Морские команды парусного флота
Мы составили словарь «Команды на воде». В процессе узнали много интересных команд. Вы тоже можете узнать это, прочитав наши простые объяснения.
Используется на корабле и означает «а не много ли ты хочешь?». Пришло в речь моряков после того, как салаги всё время что-то хотели от капитанов, ходили за ними по пятам, доставая. Капитаны же слышали это как «Хо-хо, хо-хо», отчего капитаны начали говорить в ответ: «А хо-хо не хо-хо?»
Ничего хрупкого ввиду не имеется. Склянкой называют получасовой отрезок времени на корабле. Количество склянок показывало время, поэтому, к примеру, при счете с полудня восемь склянок означали четыре часа. Поскольку каждые четыре часа на корабле менялась вахта, отсчет начинался вновь. В старину так называли песочные часы с получасовым ходом. В жизни моряков склянки играли очень важную роль, фактически определяя и быт, и службу корабля.
Это действие на очистку предмета, выбранного место, то есть чистить, натирать до блеска. Так же это слово имеет другое значение, обозначающее ругать кого-то или туго натягивать какую-либо веревку на судне. Данное слово используется в большинстве на суднах, а точнее моряками.
Данное словосочетание срочно призывает уйти из опасного места, отойти от якорной цепи во избежание несчастного случая. Бухта в данном случае обозначает веревку, за конец которой цепляется якорь.
Двигаться на корабле против ветра, зигзагом. То есть управлять кораблем по ветру, а тем временем корабль идёт не ровно по воде, а из стороны в сторону виляет, вот и получается лавирование.
Такую команду дает капитан пиратского корабля, например, когда в море происходят какие-то сражения и судна подходят друг к другу очень близко. Пираты крюками притягивают корабль к кораблю для ближнего боя, из-за того, что вражеский корабль приблизился вплотную, чтобы начать рукопашную драку на палубе. Еще так называют сцепление кораблей для передачи или приёма груза на корабль
Эта команда произносится обычно ночью, после этой команды на корабле включаются фары как у машины, и тогда видно всё, что перед кораблём.
Не значит, что нужно снять и отдать те самые паруса, это значит расправить их так, чтобы они наполнились ветром и привели корабль в движение.
Это не команда, призывающая поделиться якорем. Это значит пристать к определённому месту, бросить якорь, чтобы он упал на дно и «держал» корабль, не дал ему уйти с этого места. Так же и в жизни — это значит, что человек долго путешествовал по жизни и искал себя в чём-то новом, а потом решил «отдать якорь» и остановиться на чём-то одном, например, стать семьянином.
Восклицание, которое кричали матросы, если видели угрозу падения предмета сверху. Обычно когда матросы занимались работами наверху, то есть на мачтах, и была угроза падения какого-либо предмета сверху на ничего не подозревающих матросов на палубе. И чтобы никого не прибило, кричали: «Полундра!». Со временем это понятие расширило смысл и стало общим предостерегающим сигналом: «внимание, поберегись, отойди».
Эта команда подаётся, чтобы быстро уйти от опасности. Например, если перед кораблём другой корабль, подаётся команда: «Право на борт!» И корабль резко поворачивает вправо, при этом руль поворачивается вправо до упора.
Тут всё просто, никаких скрытых смыслов. После подачи команды командиром корабля, человек, стоящий у руля, поворачивает его и корабль уходит направо.
Эта команда к оружию отношения не имеет. Это значит подготовить судно для ремонта или долгого хранения, то есть снять с него много деталей, осмотреть весь корабль и ещё раз убедиться, что он может простоять всю зиму без повреждений. А если ему требуется ремонт, то ничего не помешает его ремонтировать.
Морская команда, после которой экипажу надо не свистеть, а собраться на палубе для повседневных либо такелажных работ, либо же в старинные времена для подготовки к бою.
Команда заимствована из гребного спорта. Когда слышишь «Суши вёсла», надо сделать перерыв, отдохнуть. Гребцам эта команда подаётся, чтобы прекратить движение. Тогда они вынимают лопасти вёсел из воды и держат их в горизонтальном положении. В переносном смысле выражение используется и на суше, означая «перекур», «отдых».
Это грести веслами навстречу ветру, обычно с целью торможения. Табанить может любой участник сплава, например. Грести веслами против течения по команде начинают, чтобы затормозить, но это работает и на обычной лодке.
© 1-й курс ТТВТС, 2022–2023
Журнал создан с обучающей целью
учителем русского языка и литературы
Е.В. Киселевой, т. +7 953 922 1469
Источник
Команды подаваемые при постановке паруса.
Перед постановкой парусов старшина приводит шлюпку, идущую на веслах, носом против ветра. В таблице ниже приведены командные слова при постановке парусов и описаны соответствующие действия гребцов.
«Шабаш, рангоут ставить» | Гребцы шабашат и прихватывают весла к бортам штертами уключин, чтобы они не скатывались при крене шлюпки. Крюки укладывают на весла, но штертами не прихватывают. Старшина переходит на кормовое сиденье. Гребец № 5 убирает гоночный номер. При стоянке у борта корабля или у пирса вместо этой команды подается команда «Рангоут ставить». |
«Ворочай» | Гребцы, положив одну руку на парус, а другую под него, переворачивают парус вместе с чехлом по часовой стрелке (глядя с кормы) шнуровкой вверх и быстро расшнуровывают чехол. |
«Чехол снять» | Парус снова переворачивают, но против часовой стрелки (в обратную сторону) и снимают чехол. Чтобы снять чехол, баковые гребцы берут край чехла, заворачивают его на длину вытянутых рук и передают средним гребцам. Средние гребцы заворачивают чехол дальше и передают его загребным, которые кладут свернутую часть чехла на неразрезную часть. Затем средние гребцы приподнимают кормовую часть паруса, а загребные сдергивают чехол и кладут его в свернутом виде на кормовой решетчатый люк. |
«Рангоут разобрать» | Гребцы правого борта переносят парус через голову и кладут на весла правого борта. |
«Приготовиться рангоут ставить» | Гребец № 5 откидывает наметку, а остальные приподнимают топ мачты и продвигают мачту в корму так, чтобы шпор оказался над степсом. |
«Рангоут ставить» | Гребцы № 1, 2, 3 и 4, не вставая, поднимают мачту в вертикальное положение. Гребцы № 5 и 6 направляют шпор мачты в степс. Гребец № 5 накидывает наметку и вставляет нагель. Старшина шлюпки убирает флаг, меняет румпель и переходит на кормовое сиденье. |
После постановки мачты гребцы правого борта переносят парус на середину, отдают штерты, которыми парус прихвачен к рейку, и передают их старшине шлюпки. Гребец № 6 очищает ванты, передает гребцу № 5 правую вантину, вместе с гребцом № 4 основывает, осаживает и крепит талрепным узлом левую вантину (штерт-ванты пропускают три раза через вант-путенс снаружи внутрь и два раза — через коуш в огоне ванты изнутри наружу и обтягивают вантину снизу вверх). Гребец № 5 принимает от гребца № 6 правую вантину, вместе с гребцом № 3 основывает, осаживает и крепит ее талрепным узлом. Гребцы № 1 и 2 разбирают фок, очищая заднюю шкаторину, передают гребцу № 3 кливер, очищают и заводят фока-шкоты в фасонные обушки; гребец № 1 принимает от гребца № 2 левый фока-шкот и держит в руках оба фока-шкота. Гребец № 3 передает кливер гребцу № 5, очищает переднюю шкаторину фока, основывает и держит в руках фока-галс. Гребец № 5 принимает от гребца № 3 кливер, переходит с ним на носовой решетчатый люк и садится на него с левого борта, очищает переднюю шкаторину кливера, основывает и держит в руках кливер-галс. Гребец № 6 очищает заднюю шкаторину кливера и кливер-шкоты, пропускает правый кливер-шкот под реек и передает его гребцу № 3, а левый кливер-шкот обносит вокруг вантины и передает гребцу № 4, берет и держит в руках фал. Гребцы № 3 и 4 принимают от гребца № 6 кливер-шкоты, пропускают их через обушки на средней банке и передают гребцу № 2, следя за тем, чтобы правый кливер-шкот был также обнесен вокруг ванты и пропущен под реек. Гребец № 4 очищает фал, надевает третную стропку на гак ракс-бугеля и берет в руки фал. Старшина шлюпки руководит действиями гребцов, при осаживании вант следит за тем, чтобы мачта находилась точно в вертикальном положении. | |
«На фале» | Гребец № 6 отвечает «Есть на фале» и держит фал в руках. Гребец № 5 держит кливер-галс. Гребец № 4 держит фал несколько выше гребца № 6. Гребец № 3 держит фока-галс. Гребец № 2 держит оба кливер-шкота. Гребец № 1 держит оба фока-шкота. Старшина шлюпки управляет рулем, находясь на кормовом сиденье с наветренного борта. |
«Паруса поднять» | Гребцы № 4 и 6 поднимают паруса до места и крепят фал за нагель, находящийся слева от мачты. Крепление производится восьмеркой снизу вверх четырьмя шлагами. Последний шлаг кладется сверху банки ходовым концом под себя и обтягивается. Гребцы № 3 и 5 следят за тем, чтобы при подъеме парусов галсы имели слабину, иначе ракс-бугель до места не дойдет, паруса будут стоять плохо и шлюпка круто не пойдет. Чтобы паруса не наполнялись ветром и не затрудняли выборку фала и осаживание галсов, старшина при подъеме парусов приводит шлюпку против ветра. В свежую погоду это избавляет шлюпку от опасных кренов в то время, когда гребцы заняты подъемом парусов. |
«Осадить кливер-галс» | Гребец № 5 осаживает и крепит кливер-галс талрепным узлом. Осаживать галс гребцу № 5 помогает гребец № 6. |
«Осадить фока-галс» | Гребец № 3 осаживает и крепит фока-галс талрепным узлом, ему помогает гребец № 4. |
«По местам» | Гребец № 2 передает кливер-шкоты гребцам № 3 и 4 и принимает от гребца № 1 левый фока-шкот. Гребцы № 1 и 2 садятся на кормовой решетчатый люк, гребцы № 3 и 4 — на рыбины между загребной и средней банками, гребец № 6 — на рыбины между средней и мачтовой банками, гребец № 5—на носовой решетчатый люк; все — лицом к парусу и ближе к наветренному борту. При таком положении гребцов обеспечивается остойчивость шлюпки и, кроме того, уменьшается опасность накрытия гребцов парусами при опрокидывании. |