Решение задач
Для шарнирно опертой балки (рис.1.5,а) построим эпюры Q и М и подберем сечение из условия прочности в виде стального прокатного двутавра. Определим с помощью метода начальных параметров и метода Мора значения
рогибов и углов поворота в характерных сечениях балки и построим эпюры v и . Определим числовые значения vнб и нб. В расчетах примем R = = 21 кН/см 2 , Е = 2,110 4 кН/см 2 , f = 1,2 и с = 0,9.
Определяем опорные реакции
МА = 0, 10 – 151 – 1032,5 +
+ 4RB = 0, RB = 20 кН ;
МВ = 0, 10 + 153 + 1031,5 –
– 4RА = 0, RА = 25 кН ;
Y = 0 (проверка), 15 + 103 –
пределяем значения изгибающих моментов и поперечных сил в характерных сечениях балки и строим эпюры Q и М (рис.1.5,б,в). Определяем экстремальное значение Мmax в пролете. Из пропорции находим положение сечения,
где действует максимальный момент.
, х0 = 2 м ;
Определяем расчетное значение наибольшего изгибающего момента.
Требуемый момент сопротивления сечения равен:
По сортаменту принимаем: I18, Wz = 143 см 3 , Jz = 1290 см 4 .
Составим с помощью формулы (1.3) выражение для прогиба балки в пределах трех характерных участков.
Начальные параметры равны:
х = 0, М0 = –10 кНм, Q0 = 0.
Для определения неизвестных начальных параметров v0 и 0 используем граничные условия:
;
.
Решаем систему алгебраических уравнений.
качестве проверки вычислим значения v0 и 0 с помощью метода Мора. Построим единичные эпюры изгибающих моментов (рис.1.6,а,б) и вычислим интегралы Мора с помощью правила А.К. Верещагина, то есть «перемножим» единичные эпюры с эпюрой моментов от действия заданных нагрузок М = МР
Результаты определения v0 и 0 с помощью метода начальных параметров и метода Мора практически совпали. Запишем окончательные выражения для vх и х.
Вычислим значения v и в характерных сечениях балки.
(граничное условие),
(граничное условие),
В качестве проверки вычислим некоторые значения v и с помощью метода Мора. Соответствующие единичные эпюры приведены на рис.1.7,а,б.
Результаты вычислений практически совпали. Строим эпюры v и , отметив их особенности (рис.1.5, г, д). Ординаты эпюр умножены на жесткость ЕJ.
сечении, где Q обращается в нуль, на эпюре имеется точка перегиба. В сечении, где М = 0 (участок 2) на эпюре имеется экстремум max, а на эпюре v – точка перегиба. В сечении, где = 0 (участок 3) прогиб имеет экстремальное значение vmax .
В пределах участка 1 изменяется по линейному закону. В сечении В касательная к эпюре параллельна оси.
Определим числовые значения v и . Размерность длины в числителе переведём в сантиметры.
Для балки с промежуточным шарниром (рис.1.8,а) определим значения поперечных сил, изгибающих моментов, прогибов и углов поворота в характерных сечениях и построим эпюры этих величин.
Разбиваем балку на несомую ВС и несущую АВ части (балки). Производим статический расчет несомой балки ВС (рис.1.8,б).
МВ = 0, –1431,5 – 12 + 5RС = 0, RС = 15 кН ;
МС = 0, 1433,5 – 12 – 5RВ = 0, RВ = 27 кН ;
Y = 0 (проверка), 143 – 27 – 15 = 42 – 42 = 0 .
Эпюры Q и М приведены на рис.1.8,в,г.
Определяем экстремальное значение изгибающего момента в пролете ВС.
х0 = 1,93 м ;
Запишем выражение для прогиба балки с помощью метода начальных параметров.
Начальные параметры равны:
М0 = – 24 кНм, Q0 = 12 кН .
ля определения неизвестного скачка угла поворота В в промежуточном шарнире используем граничное условие:
В качестве проверки определим значение В с помощью метода Мора. Поскольку В представляет собой взаимное угловое перемещение (угол поворота правого сечения в шарнире В относительно левого сечения), приложим в сечении В парный единичный момент. Соответствующая единичная эпюра изгибающих моментов приведена на рис.1.9.
«Перемножаем» единичную и грузовую эпюры изгибающих моментов.
Результаты вычисления практически совпали. Запишем окончательные выражения для vх и х.
Вычислим значения v и в характерных сечениях балки.
(граничное условие),
качестве проверки определим некоторые значения и с помощью метода Мора. Соответствующие единичные эпюры приведены на рис.1.10, 1.11 и 1.12.
Результаты вычислений практически совпали. Эпюры и приведены на рис.1.8,д,е. Отметим их особенности. В сечении В угол поворота имеет скачок, а касательные к эпюре параллельны оси. На эпюре
в этом сечении излом и смена знака кривизны. В сечении, где Q обращается в ноль, на эпюре точка перегиба. В сечении на третьем участке, где М = 0, угол поворота имеет экстремальное значение min, а на эпюре
имеется точка перегиба. В сечении на втором участке, где = 0, прогиб имеет экстремальное значение
max.
Для балки (рис.1.13,а) построим эпюры Q и М и определим прогиб и угол поворота в сечении С. Данная балка является статически неопределимой, поскольку для определения трех опорных реакций RА, RВ и МВ можно использовать два уравнения равновесия Y = 0 и М = 0.
Составим выражение для прогиба балки с помощью метода начальных параметров.
х = 0, 0 = 0, М0 = 0.
Для определения неизвестных начальных параметров 0 и Q0 используем граничные условия:
х = 5 м, = 0, = 0.
Составим выражение для углов поворота (х) и раскроем граничные условия
Решаем систему алгебраических уравнений.
Определяем значения Q и М в характерных сечениях балки.
QА = QС = RА = 8,26 кН , QВ = 8,26 – 183 = – 45,74 кН ,
МА = М0 = 0, МС = 8,262 = 16,52 кНм,
МВ = 8,265 – 1831,5 = – 39,7 кНм .
Эпюры Q и М приведены на рис.1.13,б,в. Определяем экстремальное значение момента.
Определяем прогиб и угол поворота в сечении С.
Для консольной рамы со стержнями различной жесткости (рис.1.14,а) определим с помощью метода Мора перемещения точки К.
Построим грузовую и единичные эпюры изгибающих моментов (рис. 1.14,б,в,г,д). Поскольку при определении перемещений в балках и рамах используется интеграл Мора, содержащий изгибающие моменты, построение эпюр Q и N не обязательно. Для определения вертикального и горизонтального перемещений точки К в этом сечении приложены единичные силы , а для определения угла поворота – приложен единичный момент
.
«Перемножаем» грузовую и единичные эпюры в пределах длины каждого стержня и суммируем результаты.
Источник
7.2. Примеры расчета перемещений в балках методом начальных параметров Пример
Для заданной балки (рис. 7.4, а) подобрать стандартный двутавр из условия прочности. Определить углы поворота и прогибы в различных сечениях, построить эпюры θ и v; = 160 МПа,E =
МПа, M = 40
, F = 80 кН, q = 20 кН/м, l = 4м, a = 1 м.
Решение
1. Определение реакций на опорах, анализ внутренних силовых факторов, подбор сечения. , – M – F(a + l) –
+
– 40 –
,
, – M –
= –40 –
Проверка:
Анализ внутренних силовых факторов, подбор сечения:
Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов представлены на рис. 7.4, в, г. Из условия прочности по нормальным напряжениям подбираем сечение:
,
По ГОСТ 8239–89 ближайший номер двутавра № 40 с
=953 см 3 ,
= 19062 см 2 . 2. Выбор начала координат в левом краевом сечении, запись универсальных уравнений для последнего участка (рис. 7.4, б).
,
3. Определение начальных параметров
,
при
, т.е.
при
Окончательные уравнения имеют вид:
4. Определение углов поворотов и перемещений в различных сечениях.
,
,
,
По расчетным данным построены эпюры углов поворотов θ и перемещений v (рис. 7.4 д, е). Закономерности эпюр θ и v вытекают из дифференциальных зависимостей (7.7): а) на участках, где
= 0, касательная к кривой θ =f(z) параллельна оси абсцисс. Там, где на эпюре моментов скачок, на эпюре θ наблюдается излом; б) если на протяжении какого-либо участка изгибающий момент равен нулю, то эпюра θ прямоугольна, а эпюра v выражена прямой наклонной линией; в) на участках, где изгибающий момент постоянный, эпюра θ – прямая наклонная линия, эпюра v – парабола второго порядка; г) вогнутость на криволинейных участках эпюры θ направлена в сторону эпюры Qy (рис. 7.4 в, д). Вогнутость на криволинейных участках эпюры v направлена в сторону изгибающего момента Mx (рис. 7.4 г, е); д) в тех сечениях, где θ = 0, на эпюре v наблюдается аналитический максимум или минимум; е) в сечениях балки, где есть промежуточные шарниры, на эпюре θ будут скачки, на эпюре v – изломы.
7.3. Определение перемещений методом Мора
Практическое применение метода начальных параметров, также как и непосредственное интегрирование дифференциального уравнения упругой линии для некоторых систем имеет сложности. В практике обычно возникает необходимость оценки перемещений в конкретных сечениях конструктивных элементов. Эту задачу успешно решил немецкий ученый Отто Христиан Мор в 1874 г. Метод Мора является универсальным методом определения линейных и угловых перемещений, возникающих в любой стержневой системе от произвольной нагрузки. В большинстве случаев при определении перемещений в балках, рамах, в арках можно пренебречь влиянием продольных деформаций и деформаций от сдвига, учитывая лишь перемещения, вызываемые только изгибом и кручением. В этом случае для плоской системы интеграл Мора имеет вид (7.10) В случае пространственного нагружения
(7.11) В случае растяжения или сжатия сохраняется лишь член, содержащий продольную силу:
(7.12) Для системы, испытывающей только кручение,
(7.13) В формулах (7.10)–(7.13)
,
,
– грузовые внутренние силовые факторы наi—м участке: соответственно изгибающий момент, продольная сила и крутящий момент от внешней нагрузки;
,
,
– единичные силовые факторы – соответственно изгибающий момент, продольная сила, крутящий момент наi—м участке от силы, равной единице, приложенной в том сечении, где необходимо найти линейное перемещение, или от момента, равного единице, приложенного в сечении определения углового перемещения;
– длинаi—го участка;
– модуль сдвига,
– модуль продольной упругости,
,
,
– площадь, момент инерции (при круглом сечении
=
где
– полярный момент инерции),
– осевой момент инерции сечения наi—м участке. Методика определения перемещений методом Мора может быть сведена к следующим пунктам. 1. Определяют реакции на опорах, разбивают систему на участки, выбирают направление обхода участков, записывают выражения для грузовых силовых факторов на i—х участках:
,
,
. 2. Строят вспомогательную систему, которую нагружают единичной нагрузкой в точке, где необходимо определить перемещение. При определении линейного перемещения в заданном направлении прикладывают единичную силу, при определении углового перемещения – единичный момент. 3. Определяют реакции на опорах для вспомогательной системы и, соблюдая тот же обход участков, что и в грузовом состоянии, записывают на i—х участках
,
,
. 4. Вычисляют интегралы Мора по участкам в пределах всей системы. В соответствии с вышеуказанным при расчете плоских балок, рам и арок исходят из зависимости (7.10), при расчете ферм – из (7.12), при кручении – из (7.13). 5. Если искомое перемещение имеет положительный знак, то это означает, что его направление совпадает с направлением единичной силы; если отрицательный знак – действительное направление искомого перемещения противоположно направлению единичной силы.
Источник