Морской бассейн россии лидирующий по грузообороту
Топ-10 морских портов России
Грузооборот морских портов России за январь-сентябрь 2020 г. уменьшился на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составил 611,5 млн т. Снижение объемов перевалки грузов, на фоне мирового экономического кризиса и спада в глобальной торговле, произошло впервые за 24 года.
Начиная с 2000 г. грузооборот российских морских портов увеличился в 4,6 раза, причем максимальный показатель за всю историю был зафиксирован в прошлом году – 840,3 млн т (см. рисунок 1). К слову, пик грузооборота всех морских портов СССР пришелся на 1989 г. – 407 млн т.
Сегодня в России работает 67 морских портов. Новороссийский морской порт – крупнейшая отечественная гавань с грузооборотом 156,8 млн т (см. таблицу 1). Второй порт с грузооборотом свыше 100 млн т – Усть-Луга (Ленинградская область), куда постепенно перенаправляются все российские товары, обслуживаемые в портах Прибалтики; о проработке планов по перенаправлению грузов из портов Литвы и Латвии в Усть-Лугу недавно заявило руководство соседней Белоруссии.
Для сравнения: самый большой порт Европы – Роттердам (Нидерланды), который в 2018 г. обслужил 469 млн т грузов. Крупнейший порт мира — Порт Нинбо-Чжоушань (КНР) — 1 077 млн т в 2017 г.
Ранг | Порт | Грузооборот, млн т, 2019 г. | Доля, % | Бассейн |
1 | Новороссийск | 156,8 | 18,7% | Азово-Черноморский |
2 | Усть-Луга | 103,9 | 12,4% | Балтийский |
3 | Восточный | 73,5 | 8,7% | Дальневосточный |
4 | Мурманск | 61,9 | 7,4% | Арктический |
5 | Приморск | 61,0 | 7,3% | Балтийский |
6 | Большой порт Санкт-Петербург | 59,8 | 7,1% | Балтийский |
7 | Ванино | 31,4 | 3,7% | Дальневосточный |
8 | Сабетта | 27,7 | 3,3% | Арктический |
9 | Находка | 25,6 | 3,0% | Дальневосточный |
10 | Туапсе | 25,2 | 3,0% | Азово-Черноморский |
ТОП-10 морских портов | 626,8 | 74,6% | — | |
Всего | 840,3 | 100 | — |
Источник: Росморречфлот, Ассоциация морских торговых портов; расчеты Крединформ
Большая часть грузов, переваленных в морских портах России, направляется на экспорт – 654 млн т или 77,8% (см. рисунок 2).
В структуре товаров, переваленных в морских портах РФ, преобладает нефть сырая – 276 млн т, уголь – 176 млн т, нефтепродукты (бензин, масла, мазут и т.п.) – 150 млн т, груз в контейнерах – 57 млн т (см. рисунок 3).
Источник
Морской бассейн россии лидирующий по грузообороту
Подробное решение парагарф § 16 по географии для учащихся 9 класса, авторов Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. 2017
- Гдз рабочая тетрадь по Географии за 9 класс можно найти тут
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте российский гражданский флот и российские торговые порты. Сделайте вывод о развитии морского транспорта России.
Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Морской транспорт также играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.
Это связано с тем, что в отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж — плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств — имеет меньшее значение.
Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути — практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок невелика.
В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.
Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60, 5 тыс. км. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.
Из-за недостаточных глубин 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда. Производственные же мощности портов позволяют
обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экспортно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Украине, Грузии, Азербайджане.
Резко сократили возможности использования морского транспорта в международной торговле изменения в геополитическом положении России, так как большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов отошла к другим государствам. По тоннажу российский торговый флот занимает седьмое место в мире (16, 5 млн. т. дедвейта), но большая часть судов настолько физически изношена, что не позволяет многим из них заходить в иностранные порты. Специфика внешней торговли России и перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных. Значительна также доля руды, строительных материалов, каменного угля, лесных и хлебных грузов. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение в стране.
2. Составьте сравнительную характеристику морских бассейнов России с точки зрения их роли в морском транспорте. План характеристики и источники необходимой информации определите сами.
Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.
Балтийский бассейн — к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.
Северный бассейн перевозит грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певск. Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Певск.
Черноморско-Азовский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.
Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.
Каспийский бассейн. К нему примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами Европейской части России. Крупным портом является Махачкала. Возведена первая очередь глубоководного порта Оля.
Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.
3. Назовите: 1) морской бассейн России, лидирующий по грузообороту; 2) крупнейший порт России; 3) морской бассейн России, лидирующий по пассажирообороту.
1. Балтийский (Северо-западный)
4. Сравните морской и внутренний водный транспорт по себестоимости, характеру перевозимых грузов, скорости перевозок, проблемам.
Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.
К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.
Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов массой более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.
По рекам и озерам экономична транспортировка объемных грузов, не требующих быстрой доставки (лес, нефть, зерно, строительные материалы)
К недостаткам внутреннего водного транспорта кроме малой скорости доставки относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.
Источник