- Секреты мастерства Ивана Айвазовского
- «Морские волны запали мне в душу…»
- «Движения живых стихий неуловимы для кисти…»
- Почему светится лунная дорожка
- «Я вдруг ощутил на губах соленый вкус моря»
- Секрет прозрачной «волны Айвазовского»: техника лессировки
- СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
- Лунная дорожка
- Айвазовский лунная дорожка картина (48 фото)
- Айвазовский. Луна и море
Секреты мастерства Ивана Айвазовского
В жизни знаменитого художника Ивана Константиновича Айвазовского была одна подлинная страсть, служившая ему неисчерпаемым источником вдохновения — море. На его великолепных картинах лунные дорожки словно светятся — так, что зрители искали за холстом лампу (источник света), а прозрачная «волна Айвазовского» вошла в историю мирового изобразительного искусства. Ко дню рождения великого мариниста вспоминаем его такие разные морские пейзажи.
«Морские волны запали мне в душу…»
Уже первое участие в академической выставке принесло успех юному художнику. Картины Айвазовского, среди которых были «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», получили высокую оценку и стали причиной скандала. Дело в том, что Айвазовский в то время стажировался у французского мариниста Филиппа Таннера, который приехал в Россию по приглашению императора и тоже участвовал в выставке. Ученик превзошел учителя — Айвазовский получил медаль и хвалебные отзывы в прессе, а Таннера упрекнули в манерности.
Иван Айвазовский. «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Обиженный француз пожаловался императору, ведь его ученик выставил картины без его одобрения и нарушил субординацию, которую весьма чтил Николай I. Император велел убрать картины Айвазовского с выставки, и только заступничество друзей спасло художника от немилости. А баснописец Иван Крылов так утешал юного гения: «Я видел картину твою — прелесть как она хороша. Морские волны запали мне в душу и принесли к тебе, славный мой… Что, братец, француз обижает? Э-эх, какой же он… Ну, Бог с ним! Не горюй. »
«Движения живых стихий неуловимы для кисти…»
Почти все свои пейзажи Айвазовский писал не с натуры, а по памяти в мастерской, зачастую давая волю воображению и привнося в картины когда-то увиденные им детали. Темпераментный и увлекающийся Айвазовский считал, что «движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры». Художник должен запоминать эти случайности, как и эффекты света и теней, и ими «обставлять свою картину».
Иван Айвазовский. «Побережье в Амальфи», 1841 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Еще в Феодосии Айвазовский начал практиковаться в необычной для того времени манере письма «по памяти», а окончательно утвердился в ней во время пенсионерской поездки в Италию. В Сорренто он три недели писал с натуры вид, который до него изобразил первооткрыватель русской пейзажной живописи Сильвестр Щедрин, а затем — тот же вид в Амальфи. К удивлению художника, пленэрные работы, на которые он потратил столько времени и сил, оставили публику на выставке равнодушной — в отличие от написанных по памяти восхода и заката в Вико. С тех пор Айвазовский писал, полагаясь исключительно на свою феноменальную память.
Своеобразная манера позволяла художнику работать очень быстро — он не писал многочисленные этюды и эскизы, а лишь делал скупые карандашные наброски. На основе этих заметок он в мастерской восстанавливал всю картину, дополняя ее хранящимися в памяти деталями: тончайшей игрой света, оттенком воды или глубокой тенью.
Почему светится лунная дорожка
Штиль и буря, рассветы и закаты, лучи солнца в невесомо-прозрачных волнах и лунная дорожка, посеребрившая гладь моря, туманы и стихии — Айвазовский писал море в самых разных состояниях. Несмотря на то, что за свою долгую жизнь маринист написал около шести тысяч картин, он не повторялся в изображении водной стихии.
Иван Айвазовский. «Неаполитанский залив в лунную ночь», 1842 год, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия © Public domain
Одним из его излюбленных мотивов была лунная дорожка. Она словно светится на картинах Айвазовского. Существует легенда, что, когда во время пребывания в Италии художник представил публике на одной из выставок картину «Неаполитанский залив в лунную ночь», зрители и критики пытались отыскать за рамой лампу. Казалось невероятным, что живописец сумел лишь красками, пастозными мазками белил с желтоватым оттенком передать свечение моря, в котором отражается высокая луна. И не раз после художник прилюдно писал марины, поражая зрителей мастерством в передаче игры света.
Иван Айвазовский. «Неаполитанский залив», 1841 год, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург © Public domain
По другой легенде, английский художник-маринист Уильям Тернер, увидев «Неаполитанский залив» на выставке, был так впечатлен, что сочинил стихотворное посвящение Айвазовскому. Он писал: «…Работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений». Так художник получил европейское признание: даже Папа Григорий XVI хотел заполучить его картину.
«Я вдруг ощутил на губах соленый вкус моря»
Иван Айвазовский. «Закат на море», 1856 год, Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар © Public domain
Под впечатлением от первых увиденных картин Айвазовского Карл Брюллов писал: «Я вдруг ощутил на губах соленый вкус моря». Действительно, когда смотришь на картины живописца, слышишь шум волн и чувствуешь соленое дыхание стихии. Его то бурная, то спокойная жизнь служила Айвазовскому неисчерпаемым источником вдохновения.
Иван Айвазовский. «Туман на море», 1895 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
«Царь моря», как называл художника император Николай I, Айвазовский трепетно любил парусники — на его маринах нет чадящих пароходов, только раздуваемые ветром тугие паруса. Зыбкость света и воздуха, их взаимосвязь с водой увлекали художника, позволяя в полной мере насладиться его любимой стихией.
Секрет прозрачной «волны Айвазовского»: техника лессировки
Иван Айвазовский. «Корабль среди бурного моря», 1887 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
Особенно ярких романтических эффектов Айвазовский достигал драматическим изображением разыгравшейся водной стихии или сложной игрой предзакатного освещения. Образ бури часто повторяется в его картинах — и всегда сквозь шторм пробивается луч света, обещающий спасение во тьме.
Иван Айвазовский. «Среди волн», 1898 год, Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия © Public domain
Пронизанные светом, почти прозрачные волны, вошедшие в историю искусства под именем Айвазовского, и кипящие шапки пены художник создавал с помощью техники лессировки, нанося тончайшие слои краски друг на друга. Чтобы добиться эффекта прозрачной волны, Айвазовский часто лессировал ее в основании, придавая ей глубину и цветовую насыщенность. Лессировка не была для него завершающим этапом работы над картиной — зачастую он использовал ее в начале, превращая белый грунт холста в светящуюся поверхность.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Источник
Лунная дорожка
С древних времен ночь воспринималась как самое загадочное время суток. В старину она пугала людей, вырисовывая силуэты страшных созданий. Но при этом была и луна, частично выплывающая из-за туч, чтобы осветить путь морским путникам, выстелив дорожку на тихой глади воды. Это поистине завораживающее зрелище, которое человек с творческой душой никак не мог бы упустить из виду. Желание разгадать это природное таинство и породило картину Айвазовского «Лунная дорожка».
Ивана Константиновича весь мир знает как автора лучших морских пейзажей. Море всегда было его главной любовью и музой. Живописец мог рисовать его вечность. Никому не удавалось отобразить на холсте море так точно и натуралистично, как это делал маэстро Айвазовский. Секрет реалистичности его пейзажей кроется в умелой передаче цветовой палитры. Поэтому, любуясь картиной Айвазовского «Лунная дорожка», зритель будто сам оказывается на берегу моря, полной грудью вдыхая влажный и соленый воздух.
Живописец находил в ночном пейзаже что-то завораживающее и таинственное, благодаря чему у него получалось создавать из самых обычных вещей настоящие шедевры. Так и картина Айвазовского «Лунная дорожка» помогает остальным людям уловить красоту момента. Полотно написано в изумрудных и синих тонах, смешав которые художник смог воссоздать поэтичность ночи. К подобным работам мастер периодически возвращался, но уже используя менее насыщенную палитру.
Картина Айвазовского «Лунная дорожка» признана критиками одним из лучших творений великого художника. Первое, на что нельзя не обратить внимания – оптическая иллюзия, которая была так тщательно изображена на полотне рукой гения. Если присмотреться, то создается впечатление, будто лунная дорожка пребывает в движении. С какого бы ракурса зритель ни смотрел на картину, оптическая уловка направляет дорожку прямо к нему.
Но примечателен этот пейзаж еще и тем, что он преисполнен лирических чувств. Полотно можно расценивать как признание в любви к восхитительной красоте тихой ночи при луне. Картина символизирует гармонию человека и водной стихии. Луна же здесь очерчивает ориентиры, показывая верный путь. Струящийся по воде свет Айвазовский передал посредством насыщенных оттенков. Цветовые сочетания оказались настолько гармоничными, что совершенно не контрастируют, а наоборот, плавно перетекают друг в друга, создавая единое целое. Игра насыщенных оттенков со светлыми спокойными тонами позволила как можно реалистичнее отобразить происходящее.
Если внимательно всмотреться в картину и даже вслушаться, то можно различить на фоне тихий шум волн, всплеск воды, ударяющейся о весла. Город, виднеющийся на фоне, крепко спит, и море не нарушает всеобщий покой. А легкое дуновение бриза убаюкивает все вокруг. Это в очередной раз доказывает, как правдоподобно Айвазовский отобразил ночную жизнь. Под легкой кистью гения родилось совершенное творение, способное завораживать, успокаивать и вдохновлять.
Источник
Айвазовский лунная дорожка картина (48 фото)
Скачать
Скачать
Скачать
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Источник
Айвазовский. Луна и море
Пожалуй, это последняя тема с картинами художника. Мы смотрели разные его картины, теперь посмотримна те, в которых луна главное «действующее лицо»! Башня. Кораблекрушение 1847
Берег моря ночью. У маяка 1837
Берег моря ночью.У маяка 1837
Бурное море ночью 1853
Буря на море лунной ночью
Бухта Золотой Рог.Турция 1845
Везувий
Венецианская ночь
Венеция 1870-е
Вид Константинополя при вечернем освещении 1846
Вид Константинополя при лунном освещении 1846
Вид моря ночью 1873
Вид Одессы в лунную ночь 1846
Вид Одессы в лунную ночь 1855
Вид приморского города вечером с зажжённым маяком 1870-е
Восход луны в Феодосии 1892
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент 1846
Гондольер на море ночью 1843
Гурзуф ночью 1849
Дарьяльское ущелье 1862
Дарьяльское ущелье в лунную ночь 1868
Дворец дожей в Венеции при луне 1878
Дворец Ка д-Ордо в Венеции 1878
Золотой Рог 1872
Золотой Рог. Босфор 1872
Вид на Везувий в лунную ночь, 1858
Контрабандисты 1890-е
Корабли в ночной тишине 1888
Лунная дорожка 1886
Лунная дорожка
Лунная дорожка
Лунная ночь 1857
Лунная ночь 1862
Лунная ночь 1870-е
Лунная ночь 1888
Лунная ночь 1899
Лунная ночь в Константинополе 1862
Лунная ночь в Константинополе 1884
Лунная ночь в Крыму 1859
Лунная ночь в Крыму. Гурзуф 1839
Лунная ночь на берегу моря в Крыму 1852
Лунная ночь на Босфоре 1894
Лунная ночь на Капри 1841
Лунная ночь на море 1875
Лунная ночь на Чёрном море 1855
Лунная ночь на Чёрном море 1873
Лунная ночь у взморья 1847
Лунная ночь. Берег моря 1885
Лунная ночь. Всадник.
Лунная ночь. Купальня в Феодосии 1853
Лунная ночь. Окрестности Ялты 1863
Лунная ночь. Разбитый корабль 1871
Лунная ночь. Разбитый корабль 1871
Мельница на берегу моря 1851
Море 1864
Море в лунную ночь 1858
Море ночью 1861
Море ночью
Морской вид 1841
Морской вид при луне 1878
Морской вид с часовней на берегу 1845
Морской пейзаж при луне 1849
Морской пейзаж. Коктебель 1889
Морской пейзаж.
Неаполитанский залив 1845
Неаполитанский залив в лунную ночь 1842
Неаполитанский залив в лунную ночь 1858
Неаполитанский залив в лунную ночь 1858
Неаполитанский залив ночью 1895
Неаполитанский маяк 1842
Неаполь в лунную ночь. Везувий 1870-е
Ночной Константинополь 1886
Ночной пейзаж. Венеция
Ночь в Амальфи 1854
Ночь в Венеции 1861
Ночь в Крыму 1871
Ночь в Крыму. Вид на Аю-Даг 1850
Ночь на море
Ночь на море-2
Ночь на Украине 1871
Ночь на Чёрном море 1879
Ночь на Чёрном море
Ночь. Голубая волна 1876
Ночь. Трагедия в Мраморном море 1897
Ночь
Окрестности Ялты ночью 1866
Остров Патмос 1854
Парусник у берегов Крыма в лунную ночь 1858
Первый поезд в Феодосии 1892
Петербургская биржа 1847
Пётр I при Красной горке, зажигающий костёр для сигнала гибнущим судам своим, 1846
После бури. Восход луны 1894
Феодосия. Лунная ночь 1852
Феодосия. Лунная ночь 1880
Христофор Колумб 1880
Часовня на берегу моря
Южная ночь. Крым 1848
Ялта. Горы ночью
На всякий случай вот ссылки на все темы с картинами Айвазовского
Источник