образ моря в творчости байрона
Особое место в поэзии Байрона, занимают образы моря и корабля. Для Англии, морской державы, и для ее поэтов, море это не фон, а живой и вечно меняющийся образ. Байрон чувствовал море как часть своего собственного «я».
Море мы видим в романтических произведениях Байрона “Корсар”, “Паломничество Чайльд-Гарольда” и др.
. Кто бороздил простор соленых вод,
Знаком с великолепною картиной:
Фрегат нарядный весело плывет,
Раскинув снасти тонко паутиной.
Играет ветер в синеве пустынной,
Вскипают шумно волны за кормой.
Уходит берег. Стаей лебединой
Вдали белеет парусный конвой.
И солнца свет, и блеск пучины голубой.
Море – не просто фон для действий романтического героя; оно способствовало развитию воли и сильного характера человека.
Герою, его мыслям, переживаниям созвучна природа и ее стихии. Их движение и непрерывное изменение во времени придают пейзажам в поэмах особую красоту. Где бы ни видел поэт своих героев — на фоне бескрайнего моря, диких скал или развалин замков, — он использует пейзаж для того, чтобы подчеркнуть их одиночество, показать быстротечность времени.
В поэме»Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрон создает очень яркий образ моря, характеризующийся подвижностью и изменчивостью. Море является одним
из действующих лиц его поэмы, выступая в качестве выразителя нюансов настроений и чувств лирического героя. Кроме того, в образе моря олицетворяется судьба, рок, несущий человека помимо его воли, высшую силу, бороться с которой человек не может.
В заключительных строфах четвертой песни Байрон рисует образ моря и образ отважного пловца — поэта, с детства сроднившегося с вольной стихией. Разбушевавшаяся и непокоренная морская стихия олицетворяет неисчерпаемые силы народов и как бы содержит в себе предупреждение всем тиранам:
Нет, не ему поработить, о море,
Простор твоих бушующих валов!
Твое презренье тот узнает вскоре,
Кто землю в цепи заковать готов.
Незабываемо описание моря в финале поэмы, картина, передающая красоту водопада Велино. Это — могучая сила, которая сметает все на своем пути.
Поэт верит, что человечество обладает такого рода силой в своей борьбе против деспотизма.
По мысли Байрона, именно природа дает человеку возможность соприкоснуться с вечностью: вот и водопад «как Вечность, страшен для живых», и море — «Лик Вечности, Невидимого трон».
Вечность в сознании поэта — категория неизменная и постоянная, Время быстротечно, оно в движении, оно уносит жизни, вместо них появляются новые, которым также суждено уйти в прошлое. Течение и работа времени часто повергают поэта в уныние и печаль, но нередко он возлагает надежды на время, которое — «суждений ложных верный исправитель».
Изображение природы в четвертой песне проникнуто мыслью о движении и борьбе. Идея борьбы за свободу, идея возмездия выражена в образе моря. Байрон был певцом свободной морской стихии, которая ассоциировалась с громадными силами, свободолюбием и мощью человечества.
Образ моря в поэме Байрона создается при помощи таких стилистических приемов, как олицетворение, перифраз, эпитеты, простые и развернутые метафоры, аллитерация.
Один из лейтмотивных образов поэмы «Корсар» тоже образ моря; вольная морская стихия становится у него символом свободы. В пиратской песне, открывающей поэму, есть такие слова:
Средь ликованья темно-синих вод
Безбрежна мысль, свободен душ полет
Над пенной, бесконечною волной —
Вот царство наше, вот наш дом родной!
Лирическая стихия, пронизывающая поэму, ярче всего раскрывается в сквозном образе моря.
Это одна из тех совершенных картин, которая позволила Пушкину сказать о Байроне: Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем не укротим.
Источник
Реферат «Образ моря в английской поэзии»
Введение
Романтизм, в целом, и английский романтизм, в частности, представляют собой яркое явление в истории литературы. Творчество английских романтиков заняло свое место в художественном наследии человечества. Данная работа посвящена анализу творчества английских поэтов-романтиков. Здесь рассматриваются произведения Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа, как наиболее ярких представителей английского романтизма. Объектом исследования является творчество Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа, предметом исследования являются особенности изображения образа моря в поэзии английских поэтов-романтиков. Материалом для исследования данной темы послужили тексты поэм этих авторов, а именно: «Корсар», «Паломничество Чайльд-Гарольда» и «Сказание о старом Мореходе». Целью работы является исследование образа моря в творчестве Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа. Цель, объект, предмет исследования определили постановку следующих задач: — определение значения и особенностей изображения моря в литературе английского романтизма; — характеристика творчества Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа как ведущих представителей двух основных этапов развития английского романтизма. Практическая значимость. Исследование значения пейзажа в литературе романтизма XVIII – XIX веков и лирики Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа, связанной с образом моря, послужат хорошим пособием для преподавателей филологических факультетов ВУЗов. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, и списка литературы. В первой главе рассмотрены основные особенности изображения моря в литературе английского романтизма. Во второй и третьей главах проведен анализ особенностей представления образа моря в творчестве Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа. В заключении представлены выводы по всей проделанной работе.
Заключение
Море — то, что роднит, сближает поэтов. В то же время можно найти и множество черт, присущих морю Байрона: мощь, глубина, неукротимость; главное же сходство — в осмыслении моря как символа свободы. У Байрона море — законченный образ-символ, олицетворяет собой идею свободы и независимости от земных тиранов. А у Кольриджа море – это самостоятельный персонаж. Байрон гораздо шире использует стилистические приемы и образные средства для создания образа моря в своей поэме, чем Кольридж. Пейзаж в романтическом произведении выполняет различные функции: помогает автору в раскрытии идейного смысла произведения, служит фоном, на котором действуют герои, содействует раскрытию образов героев, обычно неразрывно связанных с природой. “Подобрать образные поэтические сравнения, показать красоту окружающей природу — красоту, раскрывающуюся с какой-то новой стороны, неожиданной для читателя — в этом суть романтического отражения природы” [6], — считает В.Д. Самойлова. Но важно показать читателю не только эту красоту, но и что-то затронуть в его душе, в его сердце, взволновать его.
- Байрон Д.Г. Избранное. — М. — 1985.
- Вильчинский В.П. Русские писатели-маринисты. — М. — Л. — 1966.
- Кольридж С.Т. Сказание о Старом мореходе // Поэзия английского романтизма. — М. — 1975.
- Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. — М. — 1988.
- Озёрная школа – Вордсворт, Кольридж, Саути [Электронный ресурс] / Сайт «Иностранная литература 17-20 веков». Библиотека иностранной литературы – Режим доступа: http://inolit.ru/
- Самойлова Д.В. Пейзаж как средство романтической поэтики //Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. — М. — 1984.
- Урнов Д. М. Романтизм: [Английская литература первой половины XIX в.]. Блейк. «Озерная школа». Вальтер Скотт. Байрон. Шелли. Китс. Эссеисты и другие прозаики // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 6. — 1989.
- Усманов Р. Джордж Гордон Байрон // Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1 – М. –1981.
Источник
Реферат «Образ моря в английской поэзии»
Введение
Романтизм, в целом, и английский романтизм, в частности, представляют собой яркое явление в истории литературы. Творчество английских романтиков заняло свое место в художественном наследии человечества. Данная работа посвящена анализу творчества английских поэтов-романтиков. Здесь рассматриваются произведения Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа, как наиболее ярких представителей английского романтизма. Объектом исследования является творчество Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа, предметом исследования являются особенности изображения образа моря в поэзии английских поэтов-романтиков. Материалом для исследования данной темы послужили тексты поэм этих авторов, а именно: «Корсар», «Паломничество Чайльд-Гарольда» и «Сказание о старом Мореходе». Целью работы является исследование образа моря в творчестве Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа. Цель, объект, предмет исследования определили постановку следующих задач: — определение значения и особенностей изображения моря в литературе английского романтизма; — характеристика творчества Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа как ведущих представителей двух основных этапов развития английского романтизма. Практическая значимость. Исследование значения пейзажа в литературе романтизма XVIII – XIX веков и лирики Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа, связанной с образом моря, послужат хорошим пособием для преподавателей филологических факультетов ВУЗов. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, и списка литературы. В первой главе рассмотрены основные особенности изображения моря в литературе английского романтизма. Во второй и третьей главах проведен анализ особенностей представления образа моря в творчестве Д.Г. Байрона и С.Т. Кольриджа. В заключении представлены выводы по всей проделанной работе.
Заключение
Море — то, что роднит, сближает поэтов. В то же время можно найти и множество черт, присущих морю Байрона: мощь, глубина, неукротимость; главное же сходство — в осмыслении моря как символа свободы. У Байрона море — законченный образ-символ, олицетворяет собой идею свободы и независимости от земных тиранов. А у Кольриджа море – это самостоятельный персонаж. Байрон гораздо шире использует стилистические приемы и образные средства для создания образа моря в своей поэме, чем Кольридж. Пейзаж в романтическом произведении выполняет различные функции: помогает автору в раскрытии идейного смысла произведения, служит фоном, на котором действуют герои, содействует раскрытию образов героев, обычно неразрывно связанных с природой. “Подобрать образные поэтические сравнения, показать красоту окружающей природу — красоту, раскрывающуюся с какой-то новой стороны, неожиданной для читателя — в этом суть романтического отражения природы” [6], — считает В.Д. Самойлова. Но важно показать читателю не только эту красоту, но и что-то затронуть в его душе, в его сердце, взволновать его.
- Байрон Д.Г. Избранное. — М. — 1985.
- Вильчинский В.П. Русские писатели-маринисты. — М. — Л. — 1966.
- Кольридж С.Т. Сказание о Старом мореходе // Поэзия английского романтизма. — М. — 1975.
- Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. — М. — 1988.
- Озёрная школа – Вордсворт, Кольридж, Саути [Электронный ресурс] / Сайт «Иностранная литература 17-20 веков». Библиотека иностранной литературы – Режим доступа: http://inolit.ru/
- Самойлова Д.В. Пейзаж как средство романтической поэтики //Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции. — М. — 1984.
- Урнов Д. М. Романтизм: [Английская литература первой половины XIX в.]. Блейк. «Озерная школа». Вальтер Скотт. Байрон. Шелли. Китс. Эссеисты и другие прозаики // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 6. — 1989.
- Усманов Р. Джордж Гордон Байрон // Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1 – М. –1981.
Источник