Мечеть с фонтаном внутри

Две турецкие мечети: одна – пример джихада, другая – толерантности

У ряда мечетей Турции есть своя история. Историческая память не предала их забвению. Некоторые из этих историй вдохновляют и вызывают глубокий интерес, другие покажутся удивительными и странными

В Турции тысячи мечетей. В каждом квартале есть своя мечеть. Некоторые мечети известны во всем мире, другие занимают важное место в истории ислама. Все турецкие мечети имеют отличительную архитектуру, что делает их узнаваемыми и особенными.

У ряда мечетей Турции есть своя история. Историческая память не предала их забвению. Некоторые из этих историй вдохновляют и вызывают глубокий интерес, другие покажутся удивительными и странными.

Мечеть «Как будто я поел»

Самой удивительной и вдохновляющей является история мечети «Как будто я поел» (с тур. «SankiYedimCamii»).

Минарет мечети SankiYedimCamii. Источник фотографии: aljazeera.net

С удивительного названия «Как будто я поел» начинается история этой старинной мечети, которую построил в 17 веке во времена Османов мужчина по имени Хайрутдин Качаджизаде.

Снаружи возле двери мечети находится вывеска, на которой вкратце описана история мечети

Рассказывается, что Хайрутдин-эфенди, прогуливаясь по рынкам Стамбула и видя на прилавках деликатесы, подобно любому человеку чувствовал слабость к ним и желал их приобрести, однако он не был как все. Этот человек воздерживался от удовлетворения своей души. Вместо того, чтобы тратить деньги на покупки, он откладывал сумму денег, которую мог отдать за желанное, в копилку у себя дома. Всякий раз,откладывая деньги, он хлопал себя по животу, приговаривая: «Как будто я поел». Тем самым, пытаясь убедить себя в том, что он получил желаемое.

Шли дни и годы, и наконец,в его копилке собралась круглая сумма денег. Теперь он мог осуществить свою мечту, ради которой и копил эти деньги. Его мечтой было построить мечеть в районе, где он жил. У Хайрутдина-эфенди получилось сделать это, однако, при помощи друга – Мухаммада Шауки-эфенди. Хайрутдин, его друг и соседи назвали мечеть «Как будто я поел».

Вход в мечеть, которая прославилась своей удивительной историей

На протяжении нескольких веков мечеть выполняла свою мирную функцию, однако в ходе Первой мировой войны, которая вспыхнула в 1914 г., часть мечети была разрушена. Тем не менее, турецкий народ не позволил исчезнуть этой мечети, и в 1960 г. была восстановлена и отреставрирована разрушенная часть мечети.

Читая историю об этой мечети, дорогой читатель, возможно, представляет себе огромную мечеть с четырьмя высокими минаретами, похожую на большинство мечетей в Турции. Однако это не так. Мечеть «SankiYedimCamii» — это небольшая простая мечеть, которая находится в квартале Зерек в районе Фатих города Стамбула. Этот район носит название Фатих в честь Османского султана Мехмеда Фатиха – Завоевателя Константинополя (совр. Стамбул). В нем также находится известная большая мечеть, названная в честь султана «Фатих» (FatihCamii).

Архитектура мечети «Как будто я поел» не имеет прямой связи с османским зодчеством, кроме единственного минарета, возведенного в традиционном турецком стиле.

Мечеть вмещает всего лишь 200 молящихся. Внутри находится отдельное помещение для женщин. Помимо пятикратных намазов в мечети во время благословенного месяца рамадан проводится таравих-намаз. Также в мечети ведутся уроки по Корану и исламскому праву. Объявление о проведении уроков написано на двух языках: арабском и турецком.

«Хайрутдин Качаджи обуздал прихоти человеческой души и направил их в благое русло. Поистине в этом есть великое назидание» — сказал муфтий района Фатих города Стамбул Абдус-Самад Айдын.

Хайрутдин-эфенди умер, во время войны мечеть была разрушена, но те ценности, ради которых он построил мечеть, не умерли вместе с ним. Они до сих пор живы и непоколебимы.

Мечеть Улу-Джами

Мечеть Улу-Джами в Бурсе. Фото из Википедии

Посетитель Большой мечети в турецком городе Бурса обязательно задастся вопросом о причине наличия внутри мечети фонтана, который занимает немало места в центре здания. Причина установки фонтана внутри заключается далеко не в создании удобств для прихожан, желающих совершить омовение или утолить жажду горной водой.

Старинный мраморный фонтан, располагающийся в центре мечети Улу-Джами, является, словно свидетелем победы умеренности над экстремизмом. Что касается истории этого фонтана, которая переносит нас на шесть веков назад, то она до сих пор несет в себе назидание, гласящее о способности сынов одного народа прийти к компромиссу друг с другом в спорных вопросах.

Читайте также:  Как построить водопад фонтан

Множество турецких исторических источников говорят о том, что строительство мечети относится к 1396 г. – периоду правления султана Баязида. В те времена государство решило выкупить недвижимость, находящуюся в центре Бурсы, чтобы затем снести ее и построить на этом месте одну большую мечеть. Однако один человек, дом которого находился в центре выкупаемой недвижимости, был христианином, и отказался продавать свое жилище, несмотря на серьезные попытки убедить его в обратном.

После множества переговоров и попыток переубедить собственника дома, тот отказался от своего жилища, взяв за это крупную денежную компенсацию, и с условием, что мусульмане не будут совершать намаз на месте его дома. С этим условием согласился османский муфтий и посчитал, что мужчина-христианин имеет на это право.

Строители и организаторы строительства мечети первоначально пришли в замешательство относительно того, каким образом выполнить данное условие, так как помещения для омовения традиционно строились по краям мечетей, дабы большая территория отводилась для рядов молящихся. Однако неординарное мышление привело известного архитектора Али Нассара к мысли построить фонтан в центре мечети, дабы выполнить тем самым договор, заключенный с мужчиной-христианином.

Мухаммад Ибрагим Оглу, являющийся одним из служителей «Улу-Джами», подтверждает этот исторический факт, говоря, что данное обстоятельство оставило в сердцах жителей города из числа немусульман приятный след, который можно было наблюдать на протяжении последних шести веков.

Оглу также отметил, что жители Бурсы воспринимают мечеть Улу-Джами не только как место для совершения религиозных обрядов, но считают ее символом мирного сосуществования мусульман и христиан.

Мечеть как будто бы пропитана арабским духом, так как в ней можно увидеть множество каллиграфических надписей с аятами из Священного Корана, именами четырех праведных халифов (Абу Бакр, Умар, Усман и Али), и сподвижников обрадованных Раем еще при жизни.

«Жители Бурсы очень хорошо ознакомлены с арабской культурой, так как во время Османов мечеть была «магнитом» для многих арабских ученых и просветителей, которые приезжали сюда с проповеднической целью» — сказал имам мечети Джунейд Умут.

Под двадцатью куполами и двумя возвышающимися минаретами мечети, площадь которой составляет 3260 кв.м., располагается стеклянный ящик, хранящий вот уже на протяжении нескольких веков часть покрывала (кисва) Каабы. Прихожане с большой тоской по Заповедной мечети в Мекке (масджид аль-харам) смотрят на кисву.

Один из двух минаретов мечети. Фото из Википедии

«Мечеть Улу-Джами с большим уважением относится к арабскому народу, так как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был арабом, и именно он объединил нас, наставив на путь ислама. Если дом Аллаха указал нам путь к примирению с теми, кто не исповедует нашу религию, то как же не найти нам общий язык с нашими единоверцами, отличающимися от нас только своей национальностью» — добавил имам мечети.

Для прихожан мечети предусмотрены полотенца для разового использования

«Многие жители города стали изучать арабский язык из-за своей любви к арабо-османской каллиграфии, которую можно увидеть повсюду в мечети» — подчеркнул имам мечети Джунейд Умут.

Несмотря на то, что мечеть посещает большое количество туристов разных конфессий и национальностей, самым ярким впечатлением от мечети остается смиренность голосов верующих пред Всевышним.

Туристы внутри и снаружи мечети Улу-Джами

Помимо феноменальных по своей красоте михраба и деревянного минбара, при изготовлении которого не было использовано ни одного гвоздя, в стенах мечети есть небольшие ниши, напоминающие собой комнаты для отшельников, в которые входит только тот, кто полностью отрешился от мира этого в пользу богослужения.

По словам Джунейда Умута, мечеть является центром активной деятельности жителей Бурсы, численность которых достигает более 1,3 млн., и также является своего рода визитной карточкой города, который не забыл заслугу мужчины-христианина в основании этой мечети.

Источник

Мечеть Улу Джами

Фото и описание

Мечеть Улу Джами, или Большая мечеть, была построена в Бурсе в годы правления Баязида I Йылдырыма (Молниеносного). Триумфально победив в битве при Никополе на Дунае войска крестоносцев, султан подчинил себе Боснию, завоевал Болгарию, заставил Валахию платить дань и установил протекторат над Византией. Согласно преданию, перед битвой Баязид I дал обет в случае своей победы возвести 20 мечетей, но, победив, решил, что будет достаточно и одной, но с 20 куполами. Строительство мечети продолжалось четыре года и было закончено в 1400 году.

Мечеть находится в самом центре Старого города, у базара. Это было самое первое в Османской империи многокупольное сооружение, выполненное в прекрасном арабском стиле. До сих пор Улу Джами – творение архитектора Али Неджара — служит образцом для строительства мечетей по всей стране. Здесь есть все, что и положено в османских мечетях — фонтан для религиозных омовений, михраб, минбар, ковры на полу и надписи из Корана на стенах.

Читайте также:  Бассейн от железнодорожного института

Несколько раз Улу Джами подвергалась разрушениям. Впервые это произошло при нашествии Тимура. Позже здание очень сильно пострадало в результате землетрясения 1855 года и его восстановлением занимался французский архитектор Леон Парвилле. Именно он внес в раннюю османскую архитектуру несвойственные ей элементы барокко, нашедшие отражение в оформлении каллиграфических надписей и украшениях верхушек минаретов. К сожалению, пожар 1889 года снова повредил мечеть, но сейчас она отреставрирована.

Основание мечети выполнено в виде прямоугольника со сторонами 63 и 50 метров. Здание мечети включает в себя 30 опорных пилонов: 18 из них расположено в стенах мечети и 12 внутри сооружения. Эти величественные столбы поддерживают мощные двадцать куполов мечети. В сооружении есть три входа (северный, восточный и западный), а в центре зала находится необычный мраморный фонтан с бассейном для ритуальных омовений. Он представляет собой три огромных чаши, расположенных одна над другой и освещается из круглого окна в куполе над ним. Интерьер мечети украшен 192 огромными каллиграфическими надписями в стилях дивани и куфи, перечисляющими все 99 имен Аллаха. Центральные ворота мечети выполнены без использования гвоздей. Они изготовлены из орехового дерева и считаются шедевром в деле обработки дерева. Благодаря большому световому куполу внутри сооружения хорошая освещенность.

Величественная мечеть Улу Джами, площадь которой составляет 5000 квадратных метров по сей день остается в Бурсе самым монументальным зданием. Благодаря необычным украшениям интерьера и оригинальным образцам резьбы по дереву Улу Джами по праву считается одним из наиболее интересных исторических памятников Турции.

Источник

Бурса

40° 10.9409 ′N , 29° 3.9860 ′E
40.18235N, 29.06643E
40°10′56.46″N, 29°3′59.16″E

28 материалов по 14 объектам, 533 фотографии

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Бурсе.

Мечеть Улу Джами / Ulu Camii

40° 11.0334 ′N , 29° 3.7070 ′E
40.18389N, 29.06178E
40°11′2.00″N, 29°3′42.42″E

Ошибка в координатах?

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Мечеть Улу Джами. От минарета до Вселенной — один шаг

Материал понравился:

40° 11.0334 ′N , 29° 3.7070 ′E
40.18389N, 29.06178E
40°11′2.00″N, 29°3′42.42″E

Существует предание, что двадцать куполов мечети Улу Джами возвели вместо двадцати новых мечетей, которые пообещал построить султан за победу в битве при Никополе в 1396 году.
Это было крупное сражение между объединёнными силами венгерского короля Сигизмунда, Французского королевства, Ордена госпитальеров и Венецианской республики с одной стороны, и войском турецкого султана Баязида I с другой, близ болгарского города Никополь.
Турецкое войско одержало тогда убедительную победу.

Однако, Аллах скор в наказании за невыполненный обет. Султан был захвачен в войну в Анкаре в 1402 году; Тимур использовал мечеть как конюшню; монгольский шейх Эмир Бедрюддин сжёг её в 1403 году, а в 1413 году мечеть была снова сожжена во время осады Караманоглу Мехмет бека. Реставрация была проведена сыном Баязида Мехметом I , и мечеть была открыта для молитв в 1421 году.

Суннитская мечеть Улу-Джами является памятником раннеосманской архитектуры, в которой преобладает сельджукский стиль. Архитектор — Али Неккар, в некоторых источниках Али Неджар, второй архитектор после Алааддина который реконструировал мечеть Святой Софии в Стамбуле.
Большие реставрационные работы были проведены после сильного землетрясения в 1855 году, когда рухнули 17 куполов. Мечеть была открыта для богослужения в 1862 году.
В 1950-х годах проводились косметические реставрационные работы.

В Бурсу мы приехали вечером, поэтому побывали возле мечети дважды.
У мечети два высоких минарета, в вечерней подсветке, они похожи на готовящиеся к старту космические корабли.

Читайте также:  Бассейн как часто надо менять воду

Подождав пока закончится служба, вошли внутрь. Надпись на входной двери кафедры содержит фразу — «Она была построена Йылдырым Беязит Ханом в 804 году» на османском языке.

Тайной покрыта историческая кафедра амвона мечети. Он изготовлен из твердого дерева ореха путем объединения геометрических фигур без использования гвоздей и связующих материалов.

Художник по имени Мехмед, сын Абдулазиза, создал эту великолепную кафедру. Кафедра полностью символизирует Вселенную. Грани с тиснением форм Солнечной системы. Каждая из планет находится там, где она должна быть, с орбитальными движениями, а также сферическими рельефными мотивами, расстоянием до Солнца и сравнением размеров между ними.

Порядок расстояния до Солнца в виде планет: Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона также является правильным. Учитывая, что наука турецких и исламских ученых в области математики и астрономии в то время была далеко впереди Запада, а планета Плутон обнаружена астрономами в 1930-х годах, остаётся только удивляться знаниям древнего любителя-звездочёта.

Простая Чёрная вуаль, которая висела на довольно высоком месте и никто не знал что это такое, была не что иное, как реликвия из священной Мекки — это покрытие двери Каабы было отдано Великой мечети в Бурсе и сам султан Селим нёс её своими руками и повесил в мечети.
500-летнее покрывало ворот Каабы, шитое золотой нитью, не привлекло внимания даже греков и веками сохранялось благодаря потускневшему рисунку из-за сырости в мечети. В апреле 2013 года оно было отправлено на ремонт в центр сохранения произведений искусства.

Достопримечательностью является мраморный фонтан с бассейном, расположенный внутри мечети, а над ним прозрачный купол, как большое окно, который играет важную роль в освещении интерьера.

История этого фонтана переносит нас на шесть веков назад. Множество турецких исторических источников говорят о том, что под строительство мечети султан решил выкупить землю в центре Бурсы. Однако один человек, дом которого находился в центре выкупаемой недвижимости, был христианином, и отказался продавать свое жилище под мечеть. После множества переговоров, тот отказался от своего жилища, взяв за это денежную компенсацию и условие, что мусульмане не будут совершать намаз на месте его дома. С ним согласился османский муфтий и посчитал, что мужчина-христианин имеет на это право.

Строители мечети пришли в замешательство относительно того, каким образом выполнить это условие, так как помещения для омовения традиционно строились вне мечетей, дабы большая территория отводилась для рядов молящихся. Однако неординарное мышление известного архитектора Али Неккара помогло построить фонтан в центре мечети, дабы выполнить тем самым договор, заключенный с мужчиной-христианином.
Данное обстоятельство оставило в сердцах христиан, жителей города, приятный след, а мечеть стали считать символом мирного сосуществования двух культур.

Огромная люстра сияет яркими плафонами, оставляя на стенах блики света.

Полы мечети, как и положено, укрыты мягким пушистым ковром.

Стены и столбы мечети Улу Джами украшают 192 надписи, представляющие собой выдающийся образец исламской каллиграфии в Турции.

Искусство каллиграфии, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность, получила особенное развитие в исламской культуре в силу запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и всех живых существ.
Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения «божественного послания», заключённого в Коране. Основу каллиграфической надписи составляют строгие геометрические принципы и пропорции, от этого зависит чёткость надписи и красота линии.
Каллиграфическое перо, которое называют томар, состоит из 24 волосинок осла. Очень важно, как обрезан кончик пера — это зависит от пристрастий мастера, национальных традиций и типа наносимого текста.

Нажим должен быть достаточно лёгким, движение — очень точным, при этом кончик пера слегка поворачивается, так что след оставляют две грани пера. На протяжении истории было создано несколько стилей-почерков арабского письма.

Улу Джами — самая большая мечеть в истории Турции с точки зрения молитвенной зоны. Размер других крупных мечетей, таких как Сулеймания, Султанахмет, вместе со своими внутренними дворами, окруженными стенами имеют размер её интерьера. Мечеть Улу создает впечатление, что она меньше, только потому, что у неё низкий потолок, много куполов и колонн, и нет центрального большого купола.

На территории мечети, для совершения омовения верующими перед молитвой, установлены два мраморных фонтана в виде купольных ротонд, а между ними ещё один мраморный, возможно, первый резервуар для водных ритуальных процедур.

Возле мечети стоит прозрачный стеклянный щит, на котором изображён символ ЮНЕСКО, она является объектом связанным с №1452.

Завершает общую картину — высокое мощное дерево, заботливо огороженное от городской суеты.

Источник

Оцените статью