Морские объекты нефтегазового комплекса

МОРСКАЯ ДОБЫЧА НЕФТИ

Разработка нефтяных месторождений под дном морей и океанов осуществляется при помощи не только выше рассмотренных ПБУ и МСП , а целого комплекса морских нефтегазовых сооружений (МНГС). Морскими называются нефтегазовые сооружения, которые осуществляют процессы, связанные с добычей, транспортировкой, хранением и обработкой нефти и газа с месторождений, расположенных на акваториях морей и связанных с ними водоемов. Кроме сооружений, расположенных непосредственно в морской акватории, к условно морским можно отнести нефтегазовые сооружения на прибрежных территориях, объединяемые технологическими процессами в общий морской нефтегазовый комплекс.

«Чисто» морскими или просто «морскими» называются сооружения, находящиеся постоянно или временно на морской акватории. К таким сооружениям относятся:

  1. Стационарные и плавучие сооружения, называемые «платформами и буровыми судами». Они предназначены для размещения на них комплекса оборудования, необходимого при бурении разведочных и эксплуатационных скважин, а также для первичной обработки добываемого продукта (нефть, газ, газовый конденсат). Под первичной обработкой понимается очистка добываемой нефти от механических примесей (например, песка) от воды, поступающей из скважин вместе с нефтью. На буровых судах и платформах размещается необходимое для выполнения технологических операций оборудование и материалы, а также помещения для размещения обслуживающего персонала.
  2. Подводные трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефти и газа от платформ к сооружениям, на которых осуществляется сбор и длительное хранение или накопление перекачиваемого продукта для загрузки его в танкеры.
  3. Хранилища (накопители) нефти и газа, располагаемые в акватории моря или на платформах, а также на прибрежной территории.
  4. Объекты, предназначенные для швартовки нефтеналивных судов или газоводов. Они могут размещаться как в морской акватории на значительном расстоянии от берега, так и вблизи берега.
  5. Причальные береговые стенки и выносные эстакады для причаливания танкеров и различных вспомогательных судов, а также ограждающие сооружения.
  6. Порты, предназначенные для строительства морских нефтегазовых сооружений (МНГС), выполнения необходимых погрузочно-разгрузочных работ, отстоя танкеров и вспомогательных судов при штормах.
  7. Подводные нефтегазовые сооружения, предназначенные для первичной обработки нефти и газа, а также сепарации, т.е, разделения составных частей добываемого продукта.

Условно морскими называются сооружения, располагаемые в непосредственной близости к урезу воды и предназначенные для выполнения различных технологических операций с нефтью или газом, поступающих с морских нефтегазовых месторождений. К ним относятся:

  • сооружения для приема и хранения нефти (резервуарные парки, насосные станции, подземные и наземные трубопроводы и др.);
  • сооружения для первичной обработки нефти (обезвоживание, очистка от механических примесей и т.д.);
  • терминалы для приема нефтеналивных танкеров и газоводов.

По виду рабочего положения МНГС классифицируются на:

  1. МНГС , опирающиеся на дно моря. Такие сооружения в своем конструктивном оформлении должны обязательно иметь опорные устройства. Они позволяют передать на грунтовое основание нагрузки от веса самого сооружения и размещенного на нем оборудования. Кроме того, опорные устройства передают па грунтовое основание усилия от воздействий окружающей среды; ветра, волн, течений, давления льда, возможного навала судна при причаливании и т.п. Как правило, верхняя часть МНГС находится выше поверхности моря настолько, чтобы волны, течения и лед не оказывали силового воздействия на верхние конструкции. Все нагрузки в период эксплуатации МНГС воспринимаются в основном опорными устройствами.
  2. МНГС , не опирающиеся на дно. Такие МНГС называют плавучими (плавающими). Эти сооружения обладают всеми свойствами морских судов, т.е. обладают необходимой грузоподъемностью, плавучестью, остойчивостью, управляемостью. Одной из важных особенностей плавучих МНГС является необходимость удержания их в расчетной точке.

В зависимости от конструктивных признаков МНГС классифицируются следующим образом:

  1. Сооружения линейные — конструкции, поперечные размеры которых в десятки, а то и в сотни раз меньше длины. К таким сооружениям можно отнести подводные трубопроводы, ограждающие сооружения (дамбы), линейно-протяженные причалы, подпорные стенки.
  2. Сооружения точечные или моноопорные — сооружения, опирающиеся на дно моря или удерживаемые на дне на одной условной точке. К таким конструкциям относятся буровые установки на моноопорном (иначе точечном) основании, точечные причальные устройства для налива нефти в танкеры большой грузоподъемности и для причаливания челночных (малой грузоподъемности) танкеров, доставляющих нефть от добывающих платформ к магистральным танкерам, способным перевозить сразу до 1 млн. т нефти. К точечным также можно отнести различного рода якорные устройства, предназначенные для удержания в необходимом месте различных плавсредств.
  3. Сооружения многоопорные — конструкции, в процессе работы по бурению или постоянно (от начала бурения и весь период эксплуатации) опирающиеся на дно с помощью нескольких опор. В практике известны платформы, опирающиеся на дно десятью и более опорами. Наиболее часто используются трех-четырехопорные конструкции.Многоопорные конструкции могут быть как стационарными, т.е. не изменяющие своего местоположения весь период эксплуатации, так и полустационарными. Последние могут перемещаться при подъеме опор по поверхности моря с помощью буксиров.
  4. Сооружения массивные — называют также гравитационными, объемными, массивными, К объемным относят сооружения в форме огромного массива из бетона, металла, камня, грзшта. Массив опирается на дно моря и удерживается от всплытия и горизонтальных подвижек за счет собственного веса. На большой по размерам площадке, поднятой над поверхностью моря на величину не достигаемой для волн при любых штормах, устанавливается необходимое технологическое оборудование и жилые помещения. В теле массива устанавливаются различного рода емкости и помещения, предназначенные для временного хранения добываемой нефти, а также размещения материалов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности самой платформы, технологического оборудования и обслуживающего персонала.
  5. Сооружения плавучие (плавучие объекты) — МНГС , позволяющие вести все работы на нефтегазовых месторождениях без опирания на дно. Эти сооружения(объекты) обладают способностью перемещаться без помощи буксиров на большие расстояния. К ним относятся специальные суда с установленными на них буровым оборудованием, оборудованием для отбора проб грунта со дна моря, проведения геофизических исследований. Таким образом обеспечивается практически полная автономность МНГС. К плавучим сооружениям можно отнести специальные трубоукладочные суда, предназначенные для укладки подводных трубопроводов как в пределах месторождений (внутрипромысловые), так и магистральных, соединяющих месторождение с береговыми сооружениями.
  6. Сооружения подводные — МНГС , устанавливаемые на дне моря и автономно осуществляющие операции, связанные с добычей и первичной обработкой добываемых продуктов.

Источник

Морские гиганты: 7 крупнейших нефтяных платформ в мире

Морские нефтяные платформы представляют собой выдающиеся инженерные решения. Ценой миллиардных инвестиций эти исполинские сооружения возводятся в течение нескольких лет, а по завершению строительства они позволяют добывать нефть и газ в наименее доступных местах на планете. Без морских платформ средние цены на нефть, вероятно, были бы существенно выше, ведь почти 30% мировой добычи приходится на месторождения, расположенные под морской водой. Вот 7 наиболее крупных нефтяных платформ в мире.

Draugen

Вес надводной части нефтяной платформы Draugen достигает 22 тыс. тонн. Название переводится с норвежского как «Дракон». Платформа расположена в 150 км от норвежского побережья, глубина в этом месте составляет 250 м.

Draugen возвели в 1993 году, размеры платформы составили 78 x 48 метров. Производственная мощность Draugen оценивается в ~ 140 000 баррелей в сутки.

Perdido

Название этой буровой платформы в переводе с испанского означает «Потерянный». Она расположена в Мексиканском заливе в месте, где глубина достигает 2450 метров — это рекордное значение среди всех сооружений этого типа.

Масса надводной части — 31.5 тыс. тонн. Добыча нефти на данной платформе началась в 2010 году, объемы оцениваются в 100 000 баррелей в сутки.

Mars B

Это ещё одна буровая платформа в Мексиканском заливе, но глубина здесь поменьше, «всего» 896 метров. Платформа также известна как Olympus. Вес надводной части оценивается в 36.5 тыс тонн, диаметр каждой из 4 колонн в основании — 20 метров.

Работы на Mars B начались в июле 1996 года, а суточный объем добычи составляет 220 000 баррелей нефти и 6.2 миллиона кубометров газа.

Hibernia

Следующая платформа располагается в 315 км к юго-востоку от канадского острова Ньюфаундленд. Высота платформы — 50 метров, а глубина воды под ней — 80 метров. Её строительство завершилось 17 ноября 1997 года, в процессе было занято 5800 рабочих.

Численность экипажа в данный момент — около 280 человек. Масса надводной части составляет 37 тыс. тонн. Средний объем добычи — 126 000 баррелей в сутки.

Troll A

Эта норвежская платформа 1995-го года постройки находится в Северном море в 80 км к северо-западу от Бергена, её опоры достигают морского дна на глубине 303 метра и уходят в грунт на 36 метров. Общая высота конструкции — 472 метра.

Troll A считается крупнейшим когда-либо транспортированным объектом и входит в число самых крупных и сложных инженерных проектов в истории. Масса надводной части — 39 тыс. тонн.

Petronius

Морскую платформу Petronius начали строить в 1997 году и закончили в 2000 году. Она располагается в Мексиканском заливе в 210 км к юго-востоку от Нового Орлеана. Высота надводной части — 75 метров, а её масса составляет 50.5 тыс. тонн.

Размеры верхней палубы — 64 x 43 метра. Ежедневно на Petronius’е добывают 60 тыс. баррелей нефти и 3 млн кубометров природного газа.

Беркут

Беркут принято считать крупнейшей в мире морской буровой установкой. Её можно найти на шельфе в Охотском море, в 25 км от побережья северной части острова Сахалин. Глубина воды в этом месте составляет 33.6 метра. Деятельность на Беркуте ведется с июня 2014 года.

Основанием для платформы служит железобетонная конструкция внушительных размеров: 134 х 101.4 метра, это почти как 2 футбольных поля. Вес основания — более 156 тыс. тонн, а масса верхнего строения ~ 42 тыс. тонн при высоте в 75 м. Объемы добычи оцениваются в 90 тыс. баррелей нефти ежедневно.

Надеюсь, вам было интересно узнать побольше об этих необычных сооружениях. Спасибо за внимание.

Об авторе

Пожаловаться на комментарий

3 комментария

Добавить комментарий

Рядом с Беркутом стоит Орлан, которая уникальна своими шарнирными ногами, так стоит в сейсмоопасной зоне.
И, я так понимаю, на 2км платформа не стационарная?

А чё не указали что Беркут спроектировала и построила американская, крупневшая в мире нефтегазовая компания Exxon, в рамках проекта Сахалин-1, и что после ухода данной компаний из России, платформой владеет РосНефть. И то что в рамках проекта Сахалин-1 америкосы построили ещё одну аналогичную платформу Кречет (названия у них придумывает какой-то орнитолог). Так же надо было указать что в Охотском море есть ещё больше морские нефтегазовые платформы построение компанией SEIC-SakhalinEnergy (компания SEIC принадлежала на момент строительства этих платформ буржуйской (сей час американской) Royal Dutch Shell) в рамках проекта Сахалин-2. Платформы называются LUN-A, и PA-B, и эти платформы больше всех упомянутых в статье). В настоящее время SEIC переименовали в ООО «Сахалинскую Энергию» и она принадлежит Газпрому.

Источник

Читайте также:  Проливы заливы азовского моря
Оцените статью