в Японии и 150 тыс. т в России. В России она ограничена из-за мелководности проливов Босфор и Дарданеллы (основные «ворота» России при загранплаваний), а за рубежом – из-за глубины Панамского канала. Важными характеристиками судна являются главные измерения (длина, ширина, высота борта, осадка) и вместимость – объем внутренних помещений, измеряемый регистровыми тоннами (1 регистровая тонна равна 2,83 м3).
Сухогрузы составляют 2/3 флота и отличаются большим разнообразием конструкций и материалов, использованных для их изготовления, что связано с особенностью перевозимых грузов. Например, в зерновозах груз придавливается специальными крышками для предотвращения перетекания зерна на одну сторону; в рудовозах делают двойное дно, заполненное балластом для устранения поперечных колебаний; в танкерах для уменьшения коррозии корпус изготовляют из нержавеющей стали, биметалла, используют различные покрытия. Наиболее сложны конструкции для перевозки химических грузов (30 % химикатов несовместимы друг с другом).
Источник