Мороз сковал деревенский пруд крепким льдом

Урок русского языка на тему «Обучающее изложение «Случай на реке»

Предмет: русский язык

Тема: Обучающее изложение «Случай на реке»

Цель: Формирование умения работать со словом, предложением, текстом.

· Повторение проверяемых и непроверяемых написаний в корне слов;

· Формирование умения слушать и анализировать текст, делить текст на части;

· Формирование умения составлять предложения из слов и текст из предложений (деформированный текст); дифференцировать понятия: слово, предложение, текст;

· Формирование умения составлять план текста;

· Формирование навыка устного и письменного пересказа текста.

· Развивать речь, память, внимание;

· Развивать умение связанно выражать свои мысли, анализировать и корректировать текст;

· Развивать логическое и образное мышление.

· Воспитание аккуратного и осторожного поведения на воде; формирование чувства разумной осторожности;

· Воспитание любви к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

· карточки с непроверяемыми и проверяемыми словами;

· карточки со словами, составляющими предложения текста;

· индивидуальный раздаточный материал: наборы слов, из которых можно составить предложение;

· три вида плана текста (на листах).

· Красная – зелёная карточка.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться письменно пересказывать текст. Каким научным словом назван письменный пересказ? (изложение)

Но сначала нам необходимо подготовиться к изложению, чтобы написать его как можно лучше.

2. Словарная работа.

Сейчас откройте тетради, запишите число (15 декабря), классная работа.

Тема урока: Обучающее изложение. Словарь.

· Вам предлагаются различные слова с пропущенными буквами (на доске карточки со следующими словами:

Мороз, радостный, зима, снежки, ребята, ледок, деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди. )

Запишите эти слова в тетради, вставив пропущенные буквы. Давайте проверим. (Учитель читает слово, спрашивает, какую вставили букву, дети называют, учитель переворачивает карточку).

· А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова? (Выслушиваются разные варианты. Нужно прийти к двум группам: проверяемые и непроверяемые)

· А теперь вопрос посложнее. Предположите, на какую тему может быть текст с этими словами? (Дети предполагают: зима, зимние игры детей…)

· А сейчас я познакомлю вас с этим текстом. Слушайте внимательно.

3. Первичное восприятие текста.

Учитель читает текст «Река стала»:

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчиш­ки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда мальчики бросали камни, ветки. Лед показался им крепким.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скольз­кий, и один мальчик упал. На него упал второй, третий. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед, кричали, но вскоре совсем выбились из сил.

На крик пришла помощь. Мужчина пополз по льду, толкая впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

Читайте также:  Бассейн 147 33 см intex надувной 57422

У: Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке? Почему это произошло? Кто пришёл ребятам на помощь? Чему же учит нас этот текст?

У: Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

4. Словарная работа.

У: А сейчас я ещё раз прочитаю вам текст, а вы посмотрите на записанные вами слова и подчеркните зелёной ручкой те из них, которые встретились в этом тексте.

Учитель читает текст второй раз, а дети работают зелёной ручкой. Они подчёркивают следующие слова: мороз , радостный, зима, снежки, ребята, ледок, деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди.

Проверяем, какие слова вы подчеркнули. Учитель подчёркивает на доске.

5. Работа с деформированными предложениями.

У: Вы сейчас подчеркнули слова. А чем отдельные слова отличаются от предложений? (В предложении выражена законченная мысль, в нём понятен смысл).

Давайте попробуем восстановить предложения текста из отдельных слов. Некоторые из них вам предлагаются на доске.

На доске карточки со словами:

1. подняли, крик, ребята, радостный

2. им, показался, крепким, лёд

3. по, трое, стали, самой, речки, ребят, бегать, середине

4. в, дети, воде, очутились

5. край, ухватились, ребята, за, доски

А некоторым ребятам предлагается индивидуальное задание. Они должны будут записать предложения, составленные из слов, на листочках.

Предлагаются карточки с такими наборами слов:

3. побежали, к, со, мальчишки, речке, деревни, всей

4. бросали, для, камни, льда, проверки, мальчики, ветки

5. был, лёд, и, мальчик, скользкий, один, упал

6. упал, второй, на, третий, него

7. не, лёд, тяжести, выдержал

8. из, они, за, лёд, цеплялись, тонкий, кричали, но, совсем, сил, выбились, вскоре

9. помощь, на, пришла, крик

10. толкая, мужчина, доску, пополз, длинную, по, себя, льду, впереди

Дети, не получившие задания на карточках, работают вместе с учителем на доске, в тетради ничего не пишут.

У: Молодцы, ребята, мы получили предложения. В каждом из них выражена законченная мысль. Но получили мы текст? (Нет) Как должны располагаться предложения в тексте? (По порядку, по ходу событий)

6. Работа с деформированным текстом.

Давайте попробуем получить текст из наших предложений. Будьте внимательны. Проверять по тексту будет (ученик). Если увидишь, что прочитали не то предложение, поднимешь красную карточку, если правильно, зелёную. (Один ребёнок получает карточку с текстом «Река стала», выходит к доске).

У: Читаем предложения в том порядке, как они располагались в тексте. У кого первое предложение? Второе? Третье? И т. д.

7. Работа с текстом изложения и планом.

У: Итак, у нас получился текст. Давайте прочитаем его в сборнике упражнений. (Дети открывают сборник упражнений на странице 57, находят текст «Река стала»). Прочитайте текст про себя.

У: На сколько частей разделён этот текст? (3) Попробуйте подобрать подходящий к этому тексту план из представленных на доске.

Читайте также:  Дезальгин bayrol для бассейна

На доску вывешиваются три варианта плана на отдельных листах:

І. 1. Весеннее утро

2. Забавы на реке

3. Возвращение домой

ІІ. 1. Чудесное утро

2. Происшествие на реке

ІІІ. 1. Происшествие на реке

3. Дети на доске

Дети выбирают план №2, доказывают, опираясь на текст.

Учитель снимает два лишних плана, оставив верный план сверху доски.

У: А теперь попробуем пересказать текст с опорой на план. (Три ученика, по каждому пункту пересказывают части текста).

8. Написание изложение с творческим заданием.

У: А теперь закройте сборники упражнений и попробуйте написать изложение текста с опорой на план. По желанию можете придумать и записать продолжение текста – мораль.

(Дети пишут изложение, учитель напоминает, что необходимо сначала написать название).

9. Проверка написанного изложения. Оценка.

А теперь послушаем рассказы, которые у вас получились. (Читают два ученика).

У: Раскрыта ли основная мысль – идея?

Соблюдены ли все части, не ли пропусков событий?

Связанный ли получился текст?

* Соответствует ли продолжение, придуманное к тексту, его теме и идее?

10. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, мы с вами поработали сегодня над письменным пересказом текста – изложением. Кроме того, мы выявили отличия между словом, предложением и текстом. Дома вам необходимо поработать корректором – найти и исправить ошибки в своих текстах. Проверять можно, пользуясь текстом сборника упражнений. Запишите задание в дневники.

Источник

Прочитай пары предложений. определи, какими членами предложения является формы одного и того же слова. запиши одну пару

Ответ или решение 1

Разберем все предложения по членам:

1) (Что?) лес — подлежащее (имя существительное).

Лес (Что сделал?) уснул — сказуемое (глагол).

Уснул (Как?) до весны — обстоятельство (имя существительное).

(Что?) тишина — подлежащее (имя существительное).

Тишина (Что сделала?) наступила — сказуемое (глагол).

Наступила (Где?) в лесу — обстоятельство (имя существительное).

2) (Что?) деревня — подлежащее (имя существительное).

Деревня (Что делала?) стояла — сказуемое (глагол).

Стояла (Где?) на пригорке — обстоятельство (имя существительное).

(Кто?) бабушка — подлежащее (имя существительное).

Бабушка (Что сделала?) принесла — сказуемое (глагол).

Принесла (Что?) варенье — дополнение (имя существительное).

Принесла (Откуда?) из деревни — обстоятельство (имя существительное).

3) (Что?) мороз — подлежащее (имя существительное).

Мороз (Что делал?) сковывал — сказуемое (глагол).

Сковывал (Что?) реку — дополнение (имя существительное).

Сковывал (Чем?) льдом — дополнение (имя существительное).

(Что?) узоры — подлежащее (имя существительное).

Узоры (Что делали?) появились — сказуемое (глагол).

Узоры (Какие?) удивительные — определение (имя прилагательное).

Появились (Где?) на стекле — обстоятельство (имя существительное).

Появились (Почему?) от мороза — обстоятельство (имя существительное).

Источник

Презентация к уроку «Пишем изложение: Лёд на реке»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Расположите части текста в правильном порядке при помощи картинок, пронумеруйте части. Прочитайте текст. Понятно ли вам, о чём в нём рассказывается? Лёд на реке. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Было чудесное утро. Мороз сковал реку. Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий. Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лёд крепкий. Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение. 4 1 3 5 2 6

Читайте также:  Чем полезен для детей бассейн с шариками

Рассмотрите последнюю картинку. Подходит ли она к тексту? Почему? Что надо было нарисовать? Прочитайте текст правильно. Лёд на реке. Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда они бросали камни и палки. Лёд был крепкий. Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий. Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил. Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

Придумайте название к каждой картинке. 1. Морозное утро. 2. Проверка льда. 3. На середине реки. 4. Лёд не выдержал тяжести. 5. Дети очутились в воде. 6. Спасение детей.

Перескажите текст по картинкам и плану. План. Морозное утро. Проверка льда. На середине реки. Лёд не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Спасение детей. Слова — помощники. Чудесное утро, сковал. Радостный крик, бросали , крепкий. Трое, бегать, середине, тонкий. Упал, на него, другие. Цеплялись, кромку льда, выбились из сил. Полз по льду, толкал, длинную доску, ухватились.

Номер материала: ДБ-1539595

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

ЕГЭ проходит штатно на всей территории России

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы

Время чтения: 2 минуты

В Петербурге отменили бал медалистов

Время чтения: 1 минута

Нобелевский лауреат будет работать в Тимирязевской академии

Время чтения: 2 минуты

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью