Дворец Меншикова
Столовая, или Большая палата, в соответствии со своим назначением оборудована немалых размеров столом. Столовые приборы не расставлены, на длинной, до пола скатерти стоит только большая серебряная чаша.
Это своеобразный холодильник тех времен, чаша наполнялась льдом для охлаждения бутылок с вином. Над столом подвешен медный светильник с многими подсвечниками.
Помещение украшено безворсовыми коврами – шпалерами, которые содержали изображения пейзажей и различных сюжетов. Ткали их вручную по неокрашенному холсту-основе, которая сплошь покрывалась цветными нитями, создающими рубчатую фактуру.
Кроме старинной мебели, в палате несколько шкафов для посуды и несколько скульптурных изображений. Слева модная в те времена в Европе Нога колосса – стопа из оникса в сандалии из другого поделочного камня, брекчии. Есть и статуя Аполлона на пьедестале.
Следующим посетители осматривают Морской кабинет, предназначенный для встреч с ближайшими друзьями в непринужденной обстановке.
Стены кабинета облицованы изразцовой керамической плиткой из обожженной глины с рисунком, покрытым глазурью. Плитка завозилась из Голландии, только позднее ее изготовление освоили на российских фабриках. Рисунки на плитках могли быть похожими, но никогда не повторялись. На стенах кабинета несколько картин с морскими сюжетами, металлических чеканок и керамических тарелок.
На овальном столе несколько предметов морской тематики, среди которых выделяется серебряная модель парусного корабля на массивной подставке. Это широко описанная штрафная чаша, образуемая полой подставкой.
Известно и предназначение этого сосуда – его наполняли водкой для опоздавшего гостя. Почти литр напитка должен был выпить проштрафившийся, чтобы иметь возможность поставить чашу на стол, перевернув ее.
Предспальня и спальня
Приемной генерал-губернатора служило помещение перед его опочивальней, называемое Предспальней. Пройти туда могли только те посетители, дело которых признавали достойным высочайшего рассмотрения его секретари. Здесь же супруги Меншиковы могли завтракать или ужинать при отсутствии гостей.
Овальный стол и два резных стула разного размера с портретами Александра Даниловича и его жены Дарьи Михайловны, искусно выполненными неизвестным художником. Фигурный застекленный шкаф наполнен хрустальными кубками и другой парадной посудой. Стены Предспальни, как и в Морском кабинете, декорированы изразцами.
Саму спальню хозяина признать таковой сложно, здесь отсутствует главная принадлежность опочивальни – кровать, утерянная при использовании дворца Кадетским корпусом. Украшено помещение шпалерой во всю стену и картиной пейзажного жанра.
У стены искусной работы комод с часами и двумя вазами. Несколько неожиданным оказывается предназначение комода – в нем Меншиков хранил свою обширную нумизматическую коллекцию. Светлейший князь увлеченно собирал современные и старинные монеты различных государств.
Ореховая комната
Любимым помещением не только Александра Даниловича, но и его сановного покровителя была Ореховая комната. Помещение полностью отделано панелями из ценного персидского ореха, характерного приятным цветом и фактурой древесины. Позолота некоторых элементов интерьера дополнительно подчеркивает красоту изысканной обшивки.
Главным экспонатом этой комнаты является шахматный столик с фигурами для древней игры, которой увлекался и царь, и его ближайший приближенный. Пешки и фигуры были изготовлены в Пруссии из янтаря балтийского побережья (нынешняя Калининградская область РФ).
Своеобразный комод на длинных ножках чуть темнее обшивки стен, детали его позолочены в тон украшениям пилястров. На стене первый из известных портретов Петра Великого, выполненный голландским художником Вениксом во время поездки царя инкогнито с Великим посольством 1697 года в страны Европы.
Большой парадный зал
В этом помещении дворца Меншикова устраивались петровские увеселительные мероприятия, знаменитые Ассамблеи, которые были прообразом дворянских балов более позднего периода.
Прямоугольный зал имеет огромные окна с одной стороны и повторяющие их форму зеркала с противоположной, несколько роскошных люстр и множество дополнительных настенных светильников. Пространство помещения ничем не загромождено, обеспечивая все возможности для праздничных танцев.
Украшениями являются вазы на высоких постаментах и картины француза Лаллемана в нишах у торцевой стены, а также массивные часы между ними. Это не просто часы, с ними в одном корпусе смонтирован действующий орган, великолепное изделие старинных английских мастеров.
Противоположная торцевая стена Ассамблейного зала украшена колоннами, пилястрами и скульптурами ангелов с подсвечниками, по центру большая шпалера французского производства с сюжетом Парнас, копирующая фреску Рафаэля в Ватикане.
Полностью шпалеру можно рассмотреть, зайдя за колонны бывшего иконостаса. Во времена Кадетского корпуса здесь находился алтарь церкви, оборудованной вместо танцевального зала.
Между колоннами и пилястрами установлены статуи ангелов на постаментах, за спиной фигурок высокие подсвечники на несколько свечей, позолоченные, как и некоторые детали статуй и постаментов.
Источник