Морские обитатели соленой воды

Конспект урока по предмету: «Окружающий мир» Тема: «Обитатели солёных водоёмов»

Цели: знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу солёных водоёмов; познакомить с обитателями соленых водоемов; воспитание экологической культуры младших школьников; воспитывать любовь к родной земле; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать; развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.

Предметные: учащиеся познакомятся с обитателями соленых водоемов.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, работа с географической картой.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; сотрудничество в поиске и обработке информации.

Регулятивные: умение действовать по плану, планировать свои действия; умение контролировать результаты своей деятельности и оценивать свою работу.

Личностные: формирование осознанного отношения к учению, развитие любознательности, памяти, мышления, формирование моральной самооценки, воспитывать любовь к родной земле

– Ребята мы с вами сегодня отправимся в путешествие.Предлагаю закрыть глаза. (Включается запись морского прибоя, на доске открываются иллюстрации с морскими пейзажами, появляются дары моря – ракушки, морские звезды, морская капуста, кальмары, кораллы).

– Как вы думаете, какое путешествие я вам предлагаю совершить?

– Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить, какую тему проходили на прошлом уроке.

– Какое домашнее задание вам было дано?

– Растения пресных водоёмов.

– Нарисовать растение пресных водоёмов.

Показывают растение и называют его.

День и ночь о берег бьётся.

– Кто-нибудь догадался, какая тема нашего урока?

– Обитатели морей (соленых водоёмов)

Изучение нового материала.

– Почему, согласно загадке, с питьём беда? Если бы всю воду в океанах и морях испарить, то осталось бы столько соли, что расстелив ее на суше, получили бы пласты высотой свыше 150 км.

Послушайте стихотворение ( М.Погарский ) и постарайтесь запомнить названия океанов

Стихотворение «Океаны Земли» (показать на географической карте)

– Названия каких океанов вы запомнили? Дети называют, учитель еще раз показывает на карте.

– Тихий океан – самый большой, самый глубокий.

Атлантический океан – занимает первое место по перевозкам.

Индийский океан получил своё название

Северный Ледовитый – самый маленький, самый холодный, самый мелкий, самый пресный.

– В стихотворении не говорится ещё об одном океане.

– Так сколько океанов на нашей планете?

Но так было не всегда. Когда ваши родители учились в школе, они говорили, что на Земле 4 океана. Где нам найти информацию, с какого времени считают, что океанов 5?

Читайте также:  Ахава соль мертвого моря

C 2000 года Международная гидрографическая организация решила разделять Мировой океан на пять океанов

– Как вы думаете каково значение океанов?

Океаны питают сушу влагой, а воздух – кислородом. Не дают океаны замёрзнуть Земле и излишне разогреться, потому что медленно остывают и нагреваются их воды. Многие учёные считают, что жизнь на нашей планете зародилась именно в океане. Богатейший растительный и животный мир океанов, имеющиеся на их дне полезные ископаемые смогут обеспечить человечество в будущем всем необходимым для жизни.

-Как вы думаете, при каких условиях это возможно?

– Море – это часть океана, вдающаяся в сушу. Океаны и моря – самые большие водоёмы.

Человечество издавна манила красота моря. Художники, поэты, писатели, композиторы посвящали этой теме свои произведения. Море бывает разным – тёплым и холодным, гневным и добрым, ласковым и хмурым, нежным и суровым. Сегодня оно лазурное, а завтра – свинцово-чёрное.

Работа с рубрикой « Картинная галерея».

– Рассмотрите картину Айвазовского на стр. 107 учебника. Какое море изображено?

– Подходят ил строки стихотворения А. С. Пушкина к картине?

– Какие моря вам известны? ( показывает на карте).

– Какие моря с цветными названиями вы знаете?

– Белое море – священное море Севера. Оно таит в себе много неразгаданных тайн. Своё название получило возможно от цвета белого снега и льда, покрывающих его в зимнее время.

Красное море имеет красный цвет за счёт бурых микроскопических водорослей, которые периодически в нём развиваются. Но это не единственная версия.

Жёлтое море названо так потому, что периодически приобретает желтоватый оттенок глины, которой много на побережье.

Чёрное море получило своё название потому, что в пасмурную погоду поверхность моря темнеет под тёмными тучами. На самом деле это любимое место отдыха. Оно самое ласковое и приветливое.

Конечно, если морскую воду набрать в ладони, то она окажется прозрачной, совсем не имеющей никакого цвета. Только в море или океане она приобретает свой неповторимый оттенок.

– Но есть ещё одна особенность морей – это их обитатели.Моря и океаны кишат жизнью. Морские глубины – это важная малоизученная природная среда планеты. В которой ещё предстоит множество открытий.

Каждый из многочисленных обитателей океана живёт как бы на своём этаже. От солнечного света зависит существование всего живого. В 5метрах от поверхности освещённость слабеет ровно наполовину, а на глубину 25метров проникает лишь 3% солнечного света.

И сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов).

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива.

2. Он плавает на дне глубоком,

4. По сути зверь – а с виду рыба,

А догадаться вы смогли бы,

5. Зубы в пасти: в три ряда.

Читайте также:  Тост на морскую свадьбу

Тем, что он — «морской бандит».

Вода в море , океане является горько-соленой.

Источник

Обитатели солёных водоёмов

Морские обитатели

Так называются водоёмы, в воде которых
растворены различные соли. Количество солей
измеряется в промилле (тысячная доля, то есть
сколько г соли содержится в 1 кг воды).
Солёная вода имеет резкий вкус и
непригодна для питья без специальной
обработки.
В солёных водоёмах живут растения и
животные, приспособленные к жизни в
солёной воде. В самых солёных водоёмах
обитают только бактерии и микроорганизмы.

4. Солёные водоёмы

Вода может быть солёной не только в
море или в океане. На Земле много
уникальных солёных озёр, содержание соли
в которых очень велико. Количество соли
может меняться из-за выпавших осадков,
температуры воздуха и других причин.

5. Солёные водоёмы

Озеро Баскунчак (Россия, Астрахань) содержит 300 г
соли на 1 кг воды. Это природное месторождение соли,
место отдыха и лечения. Каждый год здесь добывают 4
миллиона тонн соли. Любой предмет, попавший в
озеро, за год покрывается слоем соли толщиной 10 см.

6. Солёные водоёмы

Мёртвое море (Евразия, Израиль) – на самом
деле озеро. Оно почти на треть состоит из
солей (до 350 г соли на 1 кг воды). Это
уникальный лечебный курорт, также
известный своими лечебными грязями.

7. Солёные водоёмы

Озеро Ретба (Африка, Сенегал) почти такое
же солёное. В нём живут бактерии, питающиеся
солью и окрашивающие воду в розовый цвет.

8. Солёные водоёмы

9. Солёные водоёмы

10. Солёные водоёмы

11. Солёные водоёмы

12. Животные солёных водоёмов

13.

14. Животные солёных водоёмов

15. Животные солёных водоёмов

16. Животные солёных водоёмов

17. Животные солёных водоёмов

18. Животные солёных водоёмов

19. Животные солёных водоёмов

20. Животные солёных водоёмов

21. Животные солёных водоёмов

22. Животные солёных водоёмов

Известно 450 видов акул длиной от 17 см до
20 м (китовая). Большинство акул – хищники,
но некоторые акулы (в том числе и китовая)
питаются планктоном, кальмарами и мелкими
рыбами. Зубы акул могут быть плоскими,
длинными или широкими с зазубринами по
краям. Хищные акулы чувствуют жертву на
большом расстоянии.

23. Животные солёных водоёмов

Морской конёк
Это рыбка. Может
менять цвет тела,
маскируясь. Папа носит
в сумке на животе до
1000 икринок. Занесён
в Красную книгу.
Рыба – меч
Хищная рыба. Своей
челюстью – мечом
может поймать и даже
разрубить добычу. Одна
из самых быстрых рыб.

24. Животные солёных водоёмов

Скат – это рыба с плоским телом и большими
плавниками. Могут быть до 7 м в длину (скат
манта).
Электрические скаты могут ударять током.

25. Животные солёных водоёмов

Рыба – удильщик живет на глубине до 3 км. Там
царит полная темнота. Удильщик приманивает
добычу, помахивая в темноте светящейся удочкой.
Иногда проглатывает рыбу больше себя, отчего
погибает.

26. Животные солёных водоёмов

27. Животные солёных водоёмов

Кит – млекопитающее. Синий кит — самое
большое животное нашей планеты. Длина его тела
– до 30 м, масса – до 120 тонн.
Есть усатые киты (питаются планктоном) и
зубатые (питаются рыбой и кальмарами).
23 июля – день дельфинов и китов.

Читайте также:  Море где добывают янтарь

28. Животные солёных водоёмов

У усатых китов верхние зубы превратились в
длинные мягкие усы, которые помогают киту
удерживать пищу во рту, а лишнюю воду
процеживать обратно. Китовый ус использовали
при шитье одежды, набивали им матрасы,
изготавливали поделки.

29. Животные солёных водоёмов

Дельфины – млекопитающие, зубатые киты.
Хищники. Учёные нашли около 40 видов
дельфинов.
У дельфинов 2 полушария мозга спят по
очереди. Эти животные используют больше 10
тысяч разных сигналов для разговора друг с
другом.

30.

31.

32.

33.

34.

35. Правила поведения на воде.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Купаться и даже просто заходить в воду можно только в сопровождении и под присмотром взрослых. Плавать в незнакомом
водоеме, особенно в отсутствии знакомых взрослых людей, категорически запрещено!
Нельзя играть и баловаться, захватывать других детей и изображать утопленников, находясь на поверхности воды. Более
того, запрещается играть даже на берегу в том случае, если оттуда можно упасть в воду.
Детям, которые не умеют плавать или не слишком хорошо плавают самостоятельно, необходимо использовать плавательные
круги, нарукавники, матрасы или защитные жилеты.
Нельзя заходить слишком далеко от берега, даже в случае использования защитных приспособлений.
Нырять можно только в местах, которые специально для этого предназначены и оборудованы соответствующим образом.
Категорически запрещается прыгать в воду с обрывов, мостов и любых других возвышений. Кроме того, нырять в
незнакомом месте также может быть очень опасно, поскольку на глубине там могут оказаться коряги, крупные камни и так
далее.
Ни при каких обстоятельствах нельзя заплывать за буйки, установленные в любом оборудованном для купания месте. Это
правило распространяется даже на взрослых, поэтому именно на него следует обратить особенное внимание ребенка.
Нельзя приближаться к судну, находящемуся в движении, а также заплывать на судовой ход.
Если на пляже установлена специальная табличка «купаться запрещено», игнорировать ее категорически нельзя. В некоторых
случаях подобную табличку заменяет флаг определенного цвета, например, красного.
Находясь вблизи оврага или канала, следует соблюдать особую осторожность. Нельзя слишком близко подходить к такой
выемке, поскольку на ее берегу может быть очень скользко.
Если на воде неожиданно началось сильное течение, крайне не рекомендуется плыть против него. Необходимо объяснить
ребенку, что в подобной ситуации следует направляться по течению, стараясь максимально приблизиться к берегу. В
противном случае он быстро растратит свои силы и не сможет выбраться из воды.
Нельзя плавать, купаться и просто входить в воду при наличии любых признаков заболевания, например, повышенной
температуре тела, интенсивной боли или приступах тошноты.
Нельзя купаться в воде, температура которой составляет менее 18 градусов по шкале Цельсия.
Наконец, нельзя слишком громко кричать и привлекать внимание окружающих, подавая сигналы ложной тревоги. В
противном случае при возникновении реальной опасности другие люди не придадут должного значения крикам ребенка, а
это при неблагоприятном стечении обстоятельств может стоить ему жизни.

Источник

Оцените статью