Луговой парк руинный пруд

Луговой парк руинный пруд

Вернемся на дорогу. Посмотрим теперь расположенный слева от нее Саперный пруд:

21 октября 2017 г.

«По отлогости бабьегонских высот располагаемы были на лето, лагерем лейб-гвардии саперный батальон и рота воспитанников инженерного училища, которые в продолжение всего лагерного времени вместе с саперами участвовали во всех практических саперных и минных работах. Там же в поле близ дороги на огромном, диком камне красуется колоссальный медный орел с распростертыми крыльями, работы профессора барона Клодта. Под орлом на камне медная доска с надписью: «подвигам лейб-гвардии саперного батальона». Орел поставлен по повелению императора Николая I- го, в 1852 году.» [ 1 . с.106 ]

Места квартирования Саперного батальона и Инженерного училища видны на литографии, изображающей общий вид Лугового парка, представленной на второй странице. Согласно старой карте, и в 1870 — 1890 гг. воспитаники Инженерного училища по-прежнему останавливались на том же месте.

В 1899 г. орел с памятника подвигам Саперного батальона был перенесен в Санкт-Петербург и установлен перед батальонной церковью Косьмы и Дамиана на Кирочной улице. Увы, эта работа прославленного скульптора исчезла в 1930-х гг. — скорее всего погибла. См. раздел «Кирочная улица», где представлены и фотографии памятника на новом месте.

В [4 , с.253 ] помещена редкая фотография памятника на старом месте — на южном берегу Саперного пруда:

К большому сожалению, качество изображения заставляет желать много лучшего — и трудно понять, в в чем дело: только в скверном качестве печати или в том, что еще и сам снимок плохой (верхняя часть засвечена?). Я постарался по мере возможности поправить это изображение.

Фотографии скульптуры крупным планом, сделанные уже на Кирочной улице [ 33, том VII , с.160 ] :

По некоторым данным [ 26 ] , до нашего времени сохраняется на старом месте валун, на котором была фигура орла. Сам я этот валун не видел.

Дорога проходит по довольно большому отрезку восточного берега Саперного пруда. Влево от дороги открываются живописные виды на этот пруд с островком:

21 октября 2017 г.\

В следующий пруд западной системы — Орлиный — вода течет из Руинного пруда по узкому каналу, вдоль которого нет дороги (во всяком случае, сейчас). А дорога идет через лес:

21 октября 2017 г.

Это место — одно из самых заросших, оно потеряло всякие внешние признаки парка. (Оно было таким уже к 1965 г., когда я впервые побывал в Луговом парке.)

Через некоторое время справа от дороги появляется Орлиный пруд. К сожалению, во время моего посещения справа от дороги была высокая растительность (кажется, всего лишь трава?), мешавшая сделать снимки с дороги. Я сделал только одну фотографию, отойдя вправо от дороги — вид с южного берега:

21 октября 2017 г.

Впереди — островок. На этом островке в середине XIX в. была установлена скульптурная группа «Орлы, нападающие на барана». По некоторым данным [11 , с.208 ] , автором ее был знаменитый скульптор П.К.Клодт.

Увы, эта скульптурная группа не сохранилась. Она стала жертвой вандализма. В январе 1876 г. (когда можно было пройти на остров по льду) неизвестные похитили скульптуры двух орлов [27] . (И это был не единственный случай: тогда же была изуродована скульптура «Нил», о которой речь пойдет дальше на этой странице.)

Южная часть Запасного пруда

Мы подошли к последнему пруду западной системы — Запасному. Северную часть пруда мы видели в начале прогулки. Южная часть пруда имеет сложные очертания и, пожалуй, более живописна, чем северная.

Дорога пересекает мостик над протоком в узкой части пруда. Вид влево от дороги:

21 октября 2017 г.

Вид вправо от дороги:

21 октября 2017 г.

А вот уже и Розовый павильон (слева, за деревьями). Мы прошли по замкнутому кругу и вернулись назад.

Впереди шлюз, по которому в Запасной пруд спускается вода из более высоко расположенного Самсоновского бассейна.

Возвращение к Розовому павильону. Выход из парка

Не будем спешить уходить отсюда. Вновь выйдем к Самсоновскому бассейну и немного пройдем вдоль него — только теперь по западному берегу:

21 октября 2017 г.

Красивый пейзаж, характерный для Лугового парка — такого, каким он был, пока не зарос. На переднем плане Самсоновский бассейн, дальше Мельничный пруд.

Вид вправо от Самсоновского бассейна — то, что теперь уже отчасти закрыто при взгляде с его противоположного берега:

21 октября 2017 г.

Прямо перед нами Запасной пруд, за ним Орлиный. Между ними шлюз (он почти закрыт веткой). Но Бабигон с Бельведером отсюда уже не виден.

А теперь повернем назад, к Розовому павильону:

21 октября 2017 г.

Вернемся к павильону, обогнем его слева, выйдем на Большой Круглый пруд, обогнем и его. Вид на Розовый павильон на юг от Большого круглого пруда:

Читайте также:  Три подружки у бассейна

21 октября 2017 г.

А вот как это выглядело раньше, до разрушения. Павильон Озерки. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена, 1853 [ 6, инв.№ЭРГ-27119 ] (подробнее см. приложение):

Обратим внимание на скульптуру у левого края литографии. Это гальванопластическая копия известной античной скульптуры «Нил» (подлинник хранится в Ватикане). Скульптура выполнена в 1850 г. в мастерской И.Гамбургера по модели, присланной папой Пием IX в подарок Николаю I [ 1,с.100; 2,с.333; 19,с.462 ] . Вот старая фотография этой копии [ 28 ] :

Мощный старец символизирует реку Нил, а резвящиеся вокруг него 16 малышей — 16 локтей, на которые поднимается вода при разливе.

А вот более новая фотография — между 1880 и 1904 ( [ 29 ] ; такая же фотография есть и в [ 28 ] ):

В чем дело? Куда же делись малыши?! Оказывается, скульптура пострадала в 1876 г. от рук вандалов — очевидно, тех же самых, которые изувечили скульптуру «Орлы, нападающие на барана». В циркуляре, разосланном начальником Петергофского правления, сказано: » [. ] после похищения с Орлиного пруда двух орлов, нападающих на барана, в ночь с 7 на 8 яеваря при павильоне Озерки украдено четыре фигуры мальчиков из красной меди, а также листик, прикрывавший часть главной фигуры» [27] . Не знаю, что это было — хищение с целью наживы или просто хулиганство. В любом случае отвратительно.

Во время Великой Отечественной войны скульптура пропала (скорее всего, отправлена немцами на переплавку — так же, как скульптуры Нижнего парка). Так что теперь нет здесь никакого «Нила» — ни целого, ни изувеченного.

21 октября 2017 г.

Сохранился-то он сохранился, но в каком виде! Здесь хорошо «поработали» дебилы — достойные продолжатели дела тех, кто калечил скульптуры в XIX веке и отправлял их в переплавку в XX .

В альбоме «Рисунки сельских зданий на Бабигоне. Петергоф, 1853» (см. приложение), помещен чертеж каменной террасы на Большом Круглом пруду — той самой, которая изображена на помещенной выше литографии из того же издания:

Вероятно, это первоначальный проект. Реально были установлены, очевидно, только две вазы на пьедесталах, а скульптур не было — см., например, литографию выше. Видимо, после установки скульптуры «Нил» от этих статуй решили отказаться.

Пройдем еще немного направо и обратим внимание на забавный, совсем крохотный Малый Круглый пруд:

21 октября 2017 г.

Мы осмотрели весь парк. Выйти из него я предлагаю не оттуда, где мы зашли (не от Запасного пруда), а от Большого Круглого пруда. Отсюда начинается Самсоновский водовод:

21 октября 2017 г.

Водовод для подачи воды к фонтанам начинается от Большого Круглого пруда и проходит около 2 км до Верхнего парка. Первоначальные деревянные трубы, проложенные при Петре I , в 1755 г. по указанию императрицы Елизаветы были заменены новыми, чугунными. Трубы проходят по дну канала. Параллельно ему проходит еще один канал — Ольгинский, доходящий только до Ольгина пруда.Вдоль каналов устроены три аллеи, обсаженные деревьями. Этот живописный путь приведет нас в самый центр Петергофа. [ 1,с.36; 2,с.222;3 ]

И напоследок оглянемся еще раз назад, к Розовому павильону:

Источник

Руина

Архитекторы: Штакеншнейдер А. И.
Год постройки: 1852
Стиль: Эклектика

Руина

Утраченный памятник

Петергоф, Луговой парк

1852 — арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович Пам. арх. (федер.)

Руина. Литография П.Ф.Бореля
по рисунку К.К.Циглера
фон Шафгаузена.
(добавил S.P. )

Петергоф. С фотографий
В. П. Вишнякова.
Фототипия П. И. Бабкина
1894 г.

Памятники архитектуры
пригородов Ленинграда.
Л., Стройиздат ЛО,
1983, с. 465

М.М.Измайлов. Путеводитель
по Петергофу. К 200-летию
Петергофа. СПб, 1909, с. 211

Подробная
топографическая карта
окрестностей СПб.
Верстовка 1870-1890 гг. .

Рис. из книги: А.Гейрот.
Описание Петергофа.
СПб, 1868.
* см. ниже

* Изображен вид Лугового парка с башни Розового павильона (павильона Озерки). Руина — немного правее середины рисунка.

«На одном из островов пруда, среди чащи кустарников, красиво возвышаются развалины греческого храма с ионийскими колоннами розовато мрамора. Колонны эти взяты из петербургского Михайловского замка за ненадобностью, и архитектор Штакеншнейдер воспользовался ими очень оригинально, изобразив на острове полуразвалившийся храм. Вся постройка была окончена необыкновенно быстро, в 10 дней. Основание храма густо заросло кустарником; между ветвями его валяются вросшие в землю куски колонн, капители, части карнизов, рельефных плит и статуй. Руины эти — один из самых привлекательных уголков Петергофа, но, к сожалению, место порядочно запущено и почти не посещается. С берега идет на остров узкий довольно ветхий пешеходный мостик.»

(М.М.Измайлов. Путеводитель по Петергофу. К 200-летию Петергофа. СПб, 1909, с. 214,216)


Это красивое парковое сооружение, игравшее значительную роль в видах Лугового парка, разрушено во время Великой Отечественной войны.

Читайте также:  Чем очистить бассейн от слизи

В литературе справедливо закрепилось имя А.И. Штакеншнейдера , как автора Руины на Большом острове Лугового парка, воплотившего в жизнь замысел Николая I. Степень участия императора уточнил С. Б. Горбатенко, который ввел в научный оборот рисунок из собрания ГНИМА им. А. В. Щусева. Под изображением руин, практически не отличимых от реализованного варианта, стоит следующая подпись: «Собственноручный рисунок Государя Императора Николая Iго получено из рук Его Величества 15го июня 1852. Руина по сему рисунку выстроена в 10 дней. Архит. Штакеншнейдер» . Император был автором не только замысла Руин, но и проекта постройки, что подтверждается выявленными архивными документами. Согласно Камер-фурьерскому журналу, среди лиц, принятых Николаем I в кабинете Большого Петергофского дворца 15 июня 1852 г., был управляющий Петергофом генерала Лихардов с архитектором Штакеншнейдером. Тогда император и передал свой рисунок для скорейшего возведения Руины. На следующий день, 16 июня, А. И. Штакеншнейдер получает следующее предписание Петергофского правления: «чтобы согласно данному Его Величеством Вам проекту постановления колонн и руин на возвышенном острове большого пруда, Вы в будущий вторник 17-го сего Июня (и никак не позже 18-го) приказали устроить на помянутом острове декорацию сих руин из брусков, дабы Его Светлость (министр императорского двора П. М. Волконский – Авт.) мог видеть эффект предположения в натуре». То есть император предписывал возвести макет руин согласно его проекту. Таким образом А. И. Штакеншнейдер создал композицию, продуманную императором.

Устроенный из дерева макет руин император осмотрел через три дня, 19 июня, когда вместе с сыновьями «имел выезд прогуливаться и проезжали на Озерки, куда приглашен был Обер-шенк граф Вильегорский и кушали чай» . В тот же день А. И. Штакеншнейдер сообщил в Перергофское правление, что Николай I утвердил «декорации по плану предполагаемых руин и приказал приступить к делу» . Архитектор просил «для выиграния времени» сразу устроить «прочные мостки (годные для перевозки мраморных колонн), равно приказать доставлять потребныя для бута материалы на первый случай камня 10, песку 2 и извести 2 куб. саж. и назначить 12 человек землекопов для вырытия по указанию фундамента». Как справедливо отмечал А. П. Кожевников, «хотя развалины дешевле всего строить», здесь был целый ряд сложностей, в первую очередь грандиозность руины: «. насыпной грунт острова, тяжесть мраморных блоков, из которых не было куска менее 100 пудов, а большая часть их была от 200 до 400 пудов, и отдаленность от места постройки этих материалов, лежавших на берегу моря, делали стоимость работы довольно значительною». 20 июня А. И. Штакеншнейдер представил в Петергофское дворцовое правление смету «для построения по Высочайшему Государя Императора назначению на острове у новых прудов из обломков мрамора и гранита, находящихся на берегу залива» на сумму 2559 рублей. Для устройства Руины, как указывалось в смете, необходимо было «устройство временнаго моста со сделанием стелюг из бревен самых крепких с настилкою пола из досок в 2½ д. шириною от 3 до 4 аршин со всеми укреплениями с распорками и перилами, . лесов для поднятия колонн и архитравов». Архитектор указывал, что при устройстве фундамента, т.к. «насыпная земля очень высока, необходимо . вбивать сваи ручною бабою дабы не могло сделать осадки именно вострить бревна 5 верш. длиною в 2½ и аршина и вбить ровно по показанию штук 80», фундамент предусматривался «глубиною в 3½ арш., ширин 2 арш». Он должен был быть выбучен «с разбуткою под руиною булыжнаго камня и сверх под гранит кирпичем глубиною до 3½ арш. и более шириною в 2 арш.», также делались фундаменты для «статуи перед руиною». Для перевозки колонн «как цельных так и из кусков разной меры» с берега залива рассчитывалось на «каждую колонну по 6 лошадей и 20 рабочих для накладки на телеги и отвоску на остров». Для цоколя под колонны на остров необходимо был доставить также и гранит. 21 июня Лихардов препровождает смету в Министерство двора, откуда она возвратилась в тот же день с резолюцией министра двора П. Волконского: «. объявить А. Штакеншнейдеру, что более назначенных на сей предмет тысячи рублей, которыя вручены Государем Императором лично Вашему Превосходительству, Его Величество не даст». Проблема с финансированием постройки, связанная с чрезвычайной бережливостью и «железной» волей Николая I, была позже благополучно и чисто по-российски решена . Архитектор начинает работы, используя, «на первый случай», материалы (песок, известь, щебень, кирпич и пр.), рабочую силу и лошадей Петергофского дворцового правления. Правление впоследствии оплатит счета подрядчиков «по перевозке и установке мрамора в виде руин на острове близ мельницы всего на сумму 1440 р. 38 к.» — купцу Громову за лесные материалы, Вельти за установку колон, плотничному мастеру Эзе за поездки и привоз машин от Исаакиевскаго собора, крестьянину Якову Анисимову за мох, «плотничному подрядчику» Федору Камкову за плотников, подрядчику Николаю Седункову за каменотесов и лошадей, кузнечному мастеру Францу Бауэру за скобы и пироны, Седункову за каменотесов в ночь, коллежскому регистратору Шенку за поездку для «приискания» извозчиков с ломовыми лошадьми для перевозки больших тяжестей, а также жалованье надсмотрщикам и десятнику за присмотр за каменотесною работою . Перерасход средств на устройство Руины в 440 руб. 37 коп. серебром император приказал «уплатить из имеющагося в Петергофском дворцовом правлении свободнаго остатка от разных окончательных по Петергофу работ». Для устройства Руины также были использованы 18500 кирпичей с казенного кирпичного завода, не оплаченные из этих денег, а, кроме того, из «средств и запасов» Правления были выделены 20 пудов гвоздей и скоб, цементу портландскаго 3 бочки, извести серой 4 куб саж, песку морскаго 4 куб. саж. С ремонтных работ было снято для сделания фундамента и других работ 500 землекопов, а также рабочие мастеровые. По перевозки «посильных штук мрамора» использовались казенные лошади с проводниками, были взяты «от пруда у крестьянской дороги: дерна 265 куб. саж, земли черной 5 куб. саж, камня 27⅟₄ куб. саж., из садовой школы – кусты и деревья» . Строителям отводились для работы 10 дней, крайне сжатый срок. Впоследствии выполненная работа будет вызывать гордость петергофских чиновников , но в тот момент это было причиной многих проблем, которые вынуждено было решать Петергофское Дворцовое правление. Для срочного выполнения работ Лихардов обратился к министру двора князю Волконскому с просьбой «о приказании дать для привоза от Исакиевскаго Собора подъемных инструментов, казенный пароход и потребное число ботов» . По-видимому, пароход не был выделен, и указанные в требовании четыре кабестана, восемь «медведок ручных для перевозок для перевозки мрамора», десять конных, два двойных и четыре одинарных чугунных блока и «даумкрат» доставил от Исаакиевского собора мастер Эзе на семи подводах .

Читайте также:  Шоу фонтанов петергоф 2021

Император хотел к возвращению супруги из поездки по Европе сделать ей сюрприз. Строительство было начато 25 июня, когда Николай I отправился встречать Александру Федоровну. А. П. Кожевников писал: «к этой работе были назначены: по Инженерной части поручик Пилсудский, свайную бойку производил архитектор Ган и помощник А. Штакеншнейдера Г. Циглер наблюдал за исполнением рисунка. Кожевников с часами в руках и полномочием распоряжении соразмерял время».

А. Штакеншнейдер предусматривал также зеленое убранство сооружения и острова и сообщал в Правление, что «при окончательной отделке Руины потребуется разных цветущих кустарников до 125 штук, дерну, вьющиеся растения для обвития колонн и спуска от карниза, свежего моху. ». Архитектор просил заготовить растения «к 3 числу наступающего июля, посадку кустарников произвести не иначе, как по моему указанию, и, ежели есть возможность, перевезти на этот остров и посадить два дерева ясеневые или кленовые». Заготовку зеленых материалов и посадки осуществлял садовник П. Эрлер . «Десять дней и десять ночей, не сходя с места, все эти лица двигали работу вперед и она росла под глазами, каждый аршин пространства был занят человеком, рабочих было две смены: одни работали днем, другие ночью. Генерал Лихардов беспрестанно приезжал на работу, и берега озера в продолжении всех 10 дней были покрыты любопытными. 6-го июля в 5 часов вечера работа была совершенно кончена».

Описание чиновника полностью подтверждается архивными документами — к возвращению Николая I с супругой постройка была закончена. Правда, в воспоминаниях Кожевникова указывается, что, сойдя на берег с парохода, император сразу отправился осматривать Руину – это все-таки преувеличение. Николай I с семьей и значительной свитой отправился из гавани в церковь в Александрии, а Руину он покажет Александре Федоровне, вероятнее всего, 11 июля, когда «Ея Величество из дачи Александрии прибыла к фрейлине графине Тизенгаузен и с гостями изволила проезжать на озерки, куда после ученья изволил прибыть и Его Величество с Их Высочествами и Особами Свиты, и изволили иметь полдник» . В эти же дни поступило распоряжение императора прислать из Царского Села «две или три пары лебедей для помещения в новом пруду у Руины» . Присланные в конце июля птицы дополнили идиллическую картину нового уголка Петергофа.

(Из статьи Котляр П. П., Пащинская И. О., Юмангулов В. Я. Руины в петергофских парках //

A maximus ad minima. Малые формы в историческом ландшафте. СПб., 2017. С. 64-77 ; добавил: v.s. )

Федеральный памятник Постановление Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527

Источник

Оцените статью