Морские и речные транспортные средства

25.Подвижной состав, морского, речного, воздушного

Подвижной состав морского транспорта является основой того, что принято называть морским флотом.

В более конкретном представлении под морским флотом подразумевается совокупность судов, предназначенных для перевозки грузов (и/или пассажиров) по морским путям сообщения.

Морские суда — это дорогостоящие транспортные средства менее стандартизированные, чем железнодорожные или автомобильные. Обычно их строят по индивидуальным проектам. При анализе и учете суда группируются по назначению, характеру перевозок, способу передвижения, материалу корпуса, виду двигателя и некоторым другим признакам.

По назначению суда делятся подразделяются на:

К транспортным относятся суда, предназначенные для перевозки грузов (и/или пассажиров), и буксиры для буксировки транспортных судов.

К специализированным — контейнеровозы, лихтеровозы, паромы, ледоколы и т. д.

К техническим — дноуглубительные и дноочистительные суда.

К служебно-вспомогательным — суда, предназначенные для обслуживания транспортного и технического флота.

По характеру перевозок суда подразделяются на:

грузовые (сухогрузные и наливные).

По материалу корпуса суда подразделяются на:

По видам двигателя суда подразделяются на:

суда с турбинными двигателями;

суда на воздушной подушке и др.

Подвижной состав речного транспорта образует речной флот, который предназначен для перевозок по внутренним водным путям или для выполнения путевых и подсобных работ, связанных с продвижением материальных (пассажирских) потоков.

Структуризация видов судов данной категории осуществляется:

По назначению: транспортные, технические, вспомогательные.

По составу перевозок: грузовые (сухогрузные, наливные), грузопассажирские и пассажирские.

По способу движения: самоходные и несамоходные (передвигающиеся при помощи других судов или береговых тяговых средств).

По гидрометеорологическим районам плавания: суда плавания «река-море», суда озерного плавания с ограниченным выходом в море, суда рейдового плавания, суда для плавания на магистральных реках и больших протоках, суда облегченного типа для плавания по малым рекам и по верховьям крупных рек.

Читайте также:  Балтийское море купаться летом можно ли

По дальности перевозок и приписке: местные (пригородные и внутригородские) и транзитные.

По материалу корпуса: металлические (сварные и клепанные), деревянные, композитные и железобетонные. Речной флот является важнейшим элементом активной части основных фондов водного транспорта. В некоторых странах его доля превышает 75% их стоимости.

Подвижным составом воздушного транспорта являются самолеты, вертолеты, планеры.

Резюмируя, следует отметить, что, как и в автомобильном транспорте, подвижной состав и транспортное средство на морском, речном, воздушном и трубопроводном транспорте также совмещены.

26. Тяговые средства

Тяговые средства приводят в движение используемый подвижной состав железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта. Фактически каждая транспортная единица нуждается в тяговом средстве, выбор которого зависит от: прочности транспортного средства, требуемой скорости, наличия топлива и других факторов.

Основные типы тяговых средств:

Электрогенератор (с параллельной и последовательной обмоткой).

Двигатель внутреннего сгорания, использующий бензин, дизельное топливо или сжиженный газ (пропан, бутан. ).

Перекачивание продуктов по трубопроводу осуществляется с помощью насосов, которые также относятся к тяговым средствам. Основными типами являются насосы с возвратно-поступательным ходом поршня, а также одно- или многоступенчатые центробежные насосы, приводимые в действие различными двигателями и турбинами.

Источник

Транспортные средства. Морской и речной транспорт

Морской транспорт, общие сведения. Мировой тоннаж морских судов. Лидеры мирового грузооборота морского транспорта. Речной транспорт как один из старейших видов транспорта. Факторы, влияющие на его развитие. Транспортные и пассажирские суда, их виды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Транспортные средства. Морской и речной транспорт

1. Морской транспорт, общие сведения

2. Речной транспорт, общая характеристика

1. Морской транспорт, общие сведения

Читайте также:  Салат морской белокочанной капусты

транспортный морской речной судно

Морской транспорт имеет первостепенное значение для внешних экономических связей государств. Доля морского транспорта в грузообороте мира — более 70%, в перевозках грузов — около 5%. В общем объеме перевозок грузов морским транспортом 56% приходится на сухогрузы, 44% — на наливные грузы. Географию морских перевозок определяет не столько сеть океанских и морских путей, сколько сеть портов, морских каналов, а также доступных для морских судов внутренних водных путей.

Мировой тоннаж морских судов ориентировочно составляет 430 млн. брутто-регистровых тонн (одна брутто-регистровая тонна равна 2,83 куб. м водоизмещения судна). Лидерами по морскому тоннажу являются Панама (72 млн. тонн), Либерия (65), Кипр (25), Япония (19). Значительным флотом располагают также Норвегия, США, Багамские острова, Великобритания, Италия и Франция- Тоннаж морского флота России — 15 млн бр. peг. тонн.

Такие страны, как Либерия, Панама, Кипр, Багамские острова, предоставляют свои флаги другим государствам, что позволяет владельцам этих судов платить меньшие налоги, более низкую заработную плату членам команды и иметь другие выгоды. Под такими «дешевыми» флагами ходит около трети судов мира.

В мировом грузообороте морского транспорта лидируют Япония, Китай, Великобритания, Италия, Франция.

Важной структурой морского транспорта являются порты, которые по своему назначению подразделяются на универсальные и специализированные. Крупнейшим универсальным портом мира является Роттердам (Нидерланды). Ежегодно этот порт принимает и отправляет около 280 млн. тонн грузов. Другими крупнейшими универсальными портами мира являются Тиба, Коббе, Нагоя, Токио (Япония), Нью-Йорк, Лонг-Бич, Филадельфия (США), Шанхай (Китай). Среди специализированных портов мира крупнейшими являются: наливные — Минаэль-Лхмади, Рас-Танура (Кувейт), Харк (Иран); угольные — Хэмптон-Роудз (США), Ньюкасл (Австралия), Дуоан (ЮАР); железнорудные — Тубаран (Бразилия), Торх-Хедланд (Австралия); фосфоритовые — Тампа (США), Касабланка (Марокко).

В целом 8 мире насчитывается более 2000 морских портов, большая их часть (70%) приходится на бассейн Атлантического океана. Однако по количеству перевозимых грузов с гонца 80-х годов XX столетия лидирует Тихий океан. Из 15 крупнейших портов мира 12 расположены на побережье Тихого океана. Меньшую роль в перевозках играет Индийский океан.

Читайте также:  Джинал высота над уровнем моря

Особую роль в морском судоходстве играют каналы. Наиболее важные морские каналы: Суэцкий, Панамский и Кильский.

В развитии морского транспорта наметились следующие тенденции:

— интенсивно стареет мировой морской флот;

— прекратилось строительство супертанкеров из-за их высокой экологической опасности;

— в составе морского торгового флота увеличивается доля специализированных судов;

— транспортный процесс концентрируется на меньшем числе морских и океанских трасс, портов;

— крупнейшие порты вес чаще становятся международными распределительными центрами;

— обеспечивается более эффективное взаимодействие с другими видами транспорта

2. Речной транспорт, общая характеристика

Речной транспорт является одним из старейших видов транспорта. На его развитие оказывают влияние физико — географические и климатические условия, наличие естественных и искусственных водных путей (рек, озер, каналов, водохранилищ). В северных широтах работа этого вида транспорта подвержена сильному влиянию сезонности.

Мировой тоннаж судов речного транспорта составляет около 10% от морского. Протяженность внутренних водных путей более 550 тыс. км. Обширной системой внутренних водных путей располагает Западная Европа, главными речными магистралями которой являются системы рек Рейна и Сены. В Северной Америке главной речной системой являются Миссисипи — Огайо, здесь же существует уникальная система Великих озер. В Азиатских странах наибольшее значение принадлежит речным системам Китая (Хуанхэ и Янцзы), Индии (Инд и Ганг), стран Индокитайского полуострова (Меконг). В Африке важнейшими являются речные системы Конго, Нигера, Нила, Замбези.

Важнейшей составляющей внутренних водных путей являются искусственные водные пути, протяженность которых около 30 тыс. км. Среди важнейших можно упомянуть Береговой канал (США), Средне -германский канал, Беломоро -Балтийский, Волго-Донской и др.

Доля речного транспорта во внутренних грузовых перевозках стран представлена в табл. 1.

Таблица 1. — Доля речного транспорта во внутренних грузовых перевозках

Доля речного транспорта в объеме перевозок, %

Доля речного транспорта в грузообороте, %

Источник

Оцените статью