Море волнуется раз хомерики

Любовь сильнее смерти: «Море волнуется раз» Николая Хомерики

22 сентября на «Кинотавре» состоялась премьера фильма «Море волнуется раз» Николая Хомерики — первого за долгое время авторского проекта режиссера. Даниил Ляхович посмотрел фильм и разбирается в том, на чем основана любовь и при чем тут апостол Павел.

Саша (дебют Ольги Бодровой, дочери Сергея Бодрова — младшего) и Коля (Валерий Степанов) — подростки с ангельскими лицами — уединяются в полузаброшенном доме посреди южного леса ради того, чтобы жить вместе. Влюбленные ссорятся и мирятся, неспешно налаживают быт и исследуют окрестности. В какой-то момент подростки встречают зеркально похожую на себя пару постарше (у персонажей Юлии Ауг и Андрея Смолякова нет имен, они — просто Мужчина и Женщина). Периодически Саша видит пугающий сон, в котором нет Коли. Что же связывает их? Любовь? Привычка? Страх? На эти вопросы пытается ответить себе девушка, а с ней и зритель.

Отправляясь жить в лес, подростки уподобляются первым людям на Земле. Они — словно Адам и Ева, свободные от условностей культуры, ничего не знающие о жестокости мира вокруг. «Будем сосаться, жить как в сказке», — бросает героиня Бодровой парню в начале фильма. И действительно, чувства их по-юношески наивны, а сексуальность показана максимально деликатно, хотя и с очень близкого расстояния: действие фильма редко выходит за границы дома Коли, а камера подробно документирует неприхотливый быт и хронику отношений подростков.

Погружаясь в эту черноморскую пастораль, начинаешь чувствовать в новой картине Хомерики глубокую архаику. Она ощущается уже на уровне повседневных ритуалов, из которых состоит жизнь Коли с Сашей. Девушка готовит еду, парень носит воду. Кажется, единственный цикл, которому подчинена их жизнь по законам Руссо, — природный. Они сливаются с природой, где только и может жить их воздушное юношеское чувство.

Первобытное состояние и легкость любви подчеркиваются и средствами кино: с одной стороны, большинство сцен выдержаны в документальной манере, камера максимально приближена к героям, с другой — как и подобает пасторали — богатый солнечный свет заливает то пейзажи дикого леса, то лица персонажей, то их почти в буквальном смысле слова «рай в шалаше». В докультурном мире свет может быть только естественным, как и сами чувства персонажей. Так когда-то снимали Дарденны, Педру Кошта середины нулевых и Рейгадас. Кажется, что теперь этот язык устарел. Но не для темы и мира фильма Хомерики. Его картина — тот случай, когда тема и форма органичны друг другу.

Читайте также:  Какие виды морских коньков есть

Кроме архаики, в фильме есть сны Саши, с помощью которых она пытается разобраться, что же на самом деле связывает ее с парнем, почему она боится его потерять? Вариант ответа подростки видят в соседской паре, своем зеркальном отражении лет через 30: порядком помятые мужчина и женщина, сохраняющие нежность и первозданную красоту юности. Саша осознает, что нельзя одним-единственным образом объяснить природу любви: в ней есть и первичное очарование другим, и привычка, и творческая энергия (оба женских персонажа занимаются творчеством: одна рисует, другая — плетет корзины).

Что юная Саша понимает точно: любовь сильнее смерти и страха, так ее мучившего. В финале мы видим труп взрослой пары: их руки сплелись в последнем акте любви, а хоронят их тела в одной могиле. Хоронят подростки, которые таким образом расширяют границы своего чувства, становятся в этой заботе о мертвых телах причастны всечеловеческой любви. Поэтому совсем неслучайно фильм начинается с цитаты знаменитого «гимна любви» апостола Павла«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде». и следующие два часа фактически иллюстрирует новозаветную формулу и процесс избавления от страха. Чем больше живешь, тем больше любишь.

Источник

Из ряда волн выходящее

Главный приз «Кинотавра» получил фильм Николая Хомерики

В Сочи завершился 32-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Главный его приз жюри во главе с актрисой Чулпан Хаматовой вручило картине Николая Хомерики «Море волнуется раз». Итоги комментирует Юлия Шагельман.

Возглавляемое Чулпан Хаматовой (в центре) жюри не смогло отпустить Николая Хомерики (слева) без главного приза

Развернуть на весь экран

Возглавляемое Чулпан Хаматовой (в центре) жюри не смогло отпустить Николая Хомерики (слева) без главного приза

Читайте также:  Распечатки море распечатки моря

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ / купить фото

Возвращение Николая Хомерики было, наверное, одним из самых ожидаемых на нынешнем «Кинотавре». Не то чтобы режиссер, которого в середине нулевых относили к новой волне русского авторского кино, или «новым тихим», куда-то надолго исчезал: у него исправно выходит по фильму примерно раз в два года. Но после первых работ, участвовавших в международных и российских фестивалях, он переключился на сериалы и сомнительного качества мейнстрим — например, экранизацию романа Сергея Минаева «Селфи» (2017), диковатый костюмный триллер «Девятая» (2019) или совершенно картонный байопик лыжницы Елены Вяльбе «Белый снег» (2021). «Море волнуется раз» — первый по-настоящему авторский фильм Хомерики за десять лет, и предполагалось, что без продюсерского давления и сковывающих рамок чужого сценария он наконец развернется в полную мощь.

Увы, «разочарование» будет самым мягким словом, которым можно описать картину, представляя которую режиссер посоветовал зрителям «отключить мозг, тогда лучше зайдет». Юная пара (Валерий Степанов и Ольга Бодрова) сбегает от цивилизации в лес, находящийся где-то вне времени и пространства, и встречает там пару зрелую (Алексей Смоляков и Юлия Ауг). Череда бессюжетных зарисовок из их жизней должна, очевидно, говорить что-то о быстротечности и необратимости времени, хрупкости любви и прочих тонких материях, но у Хомерики вышло аморфное и невнятное зрелище, состоящее в основном из метафор, одновременно расплывчатых и банальных. Так, героине Бодровой все время снится кошмар, в котором ее вот-вот поглотит огромная волна, а в какой-то момент изнуряющего двухчасового хронометража выясняется, что взрослые герои — это, конечно, те же самые люди, что и молодые, только в их (возможном?) будущем.

То, что жюри предпочло это графоманское творение, скажем, фильму «Капитан Волконогов бежал», считавшемуся фаворитом конкурса, можно было бы даже счесть красивым жестом: чистому искусству отдали предпочтение перед политической актуальностью, туманной поэзии — перед почти плакатной внятностью высказывания. Но перед вручением главного приза Чулпан Хаматова долго объясняла, что жюри «надо было просто расставить фигуры на шахматной доске» и эта расстановка не имеет никакого отношения к качеству фильмов, призы же и вовсе ничего не значат. После же президент фестиваля Александр Роднянский произнес еще более длинную речь, суть которой при всем многословии сводилась к тому, что на «Кинотавре» главное не победа, а участие, а у жюри очень сложная работа.

Читайте также:  Азовское море снимал дом

В таком контексте распределение призов выглядит именно что политическим, только это старая добрая политика личных и цеховых симпатий и антипатий, а также соображений, как бы кого не обидеть.

Не обидели действительно никого: авторы «Капитана Волконогова» Алексей Чупов и Наталья Меркулова получили утешительный приз за лучший сценарий, а лучшим режиссером вполне заслуженно стал Владимир Мункуев, поставивший фильм «Нуучча». Лучшим дебютом из шести очень разных, часто шероховатых и небезупречных картин жюри выбрало «Общагу» Романа Васьянова — самую аккуратную, но безжизненную экранизацию романа Алексея Иванова «Общага-на-крови». Еще один дебют, «Молоко птицы» Евгения Марьяна, отметили за операторскую работу — награду за нее второй раз подряд получил Николай Желудович. Приз за лучшую оригинальную музыку к фильму достался Алексею Ретинскому, автору саундтрека «Медеи» Александра Зельдовича.

Довольно неожиданным оказался приз за лучшую мужскую роль. Ведь только ленивый на этом «Кинотавре» не шутил о работоспособности Юры Борисова: он сыграл в пяти показанных на фестивале фильмах, в том числе трех конкурсных, причем роли в диапазоне от просто качественных до выдающихся. Исходя, видимо, все из того же принципа, что участие — само по себе награда, жюри решило, что Борисову уже хватит, и вручило приз его экранному партнеру по фильму Евгения Григорьева «Подельники» Павлу Деревянко, исполнившему там партию колоритного злодея. Впрочем, куда больше вопросов вызывает приз за лучшую женскую роль, доставшийся Ольге Бодровой,— в конкурсе были гораздо более впечатляющие работы. Зато эта награда красиво закольцевала фестиваль, который открывался документальным фильмом о покойном отце молодой актрисы, Сергее Бодрове-младшем. Ради такого, наверное, справедливостью можно и пожертвовать.

Источник

Оцените статью