Морские обитатели план конспект

НОД по ознакомлению с миром природы «Обитатели морей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: познакомить с многообразием морских обитателей.

1.Расширять и систематизировать знания о морских обитателях, их особенностях. Формировать представления детей о фильтрации воды. Активизировать словарь детей по теме «Морские животные».

2.Развивать познавательный интерес к природе, мышление, мелкую моторику рук. Развивать связную речь, грамматический строй речи,

3.Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, желание сохранить её красоту. Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям морей. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение сотрудничать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе « Обитатели морей »

Цель: познакомить с многообразием морских обитателей.

1.Расширять и систематизировать знания о морских обитателях, их особенностях. Формировать представления детей о фильтрации воды. Активизировать словарь детей по теме «Морские животные».

2.Развивать познавательный интерес к природе, мышление, мелкую моторику рук. Развивать связную речь, грамматический строй речи,

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, желание сохранить её красоту. Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям морей. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение сотрудничать.

– Практические : коллективная работа «подводный мир» , эксперимент «фильтрование воды»

– наглядные : просмотр презентации; разрезные картинки.

– словесные : Рассказ воспитателя об обитателей морей и океанов, вопросы, беседа.

Оборудование : Проектор, презентация о морских обитателях. Для коллективной аппликации : контуры морских обитателей, ватман, клей, кисти, салфетки; набор для экспериментирования на каждого ребенка.

Предварительная работа : знакомство с познавательной литературой об обитателях морей и океана, беседа о них, просмотр соответствующих мультфильмов, заучивание стихотворений о морях, слушание произведений о море.

Дети проходят в группу, воспитатель показывает им тубус с посланием.

Воспитатель : Сегодня к нам в сад пришла необычная посылка. Как вы думаете, от кого она? (ответы детей)

Воспитатель достает из тубуса лист ватмана с изображением загрязненной воды.

Воспитатель: Что изображено в послании? (ответы детей).

Теперь как вы думаете, от кого оно? (ответы детей)

Воспитатель : Ой, посмотрите, а в посылке есть ещё флешкарта, давайте посмотрим, что на ней и может быть тогда, узнаем от кого нам пришло послание? (ответы детей)

Педагог открывает презентацию с обитателями морей.

Воспитатель : Посмотрите, что вы видите? (море)

Педагог показывает детям на экране изображение моря (слайд 1), включает фонограмму с шумом моря.

Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно?

Дети : Оно красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное.

Воспитатель : _ А какая на вкус морская вода? Можно ли её пить? (ответы детей)

Воспитатель : А теперь, вы догадались, кто прислал нам письмо? (ответы детей)

— Сейчас мы узнаем, от каких именно обитателей моря пришло письмо, и наверно узнаем много нового и интересного о них.

Кит — самое большое животное, хоть и живет в воде. Кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. (Слайд 2)

Читайте также:  Мармарис когда теплее море

Дельфин — это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины — умные животные, они выступают в цирках, потому что легко поддаются дрессировке. (Слайд 3)

Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает. (Слайд 4)

Живет морской конек недалеко от берега, в морских зарослях. Очень хорошо прячется от врагов – зацепится хвостом за водоросли и меняет цвет. Хищники проплывают мимо. (Слайд 5)

Морская звезда похожа на цветок. Шевелит морская звезда своими лучами и медленно ползет по дну за добычей. У нее нет глаз, а рот – снизу. Найдет ракушку, обхватит лучами, прикроет створки – и съест все, что внутри. (Слайд 6)

Акула обитает во многих морях нашей планеты, но в отличии от океанских безопасны для человека. Акулы не могут спать, так как дышать жабрами они могут только при движении, иначе могут задохнуться. Зубы у акулы располагаются в 3-5 рядов их число может быть от 30 до 15 000. (Слайд 7)

Воспитатель : Так о чем, как вы думаете, нам сообщают морские обитатели в своём послании? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какое море? а что с ним случилось? (в воде плавает мусор и кусочки пенопласта) .

Дети : Море стало грязным, в нем плавает много мусора.

Воспитатель : К чему может привести загрязнение воды?

Воспитатель : Что нужно делать, чтобы вода в морях и океанах стала чище?

Дети : Надо убрать весь мусор.

Воспитатель : Правильно, молодцы. Давайте проведём эксперимент и попробуем очистить хотя бы небольшое количество воды.

Дети садятся за столы, перед каждым на подносе набор для экспериментирования.

Воспитатель : Здесь у меня стоит стакан с чистой водой. Рядом в крышке песок. У каждого на столах стоит стакан с чистой водой и крышки с песком. Мы сейчас с вами посмотрим, что произойдет с водой, если добавить в стакан с водой песок. Взяли крышечки с песком и добавили в чистую воду. Посмотрите, что произошло с нашей водой?

Дети : Вода стала грязной, серой.

Воспитатель : Правильно. Чтобы очистить воду мы должны взять ткань или фильтр из бумаги и положить его наверх стакана, придерживая рукой, наливаем грязную воду. А теперь сравним, чем лучше очистилась вода? (берет 2 стакана воды, очищенные разным способом) . Вода, которую очистили бумажным фильтром, какая?

Воспитатель : Вода, которую мы очистили тканью, стала чище, но не полностью. Ребята, что лучше очищает воду?

Воспитатель: Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Правильно, если посмотреть на свет, то у ткани волокна располагаются дальше, чем у бумаги.

Воспитатель : Молодцы, ребята. У вас хорошо получилось очистить воду в стакане

Воспитатель : А как нам очистить воду всего моря? (ответы детей)

Воспитатель : А как вы думаете, есть ли морские обитатели, которые могут очистить воду в море? (ответы детей)

Читайте также:  Фриске где то море

Воспитатель : А, чтобы узнать, кто из морских обитателей очищает воду, необходимо погрузиться в морские глубины. Дети, выполняют движения, имитирующие погружение на дно моря.

Воспитатель : На экране изображения, которые воспитатель комментирует.

Рыба-бабочка (слайд 8), рыба-ангел (слайд 9), чистит крупных морских обитателей, их рот, жабры, плавники, съедая паразитов живущих в незащищённых чешуёй щелях.

Морские губки (слайд 10) пропускают через себя морскую воду и удерживают находящиеся в ней частицы. Губки выделяют вещества, убивающие вредных микробов.

Морские ежи (слайд 11) способны очищать воду от радиоактивных веществ, которые могут вызвать у людей тяжёлые заболевания.

Крабы (слайд 12) очищают морское дно от больных и мёртвых животных и различных отбросов.

Воспитатель : Давайте поселим морских обитателей, которые помогут очистить воду в море.

Дети выбирают и приклеивают готовые контуры морских обитателей на ватман, на котором изображено загрязнённое море.

Воспитатель : выборочно спрашивает у детей кого из обитателей они выбрали и поселили в море.

Воспитатель: Что нового или интересного вы сегодня узнали?

Воспитатель : Какие обитатели моря очищают воду?

Дети : Рыба – ангел, краб, морской еж, рыба – бабочка.

Воспитатель : Что, вам больше всего понравилось, а что запомнилось? (ответы детей)

Воспитатель : Море надо беречь, не загрязнять и думать об обитателях, живущих в море.

Воспитатель : Спасибо, ребята, молодцы!

Источник

конспект познавательного занятия «Морские обитатели»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитывать интерес к занятиям.

Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминутки, технических средств обучения.

Оборудование: Коробка волшебная, глобус, ракушки в мешочке, набор предметных картинок «Морские обитатели», презентации: «Морское путешествие», «Морские загадки», игра «Что сначала, что потом», 2 сухих бассейна (с песком, морскими обитателями, ракушками, камушками), морская карта (для сюрприза).

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Для начала встанем в круг

Дружно за руки возьмитесь

Воспитатель: А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками.

Ребята, посмотрите, что у меня в коробке? (глобус и ракушки, разрезные картинки.)

Мозговой штурм (вопросы — ответы).

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети : Это наша планета только в уменьшенном виде.

Воспитатель: Скажите, какого цвета на глобусе больше?

Воспитатель: А что обозначает голубой цвет на глобусе?

Воспитатель: Так какой мы с вами сделаем вывод?

Дети: Воды на Земле больше чем суши. Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?

Дети: Воду мы пьем, купаемся, моемся, готовим пищу, в воде живут рыбы, животные, растения…

Воспитатель: Какие вы знаете водоемы?

Дети: море, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, лужи.

Воспитатели : какие из них самые большие?

Воспитатель: Чем отличаются и чем похожи моря и океаны?

Читайте также:  Море у подошвы италии

Дети: различаются размерами, а похожи тем, что они соленые.

Воспитатель: Посмотрите что еще в моей коробке лежит?

Воспитатель: Правильно! Возьмите по одной ракушке, и приложите ее к уху.

Воспитатель: Что вы слышите?

Воспитатель: А что такое море? А какое оно?

Дети: Море – это когда много воды. Оно соленое, глубокое и т. д.

Воспитатель: А кто из вас пил морскую воду? Какая она на вкус? (соленая)

— Но не смотря на это, морская вода очень полезная. В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать на море.

Воспитатель: А каких морских обитателей вы знаете?

Дети: Моллюски, водоросли, акулы, киты, дельфины, осьминоги и т. д.

Дети рассматривают ракушки. Затем воспитатель предлагает им положить их в мешочек и продолжить беседу.

Вы хотите узнать какие богатства есть на дне морском? А как мы сможем с вами узнать, увидеть, прочитать обо всем этом?

Дети: из книг, энциклопедий, телевизора, интернета и т.д.

Воспитатель: Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, сказать их нужно дружно. Как только их произнесем, мы тут же перенесемся в подводный мир.

Детский сад наш изменился

Дно морское изучать. Ну вот ребята мы перенеслись с вами в подводный мир и сейчас мы посмотрим как живут его обитатели.

Дети встают полукругом перед экраном.

Воспитатель : Ну что ж, мы узнали много интересного , про жизнь морских обитателей. А знаете ли вы, из чего появляются рыбы?

Воспитатель : Правильно. Жители подводного мира решили с вами поиграть, здесь на морском дне они спрятали свои икринки, и предлагают вам их найти. Икринки, которые вы найдете, нужно будет положить в контейнеры, рядом с сухими бассейнами.

Ребята, теперь разбейтесь на пары и приступайте к поиску икринок.

Дети ищут икринки (красные и черные бусинки) в сухих бассейнах – камушки, ракушки, песок желтый, цветные стекляшки и

Воспитатель: Молодцы, ребята! Икринки наши на редкость крупные, из них появятся замечательные рыбки! А они ребята не простые, а с заданиями.

1 задание : Ребята, скажите пожалуйста , а как называют человека, который ловит рыбу? Вы знаете, вот у меня в коробке есть улов. Но вот как – то все перемешалось и не понятно, что это за существа пойманы. Я предлагаю вам собрать картинки и посмотрим, кого поймали наши рыбаки.

(Дети называют, кто у них на картинках)

2 задание: игра «Что сначала , что потом» Перед вами картинки, вам надо внимательно рассмотреть и разложить в порядке роста.

3 задание : Презентация «Морские загадки»

4 задание : игра на внимание. Пять картинок с морскими обитателями. Дети должны запомнить под, каким номером, какой житель и назвать.

Воспитатель: Молодцы ребята со всеми заданиями справились и за это нам морские обитатели дарят морскую карту. Вот и закончилось наше с вами путешествие.

Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Скажем вместе волшебные слова. Вам понравилось наше морское путешествие? Что больше всего вам запомнилось?

Ребята я хочу предложить вашему вниманию выставку изделий из ракушек.

Источник

Оцените статью