Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Жуковского “Море”
Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского “Море”.
Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и “облака золотые”, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны.
Не сразу оно успокаивается и после нее. Четырехстопный амфибрахий
в стихах элегии передает и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенное в начале стихотворения “безмолвное море, лазурное море” помогает созданию образа, прекрасного, спокойного моря. А вот описание бури: “Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу”. При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.
Но как ни прекрасно само по себе море, не только оно занимает воображение поэта. Нетрудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем то сокровенном, дорогом ему. Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе “глубокую тайну”.
Отсюда – метафоры, сравнения, олицетворение: море “дышит”, оно наполнено “смятенной любовью, тревожною думой”. Поэт обращается к мору с вопросом, словно к человеку:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке “тайны” моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали.
Только там, на небе, все вечно и прекрасно, вот почему море тянется “из земной неволи” к “далекому, светлому” небу, любуется им и “дрожит за него”. Автор через описание природы показывает нам свои переживания. В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого “я”.
Настроение автора слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе с ней. И когда читаешь строки: “Ты живо: ты дышишь смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты”, понимаешь, что здесь идет речь о чувствах поэта, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу. Жуковский олицетворяет море, и вот перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие нюансы чувств героя.
Поэт задает ему вопросы, на которые нет ответа, но которые возникают при взгляде на это “необъятное лоно”. И здесь возникает мотив, присущий многим произведениям Жуковского, – мотив двух миров. Его можно ярко увидеть и в балладах, и в лирике автора.
Первый из них – земной, греховный, низкий, а второй – возвышенный, небесный. Тогда получается, что за тем фактом, что небо отражается в воде, мы видим и другой, что море и есть отражение того второго, лучшего мира:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Но вот мир меняется: какая то высшая сила нарушает установившуюся гармонию, возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу. Возможно, такая же борьба двух начал происходит и в душе поэта.
Но свет всегда побеждает тьму, утверждает романтик Жуковский: И мгла исчезает, и тучи уходят… Но отпечаток бури остается, и море еще долго волнуется, вспоминая об этом. Так и память человека, пережив несчастье, нескоро забудет о нем. Теперь перед читателем предстает совсем другое море – обманчивое. И если с виду оно такое же красивое и спокойное, то на самом деле полно страха, смятения.
Образ моря становится символом неволи, тоски. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихотворение становится живым, единым. Автор заворожен представшим перед ним видом, на одном дыхании рассказывает о событии, длящемся не один час. Он не изображает нам видимые явления, а показывает динамику чувств. Разум имеет дело лишь с видимостью.
Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, нравственному чувству. Поэтому Жуковский и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается “незримая душа” природы. Прочитав это стихотворение до конца, понимаешь, что перед тобой действительно элегия: грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, в жизни. Язык этого произведения поражает своей музыкальностью, мелодичностью. Автор заставляет читателя слышать и видеть развернувшуюся картину.
Жуковский выразил все то, что было у него на душе. И в этом, бесспорно, ему помогла природа. В стихотворении преобладают личные интонации.
Здесь море – символ души человека. Природа необходима Жуковскому, чтобы глубже понять тончайшие переливы души человеческой. У Жуковского получилось оригинальное, необыкновенной красоты произведение. Белинский писал: “Трепет объемлет душу при мысли о том, из какого ограниченного и пустого мира поэзии в какой бесконечный и полный мир ввел он нашу литературу, каким содержанием обогатил и оплодотворил он ее…”
Источник
Стихотворение В.А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка).
«Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль» — так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека. Свыше пятидесяти лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, достойное место в истории русской поэзии.
В 1822 году В.А. Жуковский пишет элегию «Море», которая поражает нас уже с первых строчек. Так прекрасны, реальны и близки они каждому человеку, хоть раз наблюдавшему эту величественную картину. В картинах природы, которые создавал Жуковский, всегда присутствует воспринимающий ее человек. Более того — человек и природа у него даны в некоем единстве. «Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии Жуковского.
Темой стихотворения «Море» является одухотворение природных начал жизни через выявление их поэтических свойств. По жанру это элегия, что подразумевает мелодичность и напевность стиха. Начинается произведение с чисто пейзажной зарисовки:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою, очарован, над бездной твоей.
Внутренний мир лирического героя созвучен переживаниям природы. Именно она становится причиной душевного трепета героя. Жуковский передает переживания, глубоко прочувствованные им. Море близко поэту, как могут быть близки две стихии — «безмолвное… лазурное море» и «далекое, светлое небо».
При описании поэт использует эпитеты, передающие полутона, промежуточное настроение: «смятенный», «тревожный», «светозарная лазурь». С помощью них создается атмосфера взволнованности и тревоги. Лирическое «Я» героя находится под воздействием каких-то чар.
Стихотворение построено на приеме олицетворения. Однако Жуковский не просто одухотворяет природу, но наделяет ее способностью чувствовать. Чувства, переживания здесь предельно обострены, исполнены особым лиризмом. Море символизирует человеческую душу, которая наполнена любовью, тоскою и ожиданием. Небо – символ возлюбленной. В море (как и в душе человека) отражается блеск звезд. Это один из самых ярких образов русской поэзии: «Ты чисто в присутствии чистом его».
Поэт говорит о силе нравственного преображения любви. Центром романтического мира Жуковского является душа, она мерило настоящих ценностей. Душа связует два мира, она способна преодолеть ограниченность земного существования.
До Жуковского море было символом свободы. Поэт по-новому осмысляет этот образ. В его создании участвуют эпитеты «безмолвное», «лазурное»; олицетворение «ты живо, ты дышишь, тревожной душою исполнено ты», «грудь твоя дышит», «ты бьешься», «ты воешь»; лексика возвышенная, иногда устаревшая: «бездна», «любовь смятенная». При создании образа предпочтение отдается глаголам: «дышишь», «движет», «тянет», «ласкаешь», «льешься», что говорит об активном использовании приема одушевления, создания динамичности образа. Даже интонационный рисунок помогает автору передать очень важные моменты взволнованности и тревожности:
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
И мгла исчезает, и тучи уходят.
Море в стихотворении Жуковского предстает как символ тоски и печали, тотального одиночества человека. Об этом говорит и сам жанр элегии как вид лирики романтического плана, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире.
В этом стихотворении Жуковский развивает традиционный романтический мотив двоемирия. Отсюда такая притягательная власть неба над морем. Образ неба создается за счет отражения его в море:
Таинственной, сладостной, полной жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его;
Ты льешь его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь.
Поэт обращается к морю с вопросом, словно к человеку:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него».
Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы — все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского. Влияние его творчества выходит далеко за пределы его эпохи. Оно сказалось, например, в стихах Тютчева и Фета, позднее – в поэзии Александра Блока.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Жуковский В.А. / Разное / Стихотворение В.А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка).
Смотрите также по разным произведениям Жуковского:
Источник