Морской транспорт характеристика география

География морского транспорта для России

Морская протяженность границы — 40 тыс. км. Выход к 3м океанам. Географич положение обуславливает его использование морск. транспорта: строительство новых портов, зависимость от ледового режима.

Морской транспорт для РФ доминирует во внешне торговых перевозках (60%)

Большой и малый каботаж (малы — в пределах 1 моря и 1 гос-ва//большой — в коридорах неск. морей и гос-в) Для Сев и Вост побережья РФ малый больше большого.

С распадом СССР изменилась география распределения товарной структуры.

Сегодня основными партнерами являются Зап. Европа, США, Китай, Азия

  • более жесткие требования к кач-ву перевозок
  • изменяется роль дорогостоящ товаров
  • растет экспорт цв. мет, хим. прома, цел-бум, нефть и продуктов

Положительные тенденции:

  • создан российский международны регистр судов (197 судов, дедвейт — 890 тыс.т, 42 судна -( 43% дедвейта.) часть вернулась из офшора
  • интенсивное обновление нефтеналивного флота под иностранными флагами

Основные проблемы морского флота РФ:

  • Растет возраст судов под российск флагами.
  • ежегодное падение тоннажа нац. флота РФ — рост доли под иностр флагами
  • миним участие отечеств флота в перевозках внешнеторговых грузов со странами НЕевропы
  • нехватка портовых комплексов на Балтийском и Черном морях

Состав морского флота РФ

На 1.012012 Морской флот подконтрольный РФ:

  • Под флагом РФ 1063ед. дедвейт 5.152 млн.т.
  • Флот под иностр флагами 356 судов, дедвейт 14820 млн. т.
  • Всего морск. флот под контроле РФ 1419 судов, дедвейт 19972 млн.т.

Структура морского флота РФ

  • Транспортный флот
  • Обеспечив безопасность (спасательный, ледоколы, вспомогательный, прир-охранный)
  • Рыболовецкий
  • Научноисследовательский флот

Морской транспорт РФ распределен по морским судоходствам (т.е. по приписке судов) Северное, Мурманское, Балтийское (спб и калининград), Новороссийское, Северо-каспийское, Дальневосточн, Сахалинск, Камчатск, Приморск и Арктическ, ОАО «Софкамфлот» — флот компаний под иностр флагами.

По назначению флота РФ и составу судов:

сухогрузный (68% РФ иностр 8%) и наливной, лесовозы, универсальные суда,балкеры, контейнеровозы, ледоколы, паромы

наливной: нефтетанкеры (иностр флот 85%, ср возраст до 7 лет) в мире 37%, в РФ 63%

Балкеры — 35.5%, Контейнерн 12.5% (в РФ 2.5%)

Флот офшорных компаний — 10-11 лет, в основном нефтетанкеры

Совком флот — росс флот под иностр флагами

Средний возраст РФ флота — 25 лет, в мире 18-19 лет.

3 Типа судов: однокорпусные, с 2м дном, двукорпусные — только они имеют право заходить в порты большинства заруб. Портов.; в рф пока еще разрешены с двойным дном

Морские порты мира, Европы, рф

Морской порт — один из основных элементов транспортной системы, связывает различные виды транспорта (даже авиа и трубопроводы)

Читайте также:  Морской бой для 3 класса

за 20 лет: потеря портов Прибалтики, Украины, Азербайджана

Созданы проекты балт. трубопров системы (приморск) строится Усть-Луга, Лукойл построил Высоцк.

Приватиз и акциониров морских портов. Сейчас почти все частные за исключ важнейших нефтеналивных.

Образование экспедиторских, транспортных, складских компаний, обеспечивающих логистику грузопотоков.

На гос. уровне созданы: морские организации портов (статистика, таможня, погранзоны, эко и просто безопасность, администрирование и порядок)

Причальные стенки — гос. имущ часть пирсов.

Пространственная структура портово-хоз комплекса: схема овалы

В морских портах постоянно конкурируют грузоотправители.

Основные функции портов: погрузочно-разгрузочная; транспортно-распределительная; промышленно-производственная

В роттердаме и Амстердаме НПЗ с другими предприятиями

Осн. транспортно-технологическая схема портового терминала. Терминалы различаются по гурзам: между зонами связующие зоны внутрипортовой транспортировки

В основном для грузовых терминалов. Для нефти нет складской зоны

Тыловая зона: администрация, складские, экспедиторские

Административно-территориальная структура морского порта:

  • Морск администрация порта МАП (капитан порта, службы контроля, таможенное оформление груза, слуюбы безопасности (эко, радиац и.т.д.))
  • Терминалы, специализированны по видам грузов. Разделяются по причалам (номер)
  • Площадки для складирования грузов и складские помещения
  • Коммерческие компании, страховые, экспедиторские и другие, для отработки транспортировки грузов

Крупнейшие портово-промышленные комплексы Европы:

  • Роттердам(порт-хаб) грузоооборот более 385 млн.т/год; импорт — 272,экспорт — 113. Рост перевалки нефтепродуктов. Рост контейнерных грузов. Пром зона 10.5 га.Основные нефтехим компании: Shell; BP и др. 20 промышл. компаний имеют здесь свои производственные мощности. Осн сырье — нефть + хим продукты.
  • Антверпен (Бельгия) более 160 млн.т./год. В дельте как и Роттердам. Имп-82/эксп-76. Нефть и нефтепродукты. Большая доля контейнерных и RoRo грузов. ПРомзона — 3.5 га. Центр хим прома. Ок 12 ж/д направлений.

Крупнейшие мировые порты по грузообороту/специализации.

Около 2000 портов в мире. большая часть в Атлантике, По кол-ву перевозимых грузов лидирует Тихий океан. Из 15 крупнейших портов 12 на побережье Т.О. (в основном Китайские). Меньшая роль у Индийского океана.

  • Шанхай 560 (Китай)
  • Сингапур 484
  • Нингбо 472 (Китай)
  • Роттердам 385
  • Гуанчжоу 340 (Китай)
  • Тянь-Изинь 309 (Китай)
  • Циньдао 265Циньхуан Гдао 246 (Китай)
  • Гонг-Конг 245 (Китай)
  • Пусан 243 (Ю.Корея)

США: Ю.Луизиана(более 200); Хьюстон (200);Н-Йорк; Н.Орлеан; Лонг Бич; Фила(более 50)

Европа: Роттердам (385); Антверпен(160); Гамбург (более 100); Марсель; Амстердам

Ю.Америка: Бразилия (Тубаран, Итажан,Сантус)

Африка: угольн — Richard’s Bay ЮАР

Ближн. Восток: Дубай ОАЭ

Читайте также:  Морские катера моторные лодки

Источник

Морской транспорт

Морской транспорт – вид транспорта, осуществляющий пере­возку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных[5]) линиях. Территория нашей страны омы­вается более чем десятью морями и имеет непосредственный вы­ход в три океана. Морской транспорт используется в основном как межконтинентальный для международных перевозок массо­вых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется прежде всего как круизный.

На 01.01.1999 г. в состав морского транспорта России входило 162 госпредприятия и акционерных общества, в том числе 10 су­доходных акционерных компаний, 10 портов, 11 судоремонтных заводов и три вуза.

Россия входит в десятку крупнейших морских стран мира по количеству судов (на первом месте Япония, затем Панама, Гре­ция, Либерия, Китай, Кипр и Россия). На международном рынке перевозок генеральных (основных) грузов существует Фрахтовая Международная Конференция – монопольная организация, в ко­торую входят около 300 судовладельческих конференций. Она кон­тролирует 500 направлений и 90 % грузовладельцев. На морском транспорте работает приблизительно 30 тыс. экспедиторских ком­паний. Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специ­фично – это морские линии (линейное судоходство), определен­ные, заранее установленные направления, используемые для про­ходки судов.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:

– возможность обеспечения массовых межконтинентальных пе­ревозок внешнеторгового оборота;

– небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;

– низкая себестоимость перевозки;

– незначительные затраты энергии (топлива) благодаря гладкости пути;

– практически неограниченная пропускная способность;

– высокий уровень механизации перегрузочных работ;

– в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в не­сколько раз.

Относительные недостатки морского транспорта:

– довольно низкие скорости (из­меряются в узлах[6]);

– некоторая зависимость от кли­матических условий: сильных ту­манов, течений, ледоставов в усть­ях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути – с февраля-марта по октябрь-но­ябрь);

– необходимость создания доро­гостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;

– ограниченное применение в пря­мом сообщении;

– невысокая эффективность в ма­лом каботаже;

– возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.

Технология работы морского транспорта:

– линейная – закрепление судов за определенными портами и работа по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, воз­можность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных ра­бот;

рейсовая (трамповая) – суда работают по времени, согласо­ванному с заказчиками;

– фрахт – разовые сдачи в наем для отдельных перевозок во внеш­ней торговле без перехода права собственности. Применяется час­то для перевозок грузов третьих стран.

Технология погрузочно-разгрузочных работ отличается тем, что зачастую при нехватке мощности или глубины портов перегрузку приходится производить в акватории порта:

Читайте также:  Какие внутренние моря индийского океан

– у береговых причалов, оборудованных стационарными швар­товыми устройствами, плавучими причалами (понтона­ми), дебаркадерами (набережными, вынесенными на сваях в ак­ваторию порта);

– у рейдов, т.е. причалов на якорях, прочно закрепленных в ак­ватории порта;

– у мест якорной стоянки судов.

Проблемы развития морского транспорта: повышение скоро­сти судов; создание новых и модернизация старых типов под­вижного состава; развитие системы «река–море», «Ро-Ро», па­ромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и других спе­циализированных судов; внедрение новых силовых установок; со­вершенствование навигационных систем управления (до 30 % аварий происходит из-за их несовершенства); строительство плаву­чих причалов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов; расширение ледокольного пар­ка; строительство трубопроводов в акватории портов; увеличение грузоподъемности кранов (в России максимальная грузоподъем­ность у крана «Витязь» – 1600 т, в Японии используются краны грузоподъемностью до 3000 т) и др.

Контейнеры в 5–8 раз ускоряют перевалку грузов, так как норма перегрузки 20-тонного контейнера – 1,5 мин при механи­зированной перегрузке большегрузными портовыми кранами, т. е. за один час можно переработать 800 т груза, на что при использо­вании другой тары необходимо 75 ч. Производительность труда на погрузке-разгрузке повышается в 10–15 раз. За рубежом 50% тарно-штучных грузов возят в контейнерах. Контейнеровозы можно конструировать на 5000 единиц, но время перегрузки сни­жает эффект от контейнеризации. В судах типа «Ро-Ро» для уско­рения перегрузки используют самоходную технику или грузовые лифты для вертикального перемещения грузов.

Классификация подвижного состава морского транспорта пред­ставлена на рис. 4.

Максимальная грузовместимость определяется при максималь­ной осадке (в морской терминологии дедвейт). Для наливных су­дов максимальная грузовместимость равна 564,7 тыс. т в Японии и 150 тыс. т в России. В России она ограничена из-за мелководности проливов Босфор и Дарданеллы (основные «ворота» России при загранплаваний), а за рубежом – из-за глубины Панамского ка­нала. Важными характеристиками судна являются главные изме­рения (длина, ширина, высота борта, осадка) и вместимость – объем внутренних помещений, измеряемый регистровыми тон­нами (1 регистровая тонна равна 2,83 м3).

Сухогрузы составляют 2/3 флота и отличаются большим разно­образием конструкций и материалов, использованных для их изго­товления, что связано с особенностью перевозимых грузов. Напри­мер, в зерновозах груз придавливается специальными крышками для предотвращения перетекания зерна на одну сторону; в рудо­возах делают двойное дно, заполненное балластом для устранения поперечных колебаний; в танкерах для уменьшения коррозии кор­пус изготовляют из нержавеющей стали, биметалла, используют различные покрытия. Наиболее сложны конструкции для перевозки химических грузов (30 % химикатов несовместимы друг с другом).

Источник

Оцените статью