Морфологический разбор имени прилагательного «Маленький»
Для слова «маленький» найден 1 вариант морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «маленький» — имя прилагательное - Морфологические признаки.
- маленький (именительный падеж единственного числа мужского рода)
- Постоянные признаки:
- качественное
Непостоянные признаки:
- единственное число
- именительный падеж
- мужской род
- полная форма.
-
А недалеко, за несколько кварталов, маленький чёрный котёнок сидел в картонной коробке и грустно мяукал.
Выполняет роль определения.
План разбора прилагального
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
- Постоянные признаки:
- Разряд по значению:
- Качественное (может быть в большей или меньшей степени).
- Относительное (не может быть в большей или меньшей степени)
- Притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо)
Непостоянные признаки:
- У качественных
- Степень сравнения
- Краткая и полная форма
- У всех прилагательных:
- Падеж
- Число
- Род(в единственном числе)
- Разряд по значению:
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения)
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор имени прилагательного «маленький» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Источник
Морфологический разбор имени прилагательного «Мелких»
Для слова «мелких» найден 1 вариант морфологического разбора
- Часть речи. Общее значение
Часть речи слова «мелких» — имя прилагательное - Морфологические признаки.
- мелкий (именительный падеж единственного числа мужского рода)
- Постоянные признаки:
- качественное
Непостоянные признаки:
- множественное число
- родительный падеж
- полная форма.
-
А вот мои прекрасные, изумрудные глаза поменяли цвет на бледно синий, совершенно не выразительный, плюс появилось множество мелких веснушек.
Выполняет роль определения.
План разбора прилагального
- Часть речи. Общее значение
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
- Постоянные признаки:
- Разряд по значению:
- Качественное (может быть в большей или меньшей степени).
- Относительное (не может быть в большей или меньшей степени)
- Притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо)
Непостоянные признаки:
- У качественных
- Степень сравнения
- Краткая и полная форма
- У всех прилагательных:
- Падеж
- Число
- Род(в единственном числе)
- Разряд по значению:
- Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения)
План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.
Если морфологический разбор имени прилагательного «мелких» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.
Источник
Разряды имён прилагательных
Содержимое публикации
04.04.2016 год Русская речь 7 классы
Тема урока: Разряды имён прилагательных
Цели урока: дать представление о разрядах имен прилагательных и переходе прилагательных из одного разряда в другой, познакомить с опознавательными признаками качественных, относительных и притяжательных прилагательных, р азвивать орфографическую зоркость,
с оздать благоприятные условия для развития мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся , в оспитывать любовь к родной природе.Ожидаемые результаты: знают разряды прилагательных, могут их различать, умеют работать в группе, самостоятельно добывая знания, делать отборки главного, конспектировать.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парнаяРесурсы урока: учебное пособие, таблица, раздаточный материал .
Ход урока:Деление на групп
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Закрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”. Открыли глаза. Мы к уроку готовы, начинаем работать.
По счёту 1,2,3 учащиеся делятся на 3 группы
Приветствуют. Сообщают отсутст.
Вывод: учащийся должен быть грамотным, надо знать русский яз.
делятся на 3 группы
Повторим, что мы знаем об имени прилагательном.
1.Что обозначает имя прилагательное?
2.На какие вопросы отвечает?
3.Назовите начальную форму имени прилагательного.
4.Как изменяется прилагательное?
5.Какими членами предложения бывают прилагательные?
Отвечают на вопросы, доказывая свой ответ примерами
3.Изучение новой темы-
Имён прилагательных в русском языке очень много, они могут обозначать различные признаки, поэтому все имена прилагательные разделили на разряды по значению:
качественные, относительные, притяжательные
Тема урока: Разряды имён прилагательных
Качественные (величина, возраст, цвет, вес, внешний вид, внутренние качества и т.д.). Они могут быть в большей или меньшей степени (= очень).
Относительные (материал, из которого сделан предмет; признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета и т.д.). Не могут быть в большей ли меньшей степени.
Притяжательные (признак предмета по его принадлежности какому – нибудь человеку или животному). Не могут быть в большей ли меньшей степени.Записывают число и тему урока.
Читают в учебниках теорию стр.208
Работают с таблицей о разрядах прилагательных и делают выводы.
Групповая работа упр№476 по 3 предложения;
Парная работа 478; 488; 490.
Группы выполняют задания
Пары проверяют друг друга
Игра «Составь пару».
Я буду называть словосочетания «сущ.+ сущ», а вы должны преобразовать их в «прилаг.сущ.» и записать в тетрадь.
Например: паспорт папы – папин паспорт.
1) шинель деда; 2) сарафан бабушки;
3) дом дяди; 4) платье сестры; 5) рог оленя
Преобразовывая с/с записывают в тетрадь
Группы готовят на А-4 сообщения о разряд.пр.
Выступление групп о разр.прилаг.
6.Работа с учебником
Чтение и анализ текстов упр№473;482;484
Самостоятельно читают и пересказ содержания.
— Какова тема урока?
— Какие разряды прилагательных вы узнали?
— Чем они отличаются друг от друга?
Отвечают на вопросы
Подводят итоги урока
Приём рефлексии «Светофор»
Красный – совсем не понятно
Жёлтый – надо повторить ещё раз
Зелёный – всё легко и просто
По приёму «Светофор» отмечают нужный цвет
Выставляет оценки учащимся за урок
Выучить понятие о разрядах прилагательных.
Записывают дом/зад в дневники
Таблица определения разряда имени прилагательного
общая характеристика предмета
характеристика предмета по величине, весу, запаху и т. п.
характеристика человека или другого живого существа
материал, из которого сделан предмет
отношение предмета ко времени, к месту, к количеству и т. п.
принадлежность предмета лицу
принадлежность предмета животному
Таблица определения разряда имени прилагательного
общая характеристика предмета
характеристика предмета по величине, весу, запаху и т. п.
характеристика человека или другого живого существа
материал, из которого сделан предмет
отношение предмета ко времени, к месту, к количеству и т. п.
принадлежность предмета лицу
принадлежность предмета животному
Определите разряды прилагательных
Заячий хвост, красивая девочка, умный мальчик, веселые ребята, оловянный солдатик, вчерашний день, яркое солнце, золотое украшение, кирпичная стена, собачья будка.
Найти четвертое лишнее слово и объяснить почему:
Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв – притяжательное;
Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор – качественное;
Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;
Оловянный солдатик, собачья будка – притяжательное, деревянный дом, стеклянный фужерОпределить разряды прилагательных, учитывая их свойство переходить из одного разряда в другой:
Заячий след, заячий характер, заячий выводок;
гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка;
волчья стая, волчий аппетит, волчье логово;
лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные:
Душистый цветок, раскидистый дуб, папин нос, ужасный вид, местный говор, олений рог
Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные:
Причудливый рисунок, лесной массив, верблюжий горб, умный мальчик, деревянный дом, отцов дом
Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные:
Лёгкий рюкзак, акбулакские степи, мамино пальто, зелёный стол, зимний день, волчий след
Назови одним словом
Находящийся в состоянии покоя.
Существующий с давнего времени.
Совершенно верный ответ.
Не знающий страха.
Сохраняющийся на очень долгое время.
А будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным? Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных?
Слайд № 29. Находящийся в состоянии покоя. (Спокойный)
Слайд № 30. Существующий с давнего времени. (Старый)
Слайд № 31. Совершенно верный ответ. (Точный)
Слайд № 32. Любящий безделье. (Ленивый)
Слайд № 33. Не знающий страха. (Смелый)
Слайд № 34. Доставляющий удовольствие. (Приятный)
Слайд № 35. Сохраняющийся на очень долгое время. (Вечный)
Слайд №36. Полный злобы. (Злой)
Пирог из яблок (Яблочный)
— Ребята, а будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным? Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных? (Отвечают)
4) Работа с текстом.
— Запишите текст, вставляя вместо точек относительные прилагательные. Укажите значение прилагательных. (Время, место, материал и т.д.)
В (летние) дни хорошо бродить в (березовой) роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет (лесными) грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются (солнечные) лучи. Хорошо лежать в (цветочной) поляне, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное.Разряды прилагательных».Вариант№1. 1.Сравнительную степень могут иметь:
а) только качественные прилагательные,
б) только относительные прилагательные,
в) и качественные и относительные прилагательные.
2. Прилагательные в простой форме сравнительной степени в предложении являются:
в) сказуемыми и определениями.
3.Прилагательные в простой и составной формах превосходной степени чаще всего бывают:
4. Качественные прилагательные обозначают:
а) материал, из которого сделан предмет,
б) пространственные, временные признаки предмета,
в) такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.
5. Относительные прилагательные обозначают:
а) материал, из которого сделан предмет,
б) временные, пространственные признаки предмета,
в) такой признак предмета, который не может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.
6. Притяжательные прилагательные обозначают:
а) такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени,
б) такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или в меньшей степени,
в) принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?
7. В этом предложении прилагательное характеризует предмет по звуку:
а) В чаще молчаливой темнота лежит.
б) Смолкает звонкая капель, и вновь на ветках лед.
в) И вдруг пошел пушистый, белый, холодный, мартовский снежок.
8. В этом предложении прилагательное качественное:
а) С гнезд замахали крикливые цапли.
б) Светлые заливы в камышах блестят.
в) И осень тихою вдовой вступает тихо в терем свой.
9. От этого прилагательного можно образовать краткую форму:
а) веселый, б) крепкий, в) деревянный, г) орлиный, д) теплый, е) умный.
10. В этом предложении на конце слова после шипящей мягкий знак не пишется:
а) И на луга от рощ(?) ложатся тени, сгибая травы тяжестью своей.
б) А в горьких колодцах пустыни и гореч(?) за сладость сойдет.
в) Зеленый луг, как чудный сад, пахуч(?)и свеж(?)в часы рассвета.
11. В этом предложении прилагательное употреблено в форме творительного паждежа, в окончании пишется буква И:
а) Весело сияет месяц над селом, Белый снег сверкает син..м огоньком.
б) Травы прячут син..ю фиалку, От черемухи летит снежок.
в) Небо синее, и на син..м небе белые ветви деревьев.
12. Прилагательное в превосходной степени имеется в предложении:
а) Значит, самое интересное еще не произошло.
б) Удивительнее всего в этих местах был воздух.
в) Деревня имела очень опрятный и очень приветливый вид.
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное. Разряды прилагательных».Вариант№2.
1.Сравнительную степень могут иметь:
а) только качественные прилагательные,
б) только относительные прилагательные,
в) и качественные и относительные прилагательные.
2.Прилагательные в простой форме сравнительной степени в предложении являются:
в) сказуемыми и определениями.
3.Прилагательные в простой и составной формах превосходной степени чаще всего бывают:
4. Качественные прилагательные обозначают:
а) материал, из которого сделан предмет,
б) пространственные, временные признаки предмета,
в) такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.
5. Относительные прилагательные обозначают:
а) материал, из которого сделан предмет,
б) временные, пространственные признаки предмета,
в) такой признак предмета, который не может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.
6. Притяжательные прилагательные обозначают:
а) такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени,
б) такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или в меньшей степени,
в) принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?
7. В этом предложении прилагательное относительное:
а) Через базарную площадь двинулся грузовик.
б) Светился праздник листьев и небес в своем спокойном благородстве.
в) Не спит солдат, припомня дом и сад зеленый над прудом..
8. В этом словосочетании прилагательное качественное:
а) оловянный солдатик, б) оловянные глаза, в) свинцовые тучи, г) свинцовая пуля, д) стальной нож, е) стальные мускулы, ж) лисья речь, з) лисья нора.
9. От этого прилагательного можно образовать краткую форму:
а) долгий, б) стальной, в) заячий, г) журавлиный, д) вязкий, е) горячий.
10. В этом предложении на конце слова после шипящей мягкий знак не пишется:
а) Они ни встреч(?) не помнят ни разлук….
б) Шагаеш(?) вдаль береговой чуть видною тропой…
в) И дуб сказал: «Могуч(?) наш род, Мы любим солнца свет».
11. В этом предложении прилагательное употреблено в форме творительного паждежа, в окончании пишется буква И:
а) Над глубок..м, свеж..м снегом синее огромное и удивительно нежное небо.
б) Гаврик деловито шлепал по горяч..й тропинке среди пахуч..го бурьяна.
в) Лесом частым и дремуч..м, по тропинкам и по мхам,
Ехал всадник, пробираясь к светлым невск..м берегам.
12. Прилагательное в превосходной степени имеется в предложении:
а) Самая лучшая защита деревьев от морозов – пушистое снежное одеяло.
б) Новый лебедь лучше всех.
в) Комнатка Бэлы, более уютная, с ходом на кровлю, была тоже сплошь устлана коврами.
Источник