М чюрленис море рисунок

in_es

Искусство Чюрлениса выражает стремления возрождающегося литовского народа и вписывает их в контекст актуальных тенденций развития европейского искусства рубежа XIX-XX веков. Окончив две высших музыкальных школы — в Варшаве и в Лейпциге, Чюрлёнис становится композитором, а позже и профессиональным художником, и все меньше уделяет времени сочинению музыки, пока совсем не перестает сочинять. Поначалу он приобретает известность как оригинальный художник, дающий своим картинам музыкальные названия («Прелюд», «Фуга», «Соната») и только значительно позже как первый литовский композитор, в поздних своих довольно экспрессивных фортепианных циклах (1904-1909) использующий некоторые принципы модернизма и конструктивизма.
Чюрлёнис создает первые и до сих пор наиболее популярные произведения литовской оркестровой музыки — симфонические поэмы «В лесу» (1901) и «Море» (1907), но так и не услышит их исполненными. Он провозглашает принципы, ставшие идеологией литовского искусства, подчеркивая значение фольклора в современной музыке: «Наше кредо — это наши старинные песни и музыка нашего будущего.» Его художественное, музыкальное и литературное наследие для литовских художников и музыкантов становится источником вдохновения и примером для подражания.
В наше время художник считается визионером только тогда, когда не хватает обычных определений для его характеристики, иными словами, когда требуется подчеркнуть фантастический или утопический характер его творчества. Ярлык художника-визионера лучше обозначает суть картин Чюрлёниса, чем довольно туманные, а порой и неточные определения его как символиста, мистика, синкретиста или премодерниста.
Классик французской авангардистской музыки Оливье Мессиан творчество Чюрлёниса определил весьма просто: «Необыкновенный композитор музыки и живописи». Говоря о работах Чюрлёниса, постараемся не забыть об этой тесной параллели между композитором и художником.
Из книги Шарунаса Накаса «Теорема Чюрлёниса: визии, головокружение, совершенство». Части II, III. Перевод с литовского

Источник

Описание картин Микалоюса Чюрлениса «Соната моря»

Описание картин Микалоюса Чюрлениса «Соната моря»

Широко знаменитая «Соната моря» – это «сюита» из трех картин Чюрлениса, которая по праву считается одной из самых живописных его работ.

Читайте также:  Гостиницы адлера центр у моря

Музыканты называют сонатами пьесы, в которых идет борьба между несколькими порой совершенно противоположными темами, а основная мелодия звучит в финале. Обязательным атрибутом сонаты является деление на 4 или 3 части. Чюрленис верил в возможность создания сонат, подобных музыкальным, кистью и красками. Его живописные

картины звучат музыкой и тоже понятны без слов, а также написаны по всем законам музыкальных форм.

Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для одной из сонат, Чюрленис написал для нее три картины: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».

Аллегро переводится как бурно, радостно или весело. Именно такими словами и можно охарактеризовать первую картину сонаты. Одна волна за другой напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. С глубины поднялись и плавают среди пузырьков янтарь, ракушки, камешки и многое другое. Берег весь в холмах, очертания его легко потерять и перепутать с одним из гребней волны. Но волны разбиваются о берег радостно, не изображая борьбы, а скорее активно играя с ним. И настроение картина поднимает, радуя своими яркими красками и живостью действия.

Следующая картина сонаты – Анданте. В ней все тихо и спокойно. Только два ярких луча светильников освещают горизонт. Проследуй по светящимся пузырькам, идущим от них, и увидишь, как на дне спящего моря воцарился целый город, в котором нашли приют и затонувшие корабли. Добрая рука поднимает один из них и бережно, как дети пускают маленькие лодочки, опускает на поверхность, даруя ему вторую жизнь.

Все море кипит, и грозная и величественная волна поднимается ввысь в Финале и, как чудовище когтями, уже стремится поймать и поглотить беспомощные кораблики. Возможно, едва заметные инициалы автора на волне дают понять, что такая же погибель ожидает, как ему кажется, все его труды: они окажутся погребены глубоко на дне, где о них никто не вспомнит… Но как бы не казалась страшна волна, эти корабли должны в конце концов выплыть из нее, не даром ведь рука спасала один из парусников в Анданте. А картины Микалюса Чюрлениса никогда не будут забыты, даже спустя многие сотни лет.

Читайте также:  Названия всех рыб баренцева моря

Источник

МИКАЛОЮС ЧЮРЛЕНИС «СОНАТА МОРЯ»

Микалоюс Константинас Чюрлёнис был очень необычным художником. Вместе с призванием живописца в нем жил талант композитора и это рождало на свет причудливые творения, которые некоторые зрители понимают, а другие остаются в недоумении.

Чюрлёнис горел идеей создать новый вид искусства — «зримую музыку». Там должны были гармонично сливаться музыка и ее изображение.

Широко знаменитая «Соната моря» – это «сюита» из трех картин Чюрлениса, которая по праву считается одной из самых живописных его работ.

Музыканты называют сонатами пьесы, в которых идет борьба между несколькими порой совершенно противоположными темами, а основная мелодия звучит в финале. Обязательным атрибутом сонаты является деление на 4 или 3 части. Чюрленис верил в возможность создания сонат, подобных музыкальным, кистью и красками. Его живописные картины звучат музыкой и тоже понятны без слов, а также написаны по всем законам музыкальных форм.

Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для одной из сонат, Чюрленис написал для нее три картины: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».

1 (530x666, 307Kb)

Аллегро переводится как бурно, радостно или весело. Именно такими словами и можно охарактеризовать первую картину сонаты. Одна волна за другой напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. С глубины поднялись и плавают среди пузырьков янтарь, ракушки, камешки и многое другое.

Берег весь в холмах, очертания его легко потерять и перепутать с одним из гребней волны. Но волны разбиваются о берег радостно, не изображая борьбы, а скорее активно играя с ним. И настроение картина поднимает, радуя своими яркими красками и живостью действия.

«Аллегро» художник раздробил на несколько слоев, словно создав музыкальную ткань. Каждый слой картины живет своей самостоятельной жизнью. Эта картина призвана быть самой ритмической из трех. Накал страсти и постепенно снижение эмоций.

Читайте также:  Сейчас температура моря греция

2 (530x671, 253Kb)

Вторая картина «Анданте» уже более спокойная, она пропитана умиротворением и неспешностью. По полотну идет таинственное мерцание светильников. Полный штиль предоставляет возможность предаться созерцанию и думам.

Только два ярких луча светильников освещают горизонт. Проследуй по светящимся пузырькам, идущим от них, и увидишь, как на дне спящего моря воцарился целый город, в котором нашли приют и затонувшие корабли. Добрая рука поднимает один из них и бережно, как дети пускают маленькие лодочки, опускает на поверхность, даруя ему вторую жизнь.

Чюрлёнис взбирается по мостам и небесным лестницам столь высоко, что оттуда не видно ада, и ангелы, всякого насмотревшись за свой бесконечный век, уже равнодушны к людям. Это явно не ортодоксальная концепция рая.

Кажется, что из глубин моря святятся окна замков. Мир погружен в покой и лишь одинокий парусник держит свой путь.

3 (530x654, 256Kb)

Третья часть «Финал» эмоциональная, как и первая. Спокойствие смывается волной и тут должен звучать мощный симфонический оркестр. Подозреваю, что, если смотреть картины в живую и прослушивать сонату «Море», то это будет потрясающе.

Все море кипит, и грозная и величественная волна поднимается ввысь в Финале и, как чудовище когтями, уже стремится поймать и поглотить беспомощные кораблики. Возможно, едва заметные инициалы автора на волне дают понять, что такая же погибель ожидает, как ему кажется, все его труды: они окажутся погребены глубоко на дне, где о них никто не вспомнит…

Но как бы не казалась страшна волна, эти корабли должны в конце концов выплыть из нее, не даром ведь рука спасала один из парусников в Анданте.

А картины Микалоюса Чюрлениса никогда не будут забыты, даже спустя многие сотни лет.

Озвученные картины М. Чюрлёнис «Соната моря»:

Источник

Оцените статью