Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость
Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от устья (65°53′ с.ш., 44°08′ в.д.). Площадь акватории составляет 191 кв. км. Порт имеет три причала: один – в г.Мезень и два – в п.Каменка Мезенского р-на. Порт является замерзающим, период навигации в нем осуществляется в среднем с середины мая по середину октября.
Основу перевозок в порту составляет северный завоз – поставки для нужд Мезенского и Лешуконского районов Архангельской области угля и дизельного топлива, речными судами осуществляются коммерческие каботажные перевозки. Безопасность мореплавания и порядок в порту обеспечивает Филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Мезень, расположенный в п.Каменка.
Николай Еремеев, исполняющий обязанности капитана морского порта Мезень ФГБУ «АМП Западной Арктики»
Особенности судоходства
Морской порт Мезень – сезонный порт, работает обычно с середины мая, со вскрытия реки Мезень ото льда, до середины ноября: навигация закрывается с началом льдообразования, с появлением шуги. Порт принимает суда длиной до 120 метров и осадкой до 4,5 метра.
Заход в порт и выход из порта проводится только в дневное время, что объясняется сложными условиями судоходства. Во-первых, в порту действуют сильные приливо-отливные течения, во-вторых, по всей акватории в течение всей навигации наблюдается изменение судового хода.
На отливе уровень реки снижается так сильно, что по судовому ходу не может пройти катер осадкой 1 метр, а на приливе можно завести судно осадкой до 4,5 метра. Приливно-отливные явления на р.Мезень характеризуются такой особенностью, что прилив идет 3 часа, а отлив продолжается 9 часов. В устье реки подъем уровня достигает 9,5 метра.
Все суда обрабатываются в основном на рейде – порт рейдовый. Морское судно заходит в порт, встает на рейд, к нему подводят сухогрузные или нефтеналивные баржи, перегружают груз, и уже баржа идет к причалу или к берегу, где разгружается на необорудованный берег или у одного из трех обсушных причалов порта.
Лоцманская проводка судов в порту обязательна. За один прилив лоцманы могут произвести только одну работу – или заход в порт, или выход из порта. Буксирное обеспечение судов в порту не осуществляется.
Ледоколы работать в акватории порта не могут по все той же причине сильных приливно-отливных явлений: по ходу прилива в период заморозков образуются большие торосы, которые в течение 2-3 приливов могут достигать высоты до 4 метров.
Инфраструктура и перевалка
Всего в порту Мезень числится 3 причала. Первый – обсушной причал «Росморпорта» в п.Каменка. Это капитальное деревянное строение с уложенными сверху бетонными плитами. В 2016 году причал был отремонтирован и введен в эксплуатацию. В настоящее время судоходная компания ООО «Экотек-Бункер» осуществляет перегрузку грузов на этом причале и все морские перевозки через порт Мезень.
Раньше здесь же был понтонный причал «Мезенского лесоперерабатывающего завода», единственного крупного предприятия, которое отправляло древесину на экспорт и на внутренний рынок. Но в 2012 году завод обанкротился, оборудование его отправили на металлолом, а причал перестал эксплуатироваться.
Второй обсушной причал расположен в г.Мезень на правом берегу реки. К нему поставлены баржи, к которым подводят груженые нефтепродуктами баржи или суда грузоподъемностью до 1 тыс. тонн и перегружают дизельное топливо через трубопроводы в установленные на берегу емкости.
Третий причал расположен на левом берегу реки в районе п.Морозилка. Он представляет собой приставленные к берегу железные секции, к которым как к причальной стенке выставляется баржа. Дизельное топливо из баржи перекачивается в береговые емкости посредством подключения к трубопроводу.
В период навигации порт в основном обеспечивает северный завоз – поставку угля, дизельного топлива и ГСМ для внутреннего потребления. Операторы причалов – компании ОАО «Архоблэнерго» и ОАО «МРСК Северо-Запад» – перерабатывают на них топливо для своих дизельных электростанций, обслуживающих Мезенский и Лешуконский районы (последний выше по реке на 180 км) Архангельской области с населением примерно по 15 тыс. человек каждый.
Раньше через порт завозились и продукты питания. Но сейчас со строительством автодороги Архангельск – Мезень продукты и строительные материалы завозятся автотранспортом. Тем не менее, роль северного завоза определяет ключевое значение морского порта Мезень в транспортной системе региона.
Расчетная пропускная способность порта – 132 тыс. тонн в год, из них по сухим грузам – 116 тыс. тонн, по наливным грузам – 16 тыс. тонн. Емкость резервуаров для хранения нефтепродуктов 12 тыс. тонн. Крытых складов в порту нет. За навигацию 2017 года в морском порту Мезень перегружено 9,9 тыс. тонн грузов (в 2016 году – 9,8 тыс. тонн), количество судозаходов составило 44 против 54 в 2016 году.
Морской порт имеет грузовой сезонный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Между тем, планов по усовершенствованию причалов и расширению мощностей порта на данный момент нет, потому что нет необходимости. А заниматься здесь созданием вновь каких бы то ни было экспортных производств желающих не находится.
Безопасность мореплавания
В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту. Вход судов в морской порт и выход их из порта осуществляется только во время прилива и в светлое время суток.
В навигационный период круглосуточное дежурство в порту по графику несут два штатных специалиста Филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Мезень – капитан морского порта и старший инспектор ГПК. Внутри порта есть постоянное движение судов, в том числе маломерных, и катеров разных служб – Погранслужбы, ГИМС, Рыбнадзора.
При необходимости происходит проверка приходящих с моря судов, контролируется погрузка–выгрузка судов. Суда и буксирные составы с грузами ходят в основном из Архангельска. Сначала они подают заявку, которую мы согласуем с лоцманом, а затем даем разрешение на заход, таким образом обеспечивается очередность судозаходов.
Кроме того, мы контролируем судовой ход, выезжаем на катере с представителем лоцманской службы, чтобы проверить фарватер, а при изменении его глубин своевременно перенести навигационные знаки. Как таковой СУДС у нас нет, связь осуществляется по рации на 16-м дежурном и 14-м рабочем канале СВЧ и по мобильной связи. С точки зрения обеспечения экологической безопасности в порту разработаны все планы ЛАРН, компании по этим планам работают совместно с нами.
Наблюдение за движением судов нами ведется с берега визуально. В Службе капитана порта своего катера нет – есть только автомобиль УАЗ. У Мезенского филиала «Росморпорта» тоже нет собственного катера – по договору предприятие арендует небольшое судно у компании ООО СК «Экотек-Бункер». В этом году ФГУ «Морспасслужба» планирует организовать в порту Мезень свою базу с необходимой спецтехникой и плавсредствами.
Коммерческие маломерные суда прописываются у нас, но в этом году новые еще не прописывались. В основном это индивидуальные предприниматели (ИП), которые занимаются коммерческими перевозками. Их частными маломерными судами занимается главным образом ГИМС и Рыбнадзор, используя моторные лодки. Мы работаем с ИП только в границах портах. По вопросам контроля судов мы работаем совместно с представителями ФСБ России и, в основном, на выходе в море.
Источник
Список судов
Мезенский морской торговый порт как владелец
Здесь приведены только те записи, для которых организация Мезенский морской торговый порт указана владельцем
Переключиться на список записей, для которых эта организация указана как оператор
Название | Проект | Борт. № | Рег. № | IMO | Стр. № | Построено | Списано | Приписка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10 | Проект Р-93, Р-93У | 224535 | 10 | 1984 | Каменка | |||
Алмаз | Тип Костромич, проект 1606 | С-05-1445 | 032217 | 1978 | Каменка | |||
Алмаз | Тип Костромич, проект 1606 | 032217 | 1978 | Мезень | ||||
Арзамас | Тип РП, проект Р-14 | 4 | 1968 | Каменка | ||||
Б-100 | Проект Р-146, Р-146А, Р-146Б | 220737 | 100 | 25.10.1988 | Каменка | |||
Б-110 | Проект Р-146, Р-146А, Р-146Б | 220851 | 110 | 01.09.1989 | Каменка | |||
Баржа №3 | Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В,Р) | С-05-1446 | 224540 | 3 | 05.08.1991 | Каменка | ||
Баржа №10 | Проект Р-93, Р-93У | 224535 | 10 | 1984 | Лайский Док | |||
Баржа №10 | Проект Р-93, Р-93У | 224535 | 10 | 1984 | Каменка | |||
Баржа №100 | Проект Р-146, Р-146А, Р-146Б | 220737 | 100 | 25.10.1988 | Каменка | |||
Баржа №110 | Проект Р-146, Р-146А, Р-146Б | 220851 | 110 | 01.09.1989 | Каменка | |||
Баржа-1 | Проект Р-93, Р-93У | 004871 | 1 | 20.05.1976 | Каменка | |||
Баржа-2 | Проект Р-93, Р-93У | 004874 | 2 | 1977 | Каменка | |||
Баржа-3 | Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В,Р) | 224540 | 3 | 05.08.1991 | Каменка | |||
Баржа-4 | Проект Р-93, Р-93У | 004886 | 4 | 01.02.1979 | Каменка | |||
Баржа-5 | Проект Р-93, Р-93У | 004890 | 5 | 12.05.1980 | Каменка | |||
Баржа-6 | Проект Р-93, Р-93У | 224539 | 6 | 1980 | Каменка | |||
Бриз | Тип Ярославец (пр. 376 всех модификаций), проект РМ-376 | 1985 | Каменка | |||||
Бриз | Тип Ярославец (пр. 376 всех модификаций), проект РМ-376 | 1985 | Мезень | |||||
Каменка | Тип РТ-300, проект 911Б | 087792 | 145 | 26.10.1968 | 201х | Мезень | ||
КПЛ-323 | Проект 528А/К23, 528А1/К23, 528Б1/К23, 528Р/К23 | 159150 | 323 | 09.08.1967 | кон. 1990-х гг. | Каменка | ||
КПЛ-372 | Проект 528А/К23, 528А1/К23, 528Б1/К23, 528Р/К23 | 168763 | 372 | 1972 | 2001 | Каменка | ||
КПЛ-814 | Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | 004951 | 814 | 1987 | Каменка | |||
КПЛ-928 | Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | С-05-1448 | Р-4929 | 928 | 25.09.1985 | Каменка | ||
КПЛ-928 | Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | 004929 | 928 | 25.09.1985 | Каменка | |||
Мезенец | Проект 1437, тип Цемес | 032983 | 1976 | Каменка | ||||
МЗ-139 | Проект Р-100 (Р-148) | 003281 | 139 | 07.1967 | Каменка | |||
ПК-303 | Проект 528А/К23, 528А1/К23, 528Б1/К23, 528Р/К23 | 149887 | 303 | 1966 | Мезень | |||
ПК-814 | Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 | 004951 | 814 | 1987 | Каменка | |||
Рубин | Тип Костромич, проект 1606 | М-33935 | 1978 | Каменка | ||||
Салют | Проект Р-100 (Р-148) | С-05-1477 | 224739 | 109 | 08.1961 | Каменка | ||
Салют | Проект Р-100 (Р-148) | 224739 | 109 | 08.1961 | Каменка | |||
Сборщик-374 | Тип СБ, ОС (пр. 1582, С, У, УД), проект 1582УД | 040924 | 8728672 | 374 | 1985 | Каменка | ||
Сёмжа | Тип СБ, ОС (пр. 1582, С, У, УД), проект 1582УД | 040924 | 8728672 | 374 | 1985 | Каменка | ||
Чеца | Проект 698, тип СРП-1 | 224729 | 8 | 28.06.1971 | Каменка |
Цветовые обозначения
Эксплуатируется |
Не сдано в эксплуатацию |
Не эксплуатируется |
Затонуло и/или заброшено |
Разрезано (утилизировано) |
Судьба не установлена |
Перестроено (изменён проект) |
Переименовано |
Изменены учётные данные |
Настройки
© Администрация ВТ и авторы материалов, 2010—2023
Использование фотографий и иных материалов, опубликованных на сайте, допускается только с разрешения их авторов.
Источник
Мезенский морской торговый порт
Координаты | 65° 54′ с.ш.; 44° 07′ в.д. |
Местоположение | восточная часть Белого моря в нижнем течении реки Мезень, впадающей в Мезенский залив |
Навигация | 150 сут. |
Ледовый период | ноябрь — май |
Ближайшие населенные пункты | г. Мезень, г. Архангельск — 215 км. |
Железная дорога | ж/д ст. Архангельск-Город Северной ж/д — 220 км. |
Аэропорт | Мезень — 4 км. |
Наличие нефтеналивных терминалов | нет |
ВЛАСТИ ПОРТА МЕЗЕНЬ | ||||
Мезенский филиал ФГУ «Администрация морского порта Архангельск» 164762, Архангельская обл., Мезенский район, п. Каменка, ул. Шелгунова, д. 5 | ||||
Должность | ФИО | Телефон | Факс | |
Капитан морского порта Мезень | Еремеев Н.В. | (81848) 54311 (81848) 54380 (81848) 54081 | — | ampm@atnet.ru |
Служба морской безопасности морского порта Архангельск | — | (8182) 656780 | — | — |
Морской спасательно-координационный центр «Архангельск» | — | (8182) 637100 (8182) 208921 | (8182) 637460 | rcc@mapa.ru |
Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» 163000, г. Архангельск, ул. К.Либкнехта, д. 34 | ||||
Должность | ФИО | Телефон | Факс | |
Директор | Правилов Н.М. | (8182) 654626 | (8182) 654626 | pravilov@arhrmp.ru rmp@arhrmp.ru |
Заместитель директора по эксплуатации | Богданов Г.Ф. | (8182) 656923 | — | bogdanov@arhrmp.ru |
Заместитель директора по экономике | Глуховский Л.П. | (8182) 652588 | — | gluhovskii@arhrmp.ru |
Главный инженер | Мергасов В.В. | (8182) 654474 | — | mergasov@arhrmp.ru |
ПРИЧАЛЫ ПОРТА | |||||
№ причала | Специализация | Длина, м. | Глубина, м. | Осадка судов, м. | Эксплуатирующая организация |
1 | навалочные грузы | 100,0 | — | 4,2 | ОАО «Мезенский морской торговый порт» |
2 | генеральные грузы | 120,0 | — | 4,3 |
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ПОРТА | |||||
Стивидорная компания | Оборудование | Площадь складов / емкость резервуаров | |||
ОАО «Мезенский морской торговый порт» | 1 гусеничный кран, 4 плав крана, 3 автопогрузчика | откр. — 1000 м. кв. |
СТИВИДОРНЫЕ КОМПАНИИ ПОРТА МЕЗЕНЬ | |||||
Название | Специализация | Адрес | Телефон | Факс | |
ОАО «Мезенский морской торговый порт» | перевалка и хранение грузов | 164762, Архангельская обл., Мезенский район, п. Каменка, ул. Шелгунова, д. 5 | (81848) 94032 (81848) 94134 | (81848) 94032 (81848) 94134 | — |
Источник