5. Прилежащая зона: понятие, виды, правовой режим.
Термин «прилежащая зона» указывает на расположение этого морского пространства – оно прилегает к территориальному морю прибрежного государства. Установление прилежащих зон в истории морского права связано с определением ширины территориальных вод.
В начале XVIII в. большинство государств имело трехмильную ширину территориального моря, которая не могла полностью обеспечить соблюдение интересов прибрежного государства. Прилежащая зона впервые была установлена Англией (1736–1876 гг. – принятие комплекса различных законов «о лавировании»), В XIX в. США приняли закон о прилежащей зоне. Россия установила прилежащую зону в 12 морских миль в 1909 г.
Конвенция об открытом море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 24) определяет, что прилежащая зона является частью открытого моря, прилежащей к территориальному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять свой контроль. Предельная ширина прилежащей зоны – 24 морские мили; ее внутренняя граница отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальное море.
В Конвенции по морскому праву 1982 г. (ст. 33) закреплено право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных законов и правил в пределах своей территории или территориальных вод, или для наказания за нарушение этих законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориальных вод.
Установление прилежащей зоны преследует две цели: 1) предотвращение нарушений, т.е. превентивные меры в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море; 2) наказание за совершение нарушений, т.е. применение юрисдикции к судам, побывавшим в территориальных или внутренних водах и нарушившим правила прибрежного государства.
Конвенция 1982 г. определяет прилежащую зону не как часть открытого моря, а именно как зону, прилежащую к территориальному морю. Установление прилежащей зоны является правом прибрежного государство. Оно вправе предусмотреть все четыре вида прилежащих зон (таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную), некоторые из них, одну или ни одной.
Перечень видов прилежащих зон имеет исчерпывающий характер. В законодательстве некоторых государств предусмотрены так называемые зоны безопасности, установление которых не имеет юридического обоснования в действующем международном праве. Комиссия международного права, комментируя положения Конвенции 1982 г. о прилежащей зоне, не признала права государств на установление прилежащей зоны безопасности, поскольку «неопределенность термина безопасность на практике может привести к произволу».
Прилежащая зона может быть четырех видов: — таможенная, — фискальная, — иммиграционная, — санитарная.
За исключением таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных прав контроля прибрежного государства во всем остальном режим прилежащей зоны совпадает с режимом ИЭЗ.
Международное право не допускает расширения прилежащих зон за пределы 24 морских миль (44,4 км), отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.
Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне. Контроль включает: — право остановить судно, — право произвести осмотр, — в случае, если имело место правонарушение, право принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения, — право применять наказание за нарушение.
За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушителя, в том числе и в открытом море, если оно осуществляется по «горячим следам», то есть начато в прилежащей зоне и ведётся непрерывно. Преследование возможно только при нарушении прав, для защиты которых эта зона установлена.
Прибрежное государство не должно осуществлением своих прав в прилежащей зоне наносить ущерб правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.
Источник