Как оформить пруд в собственность?
1. Большинство водных объектов в России находятся в федеральной собственности, и лишь около 5% — в муниципальной и частной. В новом Водном кодексе прямо указаны разновидности поверхностных водных объектов, могущих быть в частной собственности (пруды и обводненные карьеры, находящиеся на частных земельных участках). Однако определения понятий данных водоемов в Кодексе не даны. Оформить пруд в собственность можно в соответствии с гражданским и земельным законодательством, но существуют несколько ограничений при наличии которых это сделать нельзя:
а) Оформление права собственности на пруд невозможно без оформления права собственности на земельный участок в границах которого он расположен, т.к в соответствии с п.4 ст. 8 Водного кодекса РФ — далее ВК РФ, не допускается отчуждение водных объектов (пруд или обводненный карьер) без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
б) Невозможно оформить право собственности на водный объект (пруд, обводненный карьер), если он расположен в границах территорий общего пользования (п. 8, ст. 27 Земельного кодекса РФ — далее ЗК РФ).
2. Для определения статуса земельного участка на котором расположен водоем подайте заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении напишите, для каких целей Вам необходимо оформление в собственность данный участок, укажите схему местоположения, размеры. Решение по данному вопросу местные органы власти обязаны принять в течение двух недель. Порядок предоставления таких участков должен соответствовать ст. 37 ЗК РФ (объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.)
3. В случае если земельный участок не отчужден и не находится на кадастровом учете, также необходимо обратиться с заявлением в органы местного самоуправления для проведения торгов, а затем вынесения постановления о выделения земельного участка с указанием адреса и размеров для проведения межевания и оформления кадастрового паспорта и дальнейшей регистрации земельного участка.
4. Для принятия решения, органы местной власти должны направить запросы на установление существующего права собственности на данный водный объект. Запрос о наличии водного объекта в соответствующем реестре собственности рассылается в территориальный орган по управлению федеральным имуществом, в департамент по управлению государственной собственности и в отдел водных ресурсов территориального управления.
5. В случае подтверждения факта, что данный пруд не является федеральной собственностью, готовиться распоряжение о включении в собственность данного водного объекта (ч. 2 ст. 8 ВК РФ, ст. 40 ЗК РФ).
6. После всех процедур необходимо зарегистрировать право собственности на этот водный объект в соответствии с ФЗ «О государственной регистраций прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1, ст. 25 ЗК РФ). С момента получения документов о регистрации вы становитесь полноправным хозяином пруда.
Источник
Могут ли продать пруд
Главная страница | Форум Гарант |
Добрый всем день!
Не могу найти ответ на такой вопрос. Если мы на своем земельном участке (с/х назначения) вырыли пруд глубиной от 5 до 7 метров, к какой ответственности нас могут за это привлечь? В соответствии с законом «О недрах» ст. 19 собственник земельного участка имеет право по своему усмотрению осуществлять без применения взрывных работ строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров.
Нужно ли брать разрешение на рытье пруда и где если надо?
ст. 40 ЗК РФ:
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
Вопрос: На своем земельном участке я хочу выкопать пруд. Нужно ли для этого получать какие-либо разрешения?
Ответ: Давайте определимся, что понимается под словом «пруд». «Пруд — искусственный водоем, выкопанный до глубины 3-5 м или созданный путем постройки плотины в долинах небольших рек, ручьев, на территории балок либо оврагов. Обычно пруд представляет собой водоем площадью не более 1 кв. км, который должен иметь достаточной крутизны берега, слабый уклон дна и устойчивое к размыву ложе» (Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978).
Подпункт 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ относит пруд к поверхностным водным объектам. Они включают в себя природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Под водным режимом следует понимать изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Именно наличие этих признаков позволяет отличить пруд как водный объект от искусственного резервуара с водой, уровень которой регулируется человеком.
Земельный кодекс РФ в подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ позволяет собственнику проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты согласно установленным законодательством экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям.
Таким образом, собственникам необходимо учитывать несколько важных моментов:
— позволяет ли разрешенное использование земельного участка строить пруд;
— каким экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям должен отвечать будущий водный объект.
Согласно п. 2, 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ разрешенное использование — это правовая основа для использования физическим или юридическим лицом земельного участка, возведения на нем жилых, производственных и т.п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п. работ, тесно связанных с целевым назначением земли.
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки по целевому назначению. Нужно также учитывать и принадлежность участка к той или иной категории земель и соблюдать разрешенные способы использования, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (п. 1 ст. 42 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 81 ЗК РФ участки для ведения гражданами дачного хозяйства находятся на землях сельскохозяйственного назначения. Дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им для отдыха. На нем можно возводить жилые, хозяйственные строения и сооружения, выращивать плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель (ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут самостоятельно хозяйствовать на своих земельных участках также с учетом их разрешенного использования и целевого назначения, не нанося ущерб земле как природному и хозяйственному объекту (ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Возведение строений и сооружений в дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом его организации и застройки территории (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Контроль за этим проводит правление объединения, а также инспекторы государственных органов, органы местного самоуправления.
Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан должна проводиться согласно строительным нормам — СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя России от 10.09.1997 N 18-51).
Так, п. 4.1 СНиП 30-02-97 определяет, что организация территории садоводческого объединения должна согласовываться с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки этой территории. Такой проект является юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками садоводческого объединения. На территории общего использования проектом планировки и застройки может быть предусмотрено создание водоемов для пожаротушения, открытых водоемов и специальных накопительных котлованов для полива садово-огородных культур.
Строительство пруда на индивидуальном участке влечет внесение изменений в проект планировки и застройки. В этом случае свои действия следует согласовывать с администрацией местного самоуправления, на территории которого расположено садоводческое объединение (п. 5.9, 8.3, 4.1 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения», принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя России N 18-51).
Возведение пруда должно происходить в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией, удовлетворять требованиям экологического законодательства, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным нормативам (подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ). Помимо этого необходимо учитывать, что собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Все работы нужно проводить в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»).
Если на дачном участке уже построен пруд в нарушение установленного порядка и разрешенного использования земли, то на дачника может быть наложено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного законодательства (п. 1 ст. 47 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
За использование земель не по целевому назначению гражданина также могут оштрафовать. Размер санкции — от 1000 до 1500 руб. (ст. 8.8 КоАП РФ).
Отметим, что с 2007 года в собственности физического лица может находиться пруд (ч. 2 ст. 8 ВК РФ; п. 2 ст. 261 ГК РФ). Его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен, не допускается. Кроме того, такой земельный участок не подлежит разделу, если в его результате требуется раздел пруда (ч. 4 ст. 8 ВК РФ).
Источник
МОГУТ ЛИ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ НЕ ДОПУСТИТЬ СДАЧУ ПРУДА В АРЕНДУ?
Обращаемся к вам со следующим вопросом. В Российской Федерации законом установлена федеральная собственность на водные объекты. На реке Ашкадар сорок лет тому назад был сооружен пруд площадью 57 гектаров и объемом 900 тысяч кубических метров. Пруд в 2007 году стали оформлять в аренду с целью его спуска и вылова рыбы. Между тем, пруд находится в семи километрах от истока реки, являющейся «градообразующей» и водной артерией Федоровского, Стерлибашевского и Стерлитамакского районов. В настоящее время пруд представляет собой естественное нерестилище, в котором обитают такие виды рыб как сазан, карп, щука, голавль, елец и др. К тому же, по впадающему в пруд ручью под названием Орловский на зимовку спускается хариус, занесенный в «Красную книгу» нашей Республики. Кроме рыбы, в пруду живут ондатры, бобры, гнездятся лебеди и утки.
Местное население категорически против сдачи пруда в аренду. В этом году, собрав подписи жителей и обратившись в прокуратуру, мы не допустили беспредела. Однако процесс оформления не прекратился.
Мы, постоянные подписчики вашей газеты, просим вас помочь в решении данного вопроса. Пришлите нам закон, на который вы опираетесь в статье «Прокуратура Волгоградской области вернула государству озеро».
Что нам предпринять дальше? Заранее благодарны.
Башкортостан, Федоровский район, с. Дедово
Михаил Геннадьевич ТРУТНЕВ
Здравствуйте! Обращаюсь к Вам с большой просьбой. Разъясните, пожалуйста, в каких водоемах можно, а в каких нет, ловить рыбу. Какие можно брать в аренду, какие нет. У нас в Орловской области Малоархангельского района глава Администрации оккупировал проточный пруд около 40 гектаров. Выставил охрану с катером и никого с удочкой к нему не подпускают.
Заранее Вам благодарен,
Сергей Николаевич Тимошин
С 1 января 2007 года вступил в силу новый Водный кодекс Российской Федерации, регулирующий водные отношения.
В соответствии с этим законом, водные объекты действительно находятся в федеральной собственности – за исключением прудов и карьеров. Пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на правах собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, находятся, соответственно, в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица (ст.8 ВК РФ).
Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом (п.2 ст. 4 ВК РФ). В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону. Право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка водоем (п.2 ст. 261 ГК РФ).
В связи с чем пруды и обводненные карьеры вместе с прилегающими земельными участками могут быть предметом купли-продажи, аренды и других гражданско-правовых сделок. Любой собственник земли (в том числе и государство), на котором находится ваш пруд, имеет право сдать его в аренду.
Могут ли граждане не допустить аренду водного объекта? Прямого указания в законе, которое предусматривало бы запрет на сдачу пруда в аренду в случае протеста со стороны граждан, нет. В тоже время, одним из основных принципов водного законодательства является принцип учасаждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации (п.6 ст. 3 ВК РФ).
Органы государственной власти при осуществлении своих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания учитывают предложения и рекомендации граждан и юридических лиц (ст. 10 Федерального закона « О животном мире»).
Таким образом, если, как указывается в письме, большинство жителей против предоставления водного объекта в аренду, то органы власти должны при решении этого вопроса учесть данное обстоятельство.
К сожалению, чиновники не всегда прислушиваются к мнению простых граждан.
Правда, есть еще, на наш взгляд, действенный способ довести до власти свои требования.
Это право граждан на проведение митингов, собраний, демонстраций (ст. 31 Конституции РФ).
Например, в Приморском крае охотники и рыболовы намеревались выйти на центральную площадь Владивостока с акцией протеста против методов предоставления земли в Приморье («РОГ», № 31, 2007г.).
Возможно, вам удастся убедить собственника в нецелесообразности сдачи водного объекта в аренду. Однако следует помнить, что все ваши возражения должны быть достаточно аргументированы. Неплохо было бы вам также заручиться юридической поддержкой. Для чего советуем обратиться к знающему специалисту. Последний смог бы представлять ваши интересы в местной администрации, направлять соответствующие письма и запросы, а в случае необходимости обращаться в судебные органы.
Что касается вашей просьбы прислать закон.
В указанной статье («РОГ» № 26, 2007 г.) речь шла о признании договора аренды озера недействительным в связи с тем, что муниципальное образование не являлось собственником озера и, естественно, не имело права заключать такой договор.
По иску прокуратуры арбитражный суд признал данный договор недействительным (ничтожным). Суд руководствовался нормами гражданского права.
Вопросы сдачи прудов в аренду регулируются нормами Водного, Земельного, Гражданского кодексов РФ.
Источник