Проект по географии » Морской транспорт России»
Материал данного проекта можно использовать на уроках географии, на тему транспорт России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_na_temu_morskoy_transport_-_kopiya.docx | 159.17 КБ |
proekt_morskoy_transport_2_-_kopiya.pdf | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа поселка городского типа Ерофей Павлович
на тему «Морской транспорт РФ»
Выполнила: ученица 9 класса
Руководитель: учитель географии
Цель: изучить особенности и перспективы морского вида транспорта РФ.
1. Выяснить какова роль разных морских бассейнов в морском транспорте России.
2. Выявить проблемы и перспективы развития транспорта в России.
Актуальность: Актуальность темы определяется, тем, что транспорт оказывает существенное влияние на развитие экономики и внешней торговли. Учитывая, что Российская Федерация обладает самой большой территорией и самой длинной границей в мире , протяженность границы РФ — около 61000 км2, и около двух третей — морская .
Морской транспорт может доставить огромный груз на большое расстояние. Это довольно древний способ перевозки, но до сих пор не потерял своей актуальности в силу своего удобства.
Гипотеза: Морской вид транспорта является основным, как в мировой экономике, так и в экономической системе любого государства. Большинство грузоперевозок РФ осуществляется с помощью морского транспорта. Очень большую роль играет стоимость перевозок. Как известно, морской вид транспорта, являясь самым дешевым, может доставить с одного континента на другой, также может перевезти объемные грузы за одну поездку.
Предмет исследования: Морской транспорт, который занимается перевозкой всех видов груза по разным бассейнам страны
Объект исследования: Транспортировка пассажиров и грузов на морском транспорте
Изучение литературы и других источников информации.
Анализ и интерпретация данных.
Морской транспорт — вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям, морским каналам (морское судоходство). От развитой сети морских портов и четкой грамотной их деятельности зависит, в решающей мере, здоровье всей российской экономики, так как морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса. Отечественные морские порты обеспечивают связь различных видов транспорта, поскольку на долю морских портов приходиться две третьих внешнеторгового грузооборота России. Очевидно, что деятельность морских портовых хозяйств выступает важным условием обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики на внешнем рынке.
Показатели развития морского флота
Морской транспорт для России имеет огромное значение, поскольку около 2/3 её границ морские. Он обеспечивает как внешнеторговые связи страны, так и снабжение её северных и восточных побережий. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8%, хотя масса перевозимых грузов — менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счет самого большого среднего расстояния перевозок — около 4,5 тыс.км. Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны. В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов. В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. К тому же большая часть морей, окружающих территорию страны, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта. Также серьезной проблемой является устаревший флот страны. Большинство кораблей построены более 20 лет назад и по мировым стандартам должны быть списаны. Практически отсутствуют корабли современных типов: газовозы, лихтеровозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой и др. Использование морских портов других государств приводит к финансовым потерям. Для решения этой проблемы ведется строительство новых портов на побережьях Балтийского и Черного морей .
Сструктура грузооборота и пассажирооборота разных видов транспорта
Особенности морского транспорта
Низкая себестоимость перевозок
Зависимость от природных условий
( волнение, ледовой режим и др.)
Большая грузоподъёмность судов
Высокая стоимость строительства
Относительная прямолинейность маршрутов перевозок
География морского транспорта РФ.
Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.
1. Лидер – Северо- Западный (Балтийский бассейн). Балтийский бассейн — к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.
Состав Российского экспорта и импорта через порты Северо-Западного бассейна
Экспорт: нефть,лес,металлы,химическая продукция.
2.Второе место принадлежит портам Южного (Черноморо-Азовского) бассейна. Он занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов. Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.
Состав российского экспорта и импорта товаров через порты Южного бассейна
Экспорт: нефть, лес, уголь, руды металлов, цемент.
Импорт: машины, руды цветных металлов, продовольствие.
3.Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.
Состав российского экспорта и импорта товаров через порты Дальневосточного бассейна.
Экспорт: нефть, лес, уголь, руды металлов.
Импорт: машины, руды металлов, продовольствие.
4.Северный бассейн перевозит грузы четырёх прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тикси, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певск. Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Певск.
Состав российского экспорта и импорта товаров через порты Северного бассейна
Экспорт: нефть, лес, уголь, металл.
Импорт: оборудование, продовольствие.
5.Каспийский бассейн в основном осуществляется перевозки между прибрежными государствами. Основная часть перевозимых грузов – нефть и нефтепродукты. Кроме них, транспортируют химические продукты, соль, зерно, рыбу, хлопок, шерсть, строительные материалы. Здесь, помимо морских судов, широко используют суда типа река – море. Основные порты бассейна – Астрахань и Махачкала. Сравнительно недавно построенный порт преимущественно на международных перевозках.
Экспорт: нефть, нефтепродукты, строительные материалы,продовольствие.
Импорт: машины, руды металлов, продовольствие.
Перспективы развития морского транспорта РФ
Перспективы развития морского транспорта сформулированы в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г. В ней отмечается, что развитие флота и портов должно обеспечить национальную безопасность и экономическую независимость страны. В Стратегии сформулированы цели и задачи, охватывающие все виды морской деятельности страны: строительство новых судов и портов, охрана границ, развитие морских перевозок и т. д. В первую очередь будут развиваться порты, обеспечивающие выход России в мировую транспортную систему. В частности, в Северном бассейне будут модернизированы Мурманский, Астраханский морские порты. В Северо-Западном бассейне получат дальнейшее развитие порты Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Балтийск, в Черноморо — Азовском – морские порты Новороссийск, Туапсе, Тамань, Кавказ. В дальневосточном бассейне предстоит наращивать мощности портов Восточный и Ванино, в Каспийском – Оля и Махачкала.
Морской транспорт очень важная составная часть мировой транспортной системы. Он обслуживает 4/5 всей международной торговли. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов), а также просто находится на плаву и выполнять, при этом, определенные функции, связанные с перевозкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров. Для решения проблемы деятельности морских портов еще в 2012 году разработана «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» . Цель данной стратегии — удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию. К российским портам нельзя применить универсальную стратегию, единообразную для деятельности всех портов. Дело в том, что, как указывалось выше, порты России действуют в совершенно разных климатических условиях и переваливают различные группы товаров. Так, стратегия развития порта в Мурманске будет существенно различаться от стратегии развития порта в Ростове-на-Дону или Керчи. Поэтому разрабатывая стратегию развития российских портов, целесообразно применить к ним разделение на пять групп, схожих по назначению и климатическим условиям, то есть, по водным бассейнам, на которых они расположены: Азово-Черноморский, Арктический, Балтийский, Дальневосточный и Каспийский
Литература:
Кобзева Т. Я., Кочетов А. А., Гумерова Т. С. Современный взгляд на внешнеэкономическую деятельность российских морских портов [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 93-97. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8312/ (дата обращения: 17.03.2019).
Цель: изучить особенности и перспективы морского вида транспорта РФ.
1. Выяснить какова роль разных морских бассейнов в морском транспорте России.
2. Выявить проблемы и перспективы развития транспорта в России.
Актуальность: Актуальность темы определяется, тем, что транспорт оказывает существенное влияние на развитие экономики и внешней торговли. Учитывая, что Российская Федерация обладает самой большой территорией и самой длинной границей в мире , протяженность границы РФ — около 61000 км2, и около двух третей — морская .
Морской транспорт может доставить огромный груз на большое расстояние. Это довольно древний способ перевозки, но до сих пор не потерял своей актуальности в силу своего удобства.
Гипотеза: Морской вид транспорта является основным, как в мировой экономике, так и в экономической системе любого государства. Большинство грузоперевозок РФ осуществляется с помощью морского транспорта. Очень большую роль играет стоимость перевозок. Как известно, морской вид транспорта, являясь самым дешевым, может доставить с одного континента на другой, также может перевезти объемные грузы за одну поездку.
Предмет исследования: Морской транспорт, который занимается перевозкой всех видов груза по разным бассейнам страны
Объект исследования: Транспортировка пассажиров и грузов на морском транспорте
Изучение литературы и других источников информации.
Анализ и интерпретация данных.
Морской транспорт — вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям, морским каналам (морское судоходство). От развитой сети морских портов и четкой грамотной их деятельности зависит, в решающей мере, здоровье всей российской экономики, так как морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса. Отечественные морские порты обеспечивают связь различных видов транспорта, поскольку на долю морских портов приходиться две третьих внешнеторгового грузооборота России. Очевидно, что деятельность морских портовых хозяйств выступает важным условием обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики на внешнем рынке.
проанализировав различные источики информации я составила краткую характеристику морских бассейнов России, составила диаграммы экспорта и импорта для каждого бассейна.
Перспективы развития морского транспорта сформулированы в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г. В ней отмечается, что развитие флота и портов должно обеспечить национальную безопасность и экономическую независимость страны. В Стратегии сформулированы цели и задачи, охватывающие все виды морской деятельности страны: строительство новых судов и портов, охрана границ, развитие морских перевозок и т. д. . Цель данной стратегии — удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию. К российским портам нельзя применить универсальную стратегию, единообразную для деятельности всех портов. Дело в том, что, как указывалось выше, порты России действуют в совершенно разных климатических условиях и переваливают различные группы товаров. Так, стратегия развития порта в Мурманске будет существенно различаться от стратегии развития порта в Ростове-на-Дону или Керчи. Поэтому разрабатывая стратегию развития российских портов, целесообразно применить к ним разделение на пять групп, схожих по назначению и климатическим условиям, то есть, по водным бассейнам, на которых они расположены: Азово-Черноморский, Арктический, Балтийский, Дальневосточный и Каспийский
Источник
Морские бассейны и порты РФ
Российская Федерация является одной из ведущих транспортных держав мира. Ее берега омывают воды 14 морей, трех океанов. Водный транспорт выполняет внутренние и внешнеторговые перевозки. На морские перевозки приходится более половины объема внешнеторговых грузов России.
Моря, омывающие берега России географически входят в пять морских бассейнов:
— Северный (охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых);
— Балтийский (Балтийское море);
— Черноморско-Азовский (Черное и Азовское моря);
— Каспийский (Каспийское море);
— Дальневосточный (Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское).
К ним непосредственно примыкают крупные экономические районы страны. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.
Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.
Северный бассейн. К нему тяготеют 4 крупных экономических района: Северо-Западный, Уральский, Западно-Сибирский и частично Восточно-Сибирский, где преобладают каботажные перевозки. В перевозках преобладают лесные грузы, уголь, апатитовый и рудный концентраты, грузы промышленного и народного потребления.
Основные морские порты бассейна: Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Певек, Дудинка.
Балтийский бассейн. Включает в себя непосредственно выходящие к побережью Прибалтийский и Северо-Западный районы, а также Белорусский, области Центрального района, Уральский, Волго-Вятский экономические районы, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения. В морском грузообороте портов Балтийского бассейна доминируют внешнеторговые грузы.
Основные морские поры бассейна: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск.
Каспийский бассейн. Водными путями Каспийское море связано с Черноморско-Азовским и Балтийским бассейнами. Реками Каспийское море связано с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономическими районами. Перевозки осуществляются в основном в малом каботаже (в пределах бассейна). Основные морские порты бассейна: Баку, Красноводск, Махачкала, Астрахань.
К берегам Каспия выходят 5 крупных экономических районов СНГ: Северо-Кавказский; Поволжский; Закавказский; Казахстанский; Средне-Азиатский. Порт Астрахань имеет недостаток – замерзаемость, здесь осуществляется переработка различных грузов: зерно, соль, рыба.
Дальневосточный бассейн. Внутренний район его тяготения охватывает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую область с Чукоткой, Камчатскую и сахалинскую области (Дальне-Восточный экономический район) и прилегающие районы Восточной Сибири (Восточно-Сибирский экономический район). В малом каботаже осуществляются перевозки угля, леса, нефти, нефтепродуктов, товаров промышленного и народного потребления, продукция рыбной промышленности. В большом каботаже – концентраты цветных металлов. Основные морские порты бассейна: Нагаево (Магадан), Нахадка, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Владивосток.
Черноморско-Азовский бассейн. Это ведущий бассейн в системе морского транспорта, располагается в Юго-Западной части России. Занимает выгодное географическое положение. К бассейну примыкают Северо-Кавказский район, Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Турция. Побережье этого морского бассейна представляет собой зону, вдоль которой находятся многочисленные базы отдыха, что способствует большим перевозкам пассажиров. Имеет незамерзающие, оборудованные морские порты. Связан с Атлантическим и Индийским океанами проливами Босфор (глубина – 17 м.), Дарданеллы (глубины – 25.) (Мраморное море со Средиземным), а затем Гибралтарским проливом, Суэцким каналом (Красное море) с мировым океаном. На побережье бассейна находятся порты: Новороссийск – самый крупный на юге России; Туапсе; Сочи; Ейск; Темрюк; Приморско-Ахтарск; Ростов-на-Дону; Таганрог; Анапа; Геленджик.
Особое место в транспортной системе России занимают морские порты. В РФ действуют 44 морских порта, основными из которых являются: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.
В результате распада СССР и изменения характера внешней торговли сложилась диспропорция между российскими портовыми мощностями и структурой грузооборота. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. Значительная часть российских экспортных грузов вывозилась через порты Украины и стран Балтии.
За последнее 10-летие в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной производительностью более 27 млн. т. в год. Наиболее важным явилось введение в строй нефтеналивного порта Приморск, первой очереди порта Усть-Луга, контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, комплекса для переработки минеральных удобрений в порту Восточный, новых причалов в порту Новороссийск. Строится новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется в увязке с модернизацией припортовых железнодорожных станций.
В результате наращивания портовых мощностей, а также мер государственного регулирования доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% в 1996 г. до 75% в 2002 г. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.
Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 44 морских порта, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты — собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.
Источник