Статья 42. Рыболовство. Отношения в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих регулируются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 42
Животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Водные беспозвоночные, рыбы и морские млекопитающие являются объектами животного мира. Согласно ст. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к этой статье) отношения в области использования объектов животного мира регулируются данным Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Комментируемая статья является отсылочной к законодательству о рыболовстве и охране водных биологических ресурсов. Обратимся к этому законодательству и рассмотрим основные положения, регулирующие отношения по использованию водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих.
Основным методом использования данного объекта животного мира является рыбный промысел. Добычей, переработкой, воспроизводством и увеличением запасов рыбы и других водных организмов занимается рыбное хозяйство. Кроме морской и пресноводной рыбы, добываются морские млекопитающие, ракообразные, моллюски, водная растительность.
Рыбное хозяйство дает ценные пищевые, лекарственные, кормовые и технические продукты: рыбные пищевые продукты, рыбную муку, используемую в качестве корма для сельскохозяйственных животных, рыбий жир. Ценные осетровые рыбы и их икра являются важным предметом экспорта.
В связи с сооружением на реках России мощных гидроузлов изменяются естественные условия размножения наиболее ценных проходных и полупроходных рыб. Вследствие этого проводятся мероприятия по воспроизводству рыбных запасов и комплексному рыбохозяйственному устройству водоемов.
Статья 140 Водного кодекса РФ определяет, что водные объекты или их участки, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, предоставляются преимущественно для этих целей. В этих случаях использование водных объектов или их участков для иных целей, кроме питьевого и хозяйственно — бытового водоснабжения, может быть ограничено в соответствии с Кодексом.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471.
Кодекс обязывает граждан и юридических лиц, использующих водные объекты для рыбного хозяйства, содержать берега водных объектов в местах их использования в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических и других сооружений на водных объектах, используемых для рыбного хозяйства, предусмотрена обязанность своевременного осуществления мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов, рыбных ресурсов, водных и околоводных животных и растений.
Водные объекты могут использоваться для охотничьего хозяйства. Это объекты, являющиеся местами обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, и предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, имеющим лицензию на пользование объектами животного мира, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (ст. 141 Водного кодекса РФ).
Положения вышеназванной статьи Водного кодекса РФ соответствуют требованиям законодательства о животном мире в части лицензирования деятельности, связанной с использованием объектов животного мира. Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 967 (с последующими изменениями). Положение предусматривает, что промышленное рыболовство и рыбоводство (за исключением товарного рыборазведения) осуществляется юридическими лицами, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании лицензии. Лицензия выдается Государственным комитетом РФ по рыболовству и его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства. Госкомрыболовство вправе передавать полномочия по лицензированию промышленного рыболовства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень видов деятельности, относящихся к промышленному рыболовству и рыбоводству, подлежащих лицензированию, утвержден Приказом Минсельхозпрода России от 1 июля 1998 г. N 414.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 40. Ст. 131.
Рыбное хозяйство Российской Федерации играет значительную роль в развитии продовольственного комплекса страны. В ряде регионов страны (в первую очередь в прибрежных, окраинных районах Российской Федерации: Приморском крае, Камчатской, Сахалинской, Калининградской, Астраханской и Мурманской областях) рыбное хозяйство является градообразующей отраслью, основным источником занятости населения.
Специфика рыбной отрасли состоит в том, что около 94% сырья добывается в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в экономических зонах иностранных государств, открытых районах Мирового океана и только 6% рыбы изымается во внутренних водоемах России, включая ее товарное рыбоводство.
Несмотря на произошедшие в последние годы негативные изменения в рыбном хозяйстве, Российская Федерация продолжает оставаться одним из ведущих рыбопромышленных государств, определяющих стратегию развития мирового рыболовства. Неудовлетворительное положение сложилось во внутренних водоемах Российской Федерации. Из-за сложной экономической обстановки, нарушения хозяйственных связей, непрекращающегося ухудшения экологического состояния водоемов и недостаточного объема работ по воспроизводству рыбных запасов значительно снизилась добыча рыбы.
Для изменения сложившейся ситуации Правительство РФ разработало комплекс мер, направленных на улучшение состояния биоресурсов водных объектов. С целью успешной реализации этих мер принимались нормативные правовые акты, затрагивающие проблемы стабилизации и развития рыбного хозяйства (Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 5 июля 1995 г. N 520-1 СФ «О проблемах стабилизации и развития рыбного хозяйства Российской Федерации» ).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2631.
Одним из способов достижения благоприятной тенденции в развитии и существовании рыбной отрасли является формирование правового механизма охраны биологических ресурсов. Как уже было выше сказано, основная доля добычи рыбных ресурсов приходится на территорию континентального шельфа РФ, исключительной экономической зоны РФ, открытых районов Мирового океана. Поэтому Указ Президента РФ от 29 августа 1997 г. N 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» был направлен прежде всего на охрану морских биоресурсов. Кроме того, добыча биологических ресурсов не может быть нелимитирована. Существуют определенные квоты на добычу этих ресурсов, установленные в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1010 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 35. Ст. 4060.
СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 136.
Квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации по районам вылова (добычи) и видам этих ресурсов в пределах установленных общих допустимых уловов водных биологических ресурсов ежегодно утверждаются Правительством Российской Федерации и подразделяются на:
а) квоты на вылов для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в области рыболовства и решениями четырехсторонней Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспийского моря;
б) квоты на вылов для использования водных биологических ресурсов в научно — исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, определяемые на основании научных программ и планов ресурсных исследований;
в) промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной основе;
г) промышленные квоты на вылов, выделяемые субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции на территории Российской Федерации.
Для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, рационального использования, изучения запасов и сохранения водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации, Каспийского и Азовского морей, а также наблюдения за промысловой деятельностью российских судов на морских акваториях, находящихся за пределами юрисдикции Российской Федерации, создана отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 226) .
———————————
СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1243.
Сохранение и дальнейшее развитие производственного потенциала рыбной отрасли на основе реализации приоритетных направлений развития рыбного хозяйства, обеспечения стабилизации и в дальнейшем роста производства рыбной продукции возможно при выработке определенной программы действий соответствующих органов государственной власти и управления. В этих целях Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную программу развития рыбного хозяйства РФ «Рыба» (Постановление Правительства РФ от 18 сентября 1995 г. N 930).
Программа предусматривает сохранение и развитие производственного потенциала отрасли за счет реализации приоритетных направлений развития рыбного хозяйства при максимальном использовании собственных и заемных средств финансирования и частичной государственной поддержке и на этой основе преодоление падения производства в 1995 г., его стабилизацию в последующие годы на уровне 1993 г. с целью обеспечения потребности страны в рыбных товарах и технической продукции.
Региональная политика развития рыбного хозяйства отражена в Программе в качестве приоритетных направлений. Разработка региональных и других специальных программ развития рыбного хозяйства проводится на основе положений Программы с ориентацией преимущественно на возможности местных бюджетов, собственных средств предприятий, заемных источников финансирования и с учетом финансовых возможностей более длительного периода реализации. Отдельным региональным программам, имеющим особо важное народнохозяйственное значение, может придаваться статус федеральных программ регионального значения.
В настоящее время сложилась система управления рыбным хозяйством на основе бассейнового принципа. В целях осуществления бассейнового принципа управления биоресурсами, разработки и проведения единой бассейновой политики в области их сохранения, воспроизводства и рационального использования созданы региональные и бассейновые научно — промысловые советы, в состав которых в качестве постоянных членов входят представители соответствующих администраций, органов охраны окружающей среды, органов рыбоохраны, научно — исследовательских и рыбохозяйственных организаций.
В целях реализации принципа совместного управления водными биоресурсами (ст. 72 Конституции Российской Федерации) между Комитетом Российской Федерации по рыболовству и субъектами Российской Федерации заключаются договоры «О координации и совместной деятельности по вопросам государственного управления рыбным хозяйством», в которых четко определены права и обязанности каждой из договаривающихся сторон по вопросам управления водными биоресурсами и их использования. Такие договоры заключены Комитетом Российской Федерации по рыболовству с администрациями Мурманской, Астраханской, Калининградской, Сахалинской и Камчатской областей, Приморского края, Корякского автономного округа и Правительством Республики Карелия.
Источник