Что символизирует ракушка
Кто в детстве не собирал ракушки, оказавшись на берегу моря. Ракушки всегда выделяются на фоне песка и камней, очень уж они красивы и имеют необычную форму. Что означает ракушка, что хочет сказать нам тот, кто создал это чудо – давайте посмотрим.
Что означает ракушка как символ
Ракушки — символ плодородия, зачатия и рождения новой жизни
Ракушка как символ зачатия и рождения
Во многих культурах ракушки, являясь домиками глубоководных моллюсков, символизируют зарождение жизни. Моллюски обитают в морях, а море, как известно, является колыбелью цивилизации и символом Великой Праматери. Также символика зачатия и деторождения была присвоена раковинам из-за внешнего сходства их обитателей-моллюсков с женскими детородными органами. Ракушка символизирует женский принцип, так как в ее в мягких тканях зарождается нечто новое и драгоценное: в ракушках жемчужина, а в женском лоне новая жизнь.
Когда речь заходит о ракушках (особенно двустворчатых), то всегда присутствует эротический подтекст. Рождающаяся из пены морской богиня любви Венера изображена стоящей в раковине и на помпейских фресках, и в более поздних произведениях художников эпохи Ренессанса.
Рождение Венеры. Генри Кортни Селус
Как символ плодородия ракушка, взращивающая драгоценные жемчужины, указывает не только на появление на свет новой жизни, но также и на рождение новой идеи, проекта, любого красивого и изысканного решения. Проекты и решения – это те же дети, они также требуют времени для вынашивания и созревания, реализация проекта возможно лишь тогда, когда вызрели необходимые его составляющие, чтобы начать осуществление.
Рождение Венеры. Сандро Ботичелли
Ракушка – символ богатства
Ракушки во многих культурах являются символом богатства и процветания. Этой символике они обязаны тем, что имеют ценный перламутровый слой, использующийся для изготовления предметов искусства и отделочных работ, и конечно же, тому, что производят жемчуг.
Ракушки содержат в себе символику обогащения и торговли. Это связано с тем, что во многих прибрежных странах ракушки выполняли функцию денег. Так, например, в Африке, расплачиваясь ракушками каури, можно было приобрести любой товар. При этом, стоимость ракушек возрастала при продвижении вглубь материка из прибрежных районов. Такую «курсовую разницу» быстро заметили предприниматели тех времен и стали закупать ракушки каури оптом в районах, где они обитали в изобилии, чтобы потом втридорога продать их в Западной Африке. В наше время ракушки продолжают использоваться в качестве расчетного средства на Соломоновых островах.
Натюрморт с ракушками. Бальтазар ван дер Аст
Также на ракушки как символ богатства указывает древняя практика добычи красителя пурпура для окраски тканей в оттенки багряно-фиолетовых цветов. В античности пурпур добывался из моллюсков-иглянок, дело было поставлено с большим размахом, о чем свидетельствуют найденные груды раковин, оставшихся от пурпуроносных моллюсков, в окрестностях ливанского города Сайды. Стена из раковин простиралась на 120 м в ширину и 8 м в высоту и по подсчетам ученых содержала 200 кубометров раковин. Пурпур ценился на вес золота в те времена, ткани пурпурного цвета символизировали роскошь и высокое положение владельца таких одежд.
С роскошью, шиком и красивой жизнью, хорошим вкусом также связаны раковины устриц. Изысканная закуска под бокал благородного белого вина — символ богемного образа жизни, тонкого изысканного вкуса и аристократизма. Это для ценителей, не для всех.
А.С. Пушкин так описывает обед Евгения Онегина в одноименном романе:
Что устрицы? пришли! О радость!
Летит обжорливая младость
Глотать из раковин морских
Затворниц жирных и живых,
Слегка обрызгнутых лимоном.
Шум, споры — легкое вино
Из погребов принесено
На стол услужливым Отоном;
Часы летят, а грозный счет
Меж тем невидимо растет.
Устрицы и вино — яство на любителя и ценителя
Разница в восприятии устриц человека благородного человека, который наслаждается их вкусом, и простого крестьянина, для которого этот дар моря недоступен и противен, в юмористической форме описана в произведении М. Шолохова «Поднятая целина» в сцене, где дед Щукарь объясняет односельчанам происхождение непонятного ингредиента в котле с кашей:
– Вустрица, русским языком вам говорю! Лягушка – мразь, а в вустрице благородные кровя! Мой родный кум при старом прижиме у самого генерала Филимонова в денщиках служил и рассказывал, что генерал их даже натощак сотнями заглатывал! Ел прямо на кореню! Вустрица ишо из ракушки не вылупится, а он уж её оттель вилочкой позывает. Проткнёт насквозь и – ваших нету! Она жалобно пишшит, а он, знай, её в горловину пропихивает. А почему вы знаете, может она, эта хреновина, вустричной породы? Генералы одобряли, и я, может, нарошно для навару вам, дуракам, положил её, для скусу…
Ракушка спиралевидной формы как символ эволюции
Многие ракушки имеют спиралевидную форму. Спираль является символом трансформации, а также основы жизни, так как связана с ДНК, также имеющей спиралевидную форму. Отсюда ракушка приобретает символику развития и эволюции, которая движется по спирали. Мы снова возвращаемся к ракушке как символу зарождения жизни. По одной из версий происхождения жизни на земле высшие формы млекопитающих произошли постепенно из древних форм жизни мирового океана в результате эволюции.
Также раковина спиралевидной формы символизирует воплощение двух принципов бытия: духовного и материального. Спираль раковины олицетворяет совмещение внутреннего и внешнего пространств, свободы и риска. Начните рассматривать срез ракушки, как она закручена, и вы постепенно проникните в иные миры.
Иногда спираль может говорить о зацикливании на каком-то вопросе. Поставьте рядом с собой раковину, возьмите лист бумаги и начинайте вырисовывать спираль, пока не почувствуете, что очистились и выплеснули свой затык на бумагу. Благодаря форме в виде спирали, ракушка помогает концентрировать и одновременно раскрывать энергетический поток.
Другие значения ракушки
Ракушки могут символизировать власть, победу и славу. Подобной символикой наделены раковины, имеющие форму спирали, что восходит к античным мифам о Тритоне, трубящем в рог, сделанный из раковины, чьи звуки приводили в ужас врагов и заставляли их поворачивать вспять.
В современном мире ракушки символизируют морскую романтику, отдых, релаксацию, воспоминания о лете и поездках, а также связаны с творчеством.
Также ракушка является знаком самоанализа, поисков самого себя и ухода от действительности. Выражение «закрыться / замкнуться в своей раковине» означает уйти от активной жизни, отстраниться от социума, пребывать в одиночестве. Также ракушка может выступать как символ защиты. Собственно, эту функцию она выполняет в природе – защищает мягкое тело моллюска от хищников, заключая его в панцирь.
Источник
Раковина — символ в искусстве: благословенный дар морей.
Ракушки , меланхолично собираемые на берегу под нежный плеск волны — главный сувенир , который обычно привозят с моря. Став взрослее , мы ценим не только красивые творения матушки — природы , но и их воплощения в быту и искусстве. Ах , как хорош изящный фарфор , даже если он уже не мейсенский , и что за дивные сюжеты на картинах! И раковины там — не простая деталь.
«Венерин» гребешок
Раковины полюбились творцам и публике еще во времена античности: их изображения были достаточно популярным элементом в мозаичных украшениях. Причем возвышенным: аккуратная рифленая раковина , стала не только символом водной стихии , но и атрибутом женских божеств , в первую очередь — Афродиты. Перламутр же почитался как божественная оболочка Пеннорожденной. Античную традицию переняли художники Возрождения. На полотнах Пуссена , Тьеполо , Тициана и Боттичелли богиня любви , как правило , стоит посреди моря в большой раковине , но в некоторых случаях держит в руке морской гребешок — символ женского начала.
Неудивительно , что символика раковины , связанная с зарождением жизни , незаметно перешла в искусство христианства. В период раннего Возрождения можно встретить изображение Марии над головой которой архитектурная деталь повторяющая форму раковины ( Фра Филиппо Липпи. «Мадонна и дитя»). В дальнейшем эхо этого сюжета наполнило сакральным значением полукруглое перекрытие алтаря — конху ( греч. konche — «раковина»).
В иконографии XII века морской rребешок появился в качестве атрибута апостола Иакова старшеrо ( Св.Иаков. Руан. Нормандия.1270; Святой Иаков. Неизвестный мастер из Вюрцбурга. 1475. Дижон; Карло Кривелли. Святой Яков-старший. 1472. Бруклинский музей) и друrих христианских святых , coвершивших плавание с целью поклонения заморским святыням. Так изображение моллюска стало еще и эмблемой паломников.
Раковины , как и рыбы , традиционно символизировали крещение. Это объясняет то , что в сюжетах , повествующих о крещении Иисуса , Иоанн Креститель нередко изображался с раковиной ( Рафаэль , Эль Греко), знакомого моллюска можно увидеть также на церковных витражах.
Однако рождению предшествует вожделение , и в традиции Северного Возрождения двустворчатая раковина трансформировалась в символ супружеской неверности ( Иеронимус Босх. Сад земных наслаждений).
Все — суета сует
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta , что переводится как «мёртвая природа» . На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
, букв.— «суета , тщеславие»), внесло свои коррективы в символику. Подобные картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни , тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшую популярность Ванитас приобрели в XVI — XVII вв. во Фландрии и Нидерландах. Поскольку в традициях этого жанра у каждого предмета было свое место и роль в сюжете , то и раковины ( как останки когда-то живого существа) несли смысловую нагрузку в одном ряду с увесистыми фолиантами , человеческими черепами , перьями и чернильницами , часами и так далее… Все суета… напоминали изображенные объекты неживой природы. Для художников ( Питер Клаас, Ян Паувель Гилеманс) эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности. Ванитас , как правило , располагались в кабинете , дабы придать хозяину солидности.
Значение изображенного моллюска могло изменить в зависимости от стиля натюрморта. И если в картине были задействованы христианские символы ( хлеб , вино), то вскрытая раковина в этом случае означала душу , готовую покинуть земную оболочку.
Источник