Как устроен современный буксир-спасатель Морспасслужбы
Уже более трех месяцев Морспасслужба эксплуатирует современный многофункциональный буксир-спасатель «Бахтемир» проекта MPSV12. Нам довелось не раз встречаться с судном еще до передачи его заказчику — то во время строительства на Невском ССЗ, то буквально перед принятием в состав флота Морспасслужбы. Пришло время поговорить о «Бахтемире» и рассказать, чем он оснащен.
О проекте спасателей
Буксир проекта MPSV12 имеет длину 79,85 м, ширину — 16,80 м, высоту борта — 6,70 м, максимальную осадку — 4,50 м. Дедвейт судна этой осадке составляет 1820 т.
«Бахтемировский» мостик
Предполагаем, что стоит объяснить почему «Бахтемир» на фотографиях запечатлен в снегу. Дело в том, что передача судна заказчику протекала не совсем просто, поэтому сроки подготовки материала сдвигались. Ничего необычного, и в этом нет никакой катастрофы. Поэтому предлагаем полюбоваться фотографиями судна, датируемые концом марта, когда наш корреспондент Кирилл Воловик впервые увидел спасателя проекта MPSV12. Тем более, что с таким «жарким» летом, как в Петербурге, только снега и не хватает.
DP система и подруливающее устройство
Сергей Глибин, капитан «Бахтемира», сказал, что судно оснащено системой динамического позиционирования MEGA-GUARD DP2 от компании Praxis. Система управляет ГД, ВРШ, РМ и ПУ самым оптимальным способом, используя математическое моделирование маневрирования судна, чтобы обеспечить требуемую точность позиционирования для различных режимов работы. Согласно классу спасателя KM Arc5 1 AUT1 FF2WS DYNPOS-2 Salvage Ship, на нем предусматривается два носовых ПУ и одно кормовое, типа «винт в трубе» с винтом регулируемого шага (ВРШ) мощностью 790 кВт каждое.
В кормовой части «Бахтемира» установлены два обтекаемых полуподвесных полубалансирных руля с закрылками на двух штырях, обеспечивающие судну необходимую управляемость.
Следуем в машинное отделение
На многофункциональном спасателе проекта MPSV12 стоят два вспомогательных паровых котла фирмы Aalborg модели СНВ-1000 паропроизводительностью 1 т/ч каждый. Котлоагрегаты автоматизированы и удовлетворяют требованиям к оборудованию судов, имеющих в символе класса РС знак AUT1. В комплекте с котлами поставлялись два питательных насоса CR 3-19 AFGJ-A-EHQQE и насос подпитки теплого ящика CR 3-8 AFGJ-A-EHQQE.
Вернемся к насосам на судне. Фирма Prinz-Pumpen поставила два резервных масляных насоса ГД модели SCR-K-V 1500 DDLG-30,0/4 производительностью 75 м3/ч, маслоперекачивающий насос ZAK 40 RD-1,1/4, два грузовых маслоперекачивающих насоса ZAK 4125 RD-5,5/4, а также ручной маслоперекачивающий насос К1.
Для системы подогрева балластных цистерн на судно поставлены два немецких циркуляционных насоса подогрева цистерн модели PPI 5016 DBLG-5,5/2 производительностью 35 м3/ч, а также два подогревателя цистерн фирмы ALFA LAVAL марки TS6-MFG. Вместе с этим ALFA LAVAL поставила испарительный опреснитель AQUA blue-C80-HW-FS производительностью 25 м3/24ч и насос забортной воды опреснителя CNL 65-65/160.
Электрооборудование спасателя
Согласно проекту, на судне предусмотрена электроэнергетическая система 400/230В 50 Гц. На «Бахтемире» установлено два основных генератора (в составе основного ДГ) Stamford PM734 с характеристиками 400 В, 50 Гц, 800 кВт, 1500 об/мин каждый. А в составе АДГ шел еще и аварийный генератор Stamford Newage UCM274 с параметрами 400 В, 50 Гц, 125 кВт, 1500 об/мин.
На спасателе установлен два валогенератора компании Wartsila модели Marelli MJBM500 LA4 с характеристиками 400 В, 50 Гц, 1600 кВт, 1500 об/мин.
Кабели и свет
За всю кабельную продукцию на многофункциональном судне «Бахтемир» отвечала компания «Севкабель», поставив пожаростойские, коаксиловые и силовые кабели.
Что касается светильников и прожекторов, то в качестве поставщика для «Бахтемира» выступила компания «Судовой свет».
На палубе «Бахтемира»
По правому борту судна на палубе бака располагается дежурная шлюпка вместимостью шести человек со стационарным дизельным двигателем. Подъем и спуск шлюпки осуществляется СПУ дежурной шлюпки c быстроотдающимся гаком.
На «Бахтемире» есть четыре спасательных плота (по 2 с каждого борта) вместимостью по 51 человек каждый, два спасательных плота (по 1 с каждого борта) вместимостью по 101 человек каждый и два плота (по 1 с каждо-
го борта) в составе МЭС вместимостью 101 человек каждый. За поставку отвечала фирма Viking. Помимо этого, на судне размещен скоростной рабочий катер.
Буксир-спасатель проекта MPSV12 способен тушить горящее на воде топливо и ликвидировать аварийные разливы нефти и нефтепродуктов. Для этого на судне предусмотрены два комплекта бортовой нефтесборной навесной системы LAMOR Side Collector. В состав системы входят: бортовой нефтесборщик LSC-5/2800 (2 комплекта), модуль с щеточно-цепными конвейерами, нефтеперекачивающий насос GTA115, катушки, комплект гидравлических шлангов, панель управления и телескопическая стрела типа TJA 12 с вылетом 12 м.
Строился для Астрахани, остался в Петербурге
[Больше фотографий в галерее снизу]
Источник