Морское право где работать

Морские юристы: чем занимаются и что должны знать

Морским юристам надо разбираться не только в праве, но еще понимать устройство судна и знать иностранные языки. Из-за санкций работа специалистов сильно поменялась: многие международные проекты приостановились, но стало больше судебных споров. Поговорили с ведущими российскими юрфирмами, которые специализируются на морском праве, и узнали о секретах и перспективах профессии.

Морским юристам надо знать гражданское, страховое, международное частное и публичное право, говорит юрист Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа АПК и сельское хозяйство группа Банкротство (споры high market) группа Морское право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Уголовное право группа Частный капитал 9 место По количеству юристов 18 место По выручке 19 место По выручке на юриста Профайл компании × Илья Чехин. А для оказания юрпомощи в вопросах регистрации, импорта судов и грузов нужно быть хорошим специалистом в административном, а порой и уголовном праве, подчеркивает управляющий партнер Инмарин Инмарин Федеральный рейтинг. группа Морское право × Кирилл Маслов. Еще надо знать английский язык, понимать техническое устройство судов и специальную морскую терминологию. Обилие сокращений и непонятных аббревиатур поражает начинающих специалистов, рассказывает партнер NAVICUS.LAW NAVICUS.LAW Федеральный рейтинг. группа Морское право × Константин Путря. Причем это касается не только условий договоров, но и технической лексики, особенно в области деликтных споров. Например, новичку будет сложно понять, что такое чартер-партия (соглашение, устанавливающее условия морской перевозки грузов. — Прим. ред.) или коносамент (документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. — Прим. ред.).

Важное качество для морского юриста — мобильность. Ведь иногда специалистам приходится выезжать на место происшествия (например, если судно попало в аварию, столкнувшись с другим) и защищать судовладельца, его экипаж или грузовладельца в случае спора, отмечает Маслов.

Где учатся

Морским юристом можно работать и без специализированного образования. Достаточно закончить обыкновенный юрфак, а недостающие знания можно получить уже на практике или факультативно. В некоторых вузах есть отдельные курсы по морскому праву, например в ВШЭ. Такие курсы — отличная возможность глубже погрузиться в предмет и понять, насколько он интересен. Часто профильные курсы ведут практикующие юристы. Например, в ВШЭ преподает партнер NAVICUS.LAW NAVICUS.LAW Федеральный рейтинг. группа Морское право × Константин Путря.

Читайте также:  Новосибирское море отдых домики

Если все-таки хочется получить специализированное образование, то в России есть несколько программ бакалавриата и магистратуры по морскому праву.

Хотя будущие юристы изучают много специализированных дисциплин (морскую криминологию, таможенное право и документоведение на морском транспорте), в России не хватает современной и качественной литературы по морскому праву. Как рассказывает партнер NAVICUS.LAW NAVICUS.LAW Федеральный рейтинг. группа Морское право × Константин Краснокутский, часто приходится обращаться к иностранным источникам. Это одна из причин, почему морской юрист должен хорошо знать английский и другие иностранные языки (если хочет работать в компании, которая сопровождает международные морские перевозки). А еще можно поехать учиться за границу: например, учебные программы по морскому праву есть в Лондонском городском университете и в Университете Осло. По мнению Краснокутского, именно в иностранных вузах можно получить качественное образование по морскому праву.

Чем занимаются

Юристы по морскому праву могут работать в любых отраслевых компаниях. Это судоходные и страховые фирмы, компании, которые специализируются на экспорте и импорте сырьевых товаров. Еще можно устроиться на госслужбу, например на таможню. Маслов считает, что начинать карьеру нужно как можно ближе к флоту, чтобы понимать процессы эксплуатации судов, ведь от этого все строится. А по мнению Путря, идеальный вариант — работа внешним консультантом: «Это лучший старт, который позволяет получить полезный и разнообразный опыт. Это вопросы внешней торговли, таможенные вопросы, вопросы с пограничной службой, налоговые вопросы и даже вопросы по трудовому праву».

Морской юрист может устроиться и в юрфирму, которая специализируется на морском праве. В России таких несколько, в том числе Инмарин Инмарин Федеральный рейтинг. группа Морское право × и NAVICUS.LAW NAVICUS.LAW Федеральный рейтинг. группа Морское право × Еще есть фирмы с широкой специализацией, где морское право — важная часть их практики. Это, например, Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа АПК и сельское хозяйство группа Банкротство (споры high market) группа Морское право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Уголовное право группа Частный капитал 9 место По количеству юристов 18 место По выручке 19 место По выручке на юриста Профайл компании ×

Путря рассказывает, что работу морских юристов можно условно разделить на две категории. Одни выполняют «береговые» и «бумажные» задачи: работают с чартер-партиями и коносаментами. А другие решают вопросы, которые возникают в ходе исполнения рейса: например, расследуют морские аварии и повреждения судов. Вообще, во время работы морской юрист выполняет целый ряд задач, среди них:

  • юридическое сопровождение постройки и эксплуатации судна;
  • консультационно-аналитическая работа с судовладельцами (в том числе вопросы по оперированию флота, расчеты и урегулирование демереджей, правонарушения и инциденты с экипажем, аресты судов);
  • страхование;
  • разрешение вопросов по возмещению убытков в аварийных ситуациях, при потере фрахта, в ЧС;
  • преподавательская и научная работа.
Читайте также:  Отдых черное море лазоревское

60% моего рабочего дня проходит в консультациях и подготовке различных транзакций с флотом. Остальное время делится примерно поровну на представительство в госорганах в области морского и речного транспорта и посещение судов при закрытии сделок, расследовании аварий и инцидентов.

Клиентами морских юристов чаще всего становятся клубы взаимного страхования, иностранные и российские судовладельцы и фрахтователи, грузовладельцы, банки, порты, страховые компании, крупные экспедиторы.

Перспективы профессии

Морских юристов ждет всплеск числа судебных споров, считает Путря. По мнению эксперта, такую динамику можно наблюдать уже сейчас. Это связано с тем, что из-за сложившейся ситуации большинство участников рынка растерялись и заняли выжидательную позицию. А сейчас возникло чуть больше определенности и началось движение. Но прогнозы эксперта пессимистичны: спрос на специалистов, который и так был небольшим, спадет. Особенно если речь идет о юристах, которые ориентировались на международный рынок. Так, в апреле 2022 года общий грузооборот порта Петербурга упал на 49% до 2,84 млн тонн, пишет «Фонтанка».

Путря рассказывает, что из-за санкций у него сорвался проект по развертыванию с нуля судоходного бизнеса для экспорта зерновых от немецкого клиента. Сейчас движение на рынке сохраняется из-за проблем в рамках уже существовавших договорных отношений сторон.

Радует лишь то, что в обозримом будущем мировой океан никуда не денется. Вероятно, и мировая торговля тоже. А это приведет к необходимости юридического сопровождения этого сектора экономики. Ведь абсолютное большинство товаров перевозится морем.

Старший юрист практики международного торгового и таможенного права Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Недвижимость, земля, строительство группа Уголовное право Профайл компании × Юлия Белякова рассказывает, что раньше самые интересные кейсы возникали в плоскости морского страхования или захвата морских судов, а сейчас с учетом санкций на первый план выходят «бытовые» вопросы. Например, как обеспечить эксплуатацию судна или перевозку груза из пункта А в пункт Б, если конкретный груз, само судно или судовладелец подпадают под ограничения.

Читайте также:  Дорадо сибас морской окунь

Чехин отмечает, что многие международные страховщики стали расторгать договоры страхования и отказывать в предоставлении страхового покрытия в отношении российских судов, а это может повлечь риск досрочного расторжения договоров фрахтования.

Источник

40.03.01
Юриспруденция
Профиль:
Правовое обеспечение
деятельности водного транспорта
Правовые аспекты обеспечения
безопасности на транспорте

Платное обучение

Прием иностранных граждан

Перечень документов

Правила приема

Сроки приема

Учет инд. достижений

  • Адмиралтейское и морское право зарубежных стран
  • Арбитражная и судебная практика по морским спорам
  • Деятельность международных организаций по обеспечению безопасности на море
  • Документоведение на морском транспорте
  • Коммерческое право зарубежных стран
  • Международное морское право
  • Международное право
  • Международный коммерческий арбитраж
  • Морская криминология
  • Профессиональная этика
  • Таможенное право
  • Морское право Российской Федерации
  • Морское ресурсное право
  • Морское страхование
  • Полярное право
  • Право Европейского Союза
  • Право содружества независимых государств
  • Правовое регулирование деятельности морских портов
  • Правовое регулирование защиты морских ландшафтов
  • Правовое регулирование использования внутренних водных путей
  • Правовое регулирование морской рекреационной деятельности
  • Правовое регулирование трудовых отношений на морском транспорте

Юриспруденция — одно из приоритетных направлений развития Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Строгое соблюдение законности всегда является ориентиром научного познания природы и общества, а знание юридических норм — гарантией защищенности прав и свобод человека и гражданина. В современных социально-экономических условиях необходимо эффективное правовое обеспечение за счет подготовки юристов, специализирующихся на различных областях права, но, несомненно, приоритетными являются морское право и смежные области юридических знаний. Для подготовки высококвалифицированных кадров используются образовательные, информационные и научно-исследовательские ресурсы.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на высоком теоретическом, методическом и научном уровне. На направлении подготовки работают высококвалифицированные преподаватели, имеющие опыт практической работы, являющиеся авторами множества учебников и пособий.

Каратаев Олег Гурьевич
заведующий кафедрой Теории и истории государства и права
д.т.н, ученое звание профессор

Ручкина Гульнара Флюровна
профессор кафедры Международного и морского права
д.ю.н., ученое звание профессор

Скаридов Александр Станиславович,
заведующий кафедрой Международного и морского права
д.ю.н,, ученое звание профессор

Студенты проходят практику как в правоохранительных органах, так и в коммерческих компаниях (в том числе и международных), занимающихся речными и морскими перевозками. Институт МТМ сотрудничает с Эгейским Институтом морского права, Центром морского права и политики университета Вирджинии, университетом Тулейна, Ассоциацией международного морского права, Российской Ассоциацией международного права, Санкт-Петербургской Ассоциацией морского права, Ассоциацией морских торговых портов, Союзом российских судовладельцев, Ассоциацией компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков.

Источник

Оцените статью