Урок окружающий мир тема «Моря»
Цели: познакомить учащихся с характерными особенностями морей, их обитателями и богатством. Формировать способность к определению моря по карте.
· формировать способность к самостоятельному применению учащимися полученных знаний для объяснения окружающего мира;
· развивать познавательный интерес учащихся через использование детских энциклопедий, книг, научно-популярных фильмов о морях;
· организовать внеклассную деятельность, направленную на расширение кругозора детей, на поиск информации, развитие творческого воображения, на формирование коммуникативных навыков.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
1) Физическая карта полушарий, физическая карта России, глобус.
2. Объясните, что обозначает данное понятие_____
3. Покажите на карте… . Где расположен этот географический объект?
Карточка — схема передвижения воды для индивидуальной работы; стр. 29.
Таблицы для групп: стр. 30 (3 колонки).
3) Оборудование для опыта: шланг с воронкой, соединяющиеся сосуды, колба с водой, тарелочка с кристалликами соли.
4) Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса “Наша планета Земля”. Часть 2. (А.А. Вахрушев и др.)– М.: Баласс, 2004.
1. Мотивация к учебной деятельности.
1. Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Ни минутки не теряем,
Новые знания вместе открываем.
Дети разделены на группы (4 группы по 4-5 человека).
Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (кит.пословица)
— Надеюсь. Что сегодня на уроке вы пополните свою сокровищницу новыми знаниями.
Слайд 3 . План урока
Записаны понятия: равнины, реки, озера, океаны, горы
-Добавьте к перечисленным понятиям недостающие. Объясните ваш выбор.
— Распределите данные понятия на две группы. Обоснуйте ответ.
Ученики выделяют понятия относящиеся к суше и к воде. Учитель выставляет карточки: СУША. ВОДА.
— Что общего во всех этих понятиях? (Это географические объекты.)
— Сегодня мы продолжаем разговор о географических объектах. Попробуем отнести новый географический объект к одной из выделенных вами групп.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
1) Повторение изученных понятий (река, озеро, океан).
Слайд 5. Работа в группах.
— Вспомним правила работы в группе.
Каждая группа получает конверт с заданием.
2. Объясните, что обозначает данное понятие_____
3. Покажите на карте… . Где расположен этот географический объект?
1группе : Обь, Лена, Амазонка. Покажите на карте Обь.
2 группе : Байкал, Ладожское, Виктория. Покажите на карте Байкал.
3 группе : Индийский, Тихий, Северный Ледовитый. Покажите на карте Северный Ледовитый.
4 группе: Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка. Покажите на карте Мадагаскар.
5 группе : Баренцево, Средиземное, Черное. Покажите на карте Черное.
— При выполнении заданий, что вам поможет в работе с географическими объектами? (Поможет карта (атлас), толковый словарик для объяснения понятий, план работы с географическим объектом )
Каждая группа называет и объясняет понятие, называет его особенности, делит объекты на группы, показывает заданный географический объект на карте, описывает, где он расположен.
- Обь, Лена, Амазонка- это реки.
- Река – это водоем, есть течение. Реки всегда текут с более высокого места в более низкое (к низине). Место, где начинается река, называется истоком. Течет по руслу, имеет правый и левый берег. Устье – место куда впадает. Реки берут свое начало в горах, озерах, на равнинах (родники). Впадают в реки, озера, океаны. Вода в реках пресная.
- Река Обь находится в Евразии, в части света Азии. Свое начало (исток) берет на территории России в горах, потом протекает по Западно – Сибирской равнине и впадает (устье) в Северный Ледовитый океан.
- Выделили две группы: Обь и Лена текут по Азии, а Амазонка по Южной Америке.
— Чем пользовались для подготовки к ответу? (Физической картой полушарий и физической картой России, толковым словариком в конце учебника и планом работы с географическим объектом на доске).
- Байкал, Ладожское, Виктория – это озера.
- Озеро – это замкнутая естественная впадина на поверхности суши, заполненная водой. У озер, как и у рек, есть берега. Нет только правого и левого берега. Во все озера впадают реки и ручьи. Если из озера вытекает река, оно называется проточным. Если из озера вода не вытекает, оно называется бессточным. В умеренном климате вода в озерах пресная. В жарком климате вода в озерах часто бывает соленой.
- Озеро Байкал находится в Евразии, части света Азии, на территории нашей страны. Это горное озеро с пресной водой..
- Озера Ладожское и Байкал находятся в Евразии, а Виктория – в Африке.
- Индийский, Тихий, Северный Ледовитый – это океаны, относятся к воде.
- Океаны – это огромные водоемы, заполненные соленой водой. Выделяют четыре океана. Еще Атлантический океан. Они омывают материки.
- Северный Ледовитый океан омывает материки Северную Америку и Евразию. Он омывает север России
- Можно выделить в одну группу: Северный Ледовитый, а в другую – Тихий и Индийский, определяя, пересекают экватор или не пересекают.
Слайд 8. Волны океанов.
Сахалин, Мадагаскар, Гренландия, Камчатка – относятся к суше. Участки суши …
Слайд 9-10. Острова. Полуостров.
Участники группы высказывают свое мнение.
· Моря – большие водоемы с соленой водой, соединяющиеся друг с другом. Моря представляют собой части океана, более или менее отдельные от него сушей.
· Черное море находится внутри материка Евразии. Часть побережья Черного моря относится к России.
Слайд 11. Определяем основной вопрос урока.
— Можно ли разбить моря на группы?
Ученики группы представляют свои варианты.
— Есть ли вопросы к группе? Дополнения. (Ребята высказывают свое мнение, дополняя ответ группы, вопросы и ответы могут быть самыми разными)
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).
— Какой географический объект рассматривала 4группа? (Море)
— Все ли вы сейчас рассказали о море? (Наверное, нет).
— Почему столько много разных версий возникло?
Учитель рисует знак ? в рабочей карте 4 группы.
(Мы еще не разбирали, что такое море)
— Какова цель нашего урока? (Узнать о новом географическом объекте).
Слайд 12. Тема урока.
— Сформулируйте тему урока. (Моря и острова).
Учитель открывает тему урока на доске: “Моря. Острова и другие участки суши.
— Что должны ещё узнать о море?
( Где располагаются моря? С какими объектами связаны? В чем особенности морей?)
5. Построение проекта выхода из затруднения (совместное “открытие” нового).
— Что должны ещё узнать о море?
— Задайте вопросы, которые мы используем при изучении географических объектов.
Учитель обращает внимание учащихся на вопросы плана.
- Где располагаются?
- С какими объектами связаны моря?
- В чем особенность данного объекта?
Слайд 13. Открываем новые знания
1). Работа с физической картой полушарий.
— Где располагаются моря? Чем воспользуемся, чтобы ответить на этот вопрос? (Картой полушарий.)
— На какие группы можно разделить моря? (Некоторые моря находятся внутри материка, имеют небольшое соединение с океаном. Так Черное море связано со Средиземным морем и соединяется с Атлантическим океаном.
— Это внутренние моря.
(Некоторые моря являются частью, продолжением океана и омывают материк. Например: Баренцево, Красное, Лаптевых.)
— На окраине какого океана они находятся? (Северного Ледовитого океана.)
-К какому выводу пришли? (Моря являются частью океана).
Учитель вывешивает карточки-выводы на доску.
Ø Вывод: моря бывают внутренние и
моря являются частью океана
Слайд 14. Открываем новые знания
— На какой следующий вопрос мы должны найти ответ?
(С какими объектами связаны моря?)
Учитель рассказывает сказку о Драконе-Водохлебе.
Жил-был огромный дракон, который больше всего на свете любил пить воду. Он постоянно пил все, что попадалось ему на пути. Только все звери привыкнут выходить на водопой к озеру, Дракоша-Водохлёб тут как тут. Выпьет озеро – все звери опять мучаются от жажды.
Шло время. Почти вся вода кончилась. Засохли растения – наступил голод. Обиделись все животные и пошли за советом к мудрому льву.“Скажи нам, мудрый лев, что делать? Дракоша-Водохлёб уж не только пресные, но и соленые озера выпил. Нет нам больше жизни!”
Подумал лев и сказал: “Позовите его пить из моря. Все моря соединяются друг с другом и океаном, поэтому их нельзя выпить до дна. Сколько бы Дракоша не пил воды из моря, ее количество не уменьшится. Он выпьет столько, что лопнет и успокоится”.
Так звери и сделали. Они сказали Дракоше-Водохлебу: “Что тебе каждый раз искать воду, иди на море да пей в свое удовольствие.”Дракоша и пошел к морю. Пил он пил, пил, пил, пил… а вода все не убавлялась. Но Дракоша был упрямым. В конце концов, шкура у Дракоши не выдержала и лопнула. Шкуру Водохлебу звери конечно зашили, но больше так пить Дракоша не стал. Теперь ему и маленькой бочки на целый день хватает. Поэтому у всех зверей началась хорошая жизнь: воды вдоволь, растения хорошо растут, а из-за этого и пищи всем хватает. Живи счастливо!
— О каком свойстве морей знал мудрый лев?
Вывод: моря соединяются с морями и океанами.
-Представьте, что мы приехали отдыхать к Черному морю. Стоим на берегу и …, что будем делать? (Будем плавать, нырять, купаться, плескаться и загорать.)
Учащиеся повторяют движения за учителем.
— Купаемся, какая вода в море? (Вода теплая).
— Какое море? Почему? (Это теплое море, оно ближе к экватору).
— Присели, полетели… в каком направлении?
Учитель указывает по карте на север.
— Стоим на берегу Баренцева моря. Что делаем? (Любуемся, ловим рыбу).
Дети выполняют упражнения.
— Где расположено это море? (Баренцево море – часть Северного Ледовитого океана, расположено ближе к Северному полюсу, это холодное море)..
— Итак, какие бывают моря в зависимости от их расположения по поверхности земли. (Моря бывают теплые и холодные).
Слайд 15. Открываем новые знания
— На какой вопрос еще не ответили? (Какие еще есть особенности морей?)
— Посмотрите на карту, что объединяет моря в одну группу? Что можно сказать о глубине? (В морях, судя по карте, глубина чаще всего не очень большая. У берегов еще меньше).
— Как определяли глубину? (По цвету и шкале глубин в метрах).
— А чему соответствует на карте значение 0? (Это уровень океана).
— Что это значит, уровень океана?
— Каков будет уровень воды в шлангах? К чему стремится вода?
Запись выводов: Вода всегда выливается из нижнего конца.
Вода стремится быть на одинаковой высоте.
Уровень воды во всех морях одинаковый.
Учитель вывешивает карточку-вывод на доску.
Вывод: уровень поверхности воды в морях и океанах одинаков.
— Итак, все моря соединены друг с другом, т.е.моря – это сообщающиеся “сосуды” с одинаковым уровнем воды.
— Моря относятся к воде. Значит, необходимо выяснить соленая или пресная вода находится в них. Почему вода в морях и океанах такая солёная?
— Вспомним опыт, который проводили на уроке, посвященном озерам.
Учитель показывает тарелочку с кристалликами соли.
— К какому выводу пришли? (В море вода соленая.)
Учитель вывешивает карточку — вывод на доску.
Вывод: вода в морях и океанах соленая.
Слайд 16. Кластер «Моря». Обобщение знаний.
— Ребята, а как взаимодействует морская вода с поверхностью суши? (Морская вода размывает берега, образуются острова, полуострова).
Ученики показывают и называют моря омывающие поверхности суши, Например., моря Северного Ледовитого океана… омывают север Евразии.
— Если заинтересуетесь, почему географические объекты имеют такие названия, можете в дополнительной литературе поискать ответ дома.
5. Применение знаний, закрепление во внешней речи.
1). Работа с таблицей:
Источник
Презентация по окружающему миру «Моря,озёра,реки»
Презентация по окружающему миру для учащихся 3 класса по программе » Школа России». Материал содержит тридцать красочных слайдов, при помощи которых в доступной форме детям рассказывается о морях, реках и озёрах России. Также презентация содержит национально-региональный компонент (рассказ о Байкале).Презентация по окружающему миру » Моря, озёра, реки»
Составила: Федотова Н.В. Моря, озера и реки
Как называются самые большие водоемы?
Как называются самые большие водоемы?
Презентация по окружающему миру «Моря,озёра,реки»
Какой океан самый глубокий? ( вставьте правильно букву в слова) на карт… на планет… е-
Какой океан самый глубокий? ( вставьте правильно букву в слова)
и — Северный- Ледовитый океан
Источник