Маяки белого моря карта

Форум Винского

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Готовые маршруты путешествий по России: прочитал, сел и поехал. Требования к публикации: маршрут должен быть законченным, с оформлением в виде отчета то есть с фото, картами, полезной информацией

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

RusNature » 18 апр 2016, 04:39

Абсолютно не затронутая на форуме и между тем интересная для многих тема.

Образ маяка всегда ассоциативен с романтикой и всяческими морскими мотивами. На Земле существует более двух тысяч архитектурно классных маяков, около 500 из них — в странах Европы, ну и весь мир не отстает. В том числе и Россия. На наших берегах и островах высится порядка 250 исторических световых маяков, расположенных на всех омывающих нашу территорию морях, а также на внутренних озерах страны.

Тема очень широкая, поэтому я выделил один конкретный регион для начала, и расскажу обо всех маяках которые здесь представлены, чем они интересны и примечательны. Более того, многие из них можно посетить в рамках очень интересных маршрутов по Беломорью.

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

В этой ветке будут подробные описания маяков, значимых исторических моментов, и краткая информация по логистике маршрутов . А по ссылкам возле каждого маяка — описание полноценного увлекательного путешествия, в рамках которого можно сей маяк посетить, а заодно и массу всего остального интересного посмотреть и прочувствовать.

К примеру Никодимский и Сосновецкий маяки Терского берега можно увидеть, отправившись на очень классную рыбалку на дикую семгу и кумжу, Жужмуйский маяк расположен на необитаемом острове где можно почувствовать себя настоящими робинзонами, Чесменский — в самом сердце молодого Национального парка «Онежское Поморье», Инцы лежит в Горле Белого моря и так и просится для прогулки под парусом, а маяк мыса Святой нос можно посетить совершив настоящий арктический круиз за 1 500 (тысячу пятьсот) рублей на 4 дня. Хорошо когда народ ездит на Кижи и Соловки, но у нас есть очень много интересных и доступных мест на Русском Севере. Давайте расширять область посещения! И маяки здесь очень кстати, ведь взяв эту тему как стержень, можно выстроить на ее основе массу нетривиальных самостоятельных путешествий.

Я постараюсь все-таки не обобщать этот материал и не делать здесь энциклопедию, а дать как общую информацию и историю + логистику, так и описать собственные маршруты, так оно как-то жизненнее читается и больше верится в успех собственного путешествия

Всего на Белом море стоит 24 исторических маяка. Распределены они следующим образом:

Читайте также:  Работа на морском кране

Карельский берег (1):
1. Шарапов мыс

Канинский п-ов (2):
10. Мыса Канин нос
11. Шоинский

Островные маяки в открытом море (5):
12. Моржовецкий
13. Соловецкий
14. Жужмуйский Жужмуйские острова (Белое море) Путешествие на необитаемый остров-маяк
15. Топы
16. Ромбакский

Двинская губа (2):
17. Мудьюгский
18. Черная башня

Онежский полуостров (3):
19. Острова Жижгина
20. Летне-Орловский
21. Чесменский

Зимний берег (3):
22. Мыса Абрамова
23. Инцы
24. Зимнегорский

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Маяк Инцы зажег свет в навигацию 1900 года в самом опасном для мореходства районе Белого моря — горловине. Это было настоящим событием. и позволило значимо снизить амортизацию грузоперевозок (строили-то маяки у нас конечно не для обеспечения безопасности местных промысловиков-поморов, а чтобы меньше денег терять на грузообороте, чтобы нашим торговым партнерам в Европе было проще сюда суда слать и меньше взносов в страховые свои платить). Здесь (в Горле) существует целый ряд факторов, которые создают серьезные проблемы для безопасности судов. Дальше немного объяснения, чтобы прочувствовать ситуацию. Можно пролистать немного если скучно.

1. Течение. Горло — широкая протока соединяющая внутренний бассейн Белого моря с открытой акваторией Северного океана, с бассейном Баренцева моря. Каждые 6 часов вода несется со звериной силой сначала в одном направлении, а затем в другом. Выходит на деле так, что сначала судно идет шустро и течение помогает, а потом хрясь и приехали и всю мощь паровой машины/парусного вооружения нужно было направлять чтобы удержать набранные мили. Вот такая ритмика, и это на протяжении полутора сотен миль.
2. В Горле сверх частое явление — туманы, страшные туманы. Закрывает в одночасье так, что носа кормы не увидишь, не видно вообще ничего дальше пяти метров. Это сейчас есть навигаторы и радио, а раньше чего оставалось делать — идти вслепую. А ведь судов полтора века назад по маршруту на Архангельск ходило просто в сотни раз больше — и иностранные парусники шли и наших хватало, лес везли, пушнину, поморы на своих жалких лодках тоже бороздили воды изрядно. Судно крупное идет быстро и не сможет оперативно сбавить ход и избежать столкновения, поэтому использовали корабельные свистки, у кого их не было на лодочках — били в железную утварь чтобы как-то себя обозначить, вот только в тумане разносится звук странно и это не всегда спасало. Парусники специально шли как можно быстрее, т.к. на хорошем ходу маневрировать быстро легче. Еще осложняло ситуацию наличие безмолвных айсбергов, которые в излишке присутствуют в горле в конце весны-начале лета. Они не свистели, а просто несли разрушение и смерть без различий к встречным судам.
3. В Горле по обыкновению дуют сильные ветра, а ветер быстро разгоняет волну. Может быть полный штиль, а через час молодой ветер уже нагонит волны. Горло не столь широко и когда дует северный ветер случается очень неприятная особенность — триединство направленности волны. Когда ветер гонит волны на юг, они ударяются об утесистый берег и резонируют, ударяются о противоположный берег и снова резонируют, при этом ветер дует как-бы поперек и волна становится неконтролируемой, не получается предугадать и лечь бортом под удары, колошматит со всех сторон. В этой ситуации в открытом море надежному судну особо ничего не грозит кроме тошнотворного состояния части экипажа, но в горле это чревато тем, что судно может начать жать к очень неприятным берегам и это уже ведет к крушению.
4. Берега. Высокие, утесистые и безлюдные. Ни одной спасательной станции, ни одного широкого и глубокого русла реки или бухты чтобы укрыться, подход к берегам невозможен. Поэтому бурю приходится пережидать в самом ее сердце.
5. Мели. Во многих местах Горловины для судов существует реальная опасность сесть на песчаные мели, так называемые «кошки», которые не видны во время прилива, или вовсе не видны, но коварно подстерегают под самой поверхностью воды. И приливы-отливы, в Горле очень большая разница высот между состоянием полного прилива и отлива, до 5-6 метров. Вода может отойти от берега на несколько километров, а еще дальше — обнажить многочисленные подводные рифы.

Читайте также:  Кошелек цвет морской волны

Собственно вот и причины, отчего в Горле Белого моря так ждали световые маяки. И не просто световые, а оборудованные туманными колоколами, чтобы подавать сигналы и в отсутствии видимости.

Вернусь предметно к Инцы. Значит построили маяк в 1899 году, зажегся он в первую навигацию нового века. Проект маяка был прогрессивным, посмотрите на фото ниже:

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Дом смотрителя, башня с осветительным оборудованием и тех.помещение были соединены воедино, чтобы обеспечить безопасность и комфорт быта для служащих. Во как! Это было очень круто, потому что в большинстве люди на маяках жили просто в отвратительных условиях, а зачастую даже умирали целыми вахтами (как правило главной причиной мора была Цинга, за вторую половину ХIX века от нее на маяках Белого моря погибло 142 человека — данные по архиву Гидрографии, это только официальная статистика).

Маяк построили красивый, из красного кирпича! Башня была установлена на высоком обрыве осыпного берега. Что на Зимнем берегу, что на Терском очень сильная эрозия почв (см. Кузомень или Шойну для наглядного примера). В те времена здесь была одноименная деревня по соседству, так-что возможность общения для маячников имелась. Первым начальником маяка заступил Николай Хромцов, чья жизнь трагически оборвалась спустя 13 лет, одновременно открыв новую страницу в истории отечественной маячной службы.

В суровый осенний шторм на горизонте появилось судно, терпящее бедствие. Парусник был серьезно поврежден и подтоплен водой. Экипаж старался галсировать и обойти камни, сближался с берегом. Не смотря на уговоры жены, во исполнение служебного долга начальник маяка подрядил своего старшего сына и спустил лодку, направившись к месту скорого крушения судна (а персонал маяков был обязан оказывать помощь терпящим бедствие, фактически выполняя функции спасательной станции, посмотрите к примеру свежий фильм американский «И грянул шторм»). Согласно протоколу Хромцов спас жизни 9 человек экипажа, но вскоре скончался от переохлаждения и полученной травмы таза. Как повлияло это событие на историю маячной службы, ведь это всего-лишь одна из сотен смертей? Причина в том, что после смерти мужа обязанности начальника маяка были возложены на его старшего сына (несовершеннолетнего на тот момент), но фактически их выполняла в первую очередь его вдова, став первой женщиной-смотрителем маяка в России. На 1913 год ее никто бы официально на такую должность не поставил, несерьезно бабе такое положение занимать.

Читайте также:  Приморское морское пароходство работа

Вот такой замечательный у нас маяк с яркими историческими моментами. Стоит Инцы до ныне в первозданном виде, только облицевали его железом лет 8 назад по Норвежской программе (мы — всякие РИТЭГи повыбрасывали, а нам новенькие дизеля предоставили, косметический ремонт сделали). К сожалению, хоть я и понимаю, что обшить листом дешевле и практичнее чем постоянно красить-шпатлевать в условиях нашего севера, но все-же если рассматривать маяк как объект исторический, а все-таки у нас часть маяков на Белом море признана объектами исторического архитектурного наследия , то лучше бы было как-то найти возможности провести ремонт с сохранением оригинального внешнего вида (не в упрек Гидрографии Архангельской области).

Берег у маяка Инцы к сожалению разрушается и историческое кладбище маячников уже почти полностью забрало море, оставшиеся кресты нависают над песчаными обрывами.

Теперь по поводу того как посетить маяк. Пути есть два, один — по морю под парусом. Об этом я напишу отдельный обзор путешествия. А второй выглядит так:

Из Архангельска в деревню Верхняя Золотица раз в неделю примерно летает борт (самолет — летом-зимой, вертушка в паводок) рейсовый. Билет стоит около 7 000р. (туда-обратно). Чтобы его купить — за недели две-три отправьте факс перевозчику (2ой Объединенный Архангельский Авиаотряд или 2ОАО). Аэропорт базирования — Васьково (не Талаги!). По прилету в Верхнюю Золотицу (есть еще Летняя совсем в другом месте) — попросите кого-нибудь из местных вас подкинуть по реке до устья, а оттуда уже можно до маяка и пешочком дойти, там около 20км отличного песчаного пляжа! в июле-начале августа полно морошки.

Места очень красивые, поблизости — границы Природного парка «Приморский».

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

В следующей серии посмотрим на маяк №22 Абрамовский (сосед Инцы к северу).

Источник

Оцените статью