- Северный морской путь: мониторинг ледохода в Обской губе
- Формирование карт ледовой обстановки с помощью космических снимков
- Темы
- Безопасное судоходство
- Технология исследования
- На Севморпути появится цифровая система для навигации и экологии
- Погода и условия
- Зачем Россия усиливает экологическую безопасность Севморпути
- Что дадут региону и бизнесу системные исследования Арктики
Северный морской путь: мониторинг ледохода в Обской губе
Формирование карт ледовой обстановки с помощью космических снимков
Темы
В 2022 году отмечается 90-летие существования Северного морского пути как единой транспортной магистрали вокруг северного побережья Евразии: в 1932 году экспедиция под руководством Отто Шмидта впервые прошла весь маршрут за одну навигацию.
Развитие Северного морского пути (СМП) – стратегическая задача в рамках освоения российской Арктики. Это основной способ снабжения северных регионов страны и вывоза природных ресурсов. Объем грузоперевозок, составивший в 2019 году 31,5 млн т, планируется увеличить до 160 млн т к 2035 году.
Большую часть года акватория СМП покрыта льдом: продолжительность открытой навигации различается от моря к морю и составляет от 2 до 4 месяцев, поэтому проход разрешен только судам ледовых классов. В зависимости от погодных условий, маршрут может быть преодолен за 7-15 дней.
- сокращение сроков и себестоимости грузоперевозок
- развитие прибрежных территорий
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты регионов
- развитие флота ледового класса
- медь, никель, железо Кольского полуострова
- медно-никелевые руды и платиноиды Норильска
- шельфовые углеводороды Карского моря
- природный газ Ямала
- олово и золото Чукотки
- нефть и газ Сахалина
Безопасное судоходство
Ледокольная проводка судов позволяет обеспечить круглогодичную, безопасную и быструю навигацию по СМП. Для ее планирования необходимо постоянное наблюдение за ледовой обстановкой. Оперативнее всего изменения фиксируются с помощью данных спутниковой съемки: важно быстро оценить характеристики ледового режима на большой площади.
По спутниковым данным формируются и обновляются карты ледовой обстановки, на которых обозначены крупные ледяные поля, трещины, торосы, полыньи, айсберги и направление их движения, классифицируются ледовые массы.
Специалисты АО «Терра Тех», дочерней компании АО «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), провели мониторинг ледовой обстановки в Обской губе: здесь находится Сабетта — один из основных портов СМП, предназначенный для освоения углеводородов Ямала. На Кольском полуострове построен завод по производству плавучих платформ сжижения ямальского газа.
Технология исследования
Наблюдение за ледовой обстановкой проводилось с начала активного таяния до полного очищения залива ото льда – с мая по июль. Фиксировались количество, концентрация, местоположение, размеры, типы и формы ледовых масс, направление их движения.
Навигационные задачи требуют повышенной точности. В основном использовались данные радиолокационной съемки – облачность не препятствует получению информации о всей площади залива. Актуальные радарные данные необходимы для ледокольных служб морских портов.
В качестве основных использованы радиолокационные данные с синтезированной апертурой (РСА) космических аппаратов HiSea-1 и Chaohu-1 с поляризацией VV, Sentinel-1 с поляризацией HH, HV, VV в режимах StripMap, ScanSAR NS, ExtraWide. Дополнительно применялись данные оптической съемки высокого и среднего пространственного разрешения с космических аппаратов Канопус-В и Sentinel-2. Сделаны радиометрическая и геометрическая коррекции, устранены шумовые искажения.
Создавались карты типов и форм ледовых масс, их сплоченности. Сплоченность ледовых масс обозначена в баллах от 0 до 10, где 0 баллов — льда нет, 10 баллов — вся поверхность моря покрыта льдом. Общая площадь акватории мониторинга составляет 21382 км 2 .
Кроме того, построены карты, отображающие изменения в распределении ледовых масс между датами мониторинга.
Пример карты изменений ледовой обстановки
Источник
На Севморпути появится цифровая система для навигации и экологии
Прохождение Северного морского пути (СМП) планируется сделать более удобным и предсказуемым за счет создания цифровой экосистемы. На эти цели правительство России выделит по 3,8 млрд рублей в 2023-2024 годах. Тем временем Минприроды разрабатывает систему экологического мониторинга в акватории СМП.
Экосистема для навигации будет работать как «ледовый навигатор», который помогает выстраивать маршруты в непростых арктических условиях. Грузопоток по Севморпути ежегодно увеличивается. Если в 2011 году было перевезено 3,16 млн тонн грузов, то в 2022-м — более 34 млн тонн. При этом стоят цели сделать этот маршрут круглогодичным и обеспечить увеличение грузопотока до 80 млн тонн в год к 2024 г.
«Трафик на СМП за пять лет вырос в пять раз, должен вырасти еще в пять раз за следующую пятилетку. При таких объемах ежедневно по Севморпути будут проходить крупные корабли. В таких условиях нужны правила, нужна предсказуемость, предварительное уведомление и ледокольное сопровождение», — ранее заявлял «РГ» глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
В августе 2022 года был принят план развития Севморпути, в который входит более 150 мероприятий, а общий объем финансирования составляет почти 1,8 трлн рублей. Одной из важных частей в этом плане — создание цифровой системы, которая могла бы регулировать работу на маршруте.
Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что в системе будут собирать данные с установленных на судах автоматизированных измерительных комплексов, а также информация будет приходить с оборудования для оперативного мониторинга ледовой обстановки на базе летательных аппаратов.
В первую очередь система будет работать для бесперебойной проводки судов в акватории СМП, рассказал «Российской газете» глава информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики Игорь Павловский.
«Сейчас нет единой системы, куда бы заводились все природные данные, визуальные и другие наблюдения за всеми техническими и природными причинами, влияющими на навигацию.
Уникальность системы в том, что она не только будет собирать информацию, но и через нее же можно будет получать различные услуги для тех, кто планирует отправить груз через СМП, включая оформление разрешений на проход судов, мониторинг, диспетчеризацию, управление работой флота», — рассказал Павловский.
Эксперт отмечает, что цифровая экосистема позволит в режиме реального времени использовать практически всю карту СМП: видеть погоду, ледовую обстановку, местонахождение судов, ведущиеся работы и так далее.
«Система уникальная в мировом масштабе. Таких наработок ни у кого нет. И если «Росатом» создаст такую систему, это позволит сделать из СМП очень «прозрачную» и «понятную» логистическую артерию», — сказал Павловский.
По мнению заместителя директора по науке Института физики атмосферы им. А.М. Обухова академика РАН Владимира Семенова, на сегодняшний день существует не только проблема с объединением всех данных мониторинга ледовой обстановки в Арктике, но и проблема с самими данными. В первую очередь, это недостаток спутникового мониторинга.
По его словам, обойтись без него можно, например, в 50-70-е годы XX века была целая служба, занимающаяся наблюдениями за ледовой обстановкой. Это были и научные суда, самолеты. Но сейчас такие методы мониторинга — это уже «вчерашний день», без спутникового мониторинга не обойтись. Особенно в вопросах прогнозирования ледовой обстановки. Пока вероятность долгосрочных прогнозов в лучшем случае не превышает 60%.
Ранее сообщалось, что «Роскосмос» планирует в 2024 году вывести на орбиту два космических аппарата «Арктика-М», которые будут предоставлять данные о гидрометеорологической обстановке в высоких широтах, а также три аппарата радиолокационного наблюдения.
В конце 2021 года в акватории Северного морского пути из-за неблагоприятной ледовой обстановки застряли 24 судна, в том числе нефтеналивной танкер. Суда «встали в лед» и не смогли идти дальше самостоятельно. Эксперты отмечали, что в предыдущие годы в это время ледовая обстановка была простой, поэтому судовладельцы не стали заказывать ледокольную проводку, но погода резко изменилась. Ледоколы «Росатома» были направлены для экстренного вызволения судов изо льдов, отвлекая от выполнения плановых проводок по долгосрочным контрактам.
Тем временем в Арктике уже работает система, которую ранее представляли в качестве «цифрового двойника» Севморпути — это цифровая информационно-аналитическая система поддержки принятия решений в области управления социально-экономическим развитием Арктики СМП «АрктикЛабс». Эта система позволяет выявлять «узкие места» инфраструктуры, но основной ее функционал связан с развитием экономического потенциала. Сейчас система в пилотном режиме работает в Якутии. Как рассказали «РГ» в минвостокразвития, «АрктикЛабс» будет интегрирована для обмена данными с экосистемой по навигации СМП.
Глава минприроды Александр Козлов рассказал «РГ», что сейчас совместно с Росгидрометом и «Росатомом» готовятся предложения по созданию системы государственного экологического мониторинга в акватории СМП.
Мониторинг есть и сейчас, но нужно расширить охват акватории и объем измеряемых параметров. «Она (система мониторинга. — Ред.) будет включать блок по развитию государственной наблюдательной сети и блок по созданию информационной системы для сбора, хранения, обработки, анализа, предоставления и распространения информации о состоянии и загрязнении окружающей среды в акватории СМП», — отметил министр.
Козлов добавил, что разработку концепции с финансово-экономическим обоснованием планируется завершить до апреля. Саму же систему планируется начать создавать с 2024 года.
«В этом же ключе сейчас обсуждаем со специалистами требования к судам, проходящим по нашим арктическим морям. Ставить под угрозу экологию Арктики мы не дадим», — добавил Козлов.
Источник
Погода и условия
Зачем Россия усиливает экологическую безопасность Севморпути
Что дадут региону и бизнесу системные исследования Арктики
Россия серьезно усиливает экологическую безопасность Арктики. Создание системы экологического мониторинга в акватории Северного морского пути (СМП) по поручению правительства уже прорабатывает Минприроды совместно с Росгидрометом и Росатомом. Об этом «Известиям» рассказали в Минприроды. Экомониторинг будет опираться на систематические исследования состояния окружающей среды по регулярной сети станций в акватории СМП и государственной наблюдательной сети, а также будет включать в себя систему сбору и обработки информации. Создание такой системы при наличии бюджетных средств запланировано на 2024 год, добавили в ведомстве.
Проведение мониторинга позволит чётко отслеживать текущее состояние окружающей среды и определять предельные уровни экологической нагрузки в отдельных районах. Бизнесу же экомониторинг в этом регионе даст возможность прогнозировать изменения этой среды и корректировать при необходимости свою деятельность — например, маршруты следования судов, делая их более безопасными для обитателей морских экосистем, считают эксперты.
Источник