Лайнер
Лайнер — пассажирское судно, которое совершает рейсы по заранее объявленному расписанию («стоит на линии», осуществляет морское сообщение между портами). Сегодня лайнеры в подавляющем большинстве обслуживают туристические круизы.
Путешествия на лайнерах начались в 1816 г. Первые лайнеры ходили под парусами. Их называли почтовыми, потому что они перевозили почту и заодно брали пассажиров. Положение в области морских пассажироперевозок существенно изменилось после появления пароходов, а затем и теплоходов.
Вместо небольших кораблей начали строить комфортабельные суда-гиганты. В наши дни большинство людей предпочитает воздушное сообщение морскому, поэтому крупные пассажирские суда чаще всего используются в качестве туристических. Их называют круизными лайнерами.
Лайнер отличается от обычного круизного судна формой корпуса, лучшими мореходными качествами, повышенной мощностью двигателей и более высокой скоростью. В отличие от круизных паромов, преодолевающих относительно короткие расстояния, лайнеры ходят на длинные морские дистанции, порой между континентами. До начала регулярного воздушного сообщения лайнеры предоставляли пассажирам самую быструю возможность преодоления океанов.
Как устроен круизный лайнер?
Корпус лайнера собирают из больших секций — блоков — весом в несколько десятков тонн. Корпуса больших лайнеров изготавливают из стали, а многие малые суда могут иметь корпус из легких алюминиевых сплавов или пластмассы. Для повышения плавучести корпус чаще всего разделен непроницаемыми переборками на отсеки.
В случае пробоины переборки не дают воде затопить все отсеки. Гребной винт во время вращения изогнутыми лопастями отталкивает воду назад (или вперед) от кормы корабля и тем самым придает судну движение вперед или назад. На первых пароходах вместо гребного винта устанавливали колеса с прямыми лопастями.
Руль при повороте отклоняет воду позади судна. Когда вода изменяет свое направление, возникающие силы поворачивают корабль в нужном направлении. Киль проходит в самой нижней части днища по всей его длине и обеспечивает продольную прочность корпуса.
В зависимости от размеров и назначения суда могут иметь несколько палуб. Верхняя палуба служит водонепроницаемым перекрытием и обеспечивает общую прочность и поперечную жесткость корабля. Надстройки расположены над верхней палубой и могут иметь несколько ярусов. На них размещаются рубки управления и всевозможные хозяйственные и жилые помещения.
Пароход-гигант
Наиболее известным круизным судном в XX в. стал английский лайнер «Титаник», который на момент своей постройки являлся крупнейшим пассажирским пароходом в мире. Судно было спущено на воду в 1911 г. Этот гигант имел водоизмещение 46 000 т, длину 269 м и ширину почти 30 м и по комфортабельности превосходил лучший отель.
Скорость «Титаника» могла достигать 25 узлов (примерно 46 км/ч). 14 апреля 1912 г. «Титаник», имея на борту 2207 пассажиров и членов команды, отправился в свой первый рейс через Атлантический океан. Четыре дня спустя судно-гигант врезалось в огромный айсберг. В его борту образовалась трещина почти в сто метров длиной, и пароход затонул.
Прекрасная «королева»
В 2003 г. был построен английский круизный лайнер «Куин Мэри 2». На момент спуска на воду он был самым большим пассажирским кораблем в мире. Его длина достигает 345 м, ширина — 41 м, а водоизмещение — 76 000 т. На борту лайнера метут разместиться 2620 пассажиров. Для комфортной поездки в их распоряжении находятся 5 бассейнов, 20 ресторанов, теннисный корт, 2 кинотеатра, торговый центр, казино, библиотека, бальный зал, театр, планетарий и даже площадка для вертолета. Силовая установка лайнера состоит из четырех двигателей общей мощностью 157 000 л. с., что позволяет этому гиганту развивать скорость до 30 узлов (примерно 56 км/ч).
«Очарование морей»
Одним из крупнейших в мире по габаритам, тоннажу и количеству пассажиров является лайнер «Очарование морей». В свой первый рейс он отправился в 2010 г. При длине 360 м судно имеет ширину 60 м и способно взять на борт 6400 пассажиров. Водоизмещение этого гиганта равно 225 000 т, и движет его силовая установка, состоящая из трех дизельных моторов общей мощностью 97 000 л. с. Максимальная скорость лайнера «Очарование морей» равна 22,6 узла (около 42 км/ч). Эта «плавучая гостиница» поражает не только своими размерами, но и роскошью и комфортом.
Источник
Топ-10 самых шикарных круизных лайнеров на планете Земля
Отдых на круизных лайнерах уже давно пленил умы и сердца миллионов людей. По морям-океанам бесстрашно рассекает множество «мегаполисов развлечений», перевозящих тысячи людей и дарящих им незабываемые впечатления. Onliner.by изучил самые знаменитые и примечательные (каждый в своем роде) корабли, а также выяснил, во сколько же обходится возможность приобщиться к лакшери-жизни и нескромным удовольствиям.
10. Crystal Serenity
Crystal Serenity — один из ветеранов морского дела. Корабль, который сегодня уже не может удивить ни 9 пассажирскими палубами, ни длиной в 250 метров, еще в июле 2003 года (когда только был официально явлен миру) наделал немало шума. Как и следовало ожидать, сразу же нашлось немало желающих оценить предлагаемые уют и гостеприимство. Ставки были невероятно высоки (изначально предполагалось, что отдыхать на лайнере будут состоятельные и знающие толк в роскоши люди, отправляющиеся на ужин исключительно в вечерних платьях и брендовых костюмах), и они оправдались.
Лайнер класса люкс пережил несколько реноваций, последняя из которых состоялась в 2013 году. Управляющая компания заверяет, что только на редизайн было потрачено $17 млн, а в целом начиная с 2011 года в обновление корабля было вложено не менее $120 млн. Сегодня 1080 пассажиров равномерно распределяются по 535 каютам.
Для отдыха дорогих гостей на Crystal Serenity есть практически все необходимое: два открытых бассейна, два джакузи, спа-центр, фитнес-центр, два теннисных корта, настольный теннис, площадка для гольфа, гольф-симулятор. Разнообразить морские будни призваны концертный зал, казино, галерея бутиков, клубы, кабаре и бары. Знатоки утверждают, что лайнер класса люкс уже превратился в своеобразный клуб по интересам: бо́льшую часть пассажиров составляют люди почтенного возраста, знакомые между собой по предыдущим поездкам.
Crystal Serenity — корабль хоть и небольшой (особенно по сравнению с лайнерами, спущенными на воду год-два назад), но смелый и отважный, и он готов бороздить не только спокойные европейские воды, но и отправляться в кругосветные путешествия. 10 января 2017 года Crystal Serenity отправится в большое турне продолжительностью 94 дня: корабль попрощается со знойным Майами и возьмет курс на Южную Америку, которая будет исследована настолько тщательно, насколько только может мечтать увлеченный географией человек. Стоимость нахождения на корабле и пользования всеми его благами варьируется от $30 тыс. до $56 тыс. в зависимости от типа номера. Правда, цена актуальна только в том случае, если успеть забронировать апартаменты до 31 августа, потом будет дороже.
9. Queen Mary 2
Потрясающе красивый лайнер Queen Mary 2 был построен еще в 2004 году. Кажущийся солидным возраст не лишает судно шарма и по сей день, ведь тогда, 12 лет назад, он значительно опередил время и в течение пяти лет после спуска на воду даже считался самым большим пассажирским судном в мире. Пока гиганта сооружали, не обошлось без ЧП. 15 ноября 2003 года, когда лайнер находился на судоверфи, произошло обрушение трапа. Погибли 16 человек, 32 получили тяжелые ранения. Впрочем, это никак не сказалось на будущем лайнера и не поставило на нем черную метку.
Источник