Модернизация портов северного морского пути

Модернизация потребовалась почти всем портам Северного морского пути

Практически все порты Северного морского пути требуют модернизации, за исключением Дудинки Красноярского края. Об этом передает ТАСС со ссылкой на руководителя магистерской программы «Арктическое регионоведение» Северо-Восточного федерального университета Дарьяну Максимову. По ее словам, нынешнее состояние портов мешает в полной мере осуществлять северный завоз.

«На сегодняшний день система портов СМП не позволяет использовать инфраструктуру в этих целях, устанавливаемые сроки завоза жизненно необходимых товаров, топлива и продовольствия почти ежегодно срываются. Сейчас все ожидания связаны с развитием пропускной способности СМП и ресурсным потенциалом Арктики, СМП вместе с ОЗР (опорная зона развития) объявлены флагманами социально-экономического развития российской Арктики. Предполагается, что по СМП будут перевозиться природные ресурсы Арктики на рынки Европы и Азии. Но Россия не может единолично развивать Арктику без помощи извне, необходимо привлекать инвестиции, в том числе иностранные», — сообщила собеседница.

При этом в минтрансе Якутии отметили, что для всего СМП одним из основных портов является Тикси. Когда его вводили в эксплуатацию, то мощность расчитывали на уровне 600 тысяч тонн грузов. Однако объем грузооборота неуклонно снижался, и в последние годы через порт следуют только грузы местных получателей — продовольствие и стройматериалы.

В связи со снижением объемов перевозки грузов (начиная с 2010 года порт перерабатывает до 10-15 тыс. тонн грузов) в настоящее время производственные мощности порта используются менее чем на 3-5%, отметили в минтрансе республики.

В частности, в Тикси сильно изношены причальная стенка и перегрузочные портальные краны — более чем на 90%. Если провести реконструкцию порта, то Тикси сможет принимать морские суда с осадкой до 10 метров, это позволит довести объем грузопереработки до 300 тыс. тонн в год.

Источник

Новые порты Северного морского пути

Космический взгляд на модернизацию главной арктической магистрали

Темы

В рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» проводится комплексная модернизация портовой инфраструктуры. Одно из направлений программы – расширение магистральной транспортной инфраструктуры, в том числе строительство новых морских портов.

Специалисты АО «Терра Тех», компании холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») отследили появление морских портов на Северном морском пути за последние 15 лет. В работе использованы отечественные снимки высокого разрешения и данные дружественных государств.

Схема расположения новых портов СМП
Границы РФ приведены по состоянию на 01.01.2022. В отношении Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей в соответствии с законами № 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ от 04.10.2022 до 01.01.2026 действует переходный период для урегулирования вопросов интеграции субъектов в правовую систему РФ.

Порты, введенные в эксплуатацию

Варандей – нефтеналивной порт компании «Лукойл», введенный в эксплуатацию в 2008 году. Он расположен в Ненецком автономном округе на берегу Баренцева моря. Порт обрабатывает нефть с расположенных неподалеку Медынского, Тобойского и Мядсейского месторождений и газ с шельфового месторождения Приразломное. Его проектная мощность составляет 12 млн тонн в год. Варандей занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире.

Читайте также:  Берингово море какие рыбы обитают

Источник

Что уже сделано и что планируется для развития инфраструктуры северных морских портов

Начало апреля ознаменовалось двумя знаковыми событиями. Компания ЭЛСИ объявила, что строители Тихоокеанской железной дороги, которая соединит Эльгинское месторождение с морским угольным терминалом «Порт Эльга» на побережье Охотского моря, прошли рубеж в 100 километров железнодорожного полотна, а «РЖД» сообщила, что к строящемуся порту Лавна в Мурманской области были уложены первые метры новых путей.

Ледокол

Порт Лавна является одним из главных элементов Мурманского транспортного узла, комплексное развитие которого осуществляется в кратчайшие сроки, поскольку это — стратегически важный проект и для региона, и для Арктической зоны РФ (АЗРФ) в целом. Мурманскую область недаром называют сердцем АЗРФ — она входит туда целиком, и именно на территории области реализуется наибольшее количество инвестпроектов, а под ее крылом находится максимальное число резидентов зоны — 188. Провозная способность участка станция Выходной — станция Лавна в 2024 году должна гарантировать 18 миллионов тонн груза в год в направлении угольного терминала «Лавна».

Помимо угля в перспективе по новой линии в порт смогут доставляться и другие грузы. Заказчиком работ является государство, поэтому финансирование идет из федерального бюджета. Общая стоимость проекта оценивается в 37,7 миллиарда рублей, из них в этом году будет направлено 21,5 миллиарда.

Тихоокеанская железная дорога протяженностью 531 километр (с учетом разъездов и станций — 626) задумана с той же целью — стабильная транспортировка продукции, в первую очередь угля, к морю (ввод в эксплуатацию намечен на 2026 год). С той лишь разницей, что это — собственность ЭЛСИ, которая решила не ждать милостей от природы, а покорить ее (из-за сложности проходки по практически необитаемым местам дорогу уже называют вторым БАМом), поэтому проект финансирует частный капитал, а грузы получат выход четко на восток.

Таким образом, и в том и в другом случае будут обеспечены подходы к портам, что является краеугольным камнем строительства либо развития любых портовых мощностей.

Выступая на международной конференции «Арктика 2023», первый замглавы минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что стратегически важное значение для российской Арктики имеет Северный морской путь. Он открывает более короткий путь между западом и востоком России и в перспективе может стать более выгодным торговым маршрутом между Европой и Азией. В 2022 году был утвержден комплексный план развития СМП до 2035 года. Спикер заявил, что это самый подробный документ за всю современную историю Севморпути. План содержит 152 мероприятия, в их числе — строительство и модернизация 14 портов и терминалов, в которое планируется инвестировать 237 миллиардов рублей. Всего инвестиции в развитие СМП — почти 1,8 триллиона рублей.

Читайте также:  Куда на море 2016

Гаджимагомед Гусейнов отметил, что уникальность документа заключается еще и в том, что эти инвестиции защищены юридически обязывающими соглашениями как со стороны компаний, реализующих крупнейшие проекты на трассе СМП, так и со стороны государства. Реализация плана принесет экономике страны к 2035 году более 16 триллионов рублей налогов и почти 30 триллионов добавленной стоимости.

В ходе круглого стола «Транспортный потенциал Северного морского пути», прошедшего в Совфеде, руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев уточнил, что в нынешнем законодательстве разделены полномочия между минтрансом и «Росатомом», последний определен инфраструктурным оператором на СМП. СМП юридически зафиксирован от Карских ворот до Берингова пролива, именно этот отрезок находится в ведении «Росатома», а то, что справа и слева, — под крылом минтранса. Хотя логично было бы рассматривать все это вместе, считает руководитель Росморречфлота, поскольку, например, Мурманск и Нарьян-Мар юридически находятся вне СМП, но являются грузовой базой в целом для Арктики.

В акваторию СМП входит шесть морских портов — Сабетта, Диксон, Дудинка, Хатанга, Тикси и Певек. Наиболее мощным и развитым из них является Сабетта. Там реализовано несколько проектов, в том числе якорный — это «Ямал СПГ», который вдохнул вторую жизнь в Севморпуть.

Общую мощность морских портов Западной Арктики, среди них основные — Мурманск, Кандалакша, Витино, Архангельск, к 2030 году, по словам Захария Джиоева, планируется увеличить с 89 до 149,5 миллиона тонн. Инвестиционные проекты на сегодня — морской перегрузочный терминал СПГ компании НОВАТЭК, рейдовый перевалочный комплекс «РПК-Логистика», угольный терминал «Лавна».

Комплексный план развития Севморпути до 2035 года предусматривает строительство и модернизацию 14 портов и терминалов

Мурманский морской торговый порт и Мурманский балкерный терминал реализуют свои проекты, «Русатом Карго» — свои, в Мурманске и Владивостоке для организации транзита через СМП, в том числе контейнерных грузов, в порту Нарьян-Мар идет строительство терминала для обслуживания газохимического комплекса. Захарий Джиоев отметил, что ограничения, вызванные санкциями, проблемы с поставками иностранного оборудования не заставили инвесторов отказаться от своих планов и проектов. Либо были найдены варианты замещения, либо произошли сдвижки по времени. В целом развитие инфраструктуры как непосредственно в акватории СМП, так и в Арктическом регионе идет достаточно интенсивно.

К сожалению, пока не всем арктическим территориям повезло войти в число проектов первостепенной значимости. Глава администрации Нижнеколымского района Валерий Сентяков напомнил, что главный смысл проектов по развитию Арктики и СМП — сохранить человеческий капитал. Нижнеколымский район расположен на крайнем северо-востоке Якутии и географически является самым отдаленным от столицы региона районом республики. При этом район занимает важное место в транспортных связях северо-востока Якутии и России в целом, сообщил Сентяков. Порт Зеленый Мыс — это морские ворота республики и северо-востока Чукотки. В 1982 году в порту работали полторы тысячи человек, сейчас — 39. Отток населения из района, где компактно проживают пять малочисленных народов Севера, где в уникальном Арктическом колледже обучают таким профессиям, как оленевод и обработчик рыбы, продолжается. «Один из лучших поселков Арктики — Черский — вот так уходит. Это — крик души», — заявил спикер.

Читайте также:  Соль мертвого моря при переломах

Что нужно? Построить дорогу, восстановить грузопоток морского порта. Грузовая база, по словам Валерия Сентякова, есть: в Верхнеколымском районе находится самый большой угольный разрез (1 миллиард тонн угля — это запасы на 50 лет вперед), а уголь — высочайшего качества. Есть также крупнейшее золоторудное месторождение с запасами в 180 тонн золота. А также есть Зеленомысский речной порт. Сегодня глава района ждет инвесторов, а пока мечтает о плавучей атомной электростанции, как в Певеке, для своего порта — есть проблемы с подачей электричества.

Источник

Россия модернизирует порты Тикси и Диксон для усиления охраны Северного морского пути

Россия модернизирует порты Тикси и Диксон для усиления охраны Северного морского пути

РФ намерена реконструировать арктические порты Тикси и Диксон для обеспечения безопасности судов, следующих по Северному морскому пути (СМП).

Об этом заявил командующий Северным флотом Александр Моисеев, передает «Интерфакс».

«В рамках реализации государственной политики РФ в Арктике и выполнения поручений президента РФ по развитию Северного морского пути и побережья арктических морей предусмотрена реконструкция морских портов двойного назначения Тикси, Диксон», — цитирует Моисеева агентство.

Он уточнил, что такой шаг позволит российскому флоту «оперативно реагировать на возможные угрозы безопасности мореплавания на всей протяженности Северного морского пути».

Командующий Северным флотом отметил, что модернизация объектов позволит «на постоянной основе базировать корабли в период летней навигации, а в перспективе, с поступлением новых кораблей ледового класса — круглогодично».

Порт Тикси расположен на побережье моря Лаптевых, губа Буор-Хая (Якутия). Диксон находится на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив, на территории поселка Диксон Красноярского края.

Ранее «Эксперт» писал о том, что Минпромторг поддержал предложение «Росатома» о строительстве двух дополнительных атомных ледоколов проекта 22220 для СМП. Отмечается, что корабли могут быть построены в 2028 и 2030 годах на Балтийском заводе, который на минувшей неделе сообщил о запуске на серийном атомном ледоколе «Урал» второго атомного реактора РИТМ-200. Заложенный в июле 2016 года «Урал» планируется предать заказчику — ФГУП «Атомфлот» — в конце текущего года. Ледоколы проекта 22220, которые выпускает Балтийский завод, являются самыми мощными в мире.

Северный морской путь пролегает через четыре моря (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию, пишет портал «Будущее Арктики». СМП имеет длительную многовековую историю, однако у него нет единого общепринятого маршрута. В судоходстве он определяется как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а законодательством РФ — как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». В настоящее время в связи с началом освоения арктических месторождений, развитием транзитного судоходства, ростом числа экспедиционных и туристических рейсов в Арктику, значение Севморпути значительно возросло.

Источник

Оцените статью