Мезенский морской торговый порт

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от устья (65°53′ с.ш., 44°08′ в.д.). Площадь акватории составляет 191 кв. км. Порт имеет три причала: один – в г.Мезень и два – в п.Каменка Мезенского р-на. Порт является замерзающим, период навигации в нем осуществляется в среднем с середины мая по середину октября.

Основу перевозок в порту составляет северный завоз – поставки для нужд Мезенского и Лешуконского районов Архангельской области угля и дизельного топлива, речными судами осуществляются коммерческие каботажные перевозки. Безопасность мореплавания и порядок в порту обеспечивает Филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Мезень, расположенный в п.Каменка.

Николай Еремеев, исполняющий обязанности капитана морского порта Мезень ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Особенности судоходства

Морской порт Мезень – сезонный порт, работает обычно с середины мая, со вскрытия реки Мезень ото льда, до середины ноября: навигация закрывается с началом льдообразования, с появлением шуги. Порт принимает суда длиной до 120 метров и осадкой до 4,5 метра.

Заход в порт и выход из порта проводится только в дневное время, что объясняется сложными условиями судоходства. Во-первых, в порту действуют сильные приливо-отливные течения, во-вторых, по всей акватории в течение всей навигации наблюдается изменение судового хода.

На отливе уровень реки снижается так сильно, что по судовому ходу не может пройти катер осадкой 1 метр, а на приливе можно завести судно осадкой до 4,5 метра. Приливно-отливные явления на р.Мезень характеризуются такой особенностью, что прилив идет 3 часа, а отлив продолжается 9 часов. В устье реки подъем уровня достигает 9,5 метра.

Все суда обрабатываются в основном на рейде – порт рейдовый. Морское судно заходит в порт, встает на рейд, к нему подводят сухогрузные или нефтеналивные баржи, перегружают груз, и уже баржа идет к причалу или к берегу, где разгружается на необорудованный берег или у одного из трех обсушных причалов порта.

Лоцманская проводка судов в порту обязательна. За один прилив лоцманы могут произвести только одну работу – или заход в порт, или выход из порта. Буксирное обеспечение судов в порту не осуществляется.

Ледоколы работать в акватории порта не могут по все той же причине сильных приливно-отливных явлений: по ходу прилива в период заморозков образуются большие торосы, которые в течение 2-3 приливов могут достигать высоты до 4 метров.

Инфраструктура и перевалка

Всего в порту Мезень числится 3 причала. Первый – обсушной причал «Росморпорта» в п.Каменка. Это капитальное деревянное строение с уложенными сверху бетонными плитами. В 2016 году причал был отремонтирован и введен в эксплуатацию. В настоящее время судоходная компания ООО «Экотек-Бункер» осуществляет перегрузку грузов на этом причале и все морские перевозки через порт Мезень.

Читайте также:  Черное море частные номера

Раньше здесь же был понтонный причал «Мезенского лесоперерабатывающего завода», единственного крупного предприятия, которое отправляло древесину на экспорт и на внутренний рынок. Но в 2012 году завод обанкротился, оборудование его отправили на металлолом, а причал перестал эксплуатироваться.

Второй обсушной причал расположен в г.Мезень на правом берегу реки. К нему поставлены баржи, к которым подводят груженые нефтепродуктами баржи или суда грузоподъемностью до 1 тыс. тонн и перегружают дизельное топливо через трубопроводы в установленные на берегу емкости.

Третий причал расположен на левом берегу реки в районе п.Морозилка. Он представляет собой приставленные к берегу железные секции, к которым как к причальной стенке выставляется баржа. Дизельное топливо из баржи перекачивается в береговые емкости посредством подключения к трубопроводу.

В период навигации порт в основном обеспечивает северный завоз – поставку угля, дизельного топлива и ГСМ для внутреннего потребления. Операторы причалов – компании ОАО «Архоблэнерго» и ОАО «МРСК Северо-Запад» – перерабатывают на них топливо для своих дизельных электростанций, обслуживающих Мезенский и Лешуконский районы (последний выше по реке на 180 км) Архангельской области с населением примерно по 15 тыс. человек каждый.

Раньше через порт завозились и продукты питания. Но сейчас со строительством автодороги Архангельск – Мезень продукты и строительные материалы завозятся автотранспортом. Тем не менее, роль северного завоза определяет ключевое значение морского порта Мезень в транспортной системе региона.

Расчетная пропускная способность порта – 132 тыс. тонн в год, из них по сухим грузам – 116 тыс. тонн, по наливным грузам – 16 тыс. тонн. Емкость резервуаров для хранения нефтепродуктов 12 тыс. тонн. Крытых складов в порту нет. За навигацию 2017 года в морском порту Мезень перегружено 9,9 тыс. тонн грузов (в 2016 году – 9,8 тыс. тонн), количество судозаходов составило 44 против 54 в 2016 году.

Морской порт имеет грузовой сезонный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Между тем, планов по усовершенствованию причалов и расширению мощностей порта на данный момент нет, потому что нет необходимости. А заниматься здесь созданием вновь каких бы то ни было экспортных производств желающих не находится.

Безопасность мореплавания

В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком движения и расстановки судов в морском порту. Вход судов в морской порт и выход их из порта осуществляется только во время прилива и в светлое время суток.

В навигационный период круглосуточное дежурство в порту по графику несут два штатных специалиста Филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» в морском порту Мезень – капитан морского порта и старший инспектор ГПК. Внутри порта есть постоянное движение судов, в том числе маломерных, и катеров разных служб – Погранслужбы, ГИМС, Рыбнадзора.

При необходимости происходит проверка приходящих с моря судов, контролируется погрузка–выгрузка судов. Суда и буксирные составы с грузами ходят в основном из Архангельска. Сначала они подают заявку, которую мы согласуем с лоцманом, а затем даем разрешение на заход, таким образом обеспечивается очередность судозаходов.

Читайте также:  Вид морей со спутника

Кроме того, мы контролируем судовой ход, выезжаем на катере с представителем лоцманской службы, чтобы проверить фарватер, а при изменении его глубин своевременно перенести навигационные знаки. Как таковой СУДС у нас нет, связь осуществляется по рации на 16-м дежурном и 14-м рабочем канале СВЧ и по мобильной связи. С точки зрения обеспечения экологической безопасности в порту разработаны все планы ЛАРН, компании по этим планам работают совместно с нами.

Наблюдение за движением судов нами ведется с берега визуально. В Службе капитана порта своего катера нет – есть только автомобиль УАЗ. У Мезенского филиала «Росморпорта» тоже нет собственного катера – по договору предприятие арендует небольшое судно у компании ООО СК «Экотек-Бункер». В этом году ФГУ «Морспасслужба» планирует организовать в порту Мезень свою базу с необходимой спецтехникой и плавсредствами.

Коммерческие маломерные суда прописываются у нас, но в этом году новые еще не прописывались. В основном это индивидуальные предприниматели (ИП), которые занимаются коммерческими перевозками. Их частными маломерными судами занимается главным образом ГИМС и Рыбнадзор, используя моторные лодки. Мы работаем с ИП только в границах портах. По вопросам контроля судов мы работаем совместно с представителями ФСБ России и, в основном, на выходе в море.

Источник

Список судов

Мезенский морской торговый порт как владелец

Здесь приведены только те записи, для которых организация Мезенский морской торговый порт указана владельцем
Переключиться на список записей, для которых эта организация указана как оператор

Название Проект Борт. № Рег. № IMO Стр. № Построено Списано Приписка
10 Проект Р-93, Р-93У 224535 10 1984 Каменка
Алмаз Тип Костромич, проект 1606 С-05-1445 032217 1978 Каменка
Алмаз Тип Костромич, проект 1606 032217 1978 Мезень
Арзамас Тип РП, проект Р-14 4 1968 Каменка
Б-100 Проект Р-146, Р-146А, Р-146Б 220737 100 25.10.1988 Каменка
Б-110 Проект Р-146, Р-146А, Р-146Б 220851 110 01.09.1989 Каменка
Баржа №3 Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В,Р) С-05-1446 224540 3 05.08.1991 Каменка
Баржа №10 Проект Р-93, Р-93У 224535 10 1984 Лайский Док
Баржа №10 Проект Р-93, Р-93У 224535 10 1984 Каменка
Баржа №100 Проект Р-146, Р-146А, Р-146Б 220737 100 25.10.1988 Каменка
Баржа №110 Проект Р-146, Р-146А, Р-146Б 220851 110 01.09.1989 Каменка
Баржа-1 Проект Р-93, Р-93У 004871 1 20.05.1976 Каменка
Баржа-2 Проект Р-93, Р-93У 004874 2 1977 Каменка
Баржа-3 Проект 81218 (А, Б, БТ, БТ/3, В,Р) 224540 3 05.08.1991 Каменка
Баржа-4 Проект Р-93, Р-93У 004886 4 01.02.1979 Каменка
Баржа-5 Проект Р-93, Р-93У 004890 5 12.05.1980 Каменка
Баржа-6 Проект Р-93, Р-93У 224539 6 1980 Каменка
Бриз Тип Ярославец (пр. 376 всех модификаций), проект РМ-376 1985 Каменка
Бриз Тип Ярославец (пр. 376 всех модификаций), проект РМ-376 1985 Мезень
Каменка Тип РТ-300, проект 911Б 087792 145 26.10.1968 201х Мезень
КПЛ-323 Проект 528А/К23, 528А1/К23, 528Б1/К23, 528Р/К23 159150 323 09.08.1967 кон. 1990-х гг. Каменка
КПЛ-372 Проект 528А/К23, 528А1/К23, 528Б1/К23, 528Р/К23 168763 372 1972 2001 Каменка
КПЛ-814 Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 004951 814 1987 Каменка
КПЛ-928 Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 С-05-1448 Р-4929 928 25.09.1985 Каменка
КПЛ-928 Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 004929 928 25.09.1985 Каменка
Мезенец Проект 1437, тип Цемес 032983 1976 Каменка
МЗ-139 Проект Р-100 (Р-148) 003281 139 07.1967 Каменка
ПК-303 Проект 528А/К23, 528А1/К23, 528Б1/К23, 528Р/К23 149887 303 1966 Мезень
ПК-814 Тип КПЛ-5-30, проект Р-99 004951 814 1987 Каменка
Рубин Тип Костромич, проект 1606 М-33935 1978 Каменка
Салют Проект Р-100 (Р-148) С-05-1477 224739 109 08.1961 Каменка
Салют Проект Р-100 (Р-148) 224739 109 08.1961 Каменка
Сборщик-374 Тип СБ, ОС (пр. 1582, С, У, УД), проект 1582УД 040924 8728672 374 1985 Каменка
Сёмжа Тип СБ, ОС (пр. 1582, С, У, УД), проект 1582УД 040924 8728672 374 1985 Каменка
Чеца Проект 698, тип СРП-1 224729 8 28.06.1971 Каменка
Читайте также:  Дизайн интерьера в квартире у моря

Цветовые обозначения

Эксплуатируется
Не сдано в эксплуатацию
Не эксплуатируется
Затонуло и/или заброшено
Разрезано (утилизировано)
Судьба не установлена
Перестроено (изменён проект)
Переименовано
Изменены учётные данные

Настройки

© Администрация ВТ и авторы материалов, 2010—2023
Использование фотографий и иных материалов, опубликованных на сайте, допускается только с разрешения их авторов.

Источник

Мезенский морской торговый порт

Координаты 65° 54′ с.ш.; 44° 07′ в.д.
Местоположение восточная часть Белого моря в нижнем течении реки Мезень, впадающей в Мезенский залив
Навигация 150 сут.
Ледовый период ноябрь — май
Ближайшие населенные пункты г. Мезень, г. Архангельск — 215 км.
Железная дорога ж/д ст. Архангельск-Город Северной ж/д — 220 км.
Аэропорт Мезень — 4 км.
Наличие нефтеналивных терминалов нет
ВЛАСТИ ПОРТА МЕЗЕНЬ
Мезенский филиал ФГУ «Администрация морского порта Архангельск»
164762, Архангельская обл., Мезенский район, п. Каменка, ул. Шелгунова, д. 5
Должность ФИО Телефон Факс E-mail
Капитан морского порта Мезень Еремеев Н.В. (81848) 54311
(81848) 54380
(81848) 54081
ampm@atnet.ru
Служба морской безопасности морского порта Архангельск (8182) 656780
Морской спасательно-координационный центр «Архангельск» (8182) 637100
(8182) 208921
(8182) 637460 rcc@mapa.ru
Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт»
163000, г. Архангельск, ул. К.Либкнехта, д. 34
Должность ФИО Телефон Факс E-mail
Директор Правилов Н.М. (8182) 654626 (8182) 654626 pravilov@arhrmp.ru
rmp@arhrmp.ru
Заместитель директора по эксплуатации Богданов Г.Ф. (8182) 656923 bogdanov@arhrmp.ru
Заместитель директора по экономике Глуховский Л.П. (8182) 652588 gluhovskii@arhrmp.ru
Главный инженер Мергасов В.В. (8182) 654474 mergasov@arhrmp.ru
ПРИЧАЛЫ ПОРТА
№ причала Специализация Длина, м. Глубина, м. Осадка судов, м. Эксплуатирующая организация
1 навалочные грузы 100,0 4,2 ОАО «Мезенский морской торговый порт»
2 генеральные грузы 120,0 4,3
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ПОРТА
Стивидорная компания Оборудование Площадь складов /
емкость резервуаров
ОАО «Мезенский морской торговый порт» 1 гусеничный кран, 4 плав крана, 3 автопогрузчика откр. — 1000 м. кв.
СТИВИДОРНЫЕ КОМПАНИИ ПОРТА МЕЗЕНЬ
Название Специализация Адрес Телефон Факс E-mail
ОАО «Мезенский морской торговый порт» перевалка и хранение грузов 164762, Архангельская обл., Мезенский район, п. Каменка,
ул. Шелгунова, д. 5
(81848) 94032
(81848) 94134
(81848) 94032
(81848) 94134

Источник

Оцените статью