Конспект занятия по лексической теме: «Осень»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».
Коррекционно – образовательные:
1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.
2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.
4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).
Коррекционно – развивающие:
1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.
2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4
муниципального образования Каневской район
конкурсный материал по теме: «Краски осени»
конспект занятия учителя-логопеда
с подгруппой детей 5-6лет «Осень»
учитель-логопед Королькова Н.П .
Конспект занятия по лексической теме: «Осень» .
Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».
1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.
2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.
4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).
1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.
2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.
— Наблюдения за живой и неживой природой.
— Рассматривание картин и репродукций об осени.
— Заучивание стихотворений, пословиц об осени, отгадывание загадок.
— Составление гербария из осенних листьев.
— Просмотр мультфильма «Умка»
- Мультимедийный альбом с фотографиями природы осенью, животными, осенними явлениями.
- Листья
- Письмо.
Звучит фонограмма ветра. В группу забегает девочка в костюме облачка и говорит:
И даёт письмо. Логопед его берёт и рассматривает с детьми.
Логопед: Очень загадочное сообщение к нам пришло.
“Здравствуйте, дорогие ребята. Живу я на Дальнем Севере, где очень сильные морозы, и много-много снега, но я не мёрзну, у меня очень тёплая шерсть, и живу я в берлоге с мамой-медведицей. Я никогда не видел осень. Мне очень хотелось узнать какая она, эта таинственная осень? Не могли бы вы рассказать мне о ней. Я буду ждать! ”
Логопед: Вы догадались, кто прислал нам письмо?
Логопед: Поможем Умке узнать какая бывает осень?
Логопед :Как мы сможем рассказать Умке об осени?
Дети : Составить рассказ про осень.
Дети : Составить книгу про осень.
Логопед : Мне очень понравились ваши предложения. Давайте составим книгу, в которой отразим все ваши пожелания.Ведь её можно сделать цветную, красочную.
Логопед : Какие краски наполняют осень?
Дети : Жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневые.
Логопед : Где мы можем увидеть многообразие этих красок?
Логопед : Ну, что же, мы отправимся в осенний лес.
Логопед : Вот мы свами и в лесу. (Слайд№ 2 )
Логопед : Кто мне скажет, какие явления происходят с природой осенью?
Логопед : Осенью листья какие?
Логопед : Кто мне скажет, как можно сказать об этом одним словом?
Логопед : Подскажите мне, какая бывает погода осенью?
Логопед : А вы слышали такое выражение «золотая осень»?
Она действительно сделана из золота?
Логопед: Это образное выражение, которое используется для описания красоты осени. Листочки на деревьях как бы похожи на золото по цвету.
Логопед : Да, ребята, осень бывает тёплая и холодная, пасмурная и солнечная,дождливая и ясная.
Логопед : Какое определение можно дать осени?
Логопед : Мы с вами составили портрет осени, посмотрите на экран, похож он? ( Слайд № 3 )
Логопед : Итак, как же будет называться наша первая страница?
Дети : Первая страничка нашей книги будет называться «Портрет осени».
Логопед : Что будет отражать она?
Дети: Она отразит красоту, и многообразие красок осени?
Логопед : Об осени можно не только рассказать, её можно ещё показать.Как мы это сможем сделать?
Дети : С помощью пальчиков и язычка.
Логопед : Следующая страничка будет называться «Осень и пальчики».
Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Осень». (Слайды № 3, 4 ).
— Заехали мы с вами в осенний лес, в котором росли липы и березы.
(Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны);
— В лесу на ветке березы качалась любопытная белка.
( Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением язык );
— Под кустом орешника спал колючий ежик.
(Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх);
— Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.
(Язычок «лопаткой». Кладём ладони на колени).
Логопед : Ребята, посмотрите, кто бежит по тропинке с листочком на спинке?
Логопед : Хорошо, вот и тема для следующей странички. Как мы её назовём?
Дети : И назовём её «Лесные жители осенью».
Логопед : Кто хочет мне назвать лесных жителей? (Слайды №5,6,7,8).
Дети: л есной житель — медведь.
Дети : лесная жительница — лиса.
Дети: лесные жители — заяц, ёж.
Дети : лесная жительница — белка.
Дети : лесной житель — волк.
Логопед : А кто мне назовёт, как готовятсязвери к зиме? (Слайды № 9, 10,11).
Дети : Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы.
Дети: Медведь роет берлогу.
Дети : Мышка тащит в норку колоски.
Физкультминутка «Листопад » под музыку с листиками.
Логопед : Посмотрите, как красиво опадают листочки. А вы знаете, как называется это явление природы? (Слайд № 12).
Логопед : Как назовём страницу нашей книги?
Дети : Назовём «Осенний листопад».
На ветках мы сидим. (Присели на корточки)
Дунул ветер – полетели . (Побежали по кругу)
И на землю тихо сели. (Присели)
И листочки все поднял (встали)
Закружились, полетели (покружились, побежали)
И на землю снова сели (присели, листики положили на пол).
Образование прилагательных от существительных.
Логопед : Посмотрите вокруг, сколько деревьев окружает нас. Кто мне назовёт деревья?
Логопед: А давайте назовём листочки. Если у осины листья осиновые, то у дуба – какие (Слайд № 13,14,15, 16)
Дети : У рябины листья – рябиновые.
Дети: У берёзы листья — берёзовые.
Дети: У дуба листья – дубовые.
Дети: У клёна листья – кленовые.
Логопед : Как же мы назовём следующую страницу нашей книги?
Дети : Назовём «Осенние деревья».
Логопед : Мы уже составили много страниц в нашей книге. А что мы ещё можем рассказать Умке об осени? ( Слайд №17)
Дети : Осенью собирают урожай.
Дети : В лесу много грибов.
Логопед : Правильно, значит не все приметы осени, мы отразили в нашей книге.
Когда я назову приметы осени, вы используете слово «да». Если приметы относятся к другому времени года, вы используете слово «нет».
Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Логопед : Вы порадовали меня,всё сделали без ошибок.
Логопед : Чтобы наш Умка составил целостное представление об осени, предлагаю вам рассказать об осени.
Я буду говорить начало предложения, а вы — конец предложения.
На смену лету пришла . (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает . (из—за туч). Деревья надели . (разноцветный наряд). . (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем . (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик . (моросит) и заставляет прятаться . (по домам). Птицы собираются в стаи . (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают . (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Рисование ладошками « Осеннее дерево».
Логопед : Мы с вами уже составили многостраниц, и хотелось, чтоб последняя страница была необычной.
Дети выполняют коллективную работу.
На плакате нарисовано дерево (ствол и ветки), а ребята ладошками рисуют листочки (желтые, красные и т.д.).
Логопед : Ребята, посмотрите, какая замечательная книга для Умки у нас получилась! Я думаю, что Умка очень обрадуется книге.
Благодаря вам, он будет знать, какая бывает осень, её приметы, как осенью животные готовятся к зиме.
Сегодня книгу я отнесу на почту и отправлю Умке. А от него мы будем ждать рассказ о Родине.
- При разработке конспекта использовались материалы из пособий Н.В.Нищевой
- Интернет-ресурсы: https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion
Источник