- Василий Жуковский — Море: Стих
- Анализ стихотворения «Море» Жуковского
- История создания
- Жанр, тема и идея
- Основной мотив и образы стихотворения
- Композиция
- Ритмический строй
- Художественные средства
- Хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль
- Как определить стихотворный размер?
- Александр Пушкин — Ветер, ветер, ты могуч: Стих
- Анализ стихотворения «Ветер, ветер, ты могуч» Пушкина
Василий Жуковский — Море: Стих
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Анализ стихотворения «Море» Жуковского
Стихотворение В. А. Жуковского «Море» было написано в 1822 году — в зрелый период его творчества. Этот этап его поэтической деятельности можно охарактеризовать как переходный от сентиментализма к романтизму.
История создания
Произведение было посвящено двоюродной сестре Жуковского Марии Протасовой, к которой поэт испытывал романтические чувства. Однако мать девушки была против отношений пары. Боль от несбывшегося счастья отразилась в творчестве поэта.
Жанр, тема и идея
Произведение относится к элегии, изображающей сокровенные, пронизанные грустью мысли лирического героя.
Темой анализируемого произведения является изображение нескольких состояний водной стихии.
Идея элегии истинно романтическая — описать состояние моря, которое, как истинный романтический герой, борется с тёмными силами, пытающимися разрушить его счастье.
Основной мотив и образы стихотворения
Произведение проникнуто печалью. Хотя тьма отступила, всё равно остаётся некоторое «смятенье».
В элегии можно выделить два образа:
- лирический герой, очарованный красотой бездны;
- морская стихия, обладающая человеческими чертами.
Море любит небо, ласкает его и блещет «звездами его». Когда же тёмные тучи норовят разлучить их, спокойное до этого море приходит в ярость. Оно воет, борется и… мгла отступает.
Композиция
«Море» не было поделено на строфы, однако в нём можно выделить 3 смысловые части:
- Изображение спокойной морской глади.
- Описание борющегося с тучами моря.
- Возвращение к умиротворённой картине.
Ритмический строй
Элегия написана трёхсложным размером — амфибрахием. Данный факт позволяет при чтении будто услышать перекаты волн, борьбу и вой моря. Стоит отметить, что строки стихотворения не рифмуются между собой.
Художественные средства
При описании стихии поэт щедро использует и изобразительно-выразительные средства языка, и синтаксические фигуры:
- эпитеты: «безмолвное», «лазурное», «тревожною», «необъятное», «светозарной»;
- олицетворения: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…»;
- антитезу: противопоставляется спокойная гладь и бушующая стихия, а также «ясное небо» и «тёмные тучи»;
- риторический вопрос: «Что движет твоё необъятное лоно?»;
- градацию: «бьёшься», «воешь», «волны подъемлешь», «рвёшь и терзаешь».
Таким образом, стихотворение В. А. Жуковского показывает борьбу стихии за собственное счастье. Эта борьба метафорична: под морем подразумевается поэт, под небом, которое скрывают тёмные тучи, подразумевается его возлюбленная.
Источник
Хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять…
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!>
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
«А не сжечь ли котенка?»
Невозможная внучка из Йены.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
Как определить стихотворный размер?
- Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
- Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
- Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение: а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб; б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
Источник
Александр Пушкин — Ветер, ветер, ты могуч: Стих
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».— «Постой,—
Отвечает ветер буйный,—
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста.
________________
Отрывок из Сказки о мертвой царевне Александра Пушкина (полный текст).
Анализ стихотворения «Ветер, ветер, ты могуч» Пушкина
Произведение «Ветер, ветер, ты могуч» Александра Сергеевича Пушкина – часть «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Стихотворение написано примерно в 1833 году. Оно создавалось в так называемую вторую Болдинскую осень. К этому времени поэт счастливо женат, избран членом Российской академии, пишет и стихи, и прозу. По жанру, несомненно, сказка в лучших народных традициях, впрочем, писанная хореем с перекрестной рифмовкой. Отрывок относится к завершению сюжета. Это момент, когда королевич Елисей в последней надежде расспрашивает ветер, получает ответ, лишается надежды и в отчаянии бредет к «хрустальному гробу». В дальнейшем, как известно, дело принимает самый благоприятный для молодых оборот и заканчивается веселой свадьбой. Начинается повествование с того, что Елисей не унывает в своих пока еще тщетных розысках. Одушевленная природа продолжает указывать ему путь. К кому обратиться дальше, ему подсказывает «ясный месяц». Следует диалог с ветром. Парентеза (в данном случае, обращение) усилена лексическим повтором. Это подчеркивает умоляющий характер просьбы героя. Начинает он с восхваления ветра, но не льстивого, а вполне заслуженного. Действительно, он и гоняет стаи туч, и волнует море, и всюду веет. Впрочем, как того и следовало ждать, есть и предел его могуществу. Бога он боится. Так в сказку проникает христианское мироощущение. «Аль откажешь в ответе?»: после этого вопроса он задает свой главный «не видал ты царевны?» Он считает нужным добавить, что ищет не просто так, а по праву: я жених ее. Буйный собеседник сразу переходит к делу (в 13 строке целых две инверсии). Он подробно описывает дорогу, королевичу не понадобится ни карты, ни проводника. Идти нужно к горе за рекой, в пещере (норе) «во тьме печальной» качается гроб с невестой героя. Место пустое, людям неизвестное: не видать ничьих следов (двойное отрицание). Он даже описывает устройство гроба: на цепях между столбов. Движение его, безусловно, вызывает сам ветер, когда навещает таинственное убежище. После таких вестей «королевич зарыдал». Эпитет: тихоструйной. Фольклорное, с устаревшей формой прилагательного, словосочетание: сине море. Интонация оживленная, драматичная, лексика возвышенная и колоритная.
В основу «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкина лег как сюжет русской сказки, услышанной поэтом в Михайловском, так и элементы историй братьев Гримм.
Источник