Морской пошлинный устав 1731 г.
Морской пошлинный устав был принят в 1731 г., регламентировал порядок захода иностранных судов в порты, что способствовало защите таможенных интересов на море и более успешной борьбе с контрабандой.
Все корабли, приходящие и уходящие, должны извещать о своем прибытии или убытии в таможне. В независимости от того, какой это корабль или судно, на этом судне (корабле) должен быть взят человек с таможни, а кто это не сделает, с того необходимо было брать штраф 50 ефимок.
Всякий корабельщик на приезде своем в гавань имел только 24 часа, с момента когда якорь бросит у порта, исключая шторм. Корабельщик должен был предоставить декларацию на собственном языке или дать объявление, в котором должно быть описано «название корабля, свое имя, и какой нации, и откуда приехал, и товары, груз своего корабля, кипы, тюки и ящики, и все прочее, что товаром называется и с чего пошлину брать принадлежит, складам, а не цифрами, описуя ж во оном номеры и клейма и всякому товару, который выгрузить имеет и который в его корабле обретаются и кому имеют отданы быть, и при том о собственной своей провизии, или запасе, и оной манифест должен сочинить по силе коносаментов и других документов, каковы он или писарь его дал за своею рукою».
Выписанную декларацию должны принять и оставить у себя копию для записи в книгу, а подлинное объявление должно быть подписано досмотрщиком корабля таможни, в которой находился этот корабль. От корабля досмотрщику нельзя было отходить до того, пока данный корабль не будет полностью досмотрен.
Без объявления нельзя было ничего грузить, пока не был предоставлен досмотрщик с таможни.
Разгрузка товара должна была быть осуществлена только на основании ярлыков, а что было утаено, то конфисковывалось. «Все утаенные и неявленные, каким бы образом без платежа пошлин нагружены или выгружены ни были, имеют быть конфискованы и сверх того буде корабельщик не может себя довольно очистить, или оправдать, что оная утайка и неявка товаров без его ведома и приказу учинена, взять с него штрафа, пошлины в один ряд против того, сколько надлежало было с таких утаенных и неявленных товаров в казну платить, такожде и явленные товары, ежели шкипер такие принимать и грузить будет по взятии отпускная своего пашпорта конфисковать. Однакож ежели шкипер по взятии отпускнаго своего пашпорта за каким препятием в путь свой вскоре не отправится или усмотрит, что корабль его совершенно еще не догружен, и пожелает оной явленными товарами догрузить, тогда он должен в Таможне о том объявить и позволения требовать, которое от Таможни невозбранно дано быть имеет, дабы порядочно пошлины были заплачены и корабельщики и интерес свой не уронили».
Разгрузка и погрузка должна была быть осуществлена только в дневное время и в специальные часы: «тем товары грузить и выгружать днем; а именно, как по утру при восхождении солнечном с крепости из пушки выпалят, тогда вступать в работу и покидать, когда по захождении солнечном из пушки ж выпалят, а ночью никаких вещей и товаров не нагружать и не выгружать. А буде кто после вечерняго, а по утру прежде утренняго пушечнаго сигнала товары грузить и выгружать будут, хотя б и явленные, с них брать штрафа 50 ефимков; а досмотрщика, который стоит на корабле, наказывать на теле, дабы отнюдь такой в неуказных часах выгрузки и нагрузки чинить не допускал».
В случае если кто-либо заявлял в таможне одно название товара, а фактически имел другой товар, необходимо было брать пошлину «настоящую по достоинству того товара, какой явится по осмотру и фактуре».
В случае если один товар прятался в другой товар, чтобы не платить таможенной пошлины, этот товар конфисковывался.
Обращалось внимание и на цену товара, так как уже в это время дорогой товар декларировался по низкой цене.
Нельзя было открывать и развязывать товар до объявления его в таможне и таможенного досмотра.
Таможенные пошлины должны были платить все с покупных и проданных товаров вне зависимости от «духовного и мирского чина, какого б звания ни были».
Сначала необходимо было оплатить таможенную пошлину, а только потом товар мог быть разгружен или погружен.
Источник
Морской пошлинный устав: морское право и таможенные формальности
Срок подачи таможенной декларации в 18 веке, какой валютой оплачивали штрафы и какие преференции имела команда торгового судна.
Морской пошлинный устав был принят в 1731 г. Он содержал нормы морского права, связанные с прибытием в порты и убытием из них судов, а также регламентировал погрузо-разгрузочные операции и таможенное оформление. Во многом этот документ продолжал традиции Новоторгового устава 1667 года, но также использовал европейский опыт составления подобных регламентов и был написан на двух языках – русском и немецком. Все корабли, приходящие и уходящие, должны были извещать о своем прибытии или убытии в таможне. В независимости от того, какой это корабль или судно, «на этом судне должен быть взят человек с таможни, а кто это не сделает, с того необходимо было брать штраф 50 ефимок» – западноевропейского серебряного талера (36-38 русских копеек). В те годы ведро водки (12,3 л) можно было купить за 85 копеек. Судно по приходу в гавань имело 24 часа, чтобы предоставить декларацию, в которой капитан должен был указать «название корабля, свое имя, и какой нации, и откуда приехал, и товары, груз своего корабля, кипы, тюки и ящики, и все прочее, что товаром называется и с чего пошлину брать принадлежит, складам, а не цифрами, описуя ж во оном номеры и клейма и всякому товару, который выгрузить имеет и который в его корабле обретаются и кому имеют отданы быть, и при том о собственной своей провизии, или запасе, и оной манифест должен сочинить по силе коносаментов и других документов, каковы он или писарь его дал за своею рукою». Подлинник выписанной декларации, который подписывал прибывший на судно досмотрщик, отправляли в таможню, копия оставалась для записи в досмотровую книгу. От корабля досмотрщику нельзя было отходить до того, пока данный корабль не будет полностью досмотрен. Разгрузка товара должна была быть осуществлена только на основании ярлыков, выданных таможней, а что было утаено, конфисковывалось. «Все утаенные и неявленные, каким бы образом без платежа пошлин нагружены или выгружены ни были, имеют быть конфискованы и сверх того буде корабельщик не может себя довольно очистить, или оправдать, что оная утайка и неявка товаров без его ведома и приказу учинена, взять с него штрафа, пошлины в один ряд против того, сколько надлежало было с таких утаенных и неявленных товаров в казну платить, такожде и явленные товары, ежели шкипер такие принимать и грузить будет по взятии отпускная своего пашпорта конфисковать.» В случае, если в таможне заявляли одно название товара, а фактически предъявляли другой, то пошлину брали «настоящую по достоинству того товара, какой явится по осмотру и фактуре». Таможенные пошлины должны были платить все вне зависимости от «духовного и мирского чина, какого б звания ни были». Команда судна имела право продавать в розницу с корабля часть привезенных товаров, а именно, «тонкой и толстой порцелинной (фарфоровой) и глиняной посуды, всяких свежих овощей, сыра и масла, столовых и деревянных домовных вещей, оливок, анчовисов, вяленой рыбы, трески соленой, мяса и колбасов копченых, устерсы, крендели и сухари, пряники, всякое иностранное пиво, всякой работы деревянные плетенки». На данные товары членам команды давались преференции на пошлины — «всякому корабельшику 8, штюрману 4, матросам по 2 ефимка». Прочие товары сдавались только оптом купцам. Отдельно оговаривались действия таможни в случае предъявления товара, испорченного в пути, ошибках при пересчете на русские меры веса, операции с невостребованным товаром. Были описаны процедуры импорта, импорта, транзита, реэкспорта для товаров, транспортируемых водным транспортом.
Источник