Логопед тема лета осень

Конспект занятия по лексической теме: «Осень»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цель: обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Коррекционно – образовательные:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.

2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.

Коррекционно – воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

конкурсный материал по теме: «Краски осени»

конспект занятия учителя-логопеда

с подгруппой детей 5-6лет «Осень»

учитель-логопед Королькова Н.П .

Конспект занятия по лексической теме: «Осень» .

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.

2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.

— Наблюдения за живой и неживой природой.

— Рассматривание картин и репродукций об осени.

— Заучивание стихотворений, пословиц об осени, отгадывание загадок.

— Составление гербария из осенних листьев.

— Просмотр мультфильма «Умка»

  1. Мультимедийный альбом с фотографиями природы осенью, животными, осенними явлениями.
  2. Листья
  3. Письмо.

Звучит фонограмма ветра. В группу забегает девочка в костюме облачка и говорит:

И даёт письмо. Логопед его берёт и рассматривает с детьми.

Логопед: Очень загадочное сообщение к нам пришло.

“Здравствуйте, дорогие ребята. Живу я на Дальнем Севере, где очень сильные морозы, и много-много снега, но я не мёрзну, у меня очень тёплая шерсть, и живу я в берлоге с мамой-медведицей. Я никогда не видел осень. Мне очень хотелось узнать какая она, эта таинственная осень? Не могли бы вы рассказать мне о ней. Я буду ждать! ”

Читайте также:  Можно ли делать элос омоложение летом

Логопед: Вы догадались, кто прислал нам письмо?

Логопед: Поможем Умке узнать какая бывает осень?

Логопед :Как мы сможем рассказать Умке об осени?

Дети : Составить рассказ про осень.

Дети : Составить книгу про осень.

Логопед : Мне очень понравились ваши предложения. Давайте составим книгу, в которой отразим все ваши пожелания.Ведь её можно сделать цветную, красочную.

Логопед : Какие краски наполняют осень?

Дети : Жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневые.

Логопед : Где мы можем увидеть многообразие этих красок?

Логопед : Ну, что же, мы отправимся в осенний лес.

Логопед : Вот мы свами и в лесу. (Слайд№ 2 )

Логопед : Кто мне скажет, какие явления происходят с природой осенью?

Логопед : Осенью листья какие?

Логопед : Кто мне скажет, как можно сказать об этом одним словом?

Логопед : Подскажите мне, какая бывает погода осенью?

Логопед : А вы слышали такое выражение «золотая осень»?

Она действительно сделана из золота?

Логопед: Это образное выражение, которое используется для описания красоты осени. Листочки на деревьях как бы похожи на золото по цвету.

Логопед : Да, ребята, осень бывает тёплая и холодная, пасмурная и солнечная,дождливая и ясная.

Логопед : Какое определение можно дать осени?

Логопед : Мы с вами составили портрет осени, посмотрите на экран, похож он? ( Слайд № 3 )

Логопед : Итак, как же будет называться наша первая страница?

Дети : Первая страничка нашей книги будет называться «Портрет осени».

Логопед : Что будет отражать она?

Дети: Она отразит красоту, и многообразие красок осени?

Логопед : Об осени можно не только рассказать, её можно ещё показать.Как мы это сможем сделать?

Дети : С помощью пальчиков и язычка.

Логопед : Следующая страничка будет называться «Осень и пальчики».

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Осень». (Слайды № 3, 4 ).

— Заехали мы с вами в осенний лес, в котором росли липы и березы.

(Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны);

Читайте также:  Подбери цвет волос лето

— В лесу на ветке березы качалась любопытная белка.

( Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением язык );

— Под кустом орешника спал колючий ежик.

(Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх);

— Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

(Язычок «лопаткой». Кладём ладони на колени).

Логопед : Ребята, посмотрите, кто бежит по тропинке с листочком на спинке?

Логопед : Хорошо, вот и тема для следующей странички. Как мы её назовём?

Дети : И назовём её «Лесные жители осенью».

Логопед : Кто хочет мне назвать лесных жителей? (Слайды №5,6,7,8).

Дети: л есной житель — медведь.

Дети : лесная жительница — лиса.

Дети: лесные жители — заяц, ёж.

Дети : лесная жительница — белка.

Дети : лесной житель — волк.

Логопед : А кто мне назовёт, как готовятсязвери к зиме? (Слайды № 9, 10,11).

Дети : Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы.

Дети: Медведь роет берлогу.

Дети : Мышка тащит в норку колоски.

Физкультминутка «Листопад » под музыку с листиками.

Логопед : Посмотрите, как красиво опадают листочки. А вы знаете, как называется это явление природы? (Слайд № 12).

Логопед : Как назовём страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенний листопад».

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели . (Побежали по кругу)

И на землю тихо сели. (Присели)

И листочки все поднял (встали)

Закружились, полетели (покружились, побежали)

И на землю снова сели (присели, листики положили на пол).

Образование прилагательных от существительных.

Логопед : Посмотрите вокруг, сколько деревьев окружает нас. Кто мне назовёт деревья?

Логопед: А давайте назовём листочки. Если у осины листья осиновые, то у дуба – какие (Слайд № 13,14,15, 16)

Дети : У рябины листья – рябиновые.

Дети: У берёзы листья — берёзовые.

Дети: У дуба листья – дубовые.

Дети: У клёна листья – кленовые.

Логопед : Как же мы назовём следующую страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенние деревья».

Логопед : Мы уже составили много страниц в нашей книге. А что мы ещё можем рассказать Умке об осени? ( Слайд №17)

Читайте также:  Поиск мода этим летом

Дети : Осенью собирают урожай.

Дети : В лесу много грибов.

Логопед : Правильно, значит не все приметы осени, мы отразили в нашей книге.

Когда я назову приметы осени, вы используете слово «да». Если приметы относятся к другому времени года, вы используете слово «нет».

Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).

Логопед : Вы порадовали меня,всё сделали без ошибок.

Логопед : Чтобы наш Умка составил целостное представление об осени, предлагаю вам рассказать об осени.

Я буду говорить начало предложения, а вы — конец предложения.

На смену лету пришла . (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает . (из—за туч). Деревья надели . (разноцветный наряд). . (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем . (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик . (моросит) и заставляет прятаться . (по домам). Птицы собираются в стаи . (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают . (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Рисование ладошками « Осеннее дерево».

Логопед : Мы с вами уже составили многостраниц, и хотелось, чтоб последняя страница была необычной.

Дети выполняют коллективную работу.

На плакате нарисовано дерево (ствол и ветки), а ребята ладошками рисуют листочки (желтые, красные и т.д.).

Логопед : Ребята, посмотрите, какая замечательная книга для Умки у нас получилась! Я думаю, что Умка очень обрадуется книге.

Благодаря вам, он будет знать, какая бывает осень, её приметы, как осенью животные готовятся к зиме.

Сегодня книгу я отнесу на почту и отправлю Умке. А от него мы будем ждать рассказ о Родине.

  1. При разработке конспекта использовались материалы из пособий Н.В.Нищевой
  2. Интернет-ресурсы: https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion

Источник

Оцените статью