Лучо Фонтана: жизнь и творчество художника
Лучо Фонтана (итал. Lucio Fontana, 19 февраля 1899, Росарио, Санта-Фе, Аргентина — 7 сентября, 1968, Ломбардия) — итальянский живописец, скульптор, теоретик, абстракционист и новатор.
СОДЕРЖАНИЕ
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Лучо Фонтана родился в 1899 в Росарио-де-Санта-Фе, Аргентина. Его отец, Луиджи Фонтана, был итальянским скульптором. Луиджи привез сына в Милан в 1905 для получения образования, Лючио начал работать в качестве подмастерья в студии отца в возрасте десяти лет.
После Первой мировой войны Фонтана открыл свою собственную студию в Аргентине, а позднее вернулся в Милан в 1928.
Выставка Лучо Фонтана в Милане в 1930 стала первой выставкой нефигуративной скульптуры в Италии. В 1934 вступил в парижскую группу «Абстракция-Творчество».
В 1946 Фонтана основал частную художественную школу, назвав её Академия Альтамира, которая стала важным культурным центром. Именно здесь, в постоянном контакте с молодыми художниками, он сформулировал свою теорию об искусстве, опубликовав затем «Белый Манифест» («Manifesto Blanco»), призывавший к искусству, которое будет охватывать области науки и техники и использовать такие вещи, как неон, радио и телевидение.
В 1947 основал спатиалистское движение и издал «Технический манифест спациализма».
1949 является поворотным моментом в карьере художника — он одновременно создал «Buchi» (первую серию картин, в которых он проткнул холст) и первую пространственную композицию «Spatial Environment» (галерея Naviglio, Милан), которая предвосхитила более поздние достижения в области искусства — энвайронмент, перформанс и арте повера. Эта первая временная инсталляция состояла из гигантской амебообразной формы в затемненной комнате и была освещенная неоновыми огнями.
Вскоре после этого Фонтана начал использовать неоновые трубки в своих работах.
В 1966 Лучо Фонтана принял участие в Венецианской биеннале, а в 1968 — в Документе в Касселе. Для выставки в Венеции он создал энвайронмент для экспозиции своих работ.
Двумя годами позже он умер в Каммабио под Варезе в 69-летнем возрасте.
ТВОРЧЕСТВО ЛУЧО ФОНТАНО
Самыми характерными для Фонтана произведениями стали картины с прорезями и разрывами, которые принесли ему широкую известность. Впервые со времен Малевича картина была преобразована таким радикальным способом.
Выполнив свой первый заказ — изготовление бронзового памятника для жителей Розарио-де-Санта-Фе,- Фонтана обучался скульптуре у символиста Адольфо Вильдта. Скульптурные работы того времени демонстрируют пристрастие Фонтаны к четким контурам и «сглаженной» передаче пластики. В серии рельефов «Черные скульптуры» (1931) он расположил уступами один под другим различные терракотовые уровни. Объемы изображенных мужских фигур передаются за счет нацарапанных контуров и нанесенных затем цветов.
Отказ от иллюзионистского искусства и стремление к созданию пространственного эффекта привели к появлению в начале 30-х дощечек граффито (ит. sgraffito букв, выцарапанный). На этих гипсовых дощечках Фонтана рисовал беспредметные формы, которые казались парящими на фоне рассеянного света. С1934 он делал покрытые бронзой цементные, гипсовые и металлические пластины, которые, располагаясь определенным образом, создавали пространственный эффект. Одновременно с этим появились скульптуры из стальной проволоки, создававшие эффект движущихся в пространстве линий. В 1934 Фонтана стал одним из основателей миланской секции парижской группы «Abstraction-Creation», которая представляла беспредметное искусство.
После возвращения Фонтаны в Италию появились (начиная с 1947) манифесты так называемого «Спациализмо» (от Spazio — пространство): концепция «специалистов» состояла в том, что на смену всем статическим видам искусства должно прийти искусство динамическое.
Художники должны были дать «индивидууму возможность проявить и развить силу своего воображения» и освободиться от «всякой художественной и пропагандистской риторики».
Работа художника должна воздействовать исключительно на силу воображения зрителя. С этими намерениями была связана разработанная Фонтаной новая концепция пространства: он проделывал дыры в своих картинах. Этим он создавал эффект многомерной пластичности, вытеснявшей собой двухмерность холста, и способствовал «втягиванию» картины в пространство: «дырявая» картина, особенно черно-белая, разворачивалась во всех направлениях, устраняя собственные границы. Зритель, по мнению Фонтаны, должен был видеть пространство как «безграничную непрерывность, свободную во всех проявлениях».
Соответственно этому художник характеризовал свои работы как «Пространственную концепцию» (Concetto spaziale) — и шла ли речь о живописи или о скульптуре, было для него совершенно неважно. В начале 50-х появились первые «Pietre» («Камни»), на которые Фонтана наклеил куски цветного стекла и проделал отверстия. Благодаря этим отверстиям переливающиеся поверхности скульптур казались отодвинутыми на задний план.
В 1958 Фонтана закончил первую «тальи» — картину с прорезами полотна. Под холст он подкладывал марлю, чтобы сделать более ощутимым пространственный эффект: в соответствии с тем, какой материал испытывал большее натяжение, он наносил прорезы спереди или сзади картины.
Благодаря такой технике создавалось впечатление таинственных глубин за холстом или какого-то неопределенного светлого пространства перед ним.
Сначала он делал в холсте небольшие прорезы в смешанных красках; но со временем стал делать их преимущественно на монохромных плоскостях, при этом увеличились их длина и общее количество. Создававшие эффект движения составляющие отклонялись от строгого вертикального расположения. Во время работы над «тальи» он создал серию «Кукольный театр» (1964-66): перед продырявленным холстом Фонтана расположил вращающуюся узкую деревянную доску, силуэт которой напоминал составляющие ландшафта. Этим художник добивался «эффекта потайного окошка».
Источник
Лучо Фонтана
Lucio Fontana
Лучо Фонтана
Lucio Fontana
Дата рождения:19 февраля 1899 г.Дата смерти:7 сентября 1968 г.Национальность:итальянец , аргентинецНаправление:Спациализм (Spatialism) , Арте повераШкола/группа:Зеро (Zero)Сфера:живопись , скульптураОказал влияние:Тури Симети , Герхард Рихтер , Alfio GiuffridaАрт-институции:Академия БрераВикипедия:ru.wikipedia.org/wiki/Фонтана,_Лучо
Заказать
репродукцию
Лучо Фонтана (итал. Lucio Fontana, 19 февраля 1899, Росарио, Санта-Фе, Аргентина — 7 сентября, 1968, Ломбардия) — итальянский живописец, скульптор, теоретик, абстракционист и новатор. Самыми характерными для Фонтана произведениями стали картины с прорезями и разрывами, которые принесли ему широкую известность. Впервые со времен Малевича картина была преобразована таким радикальным способом.
Лучо Фонтана родился в 1899 в Росарио-де-Санта-Фе, Аргентина. Его отец, Луиджи Фонтана, был итальянским скульптором. Луиджи привез сына в Милан в 1905 для получения образования, Лючио начал работать в качестве подмастерья в студии отца в возрасте десяти лет. После Первой мировой войны Фонтана открыл свою собственную студию в Аргентине, а позднее вернулся в Милан в 1928. В 1946 Фонтана основал частную художественную школу, назвав её Академия Альтамира, которая стала важным культурным центром. Именно здесь, в постоянном контакте с молодыми художниками, он сформулировал свою теорию об искусстве, опубликовав затем «Белый Манифест» («Manifesto Blanco»), призывавший к искусству, которое будет охватывать области науки и техники и использовать такие вещи, как неон, радио и телевидение.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Источник
Фонтаномания: почему художник, разрезающий и
протыкающий свои работы, увлёк весь мир?
Режь и протыкай. В Мультимедиа Арт Музее открылась первая в Москве ретроспектива Лучо Фонтана. Художника, который первый начал резать и протыкать свои картины. Вредительство? Гоголевщина? Теперь имя Фонтана уверенно прорезано в мировой истории искусства.
Мультимедиа Арт Музей впервые в Москве представляет ретроспективную выставку звезды итальянского и мирового современного искусства Лучо Фонтана, созданную в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтана.
Экспозиция, включающая более 60 работ художника из Фонда Лучо Фонтана, итальянских музеев и частных коллекций, дает возможность проследить эволюцию творчества художника от фигуративных работ к абстракциям, разрушающим традиционное представление о картине.
Лучо Фонтана.
Пространственная концепция. Маленький театр.
1965.
Холст, водоэмульсионная краска, лакированное дерево.
Национальная галерея современного искусства, Рим
Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Трудно представить другого современного художника, вокруг имени и работ которого было столько споров и противоречий. Подобный жест, как разрез или протыкание, сложно принять за созидание. Фирменные дыры (buchi) на работах Лучо Фонтана были для художника выходом в новое, бесконечное измерение. Свет, обнаруженный за пределами сакрального для мира искусства пространства холста, оказался выходом в космос.
И здесь идеи Фонтана о том, что искусство может предвосхищать научные открытия так же, как научно-технический прогресс не может не влиять на художественное творчество, артикулированные в подписанных им манифестах, проявляют свою провидческую силу. Первый космический спутник будет запущен СССР в 1957 году – через десять лет после «космических прорывов» Лучо Фонтана. За освоением космоса художник будет следить внимательно и страстно.
Одну из представленных на выставке в МАММ работ «Пространственная концепция. Ожидание» (Concetto spaziale, Attesa, 1965 год) он подписал: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра».
Лучо Фонтана.
Пространственная концепция. Ожидание.
1965
Холст, водоэмульсионная краска, разрез, лакированное дерево.
Городские музеи Флоренции — Музей Новеченто.©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
В 1958 году Лучо Фонтана начнет свой самый известный цикл «Разрезы» (Tagli), над которым будет работать до конца своей жизни. В этом цикле в картинах, объединенных названием «Пространственная концепция. Ожидания» (Concetto spaziale. Attese), появятся легендарные разрезы (tagli), которые станут кульминацией его духовных поисков и пластической презентацией его веры в бесконечность. Картина окончательно перестает быть пространством отражения материального мира, превращаясь в форму репрезентации концептуальных идей.
Лучо Фонтана
Распятие.
1948
Терракота, цветная глазурь.
Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Фонтана воспринимал живописное пространство как поле для эксперимента, но преодоление объективных ограничений материи было не разрушением, а созидательным действием, стремительным и точно просчитанным. Четкость, с которой выполняется надрез, открывает для художника пространство по ту сторону физической границы и позволяет осуществить прорыв из двухмерного полотна в трехмерность.
Лучо Фонтана.
Пространственная концепция.
1949.
Холст, бумага, дыры.
Национальная галерея современного искусства, Рим
Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
«„Дыры“, самые первые „Дыры“, не были задуманы как уничтожение живописи, они указывали на измерение, лежащее за пределами картины, предоставляя свободу увидеть искусство в любых формах, в любом материале», — объяснял позже сам Фонтана. Его наиболее известная серия «Пространственные концепции» (Сoncetti spaziali) объединяет циклы произведений, имеющих разную пластическую драматургию. В преодолении традиционных художественных форматов проявляется неугасимая творческая энергия, благодаря которой возникают разнообразные живописные и скульптурные циклы, в том числе — «Натура» (Nature). При всей несхожести форм и техник, каждая работа наделена глубоким философским смыслом.
Лучо Фонтана
Распятие.
1955–1957
Керамика, цветная глазурь.
Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Параллельно с поисками новой свободы за пределами холста Фонтана продолжал работать как скульптор, строя диалог с историей мирового искусства, его большими стилями и, прежде всего, стилем барокко, который оказался наиболее релевантным страстной, эмоциональной природе самого художника. На выставке в МАММ будут представлены четыре скульптуры этого периода, а также двенадцать керамических распятий (керамика — один из излюбленных материалов Фонтана). Керамические покрытые цветной глазурью распятия Фонтана раскрывают глубокую взаимосвязь духовных и художественных поисков художника.
Лучо Фонтана.
Портрет Терезиты.
1940.
Мозаика.
Фонд Лучо Фонтаны, Милан
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
В начале XXI века современное искусство снова стоит перед проблемой поиска путей своего развития. Новые цифровые технологии, дополненная реальность, появление нейронных сетей, а также социальные сети, ставшие реальностью сегодняшнего дня, заставляют нас переосмыслить мир, в котором мы живем. У искусства, как и науки, есть логика саморазвития. Взаимодействием этих двух сфер духовной жизни человечества и занимался Лучо Фонтана — патриарх итальянского искусства XX века, чье творчество было отмечено Гран-при 33-й Венецианской биеннале 1966 года.
Лучо Фонтана
Распятие.
1957
Керамика, цветная глазурь.
Собрание Карстена Греве, Санкт-Мориц
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Знакомство с работами Лучо Фонтана дает важный импульс к поиску новых путей развития искусства сегодня.
«Лучо Фонтана для меня – учебник того, как мы можем меняться, как мы можем выходить в другое измерение и предугадывать. Ведь ещё в конце сороковых он делает дырки в холсте, которые показывают, что за нами что-то есть», — рассказала директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Лучо Фонтана
Ретроспектива в МАММ
27 ноября 2019 — 23 февраля 2020
Кураторы: Ольга Свиблова и Елена Джеуна в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны
При поддержке:
Департамента культуры города Москвы
Посольства Италии в России
Итальянского института культуры в Москве
Культурно-благотворительный фонд U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых
Фото обложки: Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Ожидания. 1964. Холст, водоэмульсионная краска.
Городская галерея современного искусства, Турин. Предоставлено фотостудией Gonella. Воспроизводится с разрешения Фонда музеев Турина ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Источник