- Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ГП «Керченский морской торговый порт»
- Методология анализа хозяйственной деятельности. Морской транспорт как отрасль. Анализ средств предприятия, финансовой деятельности и валовой прибыли. Оценка операционного цикла, оптимизация прибыли и пути повышения инвестиционной привлекательности порта.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Поставщики:
- По перевалке ферросплавов:
- ТОО «Ньювенд»;
- Фирма «Ронли — Холдинг»;
- Николаевский завод ферросплавов;
- Запорожский завод ферросплавов;
- По перевалке стекла:
- ОАО «Саратов стекло»;
- По перевалке металлолома
- ЗАО «Крымвторчермет».
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ГП «Керченский морской торговый порт»
Методология анализа хозяйственной деятельности. Морской транспорт как отрасль. Анализ средств предприятия, финансовой деятельности и валовой прибыли. Оценка операционного цикла, оптимизация прибыли и пути повышения инвестиционной привлекательности порта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Производственная структура любого предприятия состоит из основного, вспомогательного и обслуживающего производства. Рассматривая производственную структуру порта (см. рис. 2.1.) следует отметить, что основу производственной деятельности порта составляют погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов обслуживание транспортных судов и проводка грузов по Керчь — Еникальскому каналу.
Рис. 2.1 «Производственная структура порта».
Перегрузочные работы в порту включают весь комплекс операций по перемещению грузов с момента поступления в порт и до отправки их из порта. Порт располагает одним производственно-перегрузочным комплексом (ППК), в состав которого входят шесть грузовых и один вспомогательный причал. Именно на ППК осуществляются погрузочно-разгрузочные работы, обработка судов и вагонов.
Потовый флот осуществляет буксировку торговых судов, швартовку, бункеровку, представляет плавсредства для доставки лоцманов на суда проходящие по Керчь — Еникальскому каналу.
Инспекция государственного портового надзора (ИГПН) занимается целым рядом услуг по осуществлению лоцманской проводки судов следующих по Керчь — Еникальскому каналу. В ее состав входит также Центр регулирования движением судов (ЦРДС).
Главная диспетчерская порта занимается организацией основного производства, осуществляет оперативное сменно-суточное планирование и контроль за выполнением этих планов, организацией и анализом обработки транспортных средств в оптимальном режиме, руководит разработкой планов обработки судов и вагонов, разрабатывает непрерывный план-график работы порта и контролирует его выполнение.
Комплекс механизации занимается вопросами оснащения порта необходимыми перегрузочными машинами, ведет их регистрацию, организует и контролирует монтаж, ремонт, техническую эксплуатацию.
Электрохозяйство обеспечивает подачу электроэнергии для работы портальных кранов, обеспечивая тем самым выполнение сменно-суточных планов.
Ремонтно-строительный участок занимается ремонтно-строительными работами основными из которых, являются работы по поддержанию в надлежащем состоянии подъездных путей.
Портовые мастерские обеспечивают ремонт грейферов, вагонов и незначительные повреждения судов в процессе погрузки-выгрузки грузов.
Для обеспечения технологического процесса перегрузки грузов используется автотранспорт автоколонны.
Весь комплекс радио, телефонной и телеграфной связи, а также услуги электронной почты оказывает отдел связи.
Работая на рынке транспортных услуг конкурентами КМТП на внутреннем рынке являются:
Керченский морской рыбный порт;
Судоремонтный завод г. Керчь;
Феодосийский морской торговый порт;
Мариупольский морской торговый порт;
Николаевский морской торговый порт;
Одесский и Ильичевский морские порты;
Севастопольский морской торговый порт.
Поставщики:
По перевалке ферросплавов:
ТОО «Ньювенд»;
Фирма «Ронли — Холдинг»;
Николаевский завод ферросплавов;
Запорожский завод ферросплавов;
По перевалке стекла:
ОАО «Саратов стекло»;
По перевалке металлолома
ЗАО «Крымвторчермет».
Предприятие обеспечивает безопасность производства, охрану окружающей среды от загрязнения.
При выполнении широкого круга задач КМТП главным образом осуществляет перегрузку с одного вида транспорта на другой. Поэтому перегрузочные работы, связанные с погрузкой, разгрузкой судов, железнодорожных вагонов и других подвижных средств смежных видов транспорта является основой производственной деятельности, как транспортного производственного предприятия.
Основные технико-экономические показатели работы торгового порта представленные в табл.2.1.
Основные технико-экономические показатели Керченского морского торгового порта
Чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг)
Себестоимость (работ, услуг)
Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения
Рентабельность собс. капитала
Рентабельность деят-ти предп.
Затраты на 1 грн. готовой продукции
Сумма необоротных активов
Среднесписочная численность персонала
Источник: данные рассчитаны автором на основании балансов, отчетов о финансовой деятельности порта, примечании к годовой финансовой отчетности за 2002-2004 гг.
Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что в 2003 г. по сравнению с 2002 г. объем грузопереработки вырос на 2% , а в 2004 г. по сравнению с 2003 г. — на 7,4 %. Это произошло в связи с изменением структуры грузопереработки: транзит увеличился на в 2003 г. по сравнению с 2002 г. 14,4 %, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. — на 35,6 %,а экспорт снизился в 2003 г. к 2002 г. на 5,4 %, в 2004 г. к 2003 г. на 13,6 %.
Финансовые показатели характеризуют эффективность хозяйственной деятельности порта. За анализируемый период финансовые результаты характеризуются системой взаимосвязанных показателей:
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения;
Чистая выручка в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличилась на 56,4 %, а в2004 г. по сравнению с 2003г. на 5,8 %. Это произошло за счет изменения номенклатуры грузов, увеличилась переработка дорогостоящих грузов.
Себестоимость работ, услуг увеличилась в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 42,6 %, а в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 13,5 %.
Разность между чистой выручкой от реализации продукции и себестоимостью определяет размер валовой прибыли. В 2004 г. по отношению к 2003г. валовая прибыль уменьшилась на 3,1 %, это связано с увеличением затрат на переработку грузов.
Объектом налогообложения является прибыль которая представляет собой налогооблагаемый доход и определяется:
определяется совокупный валовой доход от всех видов деятельности получаемый плательщиком в отчетном периоде;
уменьшается валовой доход на сумму доходов, которые подлежат исключению из состава налогооблагаемого валового дохода (НДС, акциз), получают скорректированный валовой доход;
уменьшают скорректированный валовой доход на сумму валовых затрат; Увеличивают на сумму дохода от другой операционной деятельности;
уменьшая на сумму административных затрат, затрат на сбыт, других операционных затрат получают результат от операционной деятельности;
Уменьшают этот результат на сумму других доходов, получают таким образом финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения.
Финансовый результат до налогообложения в 2003 г. к 2002 г. уменьшился на 0,3 %, а в 2004 г. к 2003 г. увеличился на 0,2 %. На эти изменения повлияло увеличение себестоимости и прочих операционных затрат. Анализируя чистую прибыль в 2003 г. по сравнению с 2002 г. можно отметить тенденцию к уменьшению на 22,5%. На это изменение повлияло увеличение затрат на чистку и углубление канала, т. к. в связи с погодными условиями в 2003 г. произошло заиливание канала. В 2004 г. прибыль увеличилась на 10,2 %.
Качественным показателем эффективной работы предприятия является рентабельность. Рентабельность капитала в 2003 г. к 2002 г. уменьшилась на 24,5%, в 2004 г. к 2003 г. на 16,2%. Рентабельность продаж в 2003 г. по сравнению с 2002 г. уменьшилась на 50,5 %, в 2004 г. к 2003 г. увеличилась на 3,9 %.. Рентабельность деятельности предприятия соответственно уменьшилась в 2003 г. к 2002 г. на 27,6 %. А в 2004 г. к 2003 г. на 6,8 %. Рентабельность предприятия уменьшилась в связи с уменьшением получаемой предприятием прибыли.
Рентабельность капитала уменьшилась в связи с превышением темпов роста капитала над темпами роста прибыли.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является обеспеченность предприятия основными фондами в необходимом количестве и полное их использование. Для обобщающей характеристики эффективности использования основных производственных фондов служат показатели фондоотдачи. По годам исследуемого периода виден рост фондоотдачи в 2003 г. к 2002 г. на 41,7 %, а в 2004 г. к 2003 г. фондоотдача снизилась на 5,9 %. Это говорит о том, что основные производственные фонды использовались в 2004 г.менее эффективно чем в 2003 г.
Для оценки результатов хозяйственной деятельности важными показателями являются денежные изменения затрат на 1 грн. готовой продукции. В период 2003-2002 гг. произошло уменьшение на 8,5 % , в 2004 — 2003 гг. затраты увеличились на 7,4 %. На данные показатели повлияло изменение себестоимости работ, услуг. Характеризуя активы предприятия можно отметить что, наибольшую долю составляют внеоборотные активы, в период 2003-2002 гг. они увеличились на 7,4 %, в 2004-2003 гг. на 31,2 %. В доле основного капитала оборотные активы за период 2003-2002 гг. уменьшились на 3,4 %.а в период 2004-2003 гг. увеличились на 31,3 %.
Для увеличения объемов обрабатываемых грузов и повышения эффективности производства очень большое значение имеет обеспеченность предприятия необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда. В Керченском морском торговом порту разработано и утверждено «Положение об оплате труда работников предприятия», кроме этого существует «Положение о премировании работников предприятия». Данные таблицы свидетельствуют о стабильности кадрового потенциала, чему в немалой степени способствует стабильная работа предприятия, достаточно высокие экономические и финансовые показатели его текущей деятельности, и, как следствие , высокая заработная плата работников и отсутствие проблем с её выплатой. Численность персонала увеличилась за период 2003-2004 гг. на 0,4 %, и 2004-2005 гг. на 5,1 %. Это связано с увеличением объёма грузопереработки. Производительность труда и средняя заработная плата соответственно: 2004-2003 гг.-56,7 % и 80 % ; 2005-2004 гг. — 0,4 % и 0,9 %.
2.2 Анализ средств предприятия и источников их формирования
Анализ хозяйственной деятельности предприятия целесообразно начать с анализа источника образования средств предприятия, затем проанализировать сами средства.
На анализируемом предприятии (табл.2.2.) в 2004г. по сравнению с 2003г. увеличилась сумма и собственного и заемного капитала, однако в структуре часть заемных средств снизилась на 1,4 %, а собственный капитал соответственно увеличился, что свидетельствует о снижении степени зависимости предприятия от внешних кредиторов.
В 2005г. по сравнению с 2004г. сократилась сумма собственного и заемного капитала, однако в структуре происходит сокращение заемных средств на 0,1 % и соответственно увеличение собственного капитала, что свидетельствует о снижении степени зависимости предприятия от внешних кредиторов.
Анализ динамики и структуры источников капитала
Источник