Море стихотворение жуковского олицетворение
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
«Море» — одно из самых лучших и самых известных стихотворений В. А. Жуковского. Оно было создано в 1822 году. Жанр — элегия.
«Море» написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Композиция стихотворения построена на изображении трех различных состояний морской стихии. Жуковский изображает море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и золотые облака, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций (повторения согласных):
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
Благодаря повторению шипящих звуков создается полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.
Но не только красота морской стихии занимает мысли поэта. В «Море» Жуковский прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море «живым», «дышащим», наполненным «тревожной думой». Безудержная стихия «бьется», «воет», «рвет и терзает враждебную мглу». Следует отметить обилие эмоциональных эпитетов («сладостный блеск», «светозарная лазурь» и т. д.), метафоры («смятение моря»), эпитеты, подчеркивающие состояния моря («безмолвное море», «испуганные волны»), состояние неба («таинственное, сладостное, полное жизни»). Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Море остается загадкой для лирического героя. Раздумья приводят его к мысли о сходстве человеческой жизни и жизни морской стихии. Море из «земныя неволи» тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу.
Главной темой элегии Жуковского «Море» является изображение двух миров — моря и неба. Так автор воплощает в своем произведении идею романтического двоемирия. Как известно, мир для романтиков делился на две части: «здесь» и «там». «Там» и «здесь» — это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.
В данном стихотворении картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы»). Таким образом, образ моря символизирует человека, погруженного в реальную действительность, находящегося «здесь». Образ неба, соответственно, воплощает желанное «там». Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?»), связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле человеческой жизни.
Развитие лирического сюжета свидетельствует о том, что достижение идеала, который воплощает небо, обманчиво, невозможно. Сначала море изображается внешне спокойным, но на самом деле оно наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Из «земной неволи» оно тянется к далекому, светлому небу, что символизирует стремление человека к гармонии, поиску идеала. Затем автор изображает бушующее море, которое рвет и терзает «враждебную мглу», скрывающую от него небо. Эта борьба как будто заканчивается успешно: «И мгла исчезает, и тучи уходят». Но финал стихотворения демонстрирует хрупкость этой победы. Полное и окончательное совмещение идеала и действительности невозможно:
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Источник
Море стихотворение жуковского олицетворение
Страницы
пятница, 21 октября 2016 г.
Анализ элегии «Море» В.А.Жуковского
( I ) Безмо́лвное мо́ре, лазу́рное мо́ре, (четырехстопный амфибрахий)
Стою́ очаро́ван над бе́здной твоей.
Ты жи́во; ты ды́шишь; смяте́нной любо́вью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно ?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе .
Таинственной, сладостной полное жизни ,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью ,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
( II )Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты б ье ш ься, ты в ое ш ь, ты в олны подъемлешь ,
Ты р вешь и т е рз ае ш ь враждебную мгл у.
( II ) И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты , небом любуясь, дрожишь за него.
Композиция: элегию можно условно поделить на три части I — море спокойно (но наполнено «тревожною думой»), небо чистое; II – сгущаются тучи, море волнуется и борется со мглой; III – мгла исчезает, тучи уходят; внутри море скрывает смятенье и беспокойство, хотя полностью спокойно снаружи.
Олицетворение – стихотворение построено на этом приеме, с помощью которого оживляются море, небо, тучи – природа.
Риторические вопросы – придают образу моря больше живости, наводят на философские размышления о мироздании и предназначении человека.
Анафора – единоначалие, легко запомнить анафору (единоначалие, потому что «А» — первая буква в алфавите) и эпифору (единоокончание, потому что «Э» находится в конце алфавита).
Рефрен – повтор – создает ритм, повтор также напоминает о волнах, которые монотонно, ритмично бьются о берег.
Идея: душа моря подобна человеческой – в ней есть мрак и свет, радость и горе; душа стремится к свету, к небу, но остается в земной неволе и встречает препятствия в виде мглы и туч, которые перебарывает, но после этих встреч внутри у моря и человека остается тревожная дума.
Источник