Морской порт балтийского морского бассейна

Порты. Балтийский бассейн 2019/2020

Итак, по грузам. Сильно обвалилась нефтепереработка и все терминалы, которые работают по нефти. Выросли все, которые работают с контейнерами — они стали палочкой-выручалочкой для сохранения стабильности. Балкерные грузы тоже спасали портовиков и моряков. Уголь подрос на 7%, а зерно — аж на 30% (. ). Также выручали минудобрения и руда. Пассажирский оборот обвалился в 3,7 раза, а круизное судоходство — полностью (719 тыс. в 2019 и 1,1 тыс. в 2020).

По портам. Усть-Луга почти не пострадала (ибо в ней нефтепереработки мало), и осталась в числе стомиллионников (103,9 / 102,6). Большой порт СПб тоже просел совсем немного (61,0 / 59,9), за счет большой доли контейнеров и балкерных грузов. Сильно обвалился нефтяной Приморск (61 / 49,3). Ну и Высоцк тоже, которого на диаграмме нет. Эксклавный порт Калининград просел на 5,7%.

Литовская Клайпеда прирастила свой рекорд и побила 2018 год (46,3 / 47,7). Спасибо многовекторному Бацьке и Беларуськалию, вклад которого в загрузку литовцев решающий. А вот Риге и Вентспилсу не повезло, обвап их самый большой на бассейне (32,8 / 23,7 и 20,5 / 12,9). Лиепая просела, но меньше. Вообще, латвийский транзит похудел почти в 2 раза — и выручка, соответственно. Эстонцы сумели сохранить уменьшенную нагрузку 2016-19 годов и даже чуть-чуть прирастили (20,5 / 21,3).

PS. Сводный пост по всем бассейнам России готовится и выйдет на днях.

Источник

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Реестр морских портов

В соответствии с федеральным законом 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.

Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти — Федеральным агентством морского и речного транспорта.

В реестр морских портов России включены 67 портов, которые входят в восемь морских бассейнов и расположены на берегах 12-ти морей трёх океанов и Каспийского моря.

В Реестр морских портов Российской Федерации вносятся следующие сведения: порядковый регистрационный номер морского порта; наименование морского порта; местонахождение морского порта; дата и номер решения об открытии морского порта для оказания услуг; перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов; основные технические характеристики морского порта, в том числе его возможности по перевалке грузов, обслуживанию судов и (или) обслуживанию пассажиров; период навигации; наименование и адрес администрации морских портов; основание и дата исключения морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации.

Исключение морского порта из Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о закрытии морского порта для оказания услуг не ранее чем через год со дня принятия такого решения.

Источник

Морские порты Северо-Запада России растут быстрее всех на Балтике

Из 67 морских портов России в Балтийском бассейне дислоцируются шесть. Это заметно меньше по сравнению с Тихоокеанским, Северным и Азово-Черноморским бассейнами, где разместились 22, 19 и 17 торговых гаваней соответственно. Однако именно российские порты на Балтике на сегодняшний день дают наибольший грузооборот и являются лидерами развития среди грузовых портов региона Балтийского моря.

Читайте также:  Отдых судак 2021 с бассейном с питанием

Чемпион Балтийского бассейна

Среди всех торговых гаваней Финского залива лидирует универсальный порт Усть-Луга. Порт приступил к своей миссии в конце 2001 года и на протяжении всего периода работы демонстрировал уверенный рост перевалки грузов. Падение грузооборота было зафиксировано лишь в 2005, 2008 и 2018 годах, однако вряд ли его можно назвать значительным.

В 2019 году за три квартала прошло уже 77,49 млн тонн грузов с приростом в 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Порт Усть-Луга благодаря большой глубине своей акватории (17,5 м) и короткому подходному каналу (3,7 км) способен принимать сухогрузные суда до 75 тыс. тонн и наливные суда до 160 тыс. тонн. Кроме того, морская навигация в этой части Финского залива без использования ледоколов ведется практически круглогодично.

В целом же этот балтийский порт специализируется на наливных грузах, а именно — нефти и нефтепродуктах, которые составляют около 60% от всего грузооборота. На втором месте находится уголь, на который приходится до 30%.

Столь резкий рост грузооборота, который особенно явно наблюдается с 2012 года, в значительной степени достигается за счет перетока в Усть-Лугу груза, изначально предназначенного для портов Прибалтийских республик.

Особенно сильно пострадал Таллинский порт. Еще 10 лет назад грузооборот эстонской гавани составлял более 30 млн тонн, однако в последние годы эта отметка с трудом доходит до 20 млн. Усть-Луга смогла перетянуть на себя контейнерные перевозки, а также перевалку мазута и транзит автомобилей.

Можно ли утверждать, что Усть-Луга убивает прибалтийскую портовую инфраструктуру? Вряд ли. Эта российская гавань специализируется на наливных грузах, которые идут из России на экспорт. В остальном же — лишь удобство инфраструктуры, которую предпочитают сами перевозчики взамен эстонских, латвийских и литовских портов.

Развитие подходов к порту Усть-Луга / Фото: YouTube

Масла в огонь роста подливает и новый проект комплексного развития территории российского порта, который сделает Усть-Лугу еще привлекательнее. В планах развития порта — создание искусственных земельных участков, которые позволят переваливать до 7 тонн навальных и генеральных грузов в год.

Развиваются и стивидорные проекты, связанные с погрузо-разгрузочными работами. Так, к 2021 году Усть-Луга планирует принимать львиную долю грузов УРАЛХИМа в рамках соглашения, заключенного между химической компанией с логистическим оператором «Ультрама».

Помимо этого, группа компаний «Новотранс» собирается переориентировать транзит из Прибалтики в российский порт Усть-Луга, для чего на сегодняшний день ведется строительство нового универсального терминала.

Большой порт Финского залива

Большой порт Санкт-Петербурга, второй по грузообороту порт на Балтике и один из старейших в России, специализируется на контейнерных и генеральных грузах. К концу третьего квартала 2019 года грузооборот Большого порта достиг 50 млн тонн. Однако рекордным для Санкт-Петербурга стал 2011 год, когда порт принял 60 млн тонн грузов.

Морская гавань Санкт-Петербурга также ставит рекорды — но уже в перевалке сухих грузов. В 2019 году через порт уже прошло более 40 млн тонн грузов, и это не предел. Причина все та же, что и в случае с Усть-Лугой — перевозчики отказываются от портов в Прибалтике в пользу российских.

Учитывая, что через порт Санкт-Петербурга проходит несколько транзитных коридоров, в том числе «Север — Юг» (маршрут между странами Балтии и Индией через Иран), панъевропейский коридор № 9 (граница с Финляндией — Санкт-Петербург — Москва — граница с Украиной) и его ответвления, дирекция порта делает ставку на развитие инфраструктуры, в первую очередь на развитие железнодорожных и автомобильных подходов к гаваням Санкт-Петербурга.

Читайте также:  Похудеют ли ноги от бассейна

Перспективен порту Санкт-Петербурга и Северный морской путь. Однако, учитывая недостаточную развитость и локальность Севморпути, это вопрос не ближайшего будущего.

Морские гавани Балтийского бассейна

Порт Калининград, единственный незамерзающий универсальный российский порт на Балтике, отличается своим крайне выгодным положением. Пик развития порта пришелся на начало 2000-х, когда на его долю приходилось более 16% от всего грузооборота Балтийского бассейна; сейчас это значение опустилось до 5%.

Ежегодно Калининградский торговый порт пропускает через себя 12–14 млн тонн грузов. Однако в 2019 году наблюдается значительный спад грузооборота. За январь-июль 2019 года перевалка составила 6 млн 665,6 тыс. тонн, что на 21% ниже показателя аналогичного периода прошлого года. Рост продемонстрировал лишь контейнерооборот — на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Калининградский порт рассматривает возможность использования своих мощностей Минском. В конце ноября этот вопрос обсуждался между губернатором Калининградской области и президентом Беларуси.

Другие надежды калининградской гавани — «Новый Шелковый путь» Китая, идущий железнодорожным транспортом из китайских городов в Калининград, откуда большая часть грузов отправляется по морю в Гамбург.

Порт Приморск, третий по грузообороту, является крупнейшим нефтеналивным портом на Балтике.

В скором времени гавань должна обзавестись универсальным перегрузочным комплексом. Проект предполагает ежегодную перевалку до 25 млн тонн угля, 7 млн тонн минеральных удобрений, 3 млн TEUs (TEU — двадцатифутовый эквивалент, который равен полезному объему стандартного контейнера длиной 20 футов), 2 млн тонн генеральных грузов, 6 млн тонн зерна.

Высоцк и Выборг, которые специализируются на перевалке насыпных и контейнерных грузов, также демонстрируют стабильную динамику грузооборота. В скором времени эти гавани получат крупное обновление — железнодорожный оператор России «Технотранс» построит в Высоцке специализированный зерновой терминал на 4 млн тонн в год, а железнодорожная инфраструктура порта Выборга подвергнется модернизации.

Несмотря на все проекты, которые в ближайшем будущем укрепят российскую портовую инфраструктуру Балтийского бассейна, государственная политика РФ оставляет пространство для дальнейшего роста.

Во-первых, это связано с многочисленными логистическими проектами со странами Азии, которые, заходя в Европу, все чаще отдают предпочтение российским портам взамен гаваней стран Прибалтики. Во-вторых, ведется работа по упрощению таможенной процедуры ввоза и вывоза товаров через балтийские порты. Это сделает перевалку грузов через российские гавани намного выгоднее и лишит прибалтийские порты последних российских клиентов.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Источник

Грузооборот российских портов на Балтийском море с 2003 по 2019 год

Грузооборот российских портов Балтийского бассейна в 2019 году вырос на 4,1%, до 256,44 млн тонн.

На Балтийском море у России всего 6 портов: Усть-Луга, Большой порт Санкт-Петербурга, Высоцк, Приморск, Выборг и Калининград. За последнии 16 лет грузооборот российских этих портов вырос более чем в 3 раза, с 76,33 до 256,44 млн тонн. Отразилось ли это на прибалтийских портах?

©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/BCdWkhpXXWE

Рассмотрим пять самых крупных портов Прибалтики, эстонский Таллин, литовские Клайпеду и Бутинге, латвийские Ригу и Вентспилс.

Динамика грузооборота прибалтийских портов © Фото из открытых источников

Как видно из динамики грузооборота, ситуации в портах совершенно разные. Но если посмотреь на общий грузоборот этих портов, то можно увидеть, что с 2003 года общий грузооборот вырос на 10,55 млн тонн или на 8,92%. Это много или мало? Сравним с грузооборотом российских портов Балтийского бассейна.

Грузооборот Прибалтики и России © Фото из открытых источников

© Фото из открытых источников

Теперь, рост на 10,55 млн тонн не кажется таким большим. Например, только за 2019 год российские порты прибавили 10,15 млн тонн, что сопоставимо со всем 16-ти летним приростом портов Прибалтики. Всего, грузооборот российских портов на Балтике вырос на 180 млн тонн или на 236%!

Читайте также:  Разряд бассейна л это

Источник

Морские порты России. Итоги-2020 и топ портов

На Portnews.ru появились свежие годовые данные по портам. Этот год особенно интересен, т.к. это ковидло-год с обвалом пассажирского сообщения и снижением грузового, впервые за много лет роста. Общий объем перевалки через порты России уменьшился за год на 2,3% и составил 820 млн. т. (снижение на -20 млн.т.).

Коротко по грузам: обвалилась нефтепереработка и все терминалы, которые работают по нефти. Общее потребление топлива снизилось вообще в принципе, во всём мире, равно как и спрос на него — причем экспорт сырой нефти в портах обвалился на 15%, а продукты нефтепереработки втрое меньше — на 5%. Выросли все, кто работают с контейнерами — они стали палочкой-выручалочкой для сохранения стабильности. Балкерные грузы тоже спасали портовиков и моряков: уголь подрос на 7%, а зерно — аж на 30% (. ). Также выручали минудобрения и руда. Пассажирский оборот обвалился в 3,7 раза, а круизное судоходство — полностью (719 тыс. в 2019 и 1,1 тыс. в 2020).

Топ-10 портов экс-СССР и России:

Ниже — полная таблица с разбивкой по бассейнам.
Цифры даны по трём опорным годам: 2013 (докрымский), 2019-й (до пандемии) и 2020-й.

Балтийский бассейн просел по грузоперевозкам на -5,8%, что не так уж и мало. Усть-Луга почти не пострадала (ибо в ней нефтепереработки мало), и осталась в числе стомиллионников (103,9 / 102,6). Большой порт СПб тоже просел совсем немного (61,0 / 59,9), за счет большой доли контейнеров и балкерных грузов. Сильно просел нефтяной Приморск (61 / 49,3) и немного — Высоцк.

Азово-Черноморский бассейн уменьшил грузооборот на 2%: серьезно снизился Новороссийск (со 157 до 142 млн.т.), но зато приросли Ростов, Туапсе и особенно новый порт Тамань. Арктический бассейн несколько просел — в основном из-за Мурманска. Из-за весеннего обрушения ж/д моста перед Мурманском и корявого грузового сообщения в течение полугода порт недобрал немаленький тоннаж, который пришлось перенаправлять на Балтику и на Юг. При этом грузооборот СМП неуклонно рос. Тоннаж Каспийского бассейна продолжил расти и от уровня 2017 г. вырос вдвое, в связи с развитием коридора «Север — Юг». Долгое время до этого тут тоннаж снижался.

Дальний Восток вырос по всем главным портам и Большая Находка (П.В. + Находка) превысила показатель балтийской Усть-Луги: 104,3 млн.т. против 102,6 УЛ. Теперь разрыв в пропускной способности железных дорог на Восток относительно грузооборота дальневосточных портов становится реально критическим и тормозящим развитие Дальнего Востока (привет «гениальному экономисту» Гайдару на том свете, гнобившему БАМ как бесполезный и вредный).

Латвийские порты выбыли из Топ-10 экс-СССР в свете сильного обвала Риги и Вентспилса. Литовская Клайпеда, напротив, прирастила свой рекорд и пробила 2018 год (46,3 / 47,7). Спасибо многовекторному Бацьке и Беларуськалию, вклад которого в загрузку литовцев решающий. А вот Риге и Вентспилсу не повезло, обвап их самый большой на бассейне. Вообще, латвийский транзит похудел почти в 2 раза — и выручка, соответственно. Эстонцы сумели сохранить уменьшенную нагрузку 2016-19 годов и даже чуть-чуть прирастили (20,5 / 21,3). Украина показала рекордный экспорт зерна, за счёт чего вырос порт Южный, пробив очередную планку в 60 млн.т. Остальные крупные порты Новой Украины просели на 10-12%, см. табл.

Источник

Оцените статью