Морские вокзалы классификации назначения структура

Речные и морские вокзалы

Пассажирский район морского или речного порта должен быть изолиро­ван от его грузовых причалов. Размещение морского или речного вокзала сле­дует увязывать с общей планировкой порта, а также с взаимным расположе­нием других портовых районов, назначением соседних причалов, наличием на них вредных, пылящих, наливных или других грузов, отрицательно влияющих на санитарно-гигиенический режим пассажирского района.

В зависимости от условий эксплуатации морских судов и совокупности ме­стных условий (характер акватории, расчетная высота волны, суточные коле­бания приливов и отливов, природно-топографическая ситуация и пр.) ис­пользуются следующие решения перронов (причального фронта) пассажирс­ких районов морских портов:

  • открытый причальный фронт:
  • бассейновая система причалов;
  • пирсовая система причалов;
  • комбинированные решения, сочетающие различные типы причального фронта (например, бассейновый с пирсовой системой причалов).

Аэровокзалы и аэропорты

  • перрон непосредственно примыкает к аэровокзалу, и пассажиры прохо­дят пешком путь от аэровокзала до самолета;
  • перрон расположен на значительном расстоянии от аэровокзала, и пас­сажиры доставляются к самолетам дополнительными транспортными сред­ствами: автобусами или автопоездами специальных типов, в крупнейших аэро­портах — движущимися тротуарами в тоннелях или в крытых эстакадах и др.;
  • комбинированные решения с различными сочетаниями приведенных выше схем.
  • одноярусные, когда пассажиры и сданный (или не полученный ими) ба­гаж движутся в аэровокзале и на перроне в одном уровне, по первому этажу; все пассажирские и багажные помещения допускается размещать на одном этаже (иногда на двух-трех этажах);
  • двухъярусные, когда движение в аэровокзале и на перроне организовано в разных уровнях.

Источник

Королькова А. В. Архитектурно-планировочная организация современных морских вокзальных комплексов. — Москва, 2019

Архитектурно-планировочная организация современных морских вокзальных комплексов : Диссертация / А. В. Королькова ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель кандидат архитектуры, доцент Хрусталев Александр Алексеевич. — Москва, 2019Архитектурно-планировочная организация современных морских вокзальных комплексов : Диссертация / А. В. Королькова ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель кандидат архитектуры, доцент Хрусталев Александр Алексеевич. — Москва, 2019

Архитектурно-планировочная организация современных морских вокзальных комплексов : Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 05.23.21 Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности / А. В. Королькова ; Московский архитектурный институт (Государственная академия) ; Научный руководитель кандидат архитектуры, доцент Хрусталев Александр Алексеевич. — На правах рукописи. — Москва, 2019. — 227 с., ил.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Россия занимает значительную территорию, имеет выходы в Северный Ледовитый и Тихий океаны, а через акватории Балтийского, Черного и Средиземного морей — и в Атлантический океан. Для того, чтобы эффективно использовать морской транспорт, необходима развитая сеть не только грузовых, но и пассажирских портов. Морские пассажирские перевозки в настоящее время являются наиболее востребованным видом транспорта для нашей страны. За последние десятилетия морские вокзалы России развивались, в основном, как пункты пересадки пассажиров на различные виды транспорта, в то время как за рубежом эти объекты тяготеют к формированию на их основе многофункциональных городских комплексов.

Читайте также:  Море перемен лакорн субтитры

Железнодорожный, авиационный, автомобильный виды транспорта получили широкое развитие в нашей стране. Им соответствует отработанная в течении десятилетий система объектов, предназначенная для обслуживания пассажиров — вокзалы автомобильные и железнодорожные, аэропорты и т. д.

В связи с возрастающим улучшением качества жизни население нуждается в модернизации существующей системы морских пассажирских перевозок, так как они не отвечают современным требованиям общества и государства. Необходимо решить целый ряд проблем, которые проявляются в процессе функционирования объектов, таких как несоответствие пассажиропотоков и вместимости вокзалов, низкий уровень комфорта, неразвитая сеть обслуживания, отсутствие культурной сферы, неэффективное использование территории, плохая экология и низкая энергоэффективность.

Проектирование и строительство современных морских вокзальных комплексов (далее МВК) в России должно отвечать современным требованиям международного уровня для развития туристической индустрии и возможности конкурентоспособности на мировом рынке, что вызывает необходимость изучения передового опыта и выработки соответствующих рекомендаций.

Новейшие МВК имеют ряд следующих существенных отличий, присущих морских вокзалам, построенным несколько десятилетий назад.

1. Значительно возросла вместимость круизных лайнеров (более 6 тыс. человек), что обусловило максимальную пиковую нагрузку по пассажиропотокам. Необходимость правильной организации движения большого количества людей в короткие отрезки времени (прибытия или отправления лайнеров) ведет к созданию крупных распределительных пространств. Сейчас это является традиционным решением для современных МВК, но не было распространенным в более ранние годы.

2. Смена в нашей стране государственной собственности на частную повлекла за собой поиск рентабельности эксплуатации морских вокзалов в период между продолжительными временными периодами между прибытием судов, но, что более затратно — во время отсутствия навигации. В указанные выше периоды времени современные МВК, как правило, меняют свою основную технологическую функцию на общегородскую, размещая в крупных залах регистрации или ожидания — выставочные помещения, торговые ярмарки или специальные зоны для проведения различных культурных мероприятий.

Читайте также:  Санатории черного моря песчаный пляж

3. Наметившаяся в последние годы тенденция к размещению МВК ближе к центральной части города, введение в структуру этих объектов общегородских функций, а также требование к качественному улучшению взаимосвязи всех видов транспорта — все это приводит к появлению на основе современных МВК нового, сложного многофункционального, интегрированного городского пространства.

Последняя актуализация норм проектирования для всех типов вокзалов была выпущена в 1982 году (СНиП II-85-80). На современном этапе развития МВК формируются пассажирские здания, существенно превосходящие устаревшие нормы проектирования по таким параметрам, как классификационные признаки, организация генерального плана, архитектурно-компоновочная структура, принципы формирования архитектуры морских вокзалов. Это позволяет выделить вопросы архитектурного проектирования МВК в отдельное направление исследования, без обобщения схожих положений или параметров для других транспортных сооружений.

Актуальность выбранного направления исследования подтверждает разработанный проект ФГУП «Росморпорт» «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» [5], в котором указано, что основной задачей по развитию инфраструктуры для обеспечения пассажирских перевозок является создание современного морского пассажирского терминала в каждом крупном приморском городе.

Теоретической базой исследования является целый ряд отечественных и зарубежных научно-исследовательских работ. Изучение материалов, прямо или косвенно связанных с проектированием МВК, позволяет выделить три группы исследований, в которых накоплен теоретический и фактологический материал, связанный с транспортными сооружениями:

  • теоретические и практические вопросы по архитектурной типологии различных вокзальных комплексов и общественно-транспортных узлов (авторы: В. В. Адамович, З. В. Азаренкова, В. М. Батырев, Г. Е. Голубев, В. П. Дахно, В. Джонс, М. С. Еленский, Г. А. Заблоцкий, Г. П. Запорожцев, Б. В. Ионов, М. Н. Канунников, С. Б. Киселев, Н. В. Кожевин, М. В. Комский, С. Кондрашина, Ф. П. Кочнев, А. В. Мошков, А. Ю. Мурунов, Ф. Муссави, С. И. Орешкин, М. Г. Писков, В. И. Плоткин, Б. Ф. Серебров, Л. Н. Степанова, О. Ш. Тер-Восканян, Ю. А. Федутинов, И. Г. Явейн, М. фон Геркан, В. Джонс, Н. Поллок, Н. Фостер, З. Хадид);
  • градостроительные аспекты размещения транспортных объектов различных типов (авторы: Б. И. Бердник, В. Р. Вучик, В. Л. Глазычев, А. Э. Гутнов, А. В. Иконников, И. Г. Лежава, В. Е. Ляхницкий, В. Ф. Никифоров, Г. Н. Смирнов, И. М. Смоляр, Г.Ю. Смыковская);
  • архитектурная типология многофункциональных сооружений и комплексов (авторы: Н. С. Белоусова, А. В. Боков, А. Л. Гельфонд, Г. Ф. Горшкова, Н. В. Дубынин, В. В. Емец, С. А. Колесников, Н. Н. Коршунова, Б. Мейтленд, А. Ю. Мурунов, Б. Ф. Серебров, Л. А. Тер-Сааков, Э. Цайдлер).
Читайте также:  Какое озеро называется морем

Объектом исследования являются новейшие пассажирские морские вокзальные комплексы (МВК).
Предмет исследования — приемы и принципы формирования архитектурно-планировочной организации МВК.

Границы исследования. География исследования охватывает морские и океанические бассейны: Балтийский, Черноморский и Средиземноморский, Атлантический, Северный Ледовитый и Тихоокеанский. Хронологические границы — с начала ХХ века по настоящее время; в работе особое внимание уделено анализу и изучению МВК, спроектированных и построенных в последние два десятилетия. Типологические границы — исследование посвящено архитектурно-планировочной организации морских вокзалов, принимающих крупные пассажирские суда; не рассматриваются вопросы проектирования объектов для небольших паромных маршрутов и экскурсионных поездок местного значения.

Цель исследования — определить наиболее рациональную архитектурно-планировочную организацию современных МВК.

Источник

Оцените статью